В Архангельске начала свою работу 28-ая сессия областного Собрания депутатов. В достаточно быстром темпе были принят во втором чтении областной закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан, имеющих особые заслуги перед Архангельской областью". Непродолжительная дискуссия о том, кто все-таки имеет такие заслуги (по законопроекту граждане, имеющие 2 государственные (не военные) награды в период советской власти) быстро закончилась решением проработать вопрос и об остальных заслуженных жителях области, включая спортсменов и имеющих боевые награды.

Затем настал черед проекта областного закона "О бесплатном и льготном лекарственном обеспечении населения Архангельской области". По словам депутата Любови Сычевой, этот закон позволил бы придать прозрачность распределению областных средств на обеспечение населения лекарствами. На сегодняшний день очень мало лечебных учреждений области проводят конкурсы на закупку лекарств. Так в 2003 году ГУП "Фармация" на конкурсах смогло добиться снижения цены от 25 до 74% на различные виды лекарств.

Расходования бюджетных денег способствует и то, что лекарства, полученные по программе "Сахарнй диабет", направляются в больницы и там распределяются самими врачами, то есть, нет контроля кому, сколько ампул было выдано. Тем более, не в каждом кабинете врача есть условия для хранения инсулина.

На сегодняшний день законодательство регулирует не цену, по которой аптека закупает лекарство, а надбавку, которую может сделать аптека на закупленное лекарство. Соответственно, аптекам выгодно закупать дорогие лекарства и получать деньги из бюджетов, в том числе и из областного. Например, в декабре 2003 года аптеки Архангельска закупили лекарств на общую сумму 2 млн. 200 тыс. рублей. По словам Л.Сычевой, этот же объем лекарств можно было закупить за 666 тыс. рублей. Таким образом, "есть резервы для экономии областного бюджета".

Однако, несмотря на эти аргументы, решение принято не было. Депутат областного собрания Эрнест Белокоровин заявил, что закон не проработан, и необходимо провести парламентские слушания. В чем именно состоит "непроработанность", депутат затруднился ответить. Депутат Станислав Вторый предложил отправить закон на доработку, но это решение было также отклонено. После таких обсуждений докладчик по следующему вопросу первый заместитель мэра Архангельска Петр Орлов снял свой вопрос "О переводе жилых домов и жилых помещений в нежилые на территории Архангельской области" и перенес его на следующую сессию.

После непринятия закона о лекарственном обеспечении депутаты стали рассматривать закон "О внесении дополнений в областной закон о лесопользовании в Архангельской области". Как сообщил депутат Андрей Сманцер, на сегодняшний день лесные конкурсы и аукционы проводятся кулуарно. В состав комиссии, распределяющей участки, входят директор департамента ЛПК области, директор лесхоза и их подчиненные. Таким образом, решения о распределении лесофонда решаются единолично. Необходимо расширить состав комиссии, чтобы в нее входили и представители ГУПР и сами предприниматели.

По словам депутата Александра Иванова, во время лесного конкурса победитель определяется не только по одному параметру (по цене), но и по ряду других требований, социальных, экономических. Соответственно, решение комиссии достаточно субъективно, поэтому решение должно приниматься комиссией, состоящей из представителей разных организаций.

Но этот закон также не был принят. "Все эти решения принимаются в интересах определенного круга лиц. И, видимо, он достаточно широк, чтобы не принимать законы и о лекарствах, и о лесе". Как заявил А.Иванов, корреспонденту ИА REGNUM - Архангельские Новости, "в нашем областном собрании оба непринятых законопроекта должны были обеспечить значительную экономию областного бюджета, а обеспечили продолжение финансирования лишь каких-то определенных людей".