Строящаяся по соседству с Вильнюсом Белорусская АЭС может оставить без воды не только Вильнюс, но и другие города Литвы, находящиеся в бассейне реки Нерис (Вилия в Белоруссии). Вода из реки Нерис, которую планируется использовать для охлаждения, будет возвращаться в реку и инфильтрироваться в подземные горизонты питьевой воды. Появляется очень высокий риск загрязнения для наших водоисточников, предупреждает Литовская ассоциация поставщиков воды, сообщает корреспондент ИА REGNUM сегодня, 16 августа.

«Это была бы настоящая трагедия, но такой сценарий вполне реален, когда чуть ли не каждый день мы слышим о вызывающих беспокойство инцидентах на месте строительства Островецкой АЭС, мы ничего толком не знаем ни об используемых там технологиях, ни об их надежности», — говорит президент Литовской ассоциации поставщиков воды Бронюс Межутавичюс.

По его утверждению, даже не нужно, чтобы на электростанции произошла авария. Угрозу вызывает сам факт, что для охлаждения реактора будет использовать вода из реки Нерис, и, если электростанция не будет эксплуатироваться должным образом, возвращенная в реку вода, загрязненная радиоактивными элементами, протекая по Нерису через Литву, из русла реки будет инфильтрироваться в подземные слои и в первую очередь загрязнит опасными веществами подземный водный бассейн Вильнюса и его региона, а позже и водоисточники других бассейнов Нериса и Немана.

«Выбросы могут быть небольшими, мы сразу можем и не почувствовать воздействия, но в течение некоторого времени это может стать настоящей экологической бомбой для наших детей и внуков», — сказал Межутавичюс, напоминая о еще недавно произошедшем инциденте в Вильнюсе, когда рядом с парком Вингис еще действовал завод Velgos, производивший сварочные аппараты.

Тогда, примерно 15 лет назад, во время взятия проб воды из скважин, предназначенных для наблюдения за питьевой водой, было установлено, что в водоисточнике парка Вингис, который славился своими лучшими характеристиками питьевой воды, питьевая вода не соответствует требованиям и загрязнена опасными химическими веществами. Выяснилось, что на протяжении многих лет территория завода загрязнялась различными химическими веществами.

Тогда так и не удалось установить конкретный источник загрязнения, однако пришлось отказаться от нескольких глубоких скважин, попавших в загрязненную территорию водоисточника. Это не единственный пример в Вильнюсе, когда из-за «неконтролируемой деятельности советской промышленности» были загрязнены целые территории водоисточников, и была прервана поставка питьевой воды из загрязненных водоисточников.

По словам Межутавичюса, это очень щепетильные экологические вопросы, поскольку вода из поверхностных слоев не один год инфильтрируется в подземные слои, откуда берется питьевая вода, а химические и радиоактивные вещества, переходя через натуральный подземный фильтр в водные горизонты, не расщепляются и не тают. Поэтому объемы и время возможного загрязнения трудно прогнозировать.

«Зная, что почти все жители Вильнюса обеспечиваются питьевой водой из водоисточников, находящихся на склоне реки Нерис, а скважины довольно неглубокие и достигают примерно 45−75 метров в глубину, очень важно гарантировать, чтобы вода реки Нерис была защищена. Если водоисточники будут загрязнены, жителям Вильнюса придется искать воду в водоисточниках речных бассейнов Меркиса, Вилняле и Воке. А это — очень трудно и дорого», — прокомментировал ситуацию Межутавичюс.

Не меньшую угрозу, по его словам, Белорусская АЭС вызывает и для фауны и флоры Нериса, Немана.

Возращенная в реку теплая вода может нарушить баланс водоемов, негативно повлиять на одну из крупнейших популяций лосося в Европе в бассейнах рек Нериса и Немана.

«Далеко искать примеры не нужно. Пока действовала Игналинская АЭС, из-за выброса теплой воды была нарушен натуральный баланс озера Друкшяй, сократилось количество рыбы, которая любит холодную и прозрачную воду, и наоборот, рыбаки-любители нередко замечали нерест карпов, для которых вода нашей климатической зоны слишком холодная. Поэтому, когда Островецкая АЭС вызывает так много вопросов без ответов, а угрозы реальные и устрашающие, риск очень высокий», — предупреждает Межутавичюс.

Отметим, что тема БелАЭС в Литве — постоянный источник апокалиптической риторики. В Вильнюсе регулярно проходят «парады зомби», как символ будущих жителей столицы Литвы, политики требуют создания плана эвакуации населения, а БелАЭС по умолчанию называется «небезопасной» и «экспериментальной».

Что касается воды, то тот же Межутавичюс в июле этого года, наоборот, публично хвастался избытком питьевой воды в Литве. Правда, тогда он рассуждал о том, что избыток произошел из-за эмиграции населения.

По словам Межутавичюса, запасы питьевой воды хорошего качества в Литве в пять раз большее ныне существующей потребности в питьевой воде. На сегодняшний день продажи питьевой воды без особого труда можно было бы увеличить до трех раз.

Читайте также: Эффект эмиграции: в Литве снизилось потребление питьевой воды