Логика заявлений руководства Украины и Азербайджана относительно возрождения проекта «Одесса — Броды» не поддается объяснению, и, возможно, Баку просто «использует» Киев в этом случае. Об этом в комментарии корреспонденту ИА REGNUM заявил украинский эксперт по вопросам энергетики, член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

Напомним, накануне в ходе визита президента Порошенко в Азербайджан глава этой страны Ильхам Алиев заявил, что дал поручение возродить проект «Одесса — Броды», «потому что Азербайджан поставляет на европейский рынок очень большие объемы своей нефти и становится транзитной страной для государств, расположенных на восточном побережье Каспийского моря». «Поэтому возобновление этого проекта создает хорошие возможности», — уверен Алиев.

«Прошло уже 14 лет, как «Одесса — Броды» был введен в действие, но «легенда» нефтепровода не поменялась — он каким-то образом должен качать азербайджанскую нефть. При этом как доставлять через Черное море нефть из Азербайджана в значительных объемах — никого не волнует. Кто будет покупать эту нефть в ЕС — также никого не волнует. Наконец, что делать с тем, что нефтепровод «Одесса — Броды» не поставляет нефть в ЕС, а только доставляет ее до другой трубы — «Дружба», по которой идет российская нефть Urals, — также никто не знает. Ведь «смешивание» этой нефти не будет нужно ни одному клиенту, так как это повлияет на качество», — комментирует заявление Алиева Юрий Корольчук.

«Как итог — пока ни один НПЗ в ЕС не изъявил желание использовать маршрут «Одесса — Броды» через Украину для покупки нефти из Азербайджана», — подчеркнул эксперт.

По его мнению, заявление Азербайджана о возможной работе «Одесса — Броды» скорее стоит отнести к лоббизму, популяризации своей нефти на рынках ЕС.

«Мол, у нас есть нефть — приходите и покупайте. Это напоминает восточный или турецкий базар. Но что от этого нефтяного пиара получит Украина? Кажется, что в Киеве даже не поняли, что Азербайджан просто использует ситуацию в своих целях. При этом де-факто в Баку понимают, что использовать «Одесса — Броды» не удастся. А слова о том, что можно поставлять нефть на НПЗ Украины, — так это теоретически может касаться только Кременчугского НПЗ, но он не по маршруту «Одесса — Броды», — продолжил специалист свою мысль.

Также Юрий Корольчук проанализировал возможные первичные затраты на этот проект.

«Нужно понимать, что группа «Приват» создала проблему или даже подложила огромную свинью для «Одесса — Броды». Нефть из трубы выкачали, и сейчас там консервант. Это еще одна причина, почему никто не сунется в «Одесса — Броды». Ведь теперь любой клиент должен сначала купить техническую нефть и закачать ее в трубу — это, на минутку, 450 тыс. тонн., т. е. затраты 135 млн долл. при минимальной сейчас цене. Кто это сделает? Что-то я лично не услышал из уст президента Азербайджана Алиева, что они готовы поставить для «Одесса — Броды» техническую нефть или предоставить 135 млн долл. для запуска проекта», — подвел итог эксперт.

Как отмечало ИА REGNUM, в последнее время Киев озвучил сразу несколько заявлений о реанимации проекта «Одесса — Броды», однако эксперты и специалисты воспринимают их крайне критически.Так, в конце апреля министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик доложил в Верховной раде, что нефтепроводом «Одесса — Броды» заинтересовался Иран. А в мае по итогам встречи Насалика с послом Литвы на Украине Марюсом Януконисом было заявлено, что нефтепровод «Одесса — Броды» открывает дополнительные перспективы и для украинско-литовского сотрудничества. Как и следовало ожидать, никаких конкретных шагов за этими заявлениями с тех пор так и не последовало.

Также напомним, что в конце 2013 года польская госкомпания PERN Przyjazn наотрез отказалась достраивать нефтепровод в Польшу. Как заявил тогда пресс-секретарь PERN Przyjazn Роман Гуральский: «На сегодняшний день не удалось получить гарантий, что проект окупит себя, в первую очередь обеспечит достаточный уровень прокачки нефти между поставщиками и покупателями». С тех пор позиция Польши официально не менялась, нынешнюю активность Киева вокруг возрождения «Одесса — Броды» там не комментируют.