МАП против ФЭК, "Газпрома" и "Межрегионгаза"

Москва, 6 февраля 2004, 17:55 — REGNUM  Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства распространило подробную информацию о сути своих претензий к Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) России, ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз". По данным целого ряда теруправлений МАП России, согласованные действия ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и ФЭК России по передаче функций поставщика газа региональным компаниям по реализации газа, входящим в группу лиц ОАО "Газпром" приводят или могут привести к монополизации ими региональных рынков поставки (реализации) природного газа конечным потребителям газа и/или могут привести к усилению их доминирующего положения и устранению конкуренции на соответствующих рынках, а также могут повлечь за собой ущемление интересов потребителей.

По данным МАП, в центральный аппарат министерства и в его теруправления (Астраханское, Краснодарское, Ростовское и другие) поступают обращения хозяйствующих субъектов с жалобами на действия ФЭК России и группы лиц: ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" и региональных компаний по реализации газа (далее ООО "...регионгаз"), которые направлены на устранение газораспределительных организаций (ГРО) с региональных рынков поставки (реализации) газа потребителям по регулируемым ценам.

В обращениях заявителей указывается, что ФЭК России проводит совещания с участием представителей ООО "Межрегионгаз", ОАО "Газпром", ООО "...регионгаз", ГРО, входящих в эту группу лиц, и представителей региональных энергетических комиссий, на которых принимает решения о передаче ООО "...регионгаз" функций по реализации газа населению в полном объеме с подписанием соответствующих протоколов. Кроме того, заявители отмечают, что при несогласии ГРО добровольно уйти с рынка газа, ФЭК России использует свои властные полномочия и другие меры воздействия, в том числе затягивание сроков пересмотра для ГРО тарифов на услуги по транспортировке газа, что приводит к убыточности предприятий, не рассматривает заявления ГРО по установлению размера платы за снабженческо-сбытовые услуги (ПССУ).

По данным фактам в МАП России было возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По мнению представителей ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз", реализацию (сбыт) газа потребителям, в том числе населению, в субъектах РФ должны осуществлять только ООО "...регионгаз", входящие с ними в одну группу лиц, так как они являются собственниками газа. Представители ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" также высказались за необходимость разделения функций сбыта и услуг по транспортировке путем запрета на осуществление сбытовой деятельности для ГРО.

"Комиссией МАП России документально были подтверждены факты согласованных действий, направленных на устранение ГРО с рынка поставки (реализации) газа конечным потребителям", - говорится в сообщении пресс-службы министерства. Специалисты МАП отмечают, что определение условий ведения хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, а также координация деятельности хозяйствующих субъектов на рынках газа в принципе не относятся к компетенции ФЭК России.

Комиссия также установила, что согласованные действия ФЭК России, ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" уже привели к нарушению антимонопольного законодательства на соответствующих региональных товарных рынках, что подтверждено решениями судов в Астраханской и Ростовской областях. Так, ООО "Ростоврегионгаз", ссылаясь, в частности, на протокол совещания в ФЭК России, письмами, направленными в ГРО Ростовской области, обязало последних уведомить всех потребителей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), у которых с ГРО заключены двусторонние договоры на поставку газа, о прекращении действия двусторонних договоров и необходимости заключить трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа с ООО "Ростоврегионгаз" и ГРО. В этих же письмах ООО "Ростоврегионгаз" указало, что деятельность гор(рай)межрайгазов, как поставщиков газа должна быть прекращена, и, что юрлицам и индивидуальным предпринимателям, не заключившим трехсторонние договоры на поставку и транспортировку газа, будет прекращена поставка газа. По данному факту Ростовским территориальным управлением МАП России ООО "Ростоврегионгаз" выдано предписание о прекращении нарушения статей 5 и 10 Закона "О конкуренции...", которое решением суда оставлено без изменения.

На деятельность ООО "Межрегионгаз" и ООО "...регионгаз" распространяются требования ст.5 Закона "О конкуренции...", которая запрещает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, необоснованно отказывать отдельным покупателям в заключении договора поставки (купли-продажи) соответствующего товара, в данном случае газа. Вместе с тем, в материалах дела имеются документы о предложении ГРО передать ООО "...регионгаз" всех потребителей газа. В противном случае предложено найти других поставщиков газа независимых от ОАО "Газпром".

ООО "...регионгаз" и ГРО не добывают газ, а приобретают его для последующей поставки (реализации) конечным потребителям. Цена на газ потребителям складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку по распределительным сетям, и ПССУ. При установлении названным организациям размера ПССУ, они становятся конкурентами на региональных рынках поставки (реализации) газа и потребители будут иметь возможность выбора поставщика газа с меньшими снабженческо-сбытовыми затратами. Однако ФЭК России установил размер ПССУ лишь 53 хозяйствующим субъектам (52 - ООО "...регионгаз" и ООО "Межрегионгаз", входящим в группу лиц ОАО "Газпром") и ЗАО "Уралсевергаз" (также единственного в своем регионе поставщика газа по регулируемым ценам потребителям, кроме населения, в котором отсутствует ООО "...регионгаз"). Методические документы ФЭК допускают существование на территории субъекта РФ нескольких поставщиков, реализующих сетевой газ, в том числе населению. В соответствии с ними разногласия по договорам не являются основанием для отказа в принятии ФЭК России решения по установлению ГРО размера ПССУ. Однако ФЭК России, принимая решения по тарифам на транспортировку по сетям ГРО, решений по установлению ПССУ для ГРО не принимает. С точки зрения МАП, это нарушает Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ, утвержденные Правительством РФ, согласно которым регулирование должно осуществляться исходя из развития, в частности, внутриотраслевой (в сфере поставок газа) конкуренции.

Комиссией МАП России не приняты доводы ФЭК России, ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" о том, что ГРО не должны совмещать функции по транспортировке газа и его реализации, в связи с тем, что гражданские права юридических лиц могут быть ограничены только на основании Федерального закона (ч.2 ст. 1 ГК РФ).

"Появление на потенциально конкурентных рынках поставки и сбыта газа только одного хозяйствующего субъекта противоречило бы Указу Президента РФ от 28.04.97 г. № 426 "Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий", предусматривающего стимулирование конкуренции в потенциально конкурентных видах хозяйственной деятельности", - отмечается в сообщении МАП.

Имеются также данные теруправлений МАП России и РЭК о том, что установленные для ООО "...регионгазов" размеры ПССУ от десятка процентов до нескольких раз превышают размеры аналогичных плат, предлагаемых ГРО в их обращениях на утверждение ПССУ в ФЭК России. Что в свою очередь, ведет к повышению цен на газ для потребителей, в том числе для населения. "Конкурентное преимущество ООО "...регионгаз" обеспечивается в результате согласованных действий регулятора и хозяйствующего субъекта, при этом потребителям искусственно ограничивается возможность самостоятельного выбора поставщиков газа", - констатировали специалисты МАП.

По результатам рассмотрения дела Комиссией было принято решение о признании в действиях ФЭК России и группы лиц ОАО "Газпром", ООО "Межрегионгаз" факта нарушения статьи 8 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившегося в совершении согласованных действий федерального органа исполнительной власти и хозяйствующего субъекта, которые приводят (могут привести) к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, к устранению с региональных рынков поставки (реализации) газа конечным потребителям иных хозяйствующих субъектов, в том числе не входящих в группу лиц ОАО "Газпром".

По данному делу МАП РФ выдал ФЭК, ОАО "Газпром", и ООО "Межрегионгаз" предписание о прекращении нарушения закона.

Справка: ОАО "Газпром" и ООО "Межрегионгаз" в составе группы лиц включены в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %, по товарной группе добыча, транспортировка и реализация природного газа с долей на рынке в границах Российской Федерации более 65 %.. ООО "...регионгаз" - 52 дочерних общества ООО "Межрегионгаз", также занимают доминирующее положение на рынках поставки (реализации) газа и, как правило включены в региональные разделы данного Реестра по товарной группе реализация природного (сетевого) газа с долей на региональном рынке более 65%.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.