Дороги

Заместитель главы Киевской ОГА Максим Мельничук в эфире «5 канала» заявил о том, что объездная автодорога вокруг Киева снова строится: «Сейчас мы этот проект разблокировали. Я благодарю правительство, всех, кто принимает участие в том, чтобы Киевская областная администрация стала распорядителем этого проекта. Это более 200 км новых автодорог, это разгрузка существующих автодорог, это новая транспортная артерия, которая позволит говорить о Киевщине, как об инвестиционно-привлекательном регионе». Напомним, что данная автодорога по задумке министерства инфраструктуры должна стать одной из первых платных автодорог Украины.

Премьер-министр Украины Владимир Гройсман рапортует об успехах ямочного ремонта автодорог. По словам чиновника, к 11 августа удалось ликвидировать 60% выявленных ям (44 тыс. км автодорог), на что было потрачено 1,19 млрд грн. Однако несмотря на ремонт, статистика Мининфраструктуры утверждает: украинские дороги становятся хуже. Так, общая протяженность аварийноопасных участков выросла на 8,7%, составив 117,5 км. Количество же таких участков увеличилось на 15%, до 124-х.

Напомним об инициативе депутатов областного совета Николаевской области Украины: объявить регион зоной чрезвычайной ситуации техногенного характера из-за состояния областных автодорог (глава облсовета Александр Бондарь тогда заявил, что на ремонт автодорог необходимо не менее 2,5 млрд грн). Тогда эксперты и руководство профильного министерства выражали опасения относительно того, что пример Николаева окажется «заразным». Так все и получилось. Теперь привлечь внимание к состоянию дорог области решили в Днепропетровске.

«Практически вся сеть дорог государственного и местного значения нуждается в капитальном и текущем ремонте. При этом ежегодно интенсивность движения на дорогах области увеличивается на 5%. За сутки по трассе Днепропетровск — Кривой Рог проезжает до 25 тыс. единиц транспорта, из них 30% — грузовые машины… К сожалению, один из экономически сильных промышленных регионов Украины находится на одном из самых последних мест в стране по состоянию дорог», — заявил на пресс-конференции заявил заместитель начальника службы автомобильных дорог Днепропетровской области Иван Лебединский. У днепропетровчан есть все шансы добиться желаемого — депутатам Николаевского облсовета всё-таки удалось убедить Госслужбу по чрезвычайным ситуациям в необходимости приезда комиссии. Глава Мининфраструктуры также посетит область с инспекцией трассы Н-11 (Днепропетровск-Николаев).

Эксперт в сфере транспорта и инфраструктуры Александр Кава в эфире радиостанции «Голос Столицы» пояснил, почему дороги Николаевщины (и южной Украины в целом) представляют постоянную проблему: «Если так посмотреть в целом по стране, то плохие дороги у нас в южных областях. Это Николаевская, Одесская области. Вот там, где автомобилисты регулярно нарушают весовые нормы при перевозке зерна в порты. То есть, к сожалению, у нас очень много недобросовестных автомобильных перевозчиков, которые в два-три раза перегружают автомобили и просто разрушают дорожное покрытие».

В первую очередь, конечно же, речь идёт о перевозках зерна. Нарекания со стороны государства, ужесточение норм по нагрузке на ось, а также установка контрольно-весовых комплексов (средний вес автопоезда с зерном снизился с 60 до 20−25 т) вынуждает зернотрейдеров менять подходы к логистике. По словам заместителя директора по логистике ООО «Дельта Вилмар СНГ» Валерия Ткачёва в интервью для ИА «АПК-Информ», в ближайшее время зернотрейдеры станут активнее использовать водный транспорт и железнодорожные перевозки, предпочитая их автодорогам. Впрочем, эксперт не рискует утверждать, что это снизит логистические затраты зернотрейдеров.

Одним из таких проектов разгрузки автодорог станет строительство перегрузочного зернового терминала в Голой Пристани (Херсонская обл). Строительство осуществляет компания «Нибулон» (лидер среди компаний-экспортёров зерна на Украине) в сотрудничестве с руководством области.

Лидером же по нарушению весовых норм на дорогах пока остаётся Одесская область. Согласно данным Государственной службы по безопасности на транспорте, с 1 января по 11 августа в области было наложено штрафов за превышение норм на сумму 204 тыс. грн (508 тыс. грн по Украине в целом).

Железные дороги

Генеральный директор компании «Укрзализниця» Войцех Бальчун на встрече с представителями американской торговой палаты заявил о намерении привлечь инвестиции в размере 1 млрд долл в ближайшие 2−3 года. По словам министра, они будут вложены в обновление инфраструктуры и подвижного состава. При этом планы главы компании ещё более грандиозны: «Потребность в инвестициях в грузовой подвижной состав это проект на много лет. И наша мечта — это 9−10 млрд долларов. Но этого нельзя сделать за год. Но это показывает, какие потребности в инвестициях в подвижной состав на сегодня существуют». Войцех Бальчун не назвал имён инвесторов, из чего можно предположить, что это предложение адресовано персонально американской стороне.

Это не единственные планы компании в отношении заёмного капитала. Член правления «Укрзализныци» Александр Бужор на той же встрече заявил о намерении до сентября 2016 года реструктуризировать 5 млрд задолженности по полученным ранее кредитам: «Примерно из 20 млрд гривен, которые подлежали реструктуризации, надеемся, до сентября этого года будут реструктуризированы еще 5 млрд гривен. Останется только 3−4 млрд гривен, которые так или иначе связаны с Донецкой железной дорогой». Общая сумма задолженности по состоянию на конец 2015 года составляла почти 42 млрд грн.

Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян анонсировал создание специального Транзитного совета, который займется развитием перевозок через территорию Украины: «Мы должны обеспечить слаженную работу государственного механизма, гарантировать режим максимального благоприятствования и легкости ведения бизнеса для транзита по территории Украины, экспорта украинской продукции во все страны мира, создать условия для развития украинской инфраструктуры и полномасштабного возвращения Украины на транзитные пути мира». По словам министра, возглавить новую структуру должен вице-премьер-министр Степан Кубив, а членами совета станут представители Мининфраструктуры, Минэкономразвития, Минфина, Фискальной службы, Пограничной службы.

Внутренние перевозки по железной дороге не успевают удовлетворять потребителей. Так президент Объединения предприятий «Укрметаллургпром» Александр Каленков в письме на имя Владимира Гройсмана описал суть проблемы: железная дорога не даёт металлургам работать с полной отдачей: «Одной из основных [проблем — Ред.], на наш взгляд, является невозможность обеспечения металлургического производства сырьем в полной мере из-за проблем с перевозкой грузов «Укрзализныцей»: узкие места в инфраструктуре, дефицит тяги и дизельного топлива». Далее представитель отраслевой ассоциации указывает, что по итогам января-июня 2016 года металлурги Украины произвели 12,5 млн тонн стали, однако потенциально они были способны довести производство до 15−16 млн тонн. Недозагрузка в свою очередь привела к не допоступлению валюты на сумму 1,8 млрд долл. Возникла такая ситуация из-за того, что у железнодорожников в приоритете подготовка к отопительному сезону, создание запасов угля на площадках ТЭС.

С похожим заявлением для прессы выступил и генеральный директор ММК им. Ильича Юрий Зинченко.

В «Укрзализнице» собираются запустить контейнерный поезд между портами Чёрного и Балтийского морей: «Мы встречаемся с партнерами Западной Европы, в ближайшее время мы организуем новый поезд, который мы называем Baltic Express, который соединит бассейны Черного моря с Балтийским морем. Это те вещи, которые мы уже сегодня делаем», — заявил по этому поводу Войцех Балчун в ходе круглого стола в Американской торговой палате в Киеве. Стоит напомнить, что это расширение практики подобных поездов. В настоящее время из Украины уже ходят два подобных поезда — «Зубр» (Рига, Латвия) и «Викинг» (Драугисте, Литва).

Более того, в составе грузового филиала «Укрзализныци» будет создано два подразделения, которые будут ориентированы на работу с европейскими и азиатскими странами, заявил Бальчун.

«Создадим грузовой филиал — UZ Cargo International, который будет иметь два подразделения: «запад» и «восток». Первое будет курировать нашу деятельность в Западной Европе. Мы планируем распространить экспедиторские услуги на соседние страны, будем получать лицензии для перевозок в западном направлении. «Восточное» подразделение сосредоточится на сотрудничестве с Грузией, Азербайджаном, Турцией, Ираном. Мы должны использовать паромы, которые у нас есть, для перевозок на Черном море», — заявил польский менеджер украинской госкомпании.

Также на Украине широко обсуждается предложенное УЗ ноу-хау — с охлаждением летом и нагревом в зимний период вагонов перед рейсом. Согласно заявлению Бальчуна, соответствующие тестовые системы будут установлены в нескольких городах Украины. «Охлаждаться или нагреваться вагоны будут на стоянках. Таким образом, пассажир будет чувствовать себя комфортно с первой минуты поездки», — заявил глава компании.

Порты

Пресс-служба Мининфраструктуры сообщила об интересе Китая к украинским портам. Как следует из сообщения, глава министерства обсуждал с послом КНР возможность передачи в концессию Китаю портов «Южный» и «Ильичёвск» в Одесской области. «Сейчас мы можем предложить аренду терминалов, а со следующего года, я надеюсь, будет принят закон о концессии, и мы сможем рассмотреть более широкий формат взаимодействия. Мы должны обеспечить мощный и надежный маршрут доставки товаров из Европы в страны Азии в обход России», — заявил глава министерства в ходе встречи.

Сразу несколько морских портов Украины (ГП «Николаевский морской торговый порт», ГП «Белгород-Днестровский морской торговый порт», ГП «Мариупольский морской торговый порт») в ближайшее время сменят своих руководителей. Кроме того, по словам замминистра инфраструктуры Дмитрия Роменского в интервью порталу ЦТС, в сентябре закончатся контракты у директоров МТП «Южный» и ГП «Скадовский морской торговый порт». В министерстве отметили, что автоматической пролонгации контрактов больше не будет.

Морские порты Одессы и Николаева могут быть закрыты на 40-дневный карантин из-за вспышки африканской чумы свиней в этих областях. При этом уточняется, что ограничения или запрет может быть наложен в том числе и на поставки кукурузы, которая является переносчиком вируса. Это может несколько смазать экспортёрам начало маркетингового года и поставки кукурузы нового урожая.

Продолжается расследование дела в отношении главы государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Андрея Амелина, которого подозревают в хищении 3,5 млн грн государственных средств. Служба безопасности Украины просила суд арестовать Амелина и установить подозреваемому залог, соразмерный убыткам, однако суд решил отпустить чиновника под залог в размере 1,4 млн грн.

Порты Ильичевский (Украина), Батуми, Поти (Грузия) согласовали ускоренную процедуру обработки железнодорожно-паромных и автопаромных грузов, следующих по черноморскому участку маршрута «Новый Шелковый путь». Кроме того, ускорили работу с вагонами, поступающими через паромные переправы, железнодорожники двух стран. Как сообщает Ассоциация судовладельцев Украины, данные меры предприняты в ответ на резкий рост загрузки железнодорожно-паромной линии Ильичевск — Поти/Батуми, инициированный ужесточением условий транзита грузов, поступающих с территории Украины, через территорию Российской Федерации. Подчеркивается, что с середины июля отмечается усиленный рост объемов перевозок на линии Украина — Грузия, однако конкретные цифры не приводятся.

Аэропорты

К морским портам присматривается Китай, а к аэропортам — Малайзия. Премьер-министр этой страны Наджиб Тун Разак на совместной пресс-конференции с президентом Украины Петром Порошенко заявил о том, что компания Malaysia Airports Holdings Berhad заинтересована в управлении аэропортами Украины. Компания уже имеет в управлении аэропорт в нашем регионе (стамбульский Sabina Gokcen), всего же, кроме турецкого, компания управляет работой одного аэропорта в Индии и 21 — Малайзии (из них 5 международных). «Речь шла о возможности привлечения такого эффективного оператора в управление — или на условиях государственного партнерства, или на условиях концессии — нашими самыми большими аэропортами в Украине. В первую очередь, шла речь о Борисполе», — уточнила первый заместитель министра экономического развития Юлия Ковалив. Также она пояснила, что со стороны Украины для этого придётся внести изменения в действующее законодательство.

Государственная авиаслужба Украины сообщает об увеличении пассажирских перевозок украинскими авиакомпаниями за январь-июль 2016 года на 23,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Общее число пассажиров, перевезённых 17-ю авиакомпаниями, составило 4,26 млн человек. При этом украинские аэропорты за тот же период обслужили 6,8 млн человек (+15,1%). Также в службе отметили, что рост ускорился: по итогам января-июня рост составлял всего 19,4%.

Эксперты, комментируя такой довольно неожиданный результат, выделяют 2 основных причины: рост количества чартеров в Турцию, а также относительную стабильность в политике, что позитивно сказывается на развитии небольших авиаперевозчиков. Ещё один позитив — переговоры с лоукостерами: «Даже сам факт переговоров с лоукостом Ryanair — уже показатель того, что погода для полетов в Украину улучшается», утверждает директор консалтинговой компании FriendlyAviaSupport Александр Ланецкий в комментарии для издания «Новое Время».

Австрия и Словакия, возможно, помогут Ужгороду восстановить авиасообщение с Киевом. Иностранная делегация вместе с главой Закарпатской ОГА Геннадием Москалем осмотрела аэропорт. На сегодня есть две главные проблемы, препятствующие полноценному восстановлению регулярного авиасообщения между Ужгородом и Киевом — отсутствие соглашения между Украиной и Словакией на обслуживание полетов самолетов над словацкой территорией (при взлете и посадке в аэропорт Ужгорода самолеты залетают на территорию Словакии), а также отсутствие авиаперевозчика, который взялся бы за выполнение регулярных рейсов.

«Первую проблему мы фактически решили… Я встречался в Киеве с министром инфраструктуры Украины Владимиром Омеляном и мы договорились действовать таким образом, чтобы не ставить подписание межгосударственного соглашения в зависимость от сертификации ГП «Украэрорух» Европейским агентством авиационной безопасности «ЕАСА» (именно такие требования выдвигает Европейский Союз), подразделение «аэродвижения», которое обслуживает аэропорт Ужгород, перейдет в подчинение коммунального предприятия «Международный аэропорт Ужгород», после чего пройдет отдельный аудит и сертификацию на соответствие нормам ЕС. Это будет сделано в очень сжатые сроки… Параллельно в аэропорту продолжаются ремонтные и восстановительные работы с тем, чтобы привести его ко всем международным требованиям. Идет реконструкция административных зданий для персонала, значительная часть работы уже сделана. Кстати, аэропорт и сейчас работает в нормальном режиме, принимая чартерные рейсы. Сегодня он обслужил сразу три рейса — из Киева, из Вены и на Карловы Вары (Чехия). Всего с начала года аэропорт обслужил 145 авиарейсов, при том, что регулярного сообщения с Киевом пока нет. Поэтому мы ищем перевозчиков, в том числе зарубежных», — добавил Москаль.

Насколько все плохо, можно понять по одному факту, озвученному губернатором — за 25 лет независимости Украины Ужгородский аэропорт так и не получил специальный забор, поэтому на взлетную полосу из окружающего леса часто выбегали дикие животные. Нужное ограждение начали строить только сейчас.

Статистика

Согласно данным «Укрзализныци», в январе-июле 2016 года компания отремонтировала 17.439 грузовых вагонов, превысив, таким образом, прошлогодний показатель на 22,8%.

Юго-Западная и Приднепровская железные дороги (структурные подразделения компании «Укрзализниця») в январе-июле снизили погрузку (на 10% и 3% соответственно) по сравнению с январём-июлем 2015 года. Причиной в обоих случаях стало падение экспортных перевозок. И даже рост перевозок внутренних грузов пока не может полностью компенсировать этот фактор.

Морской порт «Октябрьский» по итогам января-июля 2016 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизил перевалку почти на четверть — с 4 до 3 млн т. Об этом сообщает Мининфраструктуры. Сильнее всего просели чёрные металлы (с 1 до 0,56 млн т)

Снижение перевалки наблюдается и в Бердянском морском порту — на 20% за тот же период (с 2,5 до 2 млн т). Работу у порта «отнимает» железная дорога: работоспособность ветки после ремонта восстановлена и критическая значимость порта уменьшилась.

В Мариупольском морском порту за 7 месяцев текущего года перевалка также просела почти на четверть, до 4 млн т. Основная статья падения — железная руда (почти 350 из 984 тыс. т).

Также читайте:

Чрезвычайная ситуация техногенного характера: главные новости инфраструктуры Украины за период с 1 по 8 августа

«Скоро Киеву контролировать будет нечего»: обзор инфраструктуры Украины в июле