Баку - за, Ереван - против, а Степанакерт и не спрашивают... Нагорный Карабах за неделю

Москва, 7 февраля 2004, 23:03 — REGNUM  

Очередной плановый мониторинг. Точки зрения российских политиков. Визит спецпредставителя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в регион. Баку - за, Ереван - против, а Степанакерт и не спрашивают... Еще раз о наркотиках... В Нагорном Карабахе.

Очередной плановый мониторинг

5 февраля миссия ОБСЕ провела у села Сейсулан Мартакертского района Нагорного Карабаха плановый мониторинг линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана. Группу, осуществлявшую наблюдение с позиций Армии Обороны Нагорного Карабаха, возглавлял личный представитель действующего председателя (ЛП ДП) ОБСЕ Анджей Каспшик. В состав группы входили полевые помощники ЛП ДП ОБСЕ Геннадий Корж (Украина) и Юрген Шмидт (Германия). Мониторинг прошел в соответствии с намеченным графиком, нарушений режима прекращения огня не зафиксировано. Миссию наблюдения с карабахской стороны сопровождали представители министерства обороны и министерства иностранных дел Нагорного Карабаха. По завершении мониторинга члены миссии ОБСЕ навестили в одном из гарнизонных госпиталей военнослужащего Армии Обороны Нагорного Карабаха, раненного в январе выстрелом с азербайджанских позиций. 4 февраля посла Анджея Каспшика принял министр иностранных дел Нагорного Карабаха Ашот Гулян. Собеседники обсудили вопросы, связанные с перспективами урегулирования нагорно-карабахского конфликта, а также с ситуацией на линии соприкосновения. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Точки зрения российских политиков

"Нагорный Карабах самостоятельно вошел в состав России Гюлистанским договором. Причем тут Армения, причем тут Азербайджан. Это была компенсация за убийство посла России. А почему бы и не дать земли за посла?", - свое мнение в ПАСЕ выразил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. По его словам, Карабах - армянская территория, которая должна быть присоединена к Армении: "Карабах подарили азербайджанским коммунистам советские коммунисты, потому что им нужна была азербайджанская нефть. Обменяли армян на нефть". Г-н Жириновский считает, что СЕ никогда не решит этот вопрос: "Смотрите, 30 лет тянется конфликт Турции и Кипра, люди умирают тысячами. Сколько погибло в Карабахе и сколько еще погибнет. Этот вопрос будет долго длится". ("А1+").

Как сообщает РИА "Новости", замминистра иностранных дел России, сопредседатель Минской группы ОБСЕ Вячеслав Трубников заявил, что переговоры между президентами Армении и Азербайджана Робертом Кочаряном и Гейдаром Алиевым в 2002 году привели урегулирование карабахского вопроса в тупик. Трубников возлагает большие надежды на нынешнего главу Азербайджана Ильхама Алиева и находит, что встреча между президентами двух стран 11 декабря может стать хорошей предпосылкой для дальнейших переговоров. И, тем не менее, он уверен, что в 2004 карабахская проблема не решится, так как сегодня в исходных позициях сторон больше разногласий, чем 3 года назад. А Россия, как на основании двусторонних отношений, так и в рамках Минской группы, сделает все для мирного урегулирования конфликта. ("А1+").

Заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников выступает за расширение формата переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сообщает бакинская газета "Зеркало". По его мнению, разговор только с Арменией и Азербайджаном является неполным, поскольку любое решение карабахской проблемы должно быть приемлемо для армян и азербайджанцев Нагорного Карабаха. Обратившись к теме занятых азербайджанских территорий, российский дипломат заявил: "Нагорный Карабах - это отдельный вопрос, а оккупация азербайджанских земель армянами - другой". По его словам, освобождению территорий будет способствовать создание климата доверия. "Чем больше реваншистской риторики со стороны представителей политических сил и общественности Азербайджана, выступающих за силовые методы разрешения конфликта, тем сложнее убедить армянскую сторону в необходимости освобождения оккупированных территорий", - сказал В.Трубников. По его мнению, нынешнее состояние "ни войны, ни мира" больше продолжаться не может. "В любом случае в этой проблеме должна быть поставлена точка. Как она будет поставлена, прежде всего зависит от Еревана и Баку. Ильхам Алиев и Роберт Кочарян близки по возрасту, восприятию сегодняшней действительности, может, они найдут какую-то новую формулу, новый подход к этой проблеме. Гейдар Алиев - это политическая глыба, и он мог продвинуть очень сложные и болезненные решения проблемы в силу своего политического авторитета. Наверное, будет сложнее сделать это И.Алиеву", - отметил российский дипломат.

По словам вице-спикера Государственной Думы России Дмитрия Рогозина, долгие годы бывшего руководителем делегации России в ПАСЕ, Россия терпеливо следит за ситуацией на Южном Кавказе, пытается оценить ее, а главное - собраться с силами и исправить положение. Что касается Нагорного Карабаха, Рогозин отметил: "У карабахского конфликта нет решения, в ближайшем будущем он не может быть разрешен ни Робертом Кочаряном, ни Ильхамом Алиевым. Ильхам мой друг, я люблю его и связываю с ним надежды, так же уважаю Кочаряна, которого знаю еще с тех пор, когда он не был даже президентом НКР. Но если сегодня нет решения карабахского конфликта, нужно отложить его на 100 лет, а до этого попытаться восстановить определенные отношения. На этом этапе возможно решение проблемы азербайджанских беженцев, их возвращения в места проживания в буферном поясе, а не в Карабахе. Еще одно замечание: я не понимаю, почему Армения выступает в качестве стороны этого конфликта. Мы все помним, что произошло - это было столкновение карабахцев и азербайджанцев. Конечно, были добровольцы из Армении, но Армения не выступала как прямой участник и враг Азербайджана". ("А1+").

Визит спецпредставителя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в регион

"Международное сообщество должно активизировать свои усилия в урегулировании карабахской проблемы и ликвидации последствий армянской агрессии", - заявил Ильхам Алиев, принимая спецпредставителя Парламентской ассамблеи ОБСЕ (ПА ОБСЕ) по нагорно-карабахскому конфликту Горана Ленмаркера. По словам Алиева, факт агрессии Армении в отношении Азербайджана уже нашел свое отражение в документах Совета Европы. В этой связи президент Азербайджана отметил необходимость выработки четкой позиции по карабахскому конфликту и со стороны "других международных организаций, особенно ОБСЕ и Евросоюза". И.Алиев выразил сожаление, что деятельность Минской группы ОБСЕ пока остается безрезультатной. Вместе с тем глава азербайджанского государства сказал, что Азербайджан не потерял надежд на решение конфликта политическими методами. ("Интерфакс-Азербайджан").

Прибывший в Баку спецпредставитель главы ПА ОБСЕ по карабахскому конфликту Горан Ленмаркер заявил в своем интервью газете "Зеркало", что никто не может быть доволен деятельностью ОБСЕ в карабахском вопросе, "поскольку проблема не нашла своего решения". Однако, по словам Ленмаркера, ответственность за это прежде всего падает на две стороны, вовлеченные в конфликт. "Мы же, будучи международной структурой, в качестве посредника разделяем ответственность оказания помощи конфликтующим сторонам". По вопросу распространенной азербайджанскими СМИ информации о том, что "Азербайджан и Армения близки к соглашению о возобновлении железнодорожных коммуникаций и деокупации 5-6 районов", спецпредставитель ОБСЕ заявил, что не располагает "серьезной, официально подтвержденной информацией". По его словам, три года назад имели место разговоры о том, что в Ки Весте президенты Азербайджана и Армении достигли или были близки к подобному соглашению. "Но должен особо подчеркнуть, что искомая информация получена из вторых рук, и я никак не могу подтвердить ее соответствие действительности".

В Ереване председатель Национального Собрания (НС) Армении Артур Багдасарян принял делегацию, возглавляемую специальным представителем по Нагорному Карабаху председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Гораном Ленмаркером. Представляя цель своей миссии, Горан Ленмаркер отметил, что прибыл в регион впервые и считает, что все события на Южном Кавказе должны находиться в центре внимания ОБСЕ. В ходе встречи было отмечено, что миссия не заменяет деятельность Минской группы ОБСЕ, а направлена на расширение рамок парламентского сотрудничества. Касаясь вопроса урегулирования нагорно-карабахского конфликта, Багдасарян подчеркнул важность вовлечения в переговорный процесс карабахской стороны. Принимая необходимость взаимных уступок, спикер отметил, что они должны быть приемлемы для всех сторон. (ИА REGNUM).

Карабахская проблема будет разрешена тогда, когда Нагорный Карабах вновь станет рассматриваться как субъект конфликта. Об этом заявил вице-спикер парламента Армении Ваан Ованнисян на встрече со спецпредставителем председателя ОБСЕ по Нагорному Карабаху, депутатом риксдага (парламента) Швеции Гораном Ленмаркером. "Неприемлем подход, при котором под давлением Азербайджана и Турции Нагорный Карабах в последнее время рассматривается в качестве предмета конфликта, а не его стороны, а карабахский вопрос - как спор между Арменией и Азербайджаном", - отметил Ованнисян. Как сообщает "Де-Факто", Ованнисян, говоря о предыстории проблемы, заметил, что Нагорный Карабах, кстати, как и Азербайджан, воспользовался своим конституционным правом и стал независимым в период распада Советского Союза. "Как в 1918-1920 гг., так и после 1991 года НКР не был в составе Азербайджана. Карабах в составе Азербайджана - это советская исключительно действительность", - подчеркнул Ованнисян.

"Комплексное и всеобъемлющее изучение карабахского вопроса, основанное исключительно на фактах, исключит появление формулировок, нашедших место в документах ПАСЕ и не способствующих разрешению проблемы", - заявил в ходе встречи со специальным представителем по Нагорному Карабаху председателя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Гораном Ленмаркером председатель постоянной комиссии по внешним отношениям парламента Армении Армен Рустамян. Отмечая важность усилий международных структур, направленных на мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта, Рустамян счел необходимым признание Нагорного Карабаха субъектом конфликта. По его мнению, в противном случае можно очутиться в такой ситуации, когда переговоры дистанцируются от самой сути проблемы, перейдя в сферу обсуждения производных вопросов. Касаясь проблемы беженцев, Рустамян отметил, что данный вопрос является частью пакета и его решение необходимо осуществить в соответствии с международными нормами. (ИА REGNUM).

По словам сопредседателя Минской группы ОБСЕ от России Юрия Мерзлякова, он в курсе предложения Евросоюза по урегулированию карабахского конфликта, однако сопредседатели пока не знакомы с деталями предложения ЕС: "Мы не обсуждали этот вопрос, но если понадобится, может быть проведен обмен мнениями по этому поводу". Касаясь предстоящей весной этого года поездки сопредседателей в регион конфликта, российский дипломат отметил, что пока неизвестно, представят ли они президентам Азербайджана и Армении какое-либо предложение по урегулированию конфликта. "Наша беседа с президентами Азербайджана и Армении о конкретных вопросах по урегулированию карабахского конфликта зависит в первую очередь от достижения сторонами каких-то результатов между собой до нашей поездки в регион. Если стороны выступят с какой-то инициативой, мы можем высказать свою позицию в связи с этим. Но пока что никаких новшеств нет". ("525-я газета").

Баку - за, Ереван - против, а Степанакерт и не спрашивают...

По мнению экспертов, пишет "525-я газета", ЕС, включив страны Южного Кавказа в концепцию расширяющейся Европы, намеревается воспользоваться экономическим потенциалом этих стран, однако в этом ему мешают неурегулированные конфликты в регионе. Поэтому попытки этой организации перехватить инициативу в деле урегулирования карабахского конфликта объясняются стремлением укрепить свои позиции в регионе. Однако не исключено, что при этом действия ЕС натолкнутся на противодействие стран, также пытающихся включить регион в сферу своих интересов, особенно России.

"525-я газета" сообщает также, что в конце февраля Евросоюз выступит с рекомендацией об освобождении пяти районов Азербайджана, находящихся под оккупацией Армении. По словам высокопоставленного источника в МИД Азербайджана, официальный Баку может рассмотреть подобное предложение. "Азербайджан выступает за поэтапное урегулирование конфликта. Подобная рекомендация Евросоюза отражает именно такой подход", - отметил тот же источник.

На вопросы "525-й газеты" ответил заведующий отделом по иностранным связям аппарата президента Азербайджана Новруз Мамедов.

- Сам факт обсуждения карабахской проблемы в Европарламенте является положительным. Предложение Европейского союза по урегулированию конфликта не ново, такие предложения раздавались со стороны стран-членов этой организации и прежде, и Азербайджан высказал свое отношение. Мы считаем, что в принципе эта модель может быть принята. Если Армения выведет свои войска из перечисленных 5 районов и откроется железнодорожная линия Баку-Нахчыван-Ереван, мы разрешим первый этап карабахского конфликта. Другими словами, мы считаем, что это отвечает варианту поэтапного урегулирования. Эта модель - один из вернейших путей к урегулированию конфликта. Армения должна знать, что не сможет сохранить в своих руках Нагорный Карабах и окружающие 6 районов и потому ей не следует отвергать такие конструктивные предложения.

- МИД Армении заявил, что Евросоюз не является посредником в урегулировании карабахского конфликта. Какова вероятность обсуждения этого решения на переговорах сторон, и могут ли сопредседатели Минской группы вернуться к варианту поэтапного урегулирования, которому данное предложение соответствует?

- Не так уж важно, что говорит по этому поводу МИД Армении. Все сказанное на этот счет Варданом Осканяном (глава МИД Армении - прим. ИА REGNUM) имеет пропагандистский характер и далеко от действительности. Для нас важны позиции всех государств и международных организаций по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта - все это способствует формированию единой позиции мирового сообщества по карабахской проблеме. Мы равно серьезно относимся и к резолюциям Совета безопасности ООН, и постановлениям Организации Исламская конференция, к документам Европейского союза и Совета Европы, ко всем выдвигаемым предложениям, используя их для укрепления наших позиций в мире. Документы, принимаемые международными организациями по карабахскому конфликту, постепенно усиливают позицию Азербайджана, и армянская сторона весьма обеспокоена этим, понимая, что включение карабахской проблемы в повестку дня международных организаций и принятие соответствующих документов противоречат интересам Армении. Несомненно, сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны учесть вышеупомянутое решение комитетов Европейского парламента.

- Возможны ли новшества по карабахской проблеме после визита главы государства в Россию?

- Естественно, что последние события в данной сфере будут обсуждаться на встрече президента Ильхама Алиева с руководителем России Владимиром Путиным. Они обсуждались и во время визита президента во Францию. Пути урегулирования карабахского конфликта являются ведущей темой всех встреч президента Азербайджана с руководителями стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Характер нынешних азербайджано-российских отношений допускает заинтересованность российской стороны в урегулировании карабахского конфликта.

Руководитель внешнеполитического ведомства Армении Вардан Осканян заявил, что в вопросе разрешения карабахского конфликта Армения считает приемлемым пакетный вариант урегулирования, пишет газета "Азг". Г-н Осканян заметил, что "идея возвращения находящихся под контролем армянских сил 5 районов взамен открытия Азербайджаном железной дороги Баку-Нахичеван-Ереван, не новая. Она всегда была на поверхности". Согласно Осканяну, для Еревана неприемлемо, когда во время проведения мероприятий по урегулированию берут из пакета один элемент и пытаются добиться сепаратного решения. "Необходимо добиться комплексного разрешения проблемы", - сказал министр иностранных дел.

Газета "Азг" в другой своей статье отмечает, что президент РА Роберт Кочарян во время частных бесед не раз отмечал, что Ереван не пойдет на уступку территорий взамен восстановления железной дороги. По мнению газеты, положительный отклик Кочаряна на предложение ЕС означал бы, что Армения идет на односторонние уступки, так как железная дорога не может иметь цену 5 районов, и Кочарян соглашается на поэтапный вариант урегулирования, против чего он всегда возражал. Второе: если действительно цель Евросоюза - восстановление железной дороги Баку-Нахичеван-Ереван, то вовсе не обязательно, чтобы армянские силы были выведены из 5 районов, так как железная дорога проходит по трем районам - Зангелану, Джебраилу и Физули. Следовательно, для Еревана объектом для обсуждений мог стать вопрос возвращения только 3 районов - в обмен на эксплуатацию железной дороги. С другой стороны, размышляет автор статьи, если Армения согласна на возвращение 3 районов, то кто будет гарантировать, что Баку не перекроет железную дорогу вновь и не продолжит блокаду Армении?

Все освобожденные территории являются неотъемлемыми составными частями Армении и ни в коей мере не должны стать предметом торгов. Армянский народ уже пошел на самую большую и одностороннюю уступку, остановив свое победное шествие и отложив освобождение ранее занятых Азербайджаном Гандзака, Нахичевана и других районов Армении. Как сообщает газета "Азг", с подобным заявлением выступила на пресс-конференции общественная инициатива "Защита освобожденных территорий". "Сегодня нет процесса международного урегулирования карабахской проблемы. В основе ОБСЕ и других инициатив замаскирована другая цель: лишить Армению возможности контроля над рекой Аракс. Это еще раз получило свое подтверждение в докладе Пера Гартона в Европарламенте, в котором выдвигается требование о незамедлительной передаче Азербайджану пяти освобожденных районов, расположенных на берегу Аракса", - сказал руководитель инициативной группы Армен Агаян. Принимавшие участие в пресс-конференции академики Ленсер Агаловян, Рафаел Казарян, бывший председатель Министерства национальной безопасности Армении Эдуард Симонянц, принимавший участие в освобождении Шуши Жирайр Сефилян подчеркнули, что вопрос открытия дороги (Баку-Нахичеван-Ереван) не имеет никакого отношения к карабахской проблеме. "Армянский народ должен самостоятельно разрешить проблему, всесторонне освоив освобожденные районы. Медлительность в этом вопросе - основная причина наших нынешних и будущих дипломатических поражений", - сказал Армен Агаян. Организаторы пресс-конференции отметили, что главной причиной провала миссии делегации Армении в ПАСЕ, антиармянских требований, нашедших место в документе Европарламента, являются пораженческие настроения властей и президента Армении и, в частности, готовность торговать родной землей и сдать ее.

На вопросы газеты "Азг" ответил председатель Комиссии по внешним связям Национального Собрания Нагорного Карабаха Ваграм Атанесян. По его мнению, после парижской встречи Кочарян-Алиев 2001 года карабахский конфликт трансформировался в территориальный спор между Арменией и Азербайджаном.

- Думаю, что это создает неблагоприятный фон для Армении и международная общественность, похоже, склоняется к политике нажима в отношении Армении. Я имею ввиду доклад, обсужденный в Комитете по внешним делам и правам человека Европарламента, в котором предлагается освободить 5 районов Азербайджана в обмен на открытие железной дороги. Думаю, что проблема должна рассматриваться в качестве права народа Карабаха на самоопределение. То есть вопрос должен рассматриваться в качестве распада бывшего Азербайджанского ССР на два независимых государства - АР и НКР, и весь процесс урегулирования должен свестись к прямым переговорам этих двух субъектов.

- Что Вы можете сказать по поводу предложения, содержащегося в докладе Пера Гартона?

- Евросоюз пытается усилить свое влияние на Южном Кавказе. Это очевидно. Но меня поражает логика доклада Гартона, не учитывающая реалии постсоветского периода и общие военно-политические реалии Южного Кавказа. Евросоюз призывает Армению освободить территорию Азербайджана тогда, как Армения не несет какой-либо ответственности как за эти территории, так и за всю обстановку в зоне карабахско-азербайджанского конфликта. Дело в том, что пограничные с НКР территории были освобождены в ходе боевых действий 93-94 года, и освободила их Армия обороны НКР. И поскольку на сегодняшний день они контролируются силами обороны Карабаха, то судьбу этих территорий могут решить лишь власти НКР в прямых переговорах с Баку.

- Может ли 2004 год стать переломным в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, как это предполагают некоторые высокопоставленные лица Армении? В частности, такое желание выразил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян.

- Думаю, что 2004 также не станет годом урегулирования карабахского вопроса, и считаю, что стороны сегодня не ближе к урегулированию, чем в 1994. Позиции сторон поляризованы и, к сожалению, позиция Азербайджана становится жестче.

- Очевидно, что Степанакерт недоволен позицией официального Еревана в вопросе формата урегулирования конфликта. Можете ли предложить тот формат, который был бы приемлем для Степанакерта и вывел бы процесс урегулирования из тупика?

- Вряд ли это панацея, но коль скоро конфликт произошел между Азербайджаном и отколовшимся от него Нагорным Карабахом, то самым продуктивным форматом может быть прямой диалог Баку-Степанакерт.

- То есть то, что предложил министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев?

- Господин Гулиев не предлагал прямых переговоров со Степанакертом. В его словах был очень принципиальный момент - они согласны говорить со своими мятежными гражданами. НКР - состоявшееся государство со всеми своими институтами. По демократическим, экономическим и ряду других показателей НКР гораздо более представительное государство, чем Азербайджан.

Член Комитета по внешним вопросам Европарламента Пер Гартон в своем докладе отметил, что в результате приватных бесед с руководителями Армении, Карабаха и Азербайджана ему стало ясно, что все они готовы к серьезным компромиссам, однако им необходимо, чтобы решение было принято в результате внешнего давления, пишет газета "Аравот". Исходя из этого, Гартон намекает, что и Евросоюз, и другие структуры должны осуществить давление, чтобы руководители Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана смогли в дальнейшем оправдаться: давление было слишком сильным, они не могли что-либо сделать. По словам газеты, Гартон в своем докладе также намекнул на то, что стороны готовы обсуждать даже варианты обмена территориями.

Еще раз о наркотиках...

Как сообщает бакинская "525-я газета", на встрече спецпредставителя Парламентской Ассамблеи ОБСЕ по армяно-азербайджанскому конфликту Горана Ленмаркера с председателем Милли меджлиса АР Муртузом Алескеровым последний заявил, что "армянские оккупанты выращивают на захваченных азербайджанских землях наркотические культуры, а за счет вырученных средств покупают оружие и боеприпасы, формируют группы террористов".

На вопросы информационно-аналитического агентства "Де-Факто" ответил первый заместитель министра внутренних дел Нагорного Карабаха Аршавир Гарамян.

- Какова ситуация с преступлениями, связанными с наркотиками, в республике? Вопрос этот обретает еще большую актуальность на фоне непрекращающихся заявлений Азербайджана о том, что контролируемые армией Нагорного Карабаха территории якобы служат зоной для выращивания и транзита наркотиков.

- Эти и другие подобного рода обвинения являются не чем иным, как неуклюжей попыткой представить Нагорно-Карабахскую Республику неконтролируемой, находящейся вне закона территорией с целью дискредитации ее властей. Однако чтобы не быть, как наши оппоненты, голословным, сошлюсь на статистику. Начиная с 1993 года, то есть даже во время войны, органами внутренних дел НКР ежегодно проводится операция "Мак", охватывающая практически все подконтрольные Нагорному Карабаху территории. В результате оперативных мер, принятых в рамках операции, удалось резко сократить число преступлений, связанных с наркотиками. В среднем за год выявляется и уничтожается 3-5 тонн зеленой массы дикорастущей конопли и до 10-15 кг необработанного опиумного мака. Борьба с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и психотропных средств заметно активизировалась за последние 5 лет, что дало свои результаты - раскрываемость преступлений выросла в 2 с лишним раза. До развала СССР органы внутренних дел Нагорного Карабаха, как известно, входили в структуру МВД советского Азербайджана. Поэтому нам хорошо известно, что находящиеся ныне под контролем карабахской армии прилегающие к НКР территории традиционно использовались Азербайджаном для выращивания опиумного мака и конопли, урожай которых достигал десятков тонн.

- В преддверии нового, 2004, года начальник Управления борьбы с наркотиками МВД Азербайджана заявил, что в Нагорном Карабахе производятся наркотики с целью дальнейшей их реализации в других странах, что якобы здесь действуют лаборатории по их производству, которые зафиксировали спутники российских спецслужб. Та же мысль прозвучала недавно из уст высокопоставленных азербайджанских чиновников на проведенной в Баку международной конференции, посвященной проблеме незаконного оборота наркотических средств.

- Интересно, на кого рассчитана столь нелепая информация, не выдерживающая никакой критики? Складывается впечатление, что этой сферой в Азербайджане руководят откровенные дилетанты, которые своими подобными абсурдными заявлениями ставят под сомнение собственную репутацию как специалистов. Приходится лишь сожалеть, что азербайджанская сторона использовала столь представительный форум не для решения этой насущной для Азербайджана проблемы, территория которого, по признанию бакинских же властей, стала местом для выращивания и транзита наркотиков, а с целью озвучивания очередных беспочвенных обвинений в адрес Нагорного Карабаха. Полагаю, причина появления на свет такой дезинформации все та же - дискредитация Нагорного Карабаха в глазах международного сообщества. Тем более с учетом того обстоятельства, что в своих ежегодных отчетах по борьбе с наркотиками Государственный департамент США не раз упоминал о том, что именно территория Азербайджана служит транзитной зоной для провоза наркотиков в Россию и страны Европы. Так что обвинения Азербайджана относительно того, что территория Нагорного Карабаха служит для производства и транспортировки наркотиков, шиты белыми нитками. Нагорный Карабах открыт миру. Руководство НКР неоднократно обращалось в соответствующие международные структуры с просьбой направить к нам независимую группу экспертов для проверки на месте так называемых "фактов", приводимых азербайджанской стороной. И что любопытно, именно Азербайджан всячески препятствовал формированию такой миссии, что, полагаю, о многом говорит. Напоследок отмечу, что в Нагорном Карабахе аккредитованы офисы ряда международных организаций, в частности, ОБСЕ, Международного Комитета Красного Креста и HALO Trust, представителям которых властями республики предоставлен свободный доступ во все районы НКР и прилегающие территории. И если бы приводимые азербайджанской стороной доводы имели под собой реальную почву, работающие в республике международные организации зафиксировали бы подобные факты. Однако выдвигаемые Азербайджаном обвинения ни разу не получили подтверждения.

В Нагорном Карабахе

30 января состоялся телефонный разговор между президентом Нагорного Карабаха Аркадием Гукасяном и спецпредставителем Евросоюза на Южном Кавказе Хейки Талвитие по инициативе последнего. Господин Талвитие выразил сожаление, что из-за насыщенного графика его нынешнего визита в регион он не смог посетить Нагорный Карабах. Однако спецпредставитель ЕС выразил готовность при первой же возможности в будущем совершить поездку в Степанакерт и встретиться с руководством Нагорного Карабаха. В ходе телефонной беседы состоялся также обмен мнениями относительно перспектив урегулирования нагорно-карабахского конфликта, роли и места карабахской стороны в мирном процессе. ("Азат Арцах").

4 февраля президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян принял личного представителя действующего председателя ОБСЕ, посла Анджея Каспшика. В ходе встречи были обсуждены вопросы, касающиеся ситуации на линии соприкосновения войск конфликтующих сторон. Участники встречи подчеркнули недопустимость каких-либо нарушений режима прекращения огня. В этой связи они дали положительную оценку регулярно проводимым миссией ОБСЕ мониторингам на линии соприкосновения. Состоялся также обмен мнениями относительно нынешнего состояния процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта и возможных перспектив его развития. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

3 февраля состоялось первое в 2004 году заседание правительства Нагорного Карабаха. Кабинет министров одобрил законопроект "О программе приватизации государственного имущества в 2004-2006 г.г.", а также принял с некоторыми изменениями перечень государственных акционерных обществ, подлежащих приватизации. Решение по проекту о внесении изменений в закон "О приватизации государственного и общественного жилого фонда" было отложено для более детального изучения истинных причин затягивания процесса приватизации жилья и представления конкретных предложений. На заседании были приняты документы о приватизации госимущества на конкурсной основе, о государственном имуществе, об имуществе, являющемся государственной и муниципальной собственностью. Участники заседания одобрили также постановление "Об утверждении государственного заказа капитальных вложений, осуществляемых за счет средств государственного бюджета". Члены Кабинета министров утвердили также программу капитального строительства по районам и отраслям, стоимость которой составляет почти 3 миллиарда драмов. Правительство приняло решение о мерах по обеспечению выполнения госбюджета Нагорного Карабаха на 2004 год. Также был принят ряд документов, касающихся налоговой сферы, системы образования, культуры и спорта, кадастра недвижимости и т.д. (Информационный портал МИД Нагорного Карабаха).

Пакет разноплановых вопросов был рассмотрен на заседании Военного совета Армии обороны Нагорного Карабаха. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, обсуждались, в частности, вопросы совершенствования в 2004 году инженерно-строительных работ в армии, учета материально-технических средств, выполнения приказов и т.д. Командующий Армией обороной, министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Сейран Оганян обратил внимание участников заседания на необходимость укрепления оборонительных сооружений на передовых позициях, представив конкретные направления деятельности в данном направлении. Отдельной темой стала дисциплина. Участники заседания проанализировали причинно-следственную связь нарушений воинской дисциплины, обсудили меры по их профилактике. Командующий Армией обороной Нагорного Карабаха дал ряд поручений и приказов, направленных на повышение боеготовности и дисциплины военнослужащих.

Министерство внутренних дел Нагорного Карабаха подвело итоги оперативно-служебной деятельности органов и подразделений МВД в 2003 году. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе МВД Нагорного Карабаха, в минувшем году благодаря предпринятым мерам в республике сохранялась стабильная оперативная ситуация. Число преступлений, совершенных в 2003 году, уменьшилось более чем на 9% по сравнению с предыдущим годом: в общей сложности было зарегистрировано 605 преступлений против 668 в 2002 году. Примерно на столько же снизилось число преступлений по линии уголовного розыска. В частности, уменьшилось количество умышленных убийств, изнасилований, нанесения тяжелых телесных повреждений, умышленного уничтожения и повреждения государственного и общественного имущества и т.д. Вообще не было зарегистрировано случаев похищения боеприпасов, бандитизма, вымогательства. На 8% уменьшилось число лиц, совершивших преступления. В целом на 5% повысилась раскрываемость преступлений, на 6% повысилась раскрываемость по линии уголовного розыска. В сотрудничестве с другими правоохранительными органами подразделениями внутренних дел Нагорного Карабаха в 2003 году было выявлено 64 преступления экономического характера (против 36 в 2002 году). Зарегистрирован 1 случай взяточничества.

Вопросы, связанные с восстановлением г. Шуши (Нагорный Карабах), были обсуждены на расширенном заседании администрации этого города, сообщает агентство ArCNews со ссылкой на ИА REGNUM. По словам руководителя Шушинской районной администрации Владимира Касьяна, выделенные району в 2003 году из средств госбюджета 128 миллионов драмов были направлены на строительно-восстановительные работы, решение социально-бытовых проблем, заселение района. В госбюджете-2004 для района предусмотрены 148 миллионов драмов, 70 миллионов из них пойдут на благоустройство центральной улицы Шуши - Казанчецоц. "Восстановление и благоустройство Шуши - очень больной вопрос: в городе больше разрушений, чем уцелевших построек. Только на средства госбюджета восстановить Шуши практически невозможно", - отметил руководитель администрации Шушинского района Владимир Касьян. Администрация города надеется на поддержку армянской диаспоры. У руководства Нагорного Карабаха есть ряд договоренностей с организациями и отдельными представителями диаспоры относительно программ по восстановлению Шуши, в свое время являвшегося одним из духовных и культурных центров Закавказья.

15 января 2004 г. был сдан в эксплуатацию Дом культуры села Айгестан (Балуджа) Аскеранского района. Как сообщил глава сельской общины Айгестана Алексей Акопян, "по итогам смотра-конкурса по благоустройству сельских населенных пунктов община села Айгестан была премирована 2 млн. драмов. 200 тысяч из них были распределены среди наиболее активных участников этого конкурса. Оставшиеся 1 миллион 800 тысяч драмов были выделены на капитальный ремонт сельского клуба". По словам главы общины, за счет бюджета общины были капитально отремонтированы Дом торжеств, зал траурных церемоний, ведущая к сельскому кладбищу дорога, построен медпункт и т. д. Предусмотрен капитальный ремонт школы, он будет сделан Фондом армянской помощи (ФАП). На стадии завершения находятся и работы по газификации села. Буквально на днях природный газ поступит в село Айгестан. "Нерешенным остается лишь вопрос водоснабжения, - отметил А.Акопян. - Работы по оптимизации водоснабжения также будут осуществлены ФАПом. Уже завершено изучение местности, откуда вода должна поступить в село, и, в соответствии с проектом, уже в марте приступят к работам по прокладке водопровода. Помимо этого Фондом армянской помощи будут отремонтированы и пострадавшие во время войны дома сельчан". ("Азат Арцах").

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
29.05.17
НАТО на грани переоценки и пересмотра архитектуры блока — интервью
NB!
28.05.17
«Торино» и «Сассуоло» устроили голевое шоу — 5:3
NB!
28.05.17
«Одним нажатием кнопки можно отправить врага в доцифровую эпоху»
NB!
28.05.17
МС-21 полетел: сможет ли надежда авиастроения России достичь успеха?
NB!
28.05.17
«Перестройка – это когда ядро системы работает на саморазрушение»
NB!
28.05.17
Прибалтика, наконец, вымолила себе экономическую блокаду у России
NB!
28.05.17
Кто враг русским на Севере? Личные махинации или английские империалисты?
NB!
28.05.17
Осталось ли у России право на Историю и у русских — право на самоуважение?
NB!
28.05.17
«СКА-Хабаровск» оказался сильнее «Оренбурга» в серии пенальти (3:5)
NB!
28.05.17
Украина: как и почему левая политика умерла
NB!
28.05.17
В Москве проходит новая акция протеста против реновации
NB!
28.05.17
Бжезинский умер, но дело его живет
NB!
28.05.17
«Жизнь Чернышевского». Шестая серия
NB!
28.05.17
Смотреть «наше кино» мешают прокатные удостоверения и цены Госфильмофонда
NB!
28.05.17
«Православная церковь не может быть отделена от Российского государства!»
NB!
28.05.17
Анкара и Дамаск на грани примирения?
NB!
28.05.17
В Иркутске состоялся первый полет нового российского самолета МС-21
NB!
28.05.17
Два человека погибли во время паводков на Ставрополье
NB!
28.05.17
Что сказал Христос: исполняющий волю Отца оправдан сразу
NB!
28.05.17
Большая вода и «бедные» чиновники: главное в Омской области
NB!
28.05.17
Трамп не одобрил соглашение по климату, несмотря на давление союзников
NB!
28.05.17
Россия возрождает спутниковую систему обнаружения ракетных пусков