Текущий год для Абхазии особый - это год президентских выборов, вторых в истории республики. Состояться они должны осенью. Нынешний президент Владислав Ардзинба, будучи тяжело болен, пока не сделал по предстоящим выборам каких-либо заявлений - в частности, не заявил о своем отказе в них участвовать, но не назвал и своего преемника. В официальных СМИ республики тема выборов пока практически отсутствует. Зато ей уделяет немало внимания оппозиционная газета "Нужная". В номере от 27 января она публикует обращение руководителей организации абхазских ветеранов абхазо-грузинской войны 1992-93 гг. "Амцахара" под названием "Национальная безопасность и политическая неопределенность в Абхазии". В обращении дается крайне негативная оценка состояния власти в Абхазии в преддверие выборов: система власти "трансформировалась в некое подобие родоплеменного союза, в котором место государственных органов управления заняла "правящая" племенная элита". Стабильность режима Ардзинбы не кажется ветеранам заслугой последнего: "Устойчивость сложившейся политической системы стала "обеспечиваться" закулисными договоренностями небольшой кучки людей из президентского окружения... Скажем сразу, что настоящей, профессиональной команды у Президента за 10 лет так и не сложилось, зато сложилась... такая родоплеменная элита, которая вела и ведет отчаянную борьбу за власть и собственность, которую они успели конвертировать. Об этом свидетельствует и частая смена правительств, вызванная не столько объективными причинами, сколько тактическими соображениями борьбы за власть, а также трансформация, в конечном счете, президентской власти в президентскую диктатуру... Сотни предприятий, санаториев, домов отдыха, турбаз в результате бесконтрольности властей, игнорирования ими законов, нарушения принципов социальной справедливости были подвергнуты разграблению, превращены в металлолом и вывезены в Турцию, а вырученные средства присвоены. Стоимость приватизированных и арендованных объектов сферы курортного бизнеса была далека от реальной стоимости и значительно занижена."

Критикуя Ардзинбу и констатируя "ранний старт" президентской кампании, лидеры ветеранов, однако, не называет имени кандидата в президенты, которого они готовы были поддержать. Напомним, что весной прошлого года именно выступления ветеранского движения "Амцахара" привели к отставке правительства Геннадия Гагулия. После этого, однако, активность ветеранов несколько спала. По одной из версий, это было связано с тем, что политик, которого ветераны готовы были поддержать - бывший генпрокурор и премьер Абхазии Анри Джергения - не проявил явным образом президентских амбиций. Как бы то ни было, в своем новом обращении ветераны намекают на то, что их кандидат будет из числа тех политиков, которые, как и Джергения, проживают сейчас вне Абхазии: "Кто они, эти избранные претенденты на лидерское место? Как сказал поэт: "одних уж нет, а те далече". За 10 лет после окончания войны одни уехали от невозможности проявить в стране свои дарования, уехали от власти, от победоносного хамства, от невозможности переносить рабское безмолвие, а возможно из желания прожить вне царства родоплеменного государства и беззакония."

В том же номере "Нужной" ее главный редактор Изида Чания пишет о ситуации, сложившейся в Абхазии с назначением глав районов. В ней, с точки зрения Чания, вполне проявляется авторитаризм нынешних абхазских властей: "Согласно закону "Об управлении в административно-территориальных единицах", главы администраций района, города, города в районе назначаются президентом, но только из состава органов местного самоуправления. Даже такие широкие полномочия нашего президента не устраивают его, и, перепрыгивая через них, он назначает глав администраций по одному ему ведомому принципу как "и.о.", а затем уже дело техники: безальтернативные выборы - и "и.о." обретает законность. Таким образом, наш президент игнорирует даже то наше малое право выбора, которое предусмотрено законом. Глава республики ведет себя последовательно - мы ему позволили не считаться с мнением народа." Настаивая на сложившейся практике назначения глав районов, власти, по мнению Чания, пускают "пробный шар" перед предстоящими выборами: "Надежд на то, что президент "даст отступного", мало - не отступал даже когда на арену вышли ветераны войны. Можно, конечно, и взорвать ситуацию - предпосылки для этого есть. Но надо ли? "Бархатных" революций у нас не будет - Сороса на нас нет."

Тема предстоящих выборов президента неожиданным образом переплелась с темой абхазо-грузинских отношений. Пресс-секретарь МИДа Абхазии Александр Студеникин в газете "Республика Абхазия" от 24 января публикует статью о перспективах отношений между Тбилиси и Сухуми. Он напоминает условия, на которых нынешнее руководство Абхазии готово начать переговоры с новыми грузинскими властями: "Первое: официальный отказ от применения грузинской стороной силового метода решения конфликта... Второе: положить конец террористической, носящей также ярко выраженный криминальный характер, деятельности грузинских формирований, базирующихся натерритории так называемой Западной Грузии. Третье: упразднить структуры так называемого "легитимного правительства Абхазии в изгнании (имеется в виду базирующийся в Тбилиси Верховный совет Абхазии в изгнании во главе с Тамазом Надареишвили, а также состоящее из грузин правительство Абхазии в изгнании - ИА REGNUM)".

Именно деятельность абхазских "властей в изгнании" вызывает у представителя МИД особое беспокойство. Он ссылается на интервью министра безопасности "правительства Абхазии в изгнании" Левана Кикнадзе, который радостно прогнозирует, что новый президент Грузии Михаил Саакашвили постарается "развалить изнутри" абхазскую государственность, используя для этого, в частности, гражданина США Инала Казан. (Справка ИА REGNUM: Инал Казан - гражданин США адыгского происхождения. Его отец Яхъя Казан в начале 90-х был представителем Владислава Ардзинба в США, однако впоследствии перестал поддерживать абхазского лидера и даже намеревался противостоять Ардзинбе на выборах президента Абхазии в 1999 году. Ему, однако, было тогда отказано в регистрации по причине незнания абхазского языка. Впоследствии он и его сын Инал от имени "абхазской диаспоры США" не раз заявляли о необходимости диалога и дружбы между абхазами и грузинами.) Пресс-секретарь МИДа напоминает: "Г-н [Инал] Казан неоднократно посещал Грузию, делал заявления, пытаясь представить себя выразителем интересов абхазской диаспоры за рубежом. Мы поддерживаем постоянную связь с диаспорой и хорошо осведомлены, говоря о том, кого в действительности может представлять г-н Казан."

Судя по всему, версия о планах Саакашвили ввести Инала Казан в абхазское "политическое поле" накануне выборов воспринята в Абхазии серьезно. В номере от 17 января "Республика Абхазия" публикует обращение к американцу, в котором по поводу его призывов к воссоединению Грузии и Абхазии говорится следующее: "Абхазия была в составе Грузии только в период существования СССР, и то с 1931 года, когда суверенную Советскую Республику Абхазия Сталин, Орджоникидзе и Берия вынудили войти в состав Грузии. СССР, к сожалению, уже нет, а Грузия вернулась к конституции 1918 г., где Абхазия не присутствует. Так о какой же территориальной целостности Грузии вы говорите?.. А ваши ссылки на диаспору просто смешны. Недавно в Абхазии собрались представители абхазских диаспор из разных стран мира, и все подтвердили свое согласие с проводимой абхазским руководством политикой - построение суверенного, самостоятельного государства - Республики Абхазия. И после этого вы, г-н Инал Казан, опять беретесь за свое: предлагаете нам грузинское братство."

А в следующем номере "Республика Абхазия" публикует обращение известного абхазского писателя Георгия Гублиа к одному из лидеров грузинской "революции роз" Нино Бурджанадзе. Поводом для обращения стало заявление Бурджанадзе о том, что в случае возобновления военных действий она готова послать своих сыновей воевать - одного в Абхазию, другого в Южную Осетию. Гублиа напоминает печальный опыт всемирно известного грузинского писателя: "Чабуа Амираджиби, согбенный и постаревший от антиабхазской истерии, тоже послал своего сына на войну с Абхазией, но тот так и остался лежать на полях сражений." Как это нередко бывает в современной абхазо-грузинской полемике, Гублиа обращается к истории прошлых веков, в которой, по его мнению, все свидетельствует о независимости Абхазии и отсутствии древних связей между абхазским и грузинским народами: "Процесс бурного переселения крестьян Зугдидского и Сенакского уездов в Абхазию начался после русско-турецкой войны 1877-1878 г. г. и выселения абхазов-махаджиров [т.е. эмигрантов - ИА REGNUM]... В 1918 году, при господстве грузинских меньшевиков, Грузия пошла на Абхазию войной. А уже после установления Советской власти, пользуясь благоприятными условиями, сложившимися благодаря Сталину, в Абхазию вовсю стали переселять мегрелов, сванов, грузин, в результате чего абхазов становилось все меньше и меньше на их исконной земле. И теперь уже вашим историкам и политическим деятелям стало легко оболванивать свой народ и мировую общественность, утверждая, что Абхазия - это Грузия."

Из экономических проблем, абхазские газеты в январе много внимания уделяли ходу приватизации. "Республика Абхазия" в номере от 22 января рассказывает о внебюджетном Приватизационном фонде, созданном Указом президента Абхазии в 1999 году. Фонд формируется за счет поступлений от приватизации государственных объектов и существует для кредитования бизнеса. Положительный момент газета усматривает в том, что вопрос о предоставлении кредитов решается большой комиссией, и тем самым получение кредитов "по договоренности" затруднено. Однако проблема в том, что приватизация в Абхазии в целом идет медленно, причиной чему газета называет отсутствие у людей "лишних" денег. На счету фонда в настоящее время находится всего три с небольшим миллиона рублей.

А газета "Нужная" в номере 4 от 27 января указывает на то, что при проведении приватизации в республике не выработан четкий механизм определения цены объекта. Процедура формирования списка объектов, подлежащих приватизации, весьма сложна - их даже утверждает парламент. Но цена объекта определяется уже после того, как списки сформированы. В итоге возникают такие "казусы", как продажа дома на сухумской набережной за 5600 долларов США. Впрочем, один из парламентариев в беседе с газетой заявил, что невысокие цены при приватизации оправданы: "Если бы мы хотели получить максимальную прибыль, мы пригласили бы американцев, французов. Я хотел бы, чтобы это досталось абхазам. Именно абхазам - как титульной нации. Хотя бы нашим гражданам. Чтобы мы не были работниками зарубежных собственников"