Архангельские моряки, работавшие на судне "Сардинелла" отправили открытое письмо на имя Президента РФ Владимира Путина и губернатора Архангельской области Анатолия Ефремова. Об этом корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости, сообщил старший мастер добычи команды судна "Сардинелла" Сергей Корнилов. В письме сказано:

"Мы, российские моряки, были наняты на работу на российское судно "Сардинелла". Фирма-работодатель ОГУП РДОМС "Волга" (используя гербовую печать ООО "Астраханская база океанического лова") осуществила найм на работу с нарушением трудового законодательства, с уверениями в том, что фирма работает по государственной программе освоения новых рыбопромысловых районов с государственным финансированием, с обещаниями должного оформления всех необходимых документов. Трудовые соглашения (контракты) нас вынудили подписать, уже доставив к месту работы (в республику Сьерра-Леоне), используя наше безвыходное положение, хотя эти контракты нас не устраивали своими условиями. Однако и эти обязательства фирма-работодатель не выполнила, не заплатив ни копейки за почти полугодовой срок работы. Однако не претензии по зарплате вынудили нас обратиться к Вам с этим письмом. С этим вопросом, мы уверены, разберётся суд и примет справедливое решение. Наше возмущение вызвано следующим. Российская компания подвергла реальной угрозе жизни своих работников - российских граждан. Безопасная эксплуатация судна по прибытии экипажа была невозможна из-за существенных неисправностей навигационного и иного оборудования, о чём был составлен акт капитаном и механиками судна при участии директора фирмы-работодателя. Постоянное невыполнение заявок на поставку необходимых материалов и оборудования для всех судовых служб в требуемом объёме приводило к ненадёжной и опасной работе ответственных механизмов и оборудования. Имелись случаи аварийных отказом механизмов в море на промысле, что могло привести к травмам людей, порче промыслового оборудования и потере судна. Об этом в письменной форме было доложено руководству фирмы.

Отсутствие необходимых медикаментов, неисполнение предусмотренных мер профилактики малярии при направлении в зону эпидемиологической опасности привело к эпидемии малярии на судне, т.е. жизнь людей была поставлена под угрозу.

С начала октября 2003 года резко сократилось финансирование судна, и траулер, по независящим от экипажа причинам, перестал выходить на промысел, встав на якорь на внутреннем рейде порта Фритаун (Сьерра-Леоне). Из-за отсутствия топлива на борту экипаж испытывал трудности с хранением в условиях тропиков имеющейся провизии и приготовления пищи. По этой же причине судно стояло с нарушением навигационных требований, что создавало опасность для мореплавания пассажирских паромов Фритауна и нефтеналивных танкеров, о чём неоднократно заявляла администрация порта. В ноябре 2003 года, в ночное время при усилении ветра до штормового, по причине отсутствия топлива для работы главного двигателя и освещения произошло столкновение (навал) судна с рефрижератором "SAFRA". Присутствовавшими в тот период на борту директором фирмы А. Феоктистовым и представителем судовладельца С. Козловым по этому поводу был подписан соответствующий документ. Вскоре после этого они уехали в Москву, а примерно со 2 по 22 декабря 2003 года финансирование экипажа от фирмы-работодателя не производилось. Попытки связаться с руководителями фирмы успеха не имели. Фактически, экипаж оказался брошен на произвол судьбы в далёкой стране с нестабильной внутриполитической обстановкой (в стране расквартированы миротворческие силы ООН, в том числе и российские военные), без надлежащего правового оформления фирмой-работодателем присутствия своих работников - граждан России - в иностранном государстве, что привело к неоднократным арестам членов экипажа местной полицией. Только вмешательство Почётного консула РФ в Республике Сьерра-Леоне предотвращало от водворения в тюрьму или иных мер наказания со стороны местных властей.

3 декабря у рефмеханика начались приступы малярии, поднялась температура (40,3°С). Из-за отсутствия возможности (судно стояло на рейде) он более суток находился без медицинской помощи - доставлен на берег в больницу только 4 декабря. В виду крайне тяжёлого состояния он был принят в клинику, несмотря на отказ работодателя оплачивать лечение членов экипажа. Медицинская помощь, ранее оказанная другим членам экипажа этой клиникой, оплачена не была, а её представителю, прибывшему на судно 16 ноября, директор фирмы г-н А. Феоктистов отказался представить гарантии по оплате медицинских услуг.

Отсутствие необходимых медикаментов и нормального питания, эпидемия малярии на судне вызвали необходимость искать помощь, обращаясь в различные иностранные организации для поисков пропитания и получения медицинской помощи. Так, лечение капитана, боцмана, старшего механика, технолога, заболевших в конце 2003 года, производилось на базе миротворческих сил ООН Украины. Кроме того, хотя и не в полном объёме, часть медикаментов членам экипажа была предоставлена представителями международного Красною Креста. Помогали и члены экипажей иностранных судов.

При этом, члены экипажа "Сардинелла" не могли покинуть судно, судовладелец... отказался выделить средства на билеты в Россию до того, как найдёт и направит нам замену. Находясь в нечеловеческих условиях, мы - граждане России были вынуждены оставаться на работе и работать бесплатно - обеспечивать эксплуатацию судна и живучесть этой "плавучей тюрьмы" для сохранения собственных жизней.

Часть экипажа сумела покинуть судно, когда родственники смогли собрать необходимые на приобретение билетов средства, другая часть была вывезена на грузовом самолёте миротворческих сил ООН в Киев и, при содействии Посольства РФ, отправлена в Брянск. Трём морякам билеты до Москвы оплатила фирма-работодатель. В настоящее время на борту судна остался капитан, который ждёт встречи с руководством фирмы-работодателя. Прибыв домой, мы выяснили, что судовладелец уже подвергался судебному преследованию в августе 2002 года по вопросу невыплаты зарплаты, но, несмотря на решение мирового судьи, деньги рыбакам так и не были выплачены.

В связи с этим, просим Вас, г-н Президент, не оставить наше письмо без внимания и взять под свой контроль с целью защиты наших конституционных прав и наказания виновных".