О развитии подсобного хозяйства в образовательных учреждениях интернатного типа сегодня шла речь в департаменте образования и науки администрации Тюменской области. На совещании присутствовали директора домов-интернатов, коррекционных школ, школ-интернатов юга региона. "Крайне плачевной" назвала нынешнею ситуацию в этой сфере заместитель директора департамента Вера Соловьева.

Так, в 2003 году на 18 детских домов, в которых живут 1 400 воспитанников, приходилось одна корова, лошадь, 19 свиней и 150 кур. Было обработано в общей сложности 40 гектаров земли: 32 га отведено под картофель (собрано 70 тонн), 8 га - под другие овощи (31 тонна). При этом овощехранилище рассчитано на 311 тонн, остальная продукция закупается. Для сравнения: в одном из детских домов Омской области на 66 воспитанников обрабатывается более 30 га земли.

Как отметила Вера Соловьева, такую неразвитость подсобных хозяйств нельзя объяснить плохой материально-технической базой. Так, на эти 18 учреждений приходится 64 единицы техники, некоторые детские дома могут похвастаться тремя тракторами. Причина, скорее, в личной незаинтересованности директоров развивать собственные хозяйства. А ведь это позволило бы привлекать детей к труду, разнообразить их рацион питания, и конечно, получать экономическую выгоду - "лишние" денежные средства, которые можно пустить, к примеру, на организацию отдыха для воспитанников.

Каждому учреждению департамент образования предписал разработать концепцию развития подсобного хозяйства до 2006 года, при необходимости вынести муниципальным властям предложения о закреплении участков земли. Одна из задач - стопроцентное обеспечение детдомов, интернатов, спецшкол разнообразной сельхозпродукцией. На собственных грядках должны выращиваться огурцы, помидоры, кабачки, зелень, капуста, а не только морковь и картофель.

Для заработка дополнительных средств от учреждений требуется составить бизнес-планы по оказанию услуг населению. Это может быть вспашка земли, прополка, копка картошки, помощь в сенозаготовках и т.д. По словам Веры Соловьевой, подросткам, которые будут работать в трудовых бригадах, следует иметь материальный стимул, а не делать задания "из-под палки". Кроме того, департамент намерен организовать взаимовыгодное сотрудничество между учреждениями интернатного типа по обмену техникой. Предполагается также создать областной ежегодный конкурс таких подсобных хозяйств.