Киргизские интернет-провайдеры готовят жалобу на Казахстан в ЕЭК

Они обвиняют казахстанских операторов связи в ценовом сговоре

Бишкек, 16 августа 2016, 17:55 — REGNUM  Киргизия намерена обратиться в Евразийскую экономическую комиссию по вопросу повышения цен со стороны казахстанских интернет-провайдеров. Об этом сегодня, 16 августа, со ссылкой на Государственный комитет информационных технологий и связи Киргизии сообщило агентство КирТАГ.

По данным агентства, 16 августа состоялась встреча статс-секретарь комитета Абдисамата Сагымбаева и директора государственного агентства связи Чынгыза Бекташева с представителями киргизских интернет-провайдеров. Совещание проводилось с целью урегулирования сложившейся ситуации с повышением тарифов.

«Было решено обратиться в адрес соответствующих органов Евразийской экономической комиссии с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию на соответствие нормам, предусматривающим механизмы по недопущению дискриминационного подхода, закрепленного в «Договоре о Евразийском экономическом союзе», подписанного в Астане 29 мая 2014 года. В частности, согласно приложению №1 к протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций «Порядке торговли услугами электросвязи» вышеуказанного Договора, «государства — члены принимают все необходимые меры, включая правовые и административные, для обеспечения недискриминационного, равного доступа к сетям и услугам электросвязи». Кроме того, государства — члены принимают все необходимые меры для обеспечения операторами электросвязи государств — членов беспрепятственного пропуска трафика, включая транзитный, на основании межоператорских договоров, а также с учетом технических возможностей сетей», — сообщает ведомство.

Напомним, как ранее сообщало ИА REGNUM , противостояние между киргизскими операторами связи и казахстанскими интернет-провайдерами началось в начале августа. По данным киргизского интернет-портала Zanoza. kg, причиной конфликта стало внезапное повышение транзитными операторами Казахстана тарифов на интернет для провайдеров Киргизии более чем в два раза.

«В профессиональной прессе не было ни одного сообщения, которое бы могло объяснить резкое повышение цен. Компании транзитного рынка давно построили все необходимые магистральные каналы, плановое расширение технических возможностей изначально заложено в тарифы. Стоимость услуг транзита на границе Российской Федерации и Республики Казахстан снижается. Немаловажно и то, что все операторы Киргизии оплачивают услуги казахских операторов в долларах США. Но в самом Казахстане в результате девальвации национальной валюты значительно вырос курс доллара к тенге, а значит, операторы стали получать значительно больше наличности», — процитировала Zanoza. kg заявление представителей Ассоциации операторов связи Киргизии.

Однако казахстанские операторы считают обвинения в свой адрес необоснованными и эмоциональными.

Поддерживает версию казахстанских провайдеров и президент Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров. В интервью корреспонденту ИА REGNUM он заявил, что никакого ценового сговора против киргизских операторов связи не было и быть не может:

Чисто географически и физически Киргизия получают подавляющую часть интернет-канала из Казахстана. Все, что заходит в Киргизию с юга — практически мизер. По моим приблизительным оценкам, более 80−85% интернет-трафика в Киргизии обеспечивается через казахстанские каналы. То есть надо признать, что именно Казахстан обеспечивает Киргизию каналами связи и доступом в интернет. Все, что касается тарифной политики — это рынок. Именно он диктует условия. Нельзя сказать, что есть какой-то сговор с целью задушить наших соседей. Мы просто живем сами в таком же рынке, как и все другие страны. Но для Киргизии доступ в интернет и передача данных дешевле, чем у нас, несмотря на то, что Казахстан занимает сегодня лидирующее место среди стран ЕАЭС и СНГ по проникновению интернета и предоставление доступа в интернет. На мой взгляд, ценовую политику определяют сегодня кризис и сам рынок — объемы доходов провайдеров значительно снизились. А во-вторых, доля интернета и передачи данных в общем доходе провайдеров увеличилась, поскольку в условиях кризиса народ стал больше использовать интернет, чем другие средства связи. И теперь передача данных занимает существенную часть в доле доходов любого провайдера. В Казахстане несколько компаний, которые обладают «первой милей» (компании, которые «заводят» интернет в страну, а компании «последней мили» — те, которые заводят интернет уже непосредственно в квартиру или в офис) — всего 5−6 компаний. Учитывая разные формы собственности этих компаний, говорить о каком-то ценовом сговоре вряд ли разумно.

ИА REGNUM: Необоснованность обвинений могла бы быть сомнительной, если бы они исходили от одной-двух киргизских компаний. Но ведь с жалобами выступила целая ассоциация!

Надо иметь в виду, что цены повысились у провайдера. Мы внутри Казахстана это не ощущаем по той причине, что у нас внутренний трафик — бесплатный. Повышение цен на внешний трафик мы не ощущаем, потому что доля внутреннего трафика у нас гораздо выше, чем внешнего. А в Киргизии доля внешнего трафика наоборот составляет большую часть общего трафика. За внешний трафик надо платить. За него платят все абсолютно, в том числе и казахстанские провайдеры, и любые другие провайдеры в любой другой стране. Для этого как раз и создаются пиринговые центры и центры обмена передачами данных (IX-Internet-Exchange). Поэтому еще раз повторюсь: сговор не возможен и технически, и с точки зрения разных форм собственности наших провайдеров.

ИА REGNUM: Если речь идет о внешнем трафике, то почему в Ассоциации операторов связи Киргизии заявляют, что повышение цен отбросит интернет-развитие Киргизии на 3−4 года назад, поскольку скажется на предоставлении доступа к госуслугам и информации. Госуслуги — это ведь, по сути, внутренний трафик.

Как у них организована система доступа к государственным ресурсам, я, честно говоря, не знаю. Но, принимаю во внимание то, что их текущая ситуация по передаче данных напоминает ситуацию в Казахстане в середине 2000-х годов, когда у нас внутри страны не было своего контента, и мы все ходили за ним в Россию. Поэтому интернет у нас был дорогой. Но потом появился свой контент. Трафик стал в большей степени внутренним, и цена за Интернет снизилась. А Киргизия сейчас в основном ходит на «внешку». И поэтому «тяжелый» мультимейдиный файл влетает им в копеечку. А для нас размер, к примеру, фильма особого значения не имеет. И когда они говорят, что это отбросит их на 3−4 года назад, это значит, что они будут вынуждены поднять цены для своих пользователей. Естественно, те пользователи, которые не смогут платить по новым тарифам, уйдут. Соответственно, количество пользователей уменьшится, что повлияет на общее развитие интернет-среды в Киргизии. Но с другой стороны, в условиях кризиса финансировать или кредитовать соседнее государство вряд ли кто-то захочет. Это бизнес, бизнес порой очень жесткий и жестокий.

Отметим, согласно официальным данным, по итогам 2015 года количество активных пользователей интернет-услуг в Киргизии составило более 4,7 млн абонентов. Доступ к интернету был зафиксирован у 79% населения в республике.

По показателю развития информационных и коммуникационных технологий (IDI) Международного союза электросвязи (ITU) Киргизия находится на уровне ниже среднего глобального показателя. Кроме того, Киргизия занимает 108-е место из 166 стран по показателю ICT IDI союза ITU и 98-е место из 143 стран по последним данным о показателе сетевой готовности в Глобальном отчете по информационным технологиям Всемирного экономического форума.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail