Министерство России по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства подвело итоги прошедшей в первом полугодии 2003 г. проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг платных автостоянок. Об этом рассказали журналистам на брифинге, прошедшем 4 февраля, заместитель министра статс-секретарь Сергей Дудкин и начальник управления по защите прав потребителей Сергей Баткаев.Проверка совместно с ГИБДД и Российской транспортной инспекцией прошла в 62 регионах и охватила 657 хозяйствующих субъектов. Нарушений законодательства не зафиксировано только 56 из них (8,5%).

В 89,1% выявленных нарушений были нарушены права потребителей на надлежащую информацию, т.е. на стоянках отсутствуют вывески, из которых потребитель мог бы узнать, с каким именно хозяйствующим субъектом он имеет дело. В 73,7% выявленных нарушений субъект, оказывающий услуги автостоянки на систематической основе, не заключал с потребителем письменный договор об оказании услуг. Впрочем, отметил С.Дудкин, в ряде случаев против заключения таких договоров выступают сами потребители, не желая раскрывать личные данные о себе - домашний адрес, телефон и т.п. "Таким образом потребители сами лишают себя права на предъявление претензий", - заметил С.Дудкин.

Проверка также выявила многочисленные факты нарушения прав потребителей в заключенных договорах. Это касается права исполнителя расторгать договор в одностороннем порядке, не возвращая потребителю сумму предоплаты, условие о невозврате предоплаты в случае досрочного расторжения договора со стороны потребителя, установление предельной суммы компенсации, которую исполнитель готов выплатить потребителю в случае утраты или повреждения его автомобиля во время нахождения на стоянке, и даже отказ исполнителя от ответственности за сохранность хранящихся у них машин. Заключение подобных договоров, констатировал С.Дудкин, возможно в силу того, что граждане России недостаточно представляют себе свои права как потребителей и зачастую не готовы их отстаивать в суде.

На нарушителей наложены штрафы и выданы предписания об устранении нарушений. По словам участников брифинга, примерно через полгода их ожидает повторная проверка. Кроме того, МАП намерен издать памятку для потребителей услуг платных автостоянок и как можно шире распространять информацию о правах потребителей.