Председатель Верховного совета республики Хакасия Владимир Штыгашев 11 февраля провел рабочее заседание президиума республиканского парламента, на котором рассмотрено десять вопросов текущей работы законодательного органа власти Хакасии. Среди них - проект закона об охране окружающей среды в новой редакции.

Напомним, что природоохранное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, и за последние несколько лет активно развивалось в сторону роста влияния федеральных ведомств и национальных корпораций в сфере пользования природными ресурсами. Между тем, Верховный совет РХ еще в 1993 году принял республиканский закон об охране окружающей среды, которым устанавливались порядок, нормативы, полномочия органов власти в данной области правового регулирования и деятельности. За прошедшие годы закон морально устарел, пришел в противоречие с федеральными законами, и республиканская прокуратура предложила республиканским властям разработать новую редакцию закона.

Как сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Верховного совета республики Хакасия, комитет по охране окружающей среды правительства РХ и комитет по экологии и природопользованию ВС РХ 11 февраля на президиуме республиканского парламента представили новую редакцию закона. По словам докладчика от правительства - заместителя руководителя комитета по охране окружающей среды Николая Лузанова, новый законопроект значительно отличается от своего предшественника. Так, по рекомендации экспертов, в проекте закона республики Хакасия в развитие федеральных природоохранных норм впервые уточнены понятия и термины, составляющие предметы ведения природоохранной деятельности, установлены современные принципы ответственности органов власти, должностных лиц, организаций и предприятий, граждан за нанесение ущерба окружающей среды, ряд новых положений о государственном и общественном экологическом контроле.

Вместе с тем, парламентский комитет по экологии устами своего руководителя Сергея Комарова несколько охладил оптимизм правительственных чиновников, отметив, что документом предусмотрено ограничение полномочий законодательного органа республики в этой области, рекомендательный во многом характер норм, затрагивающих взаимоотношения муниципальных образований с природопользователями. В частности, Сергей Комаров, подчеркнул: "Закон рекомендательно дает общие полномочия муниципальным образованиям Хакасии в области охраны природных ресурсов от их хищнической эксплуатации, между тем как муниципалы нуждаются в четкой регламентации своих властных полномочий для эффективной эксплуатации особо охраняемых природных территорий и экологического контроля".

Глава бюджетного комитета парламента Виктор Матвеев покритиковал разработчиков закона за необоснованно расширенный перечень целевых программ в области охраны окружающей среды, потребующих принятия соответствующих законов и бюджетных расходов. Председатель Верховного совета РХ Владимир Штыгашев ограничился замечанием, что и федеральный, и республиканский законодатель целенаправленно стараются исключить из сферы природоохранной деятельности местное самоуправления, оставляя муниципальным властям неблагодарное дело по складированию и ликвидации отходов от производственной и хозяйственной деятельности предприятий и граждан: "Задача сохранения природы, окружающей среды - общегосударственная, и, соответственно, должна решаться на всех уровнях власти. А сегодня местное самоуправления стараются из этой области удалить, что совсем неправильно, негосударственно и негуманно", - сказал В.Штыгашев в своем резюме.

Президиум Верховного cовета РХ решил данный законопроект считать представленным и предложил в срок до 15 марта текущего года всем субъектам права законодательной инициативы направить в парламент свои предложения и замечания. Однако уже сейчас Прокуратура республики не сомневается, что ряд положений законопроекта будут опротестованы как дублирующие федеральное законодательство. Проект закона предварительно внесен в повестку 26 сессии ВС РХ, намеченной предварительно на середину апреля.