Как надурить рыбаков Камчатки. Рецепты от департамента по рыболовству

Петропавловск-Камчатский, 11 февраля 2004, 10:22 — REGNUM  В преддверии дележа долей от ОДУ прибрежного рыболовства камчатские СМИ публикуют просто фантастические заявления руководителей рыбопромышленных компаний, цифры социально-экономического кризиса и фатальной безработицы рыбаков прибрежки, если область будет делить квоты по тому Положению, который утвержден тремя министрами и завизирован Минюстом.

Открываем "Камчатское время". Статья называется "Одна сотая процента против целого президента". Со страницы газеты на нас испуганно смотрит президент ассоциации рыбоконсервных заводов Александр Яшкин: "Прибрежка полуострова на грани вымирания. По сути, без работы на Камчатке останутся почти 20 тысяч человек".

Однако, в Союзе прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий, объединяющем такие крупные прибрежные предприятия, как колхоз "Октябрь", ЗАО "Атолл-Запад", колхоз "Народы Севера", ООО "Стоун", ООО "Устькамчатрыба", Устькамчатскую районную ассоциацию рыбопромышленников, царит абсолютное спокойствие. Более того, в адрес Президента России и Совета Федерации направлено открытое письмо, в котором, в частности, говорится:

"Союз прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий Камчатской области и Корякского автономного округа в корне не согласен с требованием Совета Федерации РФ и администрации Камчатской области по поводу изменения Положения о распределении долей общего допустимого улова (ОДУ) прибрежного рыболовства.

Наоборот, члены Союза считают, что впервые за многие годы найден, наконец, механизм объективного, прозрачного, разумного, четкого, внятного и, главное, достаточно справедливого распределения долей ОДУ прибрежного рыболовства для традиционных рыбопользователей, устраняющих беспредел и беззаконие исполнительной власти рыбацких регионов, в первую очередь, Камчатской области, действия администрации которой по распределению рыбных ресурсов уже неоднократно были признаны незаконными прокуратурой Камчатской области и Генеральной прокуратурой РФ.

В настоящее время, чтобы обойти Положение о распределении долей ОДУ прибрежного рыболовства и выделить наибольшее количество квот для определенного, близкого к администрации области, круга предприятий, созданных в период 2002-2003 г.г., администрация Камчатской области в нарушение данного Положения и Постановления Правительства РФ № 704 от 20 ноября 2003 г. сократила промысловую историю рыбопромышленных компаний с трех лет до двух, исключив из заявочных документов промысловую статистику за 2001 год. Цель данного нарушения - уменьшить количество квот и изменить качественную структуру промысловых видов в долях традиционных рыбацких предприятий, членов нашего Союза, имеющих производственный стаж от пяти до 75 лет.

Члены Союза ППРП считают, что данный механизм распределения долей ОДУ прибрежного рыболовства, который определен Положением, не нарушает конституционных прав субъектов Российской Федерации, не противоречит Концепции развития рыбной промышленности до 2020 года, не отстраняет исполнительную власть от участия в распределении этих долей, не вносит социальную напряженность, не наносит экономического вреда поселкообразующим рыбацким предприятиям и не лишает рабочих мест жителей этих поселков, а местный бюджет налогов. А вот действия администрации Камчатской области, направленные против данного Положения, действительно, принесут традиционным рыбопользователям Камчатки несомненный вред и нарушат их права при распределении долей ОДУ прибрежного рыболовства".

В следующей газете - "Рыбак Камчатки" - социально-экономическому кризису прибрежного рыболовства и будущей массовой безработице рыбаков по причине дележа квот по-московски здесь посвящен целый разворот. Названия статей говорят сами за себя: "Москве хочется и рыбку съесть и нам на шею сесть". "Накипело! "Москитный" флот переходит к решительным действиям".

Здесь же опубликован текст обращения Совета Федерации к Правительству России, в котором выделено главное: "Утверждение этого Типового положения уже привело к росту социального напряжения в указанных (рыбацких - ИК) субъектах Российской Федерации. Этот документ создает предпосылки к разрушению береговой инфраструктуры в рыболовецких поселках, сокращению рабочих мест и увеличению безработицы". Это обращение Совета Федерации инициировано сенатором от Приморского края и собственником двух рыбоперерабатывающих заводов на Камчатке - Озерновского и Тымлатского - Олегом Николаевичем Кожемяко.

Ниже опубликованы 2 открытых письма Президенту России и председателю Совета Федерации - одно от И. Редькина, генерального директора рыбодобывающего и рыбоперерабатывающего предприятия ООО "Витязь-Авто", а другое от генерального директолра Тымлатского рыбокомбината А. Литвиненко.

Суть их писем. Редькин: "Для нас, прибрежных предприятий, это положение (имеется в виду Типовое положение о распределении долей) означает смерть. Все квоты по вышеуказанному положению из прибрежных ресурсов достанутся крупным предприятиям, занимающихся океаническим промыслом. К сожалению, творцы Типового положения не учли, что прибрежные предприятия тянут на себя большую часть социальных программ, помимо того, что обеспечивают население поселков работой".

Литвиненко: "Согласно этому Типовому положению поселковые, то есть градообразующие рыболовные предприятия останутся без квот, т.к. оно учитывает интересы только крупных компаний, занимающихся океаническим промыслом".

А в Союзе прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий никто не паникует и не боится работать по Типовому положению. В колхозе имени Ленина - крупнейшей рыболовецкой артели страны тоже готовы работать по Типовому положению, которое их вполне устраивает.

Почему же, спросили у руководителей Союза прибрежных и поселкообразующих рыбацких предприятий, столь недоволен Типовым положением О. Кожемяко, хозяин Преображенской базы тралового флота, являющегося градообразующим рыбацкими предприятием, и его Тымлатский менеджер А. Литвиненко, почему пишет о вероятной гибели своего предприятия руководитель "Витязь-Авто" И. Редькин?

Причина, оказывается, весьма проста - рост и подъем Озерновского РКЗ-55 и ООО "Витязь-Авто" произошел именно в последние 2 года при непосредственном участии администрации области. Если исходить из Типового положения, где предусматривается трехлетняя промысловая история, то эти предприятия получат несколько меньше, чем им хотелось бы. А если администрация Камчатки добьется, чтобы при наделении долями комиссия исходила из двухлетней промысловой истории, то не только у этих двух, но и у всех компаний, которые были созданы в 2002-2003 г.г., появится шанс получить значительно больше квот, чем им полагается по праву, определенному Типовым положением.

И вот, чтобы это право нарушить, необходимо было создать прецедент из недовольных Типовым положением рыбопромышленных компаний. И таких нашлось немало, прежде всего, из так называемых "нетрадиционных" рыбопользователей, которые не имеют промысловой истории более трех лет. Это самая крупная группа предприятий - их около полусотни. В числе обиженных оказалось также около 30 традиционных рыбопромышленных компаний, которые при наличии маломерного флота и промысловой истории по вине департамента по рыболовству администрации Камчатской области, не приняли участие в заявочной компании по наделению долями от ОДУ океанического промысла и потеряли в общей сложности около 60 тысяч тонн рыбы, которые, конечно же, хотели бы каким-нибудь образом вернуть - а лучшего метода, чем отобрать эти квоты у других, еще никто на Камчатке не придумал. В числе недовольных также "москитный" флот, камчатские мотоботчики, которые при самом непосредственном участии департамента по рыболовству, были лишены индивидуальной промысловой истории - их квоты были закреплены сначала за МУП "Хариус", а потом за частными компаниями.

Итак, чего же конкретно добивается областная власть? Чтобы восторжествовала справедливость в распределении долей ОДУ прибрежного рыболовства?

Не будем фантазировать. Лучше прочитаем, что пишет временно исполняющему обязанности председателя Госкомрыболовства России заместитель губернатора Камчатской области, начальник департамента по рыболовству Александр Чистяков (№30-041 от 05.02.2004 г.):

"Уважаемый Владимир Игоревич! Просим Вас разрешить расчет при определении долей, закрепляемых за заявителями, осуществлявшими прибрежный промысел на территории Камчатской области, производить с учетом лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов, выданных на основании приказов Государственного комитета РФ по рыболовству для прибрежного рыболовства в предыдущие два года.

Вызвано это следующими причинами. Понятие прибрежное рыболовство формировалось на протяжении 2001 года после выхода Постановления Правительства РФ №1010 от 27.12. 2000 г. (п. "г" ст. 2), когда впервые в практике рыбной отрасли России прибрежным регионам прописывалось выделять адресные квоты для поставки рыбного сырья на берег, в то время как сырец, выловленный на аукционные квоты мог быть реализован в любом направлении. Таким образом, только 2002 г. впервые вышел приказ Государственного комитета РФ по рыболовству распределивший квоты для прибрежного рыболовства Камчатской области. В силу специфики Камчатского региона, ее географического положения, исторических предпосылок, подавляющее большинство предприятий завязано на рыбную промышленность, чья доля в потенциале промышленного производства области составляет до 80%, при том, что основная доля трудоспособного населения занята на небольших предприятиях, занимающихся прибрежным рыболовством. В основном эти предприятия обеспечивались квотами за счет тех промышленных квот, которые выделялись области под прибрежное рыболовство в соответствии с приказами ГКР по рыболовству №101 от 01.03.2002 и №15 от 10.01.2003 г., и на аукционы возможности выходить не имели.

Данное решение с учетом остальных критериев, таких как наличие флота для прибрежного рыболовства, берегового рыбоперерабатывающего завода, истории предприятия и прочих, позволит в кратчайшие сроки принять собственное положение "о закрепляемых за заявителями долей...", даст возможность межведомственной комиссии объективно рассмотреть заявки, закрепить доли на прибрежное рыболовство между заявителями и снимет социальное напряжение в области, вызванное страхом населения лишиться работы, а также будет способствовать конструктивному взаимопониманию".

В ответ на этот запрос приходит ответ (06.02. 2002 №02-31/340) из Госкомрыболовства:

"Уважаемый Александр Борисович! В соответствии с Вашим письмом... разъясняем, что на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11. 2003 г. № 704 и Типового положения о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов определяются на основании лицензий (разрешений) на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, выданных на основании приказов Госкомрыболовства России для прибрежного рыболовства, определяющих пользователей водных биологических ресурсов.

В 2001 году пунктом 2.2 приказа Госкомрыболовства России от 22.03. 2001 г. № 94 было дано указание бассейновым управлениям рыбоохраны производить выдачу лицензий (разрешений) пользователям Дальневосточного бассейна, в том числе Камчатской области, на основании предложений администрации области по объемам для прибрежного рыболовства. В 2001 году объемы для прибрежного рыболовства для Вашего региона выделялись только по Петропавловск-Командорской подзоне.

В 2002 году приказом Госкомрыболовства России от 01.03. 2002 № 101 утверждено распределение квот для прибрежного рыболовства по пользователям Камчатской области.

В 2003 году телеграммой от 31.03.2003 № 1014 в соответствии с пунктом 3 приказа Госкомрыболовства России от 10.01.2003 № 15 согласовано распределение квот для прибрежного рыболовства по пользователям Камчатской области.

В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2003 № 704 требуется обязательная поставка продукции из водных биологических ресурсов на территорию Российской Федерации, что предполагает наличие и развитие береговой переработки. Также в соответствии с Типовым положением о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морским побережьям, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства пункт 4 "в" учитывает наличие флота для прибрежного рыболовства".

Какой же вывод можно сделать из запроса и ответа? Понять написанное можно так: читайте, Александр Борисович, Постановление Правительства и Типовое положение, где совершенно ясно говорится, что промысловая история предприятия - это наличие промышленных, аукционных и научно-промысловых квот, освоенных данным предприятием в течение последних трех лет. Да, в 2001 году по предложению областной администрации "объемы для прибрежного рыболовства выделялись только для Петропавловск-Командорской подзоны". Но это вовсе не значит, что остальной маломерный прибрежный флот Восточной и Западной Камчатки в 2001 году не получал лимиты, не выписывал разрешительные билеты, не вел промысел и не имеет промысловой истории. Она есть во всех прибрежных предприятиях, родившихся хотя бы на год раньше тех, что начали заниматься прибрежным промыслом в 2002 - 2003 годах. И любое из этих предприятий при исключении из его промысловой истории 2001 года потеряет не одну тысячу тонн рыбы из своей законной доли, которая перейдет как раз к тем компаниям, за которые так ратует и бьется департамент по рыболовству во главе с вице-губернатором, добиваясь принятия новых правил игры, ограничивающих законные права традиционных рыбацких предприятий камчатского прибрежья.

Департамент по рыболовству, разумеется, понял и прокомментировал этот ответ из Госкомрыболовства совершенно иначе. Цитата из пресс-релиза областной администрации от 09.02.2004: "7 февраля в администрацию Камчатской области из Государственного комитета по рыболовству России поступило письмо, подтверждающее право областной администрации распределять квоты между предприятиями прибрежного промысла на основе положений, которые полностью удовлетворяют потребности рыбаков-"прибрежников".

Комментируя текст документа, начальник департамента по рыболовству вице-губернатор Александр Чистяков заявил, что доводы губернатора Михаила Машковцева были убедительными и оказались воспринятыми в Госкомрыболовстве РФ, Правительстве России и администрации Президента Российской Федерации. Здравый смысл победил. Тугой узел проблем удалось развязать. Администрация Камчатской области теперь может в кратчайшие сроки принять собственное положение о закреплении за заявителями долей, что даст возможность межведомственной комиссии объективно рассмотреть заявки на освоение квот прибрежного рыболовства. Это снимет социальное напряжение в области, вызванное страхом рыбаков-"прибрежников" лишиться работы.

Понятие "прибрежное рыболовство" формировалось на протяжении 2001 года после выхода Постановления Правительства РФ №1010. Впервые в практике рыбной отрасли России прибрежным регионам предписывалось выделять адресные квоты для поставки рыбного сырья на берег, в то время как сырец, выловленный из аукционных квот, мог быть реализован в любом направлении вплоть до зарубежья. Прибрежные предприятия в силу объективных причин не могли составить конкуренцию на аукционах крупным фирмам, ловившим рыбу и в "прибрежке", и за ее пределами, а посему в аукционах не участвовали. "Набрать очков" для щедрого наделения долями по новым правилам они просто не могли. Камчатской области разрешалось распределить квоты только в Петропавловск-Командорской подзоне в объеме приблизительно 17-ти тысяч тонн, что для области является незначительным уровнем.

Только в 2002 году впервые вышел приказ Государственного комитета РФ по рыболовству, распределивший полные квоты для камчатской "прибрежки". Именно поэтому и добивалась областная администрация права распределять доли прибрежных предприятий на основании объемов вылова, закрепленных лицензиями Госкомрыболовства в течение двух последних лет. Иначе вся рыба из общей доли "прибрежки" досталась бы только 5-ти крупным предприятиям, промышлявшим ранее, как в прибрежной зоне, так и в районах экспедиционного промысла".

А вот и итог - состоявшаяся 10 февраля сессия Камчатского областного Совета народных депутатов утвердила "Положение о порядке и условиях определения закрепляемых за заявителями Камчатской области долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства" в редакции департамента по рыболовству администрации Камчатской области, которая ввела в это Положение об определении и закреплении долей дополнительные условия, целиком и полностью исключаемые Типовым положением.

Вот, что сообщило в этот день одно из дальневосточных информационных агентств:

"Типовое положение о распределении прибрежных квот сформировано на Камчатке. Депутаты областного совета на сегодняшней сессии обсуждали этот документ, сообщает корреспондент "Восток-Медиа". Напомним, что Госкомрыболовства разрешило властям полуострова самостоятельно доработать положение с учетом уже имеющихся указаний. Как сообщил депутатам губернатор Михаил Машковцев, лимиты получат организации, которые имеют действующий флот, продают свою продукцию на территории страны, а так же занимались прибрежным ловом последние два года. Кроме того, нужно предоставить ряд документов и справок. В целом, парламентарии положением остались довольны. Такое же мнение высказал депутат и глава Усть-Большерецкого района Сергей Придворев. Он сообщил, что если бы Госкомрыбаловства утвердило первоначальный проект положения, то все предприятия района остались бы без работы".

Информация ИА REGNUM предоставлена РИА "ИнтерКам".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.