Приднестровью нужны украинские миротворцы: Молдова за неделю

Москва, 9 февраля 2004, 22:52 — REGNUM  

Депутатов хотят лишить иммунитета. Посол России: Молдавская пресса не всегда объективна. Приднестровью нужны украинские миротворцы. Молдова и Румыния будут соседствовать по программе. Депутатские цели - Европа и Приднестровье. Обязательная дактилоскопия. Президент Молдовы призвал восстановить науку. МВФ дал двойственные оценки. Чего ждать от повышения зарплат. Порядка 40% лекарств ввозится в Молдову нелегально и непригодно к использованию.

Депутатов хотят лишить иммунитета

Генеральная прокуратура Молдовы обратилась в парламент с требованием о приостановлении иммунитета четырех депутатов Христианско-демократической народной партии (ХДНП), подлежащих привлечению к ответственности за организацию нелегальных, с точки зрения прокуратуры, уличных акций протеста. Как сообщает БАСА-пресс, о ходатайстве прокуратуры, в котором перечислены депутаты Юрие Рошка (председатель ХДНП), Влад Кубряков, Штефан Секэряну (вице-председатели) и Валентина Килат, депутатам сообщила 5 февраля, в четверг, под занавес пленарного заседания спикер Евгения Остапчук. "Вышеуказанные лица в различные дни участвовали в организации и проведении несанкционированных мероприятий и массовых собраний, в частности в незаконном пикетировании Посольства Российской Федерации в Кишиневе и Национального телевидения, а также в несанкционированных маршах по бульвару Штефана чел Маре (центральная улица столицы). Эти действия подпадают под действие положений статьи 174 prim Кодекса об административных правонарушениях. Для передачи дела в суд необходимо предварительное согласие парламента", говорится в обращении прокуратуры. Председатель парламента сообщила, что запрос о приостановлении иммунитета четырех депутатов ХДНП направлен в комиссию по юридическим вопросам, назначениям и неприкосновенности, уполномоченной принять предварительное решение, после чего вопрос о приостановлении парламентского иммунитета будет вынесен на голосование на пленарном заседании парламента.

Молдавский филиал Комитета Хельсинки по правам человека провел экспертизу, из которой явствует, что недавние акции протеста, послужившие поводом для обращения Генпрокуратуры в парламент с требованием приостановить иммунитет четырех депутатов от оппозиции, являются проявлением свободы слова и не могут рассматриваться как основание для привлечения их организаторов и участников к ответственности, сообщает БАСА-пресс. "Закон об организации и проведении собраний предусматривает условия, при которых можно запретить манифестации. Однако этого недостаточно, необходимо, чтобы цели, преследуемые при этом властями, были легитимны с точки зрения ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод; в данном же случае власти преследовали не защиту ценностей, перечисленных в данной статье, а стремились не допустить критику против правления, о чем свидетельствуют беспочвенные мотивы, приведенные властями в поддержку запрета митинга от 25 января. Кроме того, в демократическом обществе любое ограничение исполнения права на свободу выражения должно быть пропорционально преследуемой цели, которая в обязательном порядке является законной. В данном случае действия властей были полностью непропорциональны преследуемой цели", говорится в экспертизе Комитета Хельсинки.

В начале 2002 года парламент приостановил иммунитет депутатов Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки, Влада Кубрякова и Штефана Секэряну в ответ на обращение генерального прокурора. Парламентарии были лишены иммунитета на период рассмотрения административных дел, заведенных на них Генеральной прокуратурой за организацию несанкционированных акций протеста. В обращении прокуратуры фигурировали и депутаты ХДНП Валентин Килат, Юлиан Главан, Ефим Зубку, Риорита Патерэу и Еуджен Гырлэ, но в результате тайного голосования они сохранили статус неприкосновенности. Впоследствии Совет Европы осудил практику лишения парламентариев иммунитета за организацию акций протеста, напоминает БАСА-пресс.

Посол России: Молдавская пресса не всегда объективна

"К сожалению, молдавские СМИ существенно исказили суть моей позиции, высказанной на встрече с премьер-министром РМ", - заявил 5 февраля посетивший Тирасполь посол Российской Федерации в Молдове Юрий Зубаков. Как напоминает "Ольвия-пресс", на этой неделе официальные СМИ РМ, в частности, правительственная газета "Независимая Молдова", распространили информацию о встрече российского посла с молдавским премьером Василием Тарлевым. В публикации со ссылкой на Юрия Зубакова было отмечено, что правительство России "готово продавать Молдове продовольственную пшеницу по цене ниже рыночной". Комментируя эту информацию, посол РФ заявил, что она не соответствует действительности. Речь шла о том, что Москва выполнила свои обещания по поставке гуманитарного зерна в РМ. Однако поставлять в Молдову пшеницу по ценам ниже рыночных Россия не намеревается.

В интервью "Ольвия-пресс" Юрий Зубаков назвал искаженной и его позицию в отношении приватизационных процессов в ПМР. "Независимая Молдова" со ссылкой на посла РФ утверждает, что в случае участия российских компаний в приватизации предприятий Приднестровья Москва будет предварительно согласовывать такие инициативы с официальным Кишиневом. Как сообщил Зубаков тираспольскому информагентству, на самом деле речь идет о том, что в случае участия компаний России в приднестровской приватизации Москва всего лишь "будет ставить в известность Кишинев о подобных сделках". В связи с этим посол выразил сожаление по поводу того, что молдавская пресса не всегда объективна.

"Мы не собираемся снимать вопрос об открытии консульства России в Приднестровье. Он по-прежнему стоит в повестке дня", - заявил посол РФ в Молдове Юрий Зубаков на встрече с лидерами русских общин ПМР, которая состоялась в Тирасполе. Вместе с главой российского посольства на встречу с соотечественниками прибыли также представители консульского отдела. Главной темой разговора стали трудности, с которыми сталкиваются приднестровцы, желающие получить российское гражданство. По словам Юрия Зубакова, необходимо приложить все усилия, чтобы убрать излишние препятствия, которые возникают перед жителями Приднестровья, желающими стать гражданами РФ. О том, что такие препятствия есть, проинформировали посла представители русских общин. Связаны они во многом с тем, что по вопросам приобретения российского гражданства приднестровцам необходимо ездить в Кишинев - выездные консульские пункты на территории ПМР не могут удовлетворить потребности всех желающих. По данным посла РФ, сегодня более 150 тысяч жителей Приднестровья - это лица, которые не имеют гражданства признанных государств, а значит, "потенциальные клиенты консульского отдела". Чтобы защитить их интересы, а также интересы российских граждан в ПМР, необходимо полноценное консульство на территории Приднестровья. "Хотя руководство РМ и выступает против открытия консульства России в Тирасполе, я считаю, что против такого решения нет каких-то серьезных политических аргументов, - сказал Юрий Зубаков. - С точки зрения международного права такой шаг был бы абсолютно легитимен", передает "Ольвия-пресс".

Посол России сообщил также, что, по его данным, есть, к сожалению, случаи, когда представители некоторых русских общин берут явно завышенную плату за услуги по оформлению российского гражданства. Юрий Зубаков отметил, что такую практику необходимо искоренить: "Не должно быть торговли вопросами гражданства".

Глава посольства РФ отметил высокую гражданскую позицию приднестровцев-граждан России. Он напомнил, что когда проходили последние выборы в Госдуму, за пределами РФ во всем мире участие в голосовании приняло 175 тысяч российских граждан; более 20 тысяч из них живут в Приднестровье.

Содействие приднестровцам, желающим получить гражданство России, намерено оказывать и руководство ПМР. Министр иностранных дел республики Валерий Лицкай, принявший участие во встрече, сообщил, что его ведомство подготовит предложения по "упорядочению форм работы по приему гражданства". Одним из вариантов может стать привлечение специальных помощников для консульских работников - сегодня штат консульского отдела посольства РФ явно недостаточен для того количества приднестровцев, которые желают получить российское гражданство. Валерий Лицкай сообщил, что после изучения всех проблем, которые возникают у жителей ПМР в связи с этим вопросом, он будет включен в повестку переговоров с молдавской стороной, информирует "Ольвия-пресс".

Приднестровью нужны украинские миротворцы

Интеграция Республики Молдова и Румынии - вопрос времени, а вооруженные силы Российской Федерации - гарант стабильности - из региона практически выведены, поэтому Приднестровье наряду с российскими миротворцами готово разместить на своей территории небольшой контингент миротворческих сил Украины. Об этом заявил председатель Верховного Совета ПМР Григорий Маракуца на состоявшейся в Тирасполе встрече с делегацией Верховной Рады Украины, представленной членами Республиканской партии. Как передает "Ольвия-пресс", стороны признали, что в нынешних условиях восточный сосед для Приднестровья - наиболее оптимальный партнер в военной области: Украина является страной-гарантом в молдо-приднестровском урегулировании и способна обеспечить стабильность на берегах Днестра.

В ходе встречи обсуждался также ряд проблем, касающихся этнических украинцев и обладателей гражданства Украины, проживающих в Приднестровье. Представители Рады выразили обеспокоенность тем, что образование в Приднестровье осуществляется в основном на русском языке, в то время как примерно треть населения республики - украинцы. Гостям хорошо известно о том, что в ПМР, согласно Конституции, три государственных языка, в том числе украинский, поэтому они считают, что детских садов, школ, университетских групп с обучением на этом языке должно быть больше. Чтобы было именно так, и после завершения образования на украинском языке жители Приднестровья могли реализовать себя, спикер приднестровского парламента предложил подготовить соглашение между Украиной и ПМР о взаимном признании документов. Он сообщил, что в республике действуют программы развития просвещения на украинском и молдавском языках, финансируемые из государственного бюджета. Правда, суммы, предусмотренные для реализации этих программ, в силу объективных причин невелики. Представители Верховной Рады заявили, что готовы помочь Приднестровью с приобретением и изданием учебников на украинском языке, передает "Ольвия-пресс".

Коснувшись вопроса об осложненной и весьма дорогостоящей для приднестровцев процедуре получения украинского гражданства, Григорий Маракуца заметил, что жители ПМР, получившие гражданство Украины или России, все-таки не являются полноценными гражданами этих государств - им не полагается внутренний паспорт страны, они не могут открыть там свое дело и т.д. Украинские депутаты заверили, что поднимут обсужденные в Приднестровье вопросы на одном из заседаний Верховной Рады, информирует "Ольвия-пресс".

Молдова и Румыния будут соседствовать по программе

Правительство Молдовы создало рабочую группу по разработке программы соседства Молдова - Румыния на 2004-2006 гг. С молдавской стороны ее возглавит заместитель министра иностранных дел Виталий Слоновский. Как передает "ИНФОТАГ", рабочая группа должна подготовить документ в трехмесячный срок. Это предусмотрено Программой трансграничного сотрудничества на 2004-2006 гг., предложенной Европейской комиссией в рамках инициативы "Расширенная Европа - новое соседство".

При разработке Программы о соседстве на национальном, региональном и местном уровне будут учитываться задачи, определенные Еврокомиссией. Они касаются продвижения экономического развития приграничных регионов, энергетического сотрудничества, совместного внедрения региональных проектов охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, сохранения исторических и культурных ценностей. Финансовую поддержку процесса разработки Программы о соседстве предусматривается осуществить через такие международные структуры, как TACIS, CBC и PHARE CBC, сообщает "ИНФОТАГ".

Депутатские цели - Европа и Приднестровье

Европейская интеграция и разрешение приднестровской проблемы останутся приоритетными направлениями деятельности молдавского парламента на весенне-летней сессии, заявила на открытии сессии 5 февраля председатель парламента Евгения Остапчук. Как передало агентство "ИНФОТАГ", спикер напомнила, что в конце января Еврокомиссия передала Молдове проект индивидуального плана мероприятий по присоединению к Евросоюзу. "Для реализации плана мы должны разработать законодательные рамки, соответствующие уровню общеевропейских стандартов. Предстоит рассмотреть вопросы юридической, экономической, социальной, торговой, энергетической и воспитательной области", - сказала Остапчук.

По ее словам, параллельно необходимо предпринять усилия по нахождению оптимального варианта разрешения приднестровского конфликта. "Недавняя встреча посредников в Софии, надеюсь, приведет к возобновлению переговорного процесса в пятистороннем формате", - сказала спикер.

Евгения Остапчук не исключила, что на деятельность законодательного органа может негативно повлиять подготовка к очередным парламентским выборам. "Некоторые депутаты от оппозиции уже начали избирательную компанию в парламенте, предлагая популистские законопроекты, выступив, в частности, с инициативой о повышении пенсий на 100%", - отметила спикер. Она призвала парламентариев с большей ответственностью относиться к своим обязанностям и предлагать только реальные проекты. Спикер считает, что депутаты должны сплотиться для решения проблем, а не заниматься избирательной кампанией, отмечает "ИНФОТАГ".

Обязательная дактилоскопия

Парламент Молдовы одобрил в окончательном чтении поправки к действующему законодательству, в соответствии с которыми сотрудники полиции, таможни, Центра по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, Службы информации и безопасности, а также лица, принимаемые на работу в войска карабинеров, будут в обязательном порядке проходить государственную дактилоскопическую регистрацию. Как передает агентство ИНТЕРЛИК, документ оговаривает также, что дактилоскопическую регистрацию пройдут и нынешние работники названных ведомств.

Суть поправок состояла в приведении действующего законодательства в соответствие с положениями Закона о дактилоскопической регистрации, принятого парламентом в конце прошлого года. Основной целью документа является идентификация личности человека по следам рук и отпечаткам пальцев, что чрезвычайно важно для защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц, государства от преступных посягательств, а также для розыска преступников.

Законом предусматривается, что обязательную дактилоскопическую регистрацию должны будут пройти граждане, входящие в группу повышенного профессионального риска. К ним относятся проходящие службу в органах внутренних дел, Государственной службе охраны, Национальной армии, Службе информации и безопасности (СИБ), Департаменте чрезвычайных ситуаций, ведомствах пенитенциарной системы. Обязательной она станет и для членов экипажей воздушных судов, лиц, управляющих транспортными средствами, граждан РМ, выезжающих на работу за рубеж.

Проведением дактилоскопической регистрации, хранением, учетом и систематизацией информации будет заниматься одно из подразделений МВД. При этом дактилоскопическая регистрация может быть двух видов: добровольной и обязательной, отмечает ИНТЕРЛИК.

Президент Молдовы призвал восстановить науку

Восстановить молдавскую науку призвал президент Молдовы Владимир Воронин. В интервью газете "Независимая Молдова" глава государства отметил, что задача эта выполнима. "Ученые в Молдове есть и их немало, причем с мировыми именами, а вот науки, по большому счету, нет", - сказал президент.

Он назвал абсурдной ситуацию, когда при подготовке Концепции по европейской интеграции пришлось обращаться за помощью к экспертам неправительственных организаций, а не к ученым Академии наук. "Эта структура живет своей закрытой жизнью. Ни амбиций, ни идей, ни критики, ни молодых и перспективных кадров, ни ответственности. Какой-то реликтовый оплот консерватизма", - считает президент. "Именно ученые должны давать предложения власти по реформированию науки, по изменению страны в целом. Но этого не происходит, оттуда вообще не поступает никаких концепций и рекомендаций", - отметил Воронин.

Глава государства отказался присутствовать 5 февраля на заседание по выборам нового руководства Академии наук - "чтобы не политизировать ситуацию". Он считает, что академики сами должны решать, кто будет президентом АНМ, а в день голосования "к власти прибегать уже бессмысленно". "Но какую научную политику выберет страна - это уже зависит не столько от руководства академии. Если вновь восторжествуют консервативные тенденции, если вновь нам предложат существующую политику, в соответствии с которой из АНМ будут бежать все здравомыслящие люди, если молодежь будет обходить это учреждение десятой дорогой, то государство пересмотрит свои отношения с ней. Возможно, тогда нам действительно придется перестать говорить об АНМ как о некоем интеллектуальном достоянии и пойти более решительно на заимствование европейского опыта. Нам нужна такая академия, которая превратится в подлинный центр реформ, в кузницу кадров, в структуру, задающую базовые стандарты нашего образования", - подчеркнул глава государства в интервью правительственной газете.

Он сообщил, что разработана новая модель организации науки и продуманы механизмы формирования принципов финансового стимулирования научных работников, молодых ученых, аспирантов. "Мы хотим сделать так, чтобы не бандиты и ловкие на руку жулики, а образованные и интеллигентные люди становились визитной карточкой нашей страны, чтобы стало выгодным получать образование и делать научную карьеру. Тогда, действительно, мы смело сможем говорить, что мы строим цивилизованное европейское государство, а не просимся, как бедные родственники, в Европу. Бедные и глупые в Европе не нужны", - заключил президент.

5 февраля СМИ Молдовы сообщили об изменениях в руководстве главного научного учреждения страны.

МВФ дал двойственные оценки

Международный валютный фонд огласил итоги обсуждения доклада об экономическом и финансовом положении Республики Молдова на совете директоров МВФ 26 января 2004 года. Резюмирующий документ отражает "коллективное" мнение исполнительного органа МВФ о ситуации в стране за предыдущие два года и содержит прогнозные оценки и рекомендации на ближайшую перспективу. Как сообщает еженедельник "Экономическое обозрение", Совет директоров МВФ констатирует, что реальный валовой продукт вырос на 7% в 2002 году и на 6,2% в первых трех кварталах 2003 года (по данным Департамента статистики и социологии РМ рост ВВП в 2002 г. составил 7,8%, а итоговый результат 2003 года достиг 6,3%). Согласно мнению аналитиков МВФ, рост ВВП определялся значительным увеличением потребительских расходов, которые, в свою очередь, были подкреплены (или даже обусловлены) увеличением реальной заработной платы и ростом денежных переводов работающих за рубежом.

В качестве обнадеживающей тенденции в документе МВФ указывается на увеличение в 2003 году инвестиций в частном секторе, но при этом отмечается, что они пока "остаются недостаточными, чтобы поддержать уверенный среднесрочный рост". Неблагоприятным является то, что после снижения уровня инфляции в 2002 году до 4% в прошлом году она достигала в отдельные периоды 17% годовых. По мнению МВФ, увеличение темпов инфляции были обусловлено быстрым ростом объема денег в обращении, а также опережающим ростом цен на продукты питания и увеличением "административных" цен.

Далее в документе обращается внимание на дефицит внешнего текущего счета, отражающего статистику прихода и расхода иностранной валюты. В 2002 году отрицательное сальдо по этой позиции составляло 6% от ВВП. В 2003 году дефицит увеличился, главным образом в результате опережающего роста импорта, который только частично возмещался ростом экспорта и притока денежных переводов. МВФ определил последний фактор как "зарегистрированный приток". Далее из контекста понятно, что составители документа отдают себе отчет в том, что существуют и "незарегистрированные" поступления в Молдову наличной иностранной валюты, причем в объемах, не позволяющих пренебрегать собой. Кроме того, между строк читается, что МВФ в качестве источников "незарегистрированных" поступлений инвалюты в Молдову подозревает не только находившихся за границей рабочих.

В этой связи как естественное явление, отмечает "Экономическое обозрение", рассматриваются интервенции Национального банка Молдовы (НБМ) в форме покупки иностранной валюты на открытом рынке, имеющие целью пополнять до оптимального уровня валютные резервы страны и избегать укрепления курса лея. В документе утверждается, что выпуск леев под закупку иностранной валюты питал быстрый рост денег в обращении и рост кредитов как в 2002, так и в 2003 годах. Чтобы как-то сдерживать влияние этого фактора на рост инфляции, НБМ в 2002 году увеличил и в 2003 году поддерживал на высокой отметке резервные требования к коммерческим банкам. В этой же связи МВФ отмечает, что вследствие незначительной доли НБМ в кредитовании коммерческих банков влияние устанавливаемых им процентных ставок не имеет большого практического эффекта.

В связи, как сказано в документе, "с ограничениями" в получении внешнего финансирования, обслуживание внешних долгов продолжает оставаться для Молдовы "финансовым вызовом". Запланированные на 2003 год расходы на обслуживание внешнего долга составляли приблизительно 45% от объема доходов бюджета. И если первые семь месяцев 2003 года правительство справлялось с этой задачей, то в августе оно приостановило выплаты некоторым двусторонним кредиторам. (Кроме того, напоминает МВФ, с конца 2001 года Молдова приостановила платежи по обслуживанию долга "Газпрому".) В результате за 2003 год "вновь накопленные долги", проще говоря, просроченные внешние обязательства составили $26 млн.

Согласно определению МВФ, налоговая политика государства в этот период в Молдове оставалась "разумно напряженной". В документе выражено сожаление в связи с "ослаблением" в недавнем прошлом благоразумной налоговой политики, которое усмотрено в спланированном бюджете на 2004 год. МВФ призывает власти РМ принять дополнительные финансовые меры, чтобы избежать дальнейшего накопления долгов. С этой целью предлагается устранить льготы по налогу на добавленную стоимость, отсрочить запланированное снижение налогов, сокращать текущие расходы и улучшать планирование бюджета и управление общественными финансами.

Что касается денежно-кредитной политики, то здесь наибольшую озабоченность МВФ вызывает "недавняя волна инфляции". Соответственно в документе содержатся призывы сосредоточить усилия на сохранении инфляции на низком уровне. Судя по приложению к докладу, содержащему прогноз на 2004 год в отношении основных макроэкономических индикаторов, программный уровень инфляции, к которому следует стремиться, - это 8% годовых. (При подготовке Закона о бюджете на текущий год в расчеты закладывалась инфляция в 4%, а подготовленный поздней осенью документ НБМ "Денежно-валютная политика на 2004 год" предполагает инфляцию в 10%.)

Помимо проблемы роста инфляции МВФ выражает озабоченность по поводу быстрого роста объема кредитов, направленных в экономику коммерческими банками. В документе говорится, что столь "быстрый рост кредитов может привести к ухудшению качества кредитных портфелей банков". В этой связи МВФ рекомендует НБМ оставаться бдительным в оценке банковского сектора, учитывая его уязвимость для потрясений.

Приводя мнения экспертов, "Экономическое обозрение" отмечает, большинство из них склонно считать это замечание МВФ скорее данью настроениям "перестраховки", чем взвешенной оценкой реальной ситуации, существующей сегодня в кредитном секторе Молдовы. Нет у экспертов и большой уверенности в правильности выводов МВФ о "перегреве экономики" Молдовы в предшествующий период. В документе в качестве признаков "перегрева" названы резко повысившийся внутренний спрос, рост импорта и инфляция. То есть, обобщенно говоря, факторы, указывающие на рост потребления. МВФ замечает, что ситуация определялась скорее позитивными, чем негативными факторами. В их числе называются: недавние решения властей на фоне достаточно напряженной финансовой политики, развитие частного сектора, реформа государственной службы (включая борьбу с коррупцией) и модернизация социальной политики. В своем послании совет директоров МВФ призывает власти РМ развивать конкретные меры для реального достижения поставленных целей.

4 февраля на пресс-конференции глава представительства МВФ в Молдове Эдгардо Руджиеро заявил, что Совет директоров МВФ удовлетворен экономическим ростом, однако ждет от правительства ясных доказательств приверженности принципам рыночной экономики. "Мы ждем ясных доказательств того, что экономическая стратегия движется в правильном направлении. К примеру, как вы знаете, молдавские власти неоднократно заявляли о том, что их приоритетом является европейская интеграция, создание рыночной экономики, либерализация экономики и снижение уровня бедности в контексте Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности. Мы согласны с этой политикой. Остается посмотреть, как она реализуется", цитирует г-на Руджиеро другой столичный еженедельник "Кишиневский обозреватель".

Чего ждать от повышения зарплат

Правительство Молдовы создало на этой неделе комиссию, которая должна определить необходимые мероприятия по повышению с июля 2004 года средней заработной платы в среднем на 30%, до уровня, эквивалентного $100. Эта цифра должна обязательно быть экономически обоснована отраслевыми показателями роста. Запланировано, что каждое министерство должно рассмотреть и утвердить собственный план экономического роста по подведомственной отрасли, с указанием механизмов достижения роста валовой добавленной стоимости. Не получилось бы так, пишет "Экономическое обозрение", что "сизифов труд" составления государственного бюджета, построенного на приросте ВВП на 5% и уровне инфляции в 4,5%, пропал зря. По декабрьским макроэкономическим расчетам Минэкономики, чтобы обеспечить среднюю зарплату в размере 1350 леев, соответствующую требуемому долларовому эквиваленту ($100), необходимо добавить темпов экономического роста до 22,7%, при этом прирост промышленного производства должен быть не ниже 30%, сельского хозяйства - 15%.

На заседании по экономическим вопросам под председательством президента Молдовы, состоявшемся в минувшую субботу, отмечалось, что каждый гражданин должен ощутить экономический рост на собственных доходах. По сообщению пресс-службы президента, среди обсуждавшихся проблем фигурировали вопросы, связанные с задачами экономического роста на 2004 год, соотнесением политики оплаты труда и социальной защиты населения с показателями инфляции. Были рассмотрены стимулирующие меры по переводу реальной зарплаты работников в легальное поле. При этом глава государства отметил, что сами экономические субъекты предлагают схемы вывода из "тени" доходов работников. Первый шаг к цели был сделан на этой неделе, пишет "Экономический обозреватель". Подписанный социальными партнерами коллективный договор на 2004 год обязывает работодателей промышленной сферы с 1 февраля поднять минимальную тарифную ставку работника первого квалификационного разряда на 20% (до 440 леев) с соответствующим повышением тарификации по другим разрядам. Меняется тарификация (до 360 леев) работников малых предприятий, сельхозпредприятий, лечебных учреждений системы страховой медицины. Следующим шагом правительства станет повышение минимальной зарплаты до 200 леев (против нынешних 100 леев). По данным статистики, в 2003 г. средняя зарплата по стране равнялась 892 леям. Зарплаты не дотягивают до пресловутых $100 в сельском хозяйстве, социальной сфере, торговле и общепите. Правда, за кадром остается двойная бухгалтерия предприятий не только частного сектора, но и государственного.

Как считают некоторые аналитики, отмеченный к концу прошлого года скачок уровня инфляции до 15,6% должен, в идеале, подстегнуть темпы роста зарплат. Теперь работодателям якобы будет трудно аргументированно отказывать своим работникам в повышении зарплаты, как это было при замедлении роста потребительских цен, даже при условии "конвертных доплат". Но это только в теории. На самом деле, считает экс-заместитель министра экономики Елена Горелова, после периода экономического спада и резкого сокращения реальных доходов населения наступил период "ренессанса": "Несколько последних лет рост зарплат шел опережающими экономический рост страны темпами (на уровне 20 и более процентов в год) при достаточно низкой инфляции. Таким он и останется - уж очень многое пришлось нагонять, хоть не всегда и не везде".

Приходится признать, продолжает Елена Горелова, что, когда мы говорим о росте зарплат, необходимо четко разделять зарплаты в частном и бюджетном секторах экономики, разрыв между которыми преодолеть не удается. Зарплаты бюджетников будут, конечно, зависеть от того, как поведет себя частный работодатель. Если экономические стимулы не будут работать вхолостую, то часть теневых зарплат всплывет, улучшая собираемость налогов, из которых формируется фонд оплаты труда бюджетников. Пересмотрев потребности социальной сферы (выполнение и перевыполнение бюджета соцстраха из года в год растет), можно будет вполне реально предложить компромисс: власти снижают "до разумного предела" ставки соцвзносов и отчислений на страховую медицину, а работодатели выводят на чистую воду фонд оплаты труда.

В то же время, рост зарплаты, в течение длительного времени превышающий рост производительности труда, снижает тем самым конкурентоспособность предприятий, продолжает "Экономическое обозрение". Рост фонда оплаты труда в условиях низкой конкурентоспособности заставит и предприятия, и государство задуматься, как и, главное, для чего поддерживать низкую производительность столь дорогими методами. Тут уж одно из двух - или жертвовать прибылью, или вводить "прогрессивный менеджмент", искусственным или естественным путем увеличивая производительность труда и уменьшая себестоимость продукции за счет других факторов.

По мнению экономиста Молдовы Вячеслава Негруцэ, рост зарплат, если он состоится в означенных пределах, не подстегнет серьезно инфляцию. Существуют другие, более важные последствия, которые необходимо предвидеть. Предпринятые шаги могут затормозить темпы экономического роста и/или одновременно погасить предпринимательский интерес, экономическую активность. Теневая экономика - феномен мирового порядка, и не Молдове изобретать велосипед с инструкциями по ее легализации. Если исходить из тезиса, что национальная экономика давно перешагнула стодолларовый уровень реальных ежемесячных доходов граждан, то надо говорить не о популистских мерах, а о реальных инструментах экономической политики государства, выводящих на поверхность то, что давно есть, но умело скрывается. Нужно вспомнить о рычагах, которыми "бескровно" можно достичь желанного "роста": о создании благоприятных условий для предпринимательства, для внутренних инвестиций, о чувствительном снижения налогового бремени. Директивными методами успех достигается на очень короткое время и уж точно - не закрепляется. Предприятия отрапортуют о повышении зарплат, а вслед за этим - о снижении рентабельности, а соответственно - о снижении или отсутствии подоходного налога, что уже может сильно не понравиться государству.

Так что государство тоже может встать перед интересным выбором: или собираемость бюджетных средств, или рост доходов его верноподданных.

Порядка 40% лекарств ввозится в Молдову нелегально и непригодно к использованию

"Самая сложная ситуация с незаконным ввозом лекарств сложилась на севере Молдовы", - заявил на заседании комиссии по борьбе с незаконной торговлей медикаментами вице-премьер Молдовы Валериан Кристя. По его словам, необходимо лишь приложить некоторые усилия, чтобы полностью ликвидировать проблему, пишет "Кишиневский обозреватель".

За минувший год в Молдову, по данным МВД, завезено различных медикаментов более чем на 675 млн. леев. По неофициальным данным, около 40% импортируемых из России, Украины и других стран лекарств завозится в Молдову нелегально и непригодно к использованию. За последние 4 месяца 2003 года правоохранительными органами составлено 538 протоколов за нелегальную реализацию медикаментов. Но это не способ решения проблемы, тем более что бороться приходится не с серьезными контрабандистами, а с реализаторами лекарств или мелкой сошкой, зарабатывающей копеечный навар.

Парламент Молдовы внес поправки в Закон о фармацевтической деятельности. Его нынешняя редакция не предусматривает разрешения на импорт в республику известных дешевых медпрепаратов, зарегистрированных в стране производителя, но не занесенных в Государственный перечень лекарств (ГПЛ) Молдовы. В то же время, по словам специалистов Минздрава, так как рынок сбыта в республике очень мал, иностранные производители не заинтересованы не только в регистрации своих препаратов, но вообще отказываются сотрудничать с молдавскими импортерами. Новая статья закона "Плата за разрешение (экспертизу, официальное освидетельствование и регистрацию)" предусматривает, что наиболее важные и жизненно необходимые лекарства, согласно решению Минздрава, в исключительных случаях могут быть освобождены от платы за разрешение. От платы освобождаются также молдавские продукты и изделия, разработанные госучреждениями и представленные к экспертизе, официальному освидетельствованию или внесению изменений. Нарушение порядка назначения и выдачи медикаментов в аптеках влечет за собой наложение штрафа в размере от 20 до 50 минимальных зарплат. Аналогичный штраф предлагается взимать за производство, изменение формулы изготовления и технического процесса, маркировки медикаментов и фармацевтических препаратов, а также нормативно-технической документации предприятием, производящим медикаменты, другие фармацевтические продукты без разрешения Минздрава.

Легальным импортерам лекарств запрещено иметь дело с группой медикаментов из наркотического ряда, а также тех, что не отражены в ГПЛ Молдовы. Мы их не ввозим, но этот вакуум сразу заполняют контрабандисты, отмечает "Кишиневский обозреватель". На рынок вбрасывается то, на чем государство могло бы заработать, разреши оно ввоз легальным импортерам. Ведь очевидно, что границы (по крайней мере на востоке республики) не контролируются, а, значит, импорт в "сумках и багажниках" будет продолжаться.

Например, российский аспирин, столь привычный многим. Раньше обеспечение им Молдовы производилось централизованно. Сегодня существует множество каналов поставки, но, учитывая специализацию фармацевтических заводов на выпуске трех-четырех препаратов, а также узость рынка, производителю проще не завозить лекарства в принципе. Зная, что за регистрацию лишь одного вида медикаментов ему придется заплатить 600 долларов, собрать с десяток документов, соблюсти специфику оформления в Молдове, заводы отказываются от поставок.

Как считает "Кишиневский обозреватель" ("КО"), для решения проблемы контрабанды необходимо поручить одному из легальных импортеров договориться с российскими производителями напрямую и ввозить этот аспирин в необходимом количестве, по приемлемой цене, но без регистрации в установленном законом порядке. Ибо это долгая, дорогостоящая и утомительная операция, к тому же возобновляемая при ввозе очередной партии.

Без сомнения, отмечает еженедельник, для импортеров медикаментов важно оборудование на таможенных пунктах специальных складов для хранения медикаментов до начала процедуры их приемки. Ведь качество медикаментов во многом зависит от условий хранения, а в случае возникновения проблем на таможне лекарственные препараты из-за неадекватных условий хранения в дальнейшем могут представлять опасность уже тогда, когда их продают с конкретных прилавков конкретных аптек. По неподтвержденной пока версии, готовится решение правительства об оборудовании первого подобного хранилища в Кишиневе.

Специалист АО "Фармако" (госпредприятие по производству медикаментов): Объем лекарств местного производства на рынке невелик - до 3%. Еще два года назад этот показатель был выше - до 10%. Сейчас не редкость, что существующие цеха выполняют работу не по изготовлению медикаментов, а по сопутствующим процессам - дозировке, упаковке, маркировке. В Молдове никогда не было большого количества собственного сырья для фармацевтических производств.

По данным Минздрава, на данный момент в Молдове зарегистрировано 4,5 тыс. наименований лекарств, 750 из них импортируется из СНГ, в том числе 150 - из России. Остальное через границу проникает тайными тропами... Начальник Государственной фармацевтической инспекции Мария Кожокару заявила "КО", что большая часть медикаментов, не имеющих разрешения на импорт, выданного Минздравом, поступает в страну через восточные районы или завозится контрабандным способом, как правило, из Украины и России. В 2003 году, по данным таможни, была выявлена 41 партия медикаментов, нелегально ввезенных в страну, и конфисковано более чем на 350 тыс. леев контрабандных лекарств.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
22.05.17
«Русские работяги. А румыны моются в корыте»: скандал в Румынии
NB!
22.05.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 22 мая
NB!
22.05.17
Оппозиция Севастополя не смогла найти спарринг-партнера Овсянникову
NB!
22.05.17
Громкий прецедент: Новосибирск на грани внешнего финансового управления
NB!
22.05.17
«Второй кандидат на пост саратовского губернатора – не подставная фигура»
NB!
22.05.17
Кремль прокомментировал введение визового режима с Украиной
NB!
22.05.17
Латвия готовит крупнейшую закупку военной техники в своей истории
NB!
22.05.17
Денег нет, пора на выход: Нижний Новгород покидает четыре ассоциации МСУ
NB!
22.05.17
Чувашия ждёт судебной правды: уголовное дело сити-менеджера
NB!
22.05.17
ГАЗ идёт на Кубу: вопрос не экономический, а политический
NB!
22.05.17
Развенчание мифов по Кудрину: в чьих интересах?
NB!
22.05.17
Рожать за 500 км: в Архангельской области оптимизируют роддома
NB!
22.05.17
Город на костях: В центре Ростова-на-Дону обнаружено кладбище меотов
NB!
22.05.17
Революционно настроенной молодежи в РФ нет — глава ВЦИОМ
NB!
22.05.17
«Дни бразильского президентства Темера сочтены»
NB!
22.05.17
В Каталонии готовят механизм «немедленного» отделения от Испании
NB!
22.05.17
Минобрнауки воспитает у молодежи отторжение к радикализму
NB!
22.05.17
МИД РФ сообщил о «жалости к Маккейну» после слов о Путине и Лаврове
NB!
22.05.17
Остановить манипулирование молодыми мозгами — Жириновский
NB!
22.05.17
Радио REGNUM: Аналитика. Главное за 22 мая
NB!
22.05.17
Италия: «Трамп — хромая и слабая утка только у себя дома»
NB!
22.05.17
Военный Донбасс: Обстреляна Донецкая фильтровальная станция