"Чубайс отнимет Саяно-Шушенскую ГЭС у Лебедя".

(Газета 05.02.04. П.Силуянова)

И подарит ее Хлопонину

РАО "ЕЭС России" надоело, что хакасский губернатор Алексей Лебедь постоянно вставляет ему палки в колеса. Вначале он хотел оспорить приватизацию Саяно-Шушенской ГЭС, принадлежащей РАО, а когда эта затея провалилась, попытался отозвать у нее лицензию на водопользование. Вчера глава РАО Анатолий Чубайс пригрозил, что если Лебедь не найдет с ним консенсус, то в скором времени возглавляемая им республика лишится крупного налогоплательщика. РАО "ЕЭС" рассматривает возможность перерегистрации Саяно-Шушенской ГЭС в Красноярском крае.

В прошлом году администрация Хакасии подала иск в республиканский Арбитражный суд с требованием признать незаконной приватизацию крупнейшей гидроэлектростанции России и одного из двух крупных промышленных производств республики - Саяно-Шушенской ГЭС. Приватизация состоялась в 1993 году и, по мнению хакасских властей, была проведена с серьезными нарушениями. В результате чего республика не получила в собственность акции станции, а они достались РАО "ЕЭС".

О незаконной приватизации хакасские власти вспомнили буквально в последний момент: иск был подан в апреле, а уже в сентябре истек срок давности по этому делу. На саму идею оспорить результаты приватизации губернатора Лебедя натолкнуло окончание сроков действия соглашения, подписанного при приватизации ГЭС. По нему республика на 10 лет получила право покупать электроэнергию, вырабатываемую станцией, по льготной цене: в прошлом году Хакасия покупала на оптовом рынке электричество ГЭС по цене 3,2 копейки за киловатт/час. Тогда как средний отпускной тариф составлял более 6 копеек за киловатт/час. В этом году соглашение должно утратить свою силу. У Хакасии больше не будет льгот по сравнению с другими потребителями электроэнергии ГЭС.

Сразу же после подачи искового заявления в суд Алексей Лебедь направил Анатолию Чубайсу проект мирового соглашения. Он предлагал прекратить тяжбу, если РАО согласится, чтобы Саяно-Шушенская ГЭС до 2021 года продолжала поставлять электричество в республику по льготному тарифу. В первую очередь это было бы выгодно крупнейшему потребителю станции - Саянскому алюминиевому заводу, принадлежащему компании "Русал". Сам Лебедь даже не скрывает "алюминиевую" подоплеку дела. На вопрос Газеты, что он думает по поводу такой трактовки своих действий, губернатор ответил: "Такое мнение имеет право на существование".

Несмотря на все усилия хакасских властей, РАО отказалось идти на заключение мирового соглашения. А в суде Хакасия проиграла свое дело. После этого республика заявила о намерении отозвать у Саяно-Шушенской ГЭС лицензию на водопользование под предлогом того, что станция не заключила для этого с республикой соответствующий договор. Это, похоже, переполнило чашу терпения РАО "ЕЭС России". Вчера в Абакане, во время празднования 25-летия Саяно-Шушенской ГЭС, Анатолий Чубайс заявил, что если взаимопонимание между РАО и губернатором Лебедем не будет найдено, то станция как налогоплательщик может быть зарегистрирована в другом регионе, например в Красноярском крае. Если это произойдет, то бюджет Хакасии потеряет порядка 7% своей доходной части (всего она оценивается в 3,6 миллиарда рублей). Но и этим, похоже, Чубайсу не удалось напугать хакасские власти. Первый вице-премьер республиканского правительства Василий Цыганок высказал сомнения, что РАО исполнит свою угрозу: "Все это кухонные разговоры. Взять и забыть. Вот и все, что нужно с ними сделать", - заявил он Газете. Руководство РАО уверяет, что настроено вполне серьезно. Как сказал Газете представитель энергохолдинга, "если Лебедь и дальше собирается пребывать с нами в состоянии войны, то такой исход (перерегистрация станции - Газета) вполне реален".

"Электролебедь".

(Независимая газета. 05.02.04. Ю.Чувашев)

Хакасский лидер угрожает отобрать у Чубайса Саяно-Шушенскую ГЭС

Вчера в Хакасию прилетел председатель РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. Поводом для его визита стали торжества по случаю 25-летней годовщины Саяно-Шушенской ГЭС им. Непорожнего. Кроме этого, глава компании принял участие в заседании Ассоциации гидроэнергетиков России.

Этого визита напряженно ждали и в маленькой республике, и в большом Красноярском крае. Дело в том, что крупнейшая в стране Саяно-Шушенская ГЭС уже несколько лет является предметом ожесточенных судебных разбирательств. Власти Хакасии упорно пытаются пересмотреть итоги спорной, по их мнению, приватизации ГЭС. В этом заинтересованы не только региональные власти, но и, как утверждают, эксперты компании "Русский алюминий".

Напряженность повестке дня придавало еще и то обстоятельство, что между Красноярским краем, Хакасией и Тувой до сих пор не подписано так называемое бассейновое соглашение, регламентирующее распределение платежей от ГЭС между тремя субъектами Федерации. Цена вопроса - более 300 млн. руб. На сегодняшний день все эти деньги уходят в бюджет Хакасии. Поэтому от визита Чубайса ждали многого. В Абакане, административном центре Республики Хакасия, обстановка все последнее время была крайне нервная. Поговаривали даже, что хакасский лидер Алексей Лебедь может не появиться на переговорах о судьбе ГЭС. Однако Алексей Лебедь все же приехал на встречу. Председатель правительства Республики Хакасия выглядел очень уверенным, довольным и достаточно много шутил. Он заявил после встречи, что итоги приватизации Саяно-Шушенской ГЭС должны быть пересмотрены. "Но, поскольку мы действуем цивилизованно, - заявил Алексей Лебедь, - наш последний шаг -это направление иска в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Иркутске". В свою очередь, Анатолий Чубайс по поводу претензий главы Хакасии к РАО "ЕЭС" заявил: "Если кто-то хочет повоевать с государством, то исход этого вполне очевиден".

На совещании достигнута предварительная договоренность по бассейновому соглашению. Оно должно начать действовать в 2005 году, после принятия Водного кодекса РФ. Кроме того, предусмотрена регистрация части имущества Саяно-Шушенской ГЭС в Красноярском крае. В результате ежегодный доход края от налогов составит примерно 70 млн. руб. Также Анатолий Чубайс заявил, что он резко против распыления федерального пакета акций, как это происходило в прошлом с акциями Красноярской ГЭС. А когда его спросили, намеревается ли он зарегистрировать все имущество Саяно-Шушенской ГЭС на территории Красноярского края, ответил: "Саяно-Шушенская ГЭС - это гидроэнергетика, это бизнес, а бизнес всегда идет туда, где ему лучше".

Примечательно, что на встрече Анатолия Чубайса с энергетиками и губернаторами не было главы Красноярского края Александра Хлопонина, хотя в официальном сообщении РАО "ЕЭС" о поездке Анатолия Чубайса в Хакасию встреча была запланирована. Красноярскую власть представлял новый заместитель губернатора по промышленности Андрей Гнездилов.

По сообщению местной пресс-службы, Александр Хлопонин вчера находился в командировке в Москве, где у него запланирован ряд встреч в правительстве.

"Московские встречи Хлопонина".

("Красноярский рабочий", 05.02.04)

Александр Хлопонин провел в Москве ряд важных встреч.

В беседе с председателем Госдумы Борисом Грызловым обсуждался широкий круг вопросов касательно взаимодействия регионов и нижней палаты российского парламента. Хлопонин пригласил Грызлова принять участие в праздновании 70-летия Красноярского края, и тот пообещал обязательно приехать в этом году. Губернатор края также встретился с первым заместителем главы администрации президента Дмитрием Козаком. Стороны обсудили ход реформы местного самоуправления и претворение в жизнь административной реформы на примере нашего края. С двумя другими заместителями главы администрации президента, Александром Абрамовым и Игорем Сечиным, Александр Хлопонин разговаривал о кадровой политике и о работе Госсовета, членом которого он является. Кроме того, в представительстве Красноярского края губернатор встретился с депутатами Госдумы от края.

"Красноярцы больше зарабатывали и больше покупали".

("Красноярский рабочий", 05.02.04)

Красноярский краевой комитет государственной статистики сообщает о социально-экономическом положении Красноярского края в 2003 году.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. В 2003 году промышленностью края произведено продукции в фактических ценах (без НДС и акциза) на 226,9 миллиарда рублей, что в физическом исчислении по сравнению с 2002 годом больше на 4,1 процента.

Промышленными организациями отгружено продукции на 206,2 миллиарда рублей, или 90,9 процента к произведенной. Трудности со сбытом своих товаров испытывали организации всех отраслей промышленности, кроме черной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности.

Из 398 важнейших видов промышленной продукции, учтенных в декабре 2003 года, по 60 объемы производства снижены по сравнению с декабрем 2002 года более чем на 30 процентов, по 65 - до 30 процентов, по 130 производство приостановлено.

За прошедший год кранов мостовых электрических произведено больше, чем за 2002 год, в 1,7 раза, шин автомобильных - в 1,6, картона и каучуков синтетических - в 1,5, целлюлозы - в 1,4 раза, проката черных металлов - на 28,5 процента, листов асбестоцементных -на 18,5, стали - на 16,4, удобрений минеральных - на 14,8, плит древесностружечных - на 12,5, электроэнергии - на 3,6 процента. Добыча газа горючего природного, угля и нефти, включая газовый конденсат, увеличилась на 17,4, 11,1 и 2,6 процента соответственно.

Сократился выпуск прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям в 12,5 раза, кирпича строительного (включая камни) - в 1,7 раза, синтетических смол и пластических масс - на 24,1 процента, материалов строительных нерудных - на 23,8, теплоэнергии - на 9,3, волокон и нитей химических - на 7,5, цемента - на 7, лакокрасочных материалов - на 3,4, комбайнов зерноуборочных - на 0,5 процента.

Потребительских товаров выпущено на сумму 16,7 миллиарда рублей, из них пищевых продуктов - на 8,1, винно-водочных изделий и пива - на 1,7 миллиарда рублей. Из основных товаров длительного пользования выпуск машин стиральных сократился в 11,8 раза, телевизоров - на 8,4 процента, производство холодильников и морозильников бытовых увеличилось на 38,6 процента. Выпуск трикотажных и чулочно-носочных изделий повысился на 27,1 и на 8,6 процента соответственно, производство шелковых тканей сократилось в 1,7 раза, обуви - на 19,8 процента.

Снижены объемы производства макаронных изделий на 26,4 процента, маргариновой продукции - на 21,7, водки и ликероводочных изделий - на 19,2, масла животного - на 13,8, майонеза - на 12, хлеба и хлебобулочных изделий - на 10,8 процента. Выпуск крупы увеличился в 2 раза, жиров животных пищевых топленых - в 1,5 раза, масел растительных - на 32,6 процента, пива - на 30,2, изделий колбасных - на 21,9, мяса, включая субпродукты 1-й категории, - на 19,8, безалкогольных напитков - на 19,4, вод минеральных - на 18,8, цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) - на 5, кондитерских изделий - на 2,5 процента.

СТРОИТЕЛЬСТВО. В 2003 году введено 517,5 тысячи квадратных метров общей площади жилых домов, или на 5,2 процента больше, чем в 2002 году, в том числе в сельской местности - 62,7 тысячи квадратных метров (на 18,4 процента больше).

Населением за свой счет и с помощью кредитов построено 145,6 тысячи квадратных метров жилья, или на 14,2 процента больше, чем в 2002 году. Его доля в общем объеме введенного жилья - 28,1 процента (в 2002 году -25,9 процента).

Средняя фактическая стоимость строительства одного квадратного метра общей площади введенного жилья (без строительства жилья населением за свой счет и с помощью кредитов) - 9139 рублей.

Введены в действие 69,7 километра линий электропередачи напряжением 35 киловольт и выше, организация общественного питания на 40 посадочных мест в Эвенкийском АО, аэровокзал на 384 пассажира в час в Таймырском АО, городские АТС на 43,4 тысячи номеров, в сельской местности - на 2,8 тысячи номеров. Построено и реконструировано 8,2 километра местных автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, введены дом-интернат для ветеранов войны и труда на 300 мест в Красноярске, общеобразовательные учреждения на 1474 ученических места, из них кадетский корпус на 140 ученических мест в Лесосибирске, родильный дом на 20 коек в Курагинском районе, дошкольное учреждение на 95 мест в Северо-Енисейском районе.

Выполненный объем работ по договорам строительного подряда составил 19,3 миллиарда рублей, или 115,1 процента к 2002 году, хозяйственным способом выполнено строительно-монтажных работ на 1453,5 миллиона рублей, или 99,2 процента.

ТРАНСПОРТ И СВЯЗЬ. Всеми видами транспорта в 2003 году перевезено 54,8 миллиона тонн грузов (106,4 процента к 2002 году), в том числе железнодорожным - 45,1 (108,5), автомобильным - 6,4 (103,1), внутренним водным - 3,4 миллиона тонн (88,1), воздушным транспортом - 19,1 тысячи тонн грузов (86 процентов).

Всего перевезено 577,8 миллиона пассажиров (96,8 процента к 2002 году), в том числе муниципальным автомобильным транспортом - 329,1 (91,7), индивидуальными владельцами автобусов - 171,3 (122,2), городским электрическим - 64 (75,9), железнодорожным - 12,2 (99,4), воздушным - один миллион человек (103,8), внутренним водным - 130 тысяч человек (96,9 процента).

Пассажирских поездов отправлено на 851 единицу (на 7,6 процента) больше, чем в 2002 году. Доля опоздавших по прибытии поездов в общем количестве прибывших составила 0,4 процента. Было отправлено 37,3 тысячи пригородных поездов (на 3 процента меньше, чем в 2002 году).

Количество основных телефонных аппаратов организаций Минсвязи России, подключенных к сети общего пользования, увеличилось по сравнению с данными на 1 января 2003 года на 8 процентов и составило 459,6 тысячи единиц.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. В 2003 году, по предварительным расчетам, всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями произведено продукции на 24,9 миллиарда рублей (104 процента по сравнению с 2002 годом).

Валовой сбор зерна во всех категориях хозяйств в весе после доработки составил 1745,2 тысячи тонн, что на 0,3 процента больше, чем в 2002 году. Картофеля накопано 1052,2 тысячи тонн, овощей собрано 238,2 тысячи тонн. Сбор картофеля увеличился на 12,3 процента, овощей - на 5,9 процента. В 2003 году урожайность зерновых культур во всех категориях хозяйств составила 18,1 центнера с одного гектара посевной площади, картофеля - 135 центнеров, овощей - 215 центнеров (в 2002 году соответственно 16,1; 118; 204 центнера с одного гектара).

По предварительным данным, на конец 2003 года поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств уменьшилось на 5,1 процента (в том числе коров - на 7 процентов), овец и коз - на 3,1 процента, а поголовье свиней увеличилось на 3,5 процента.

В хозяйствах всех категорий производство мяса (скота и птицы на убой в живом весе) по расчетам увеличилось в сравнении с 2002 годом на 12,5 тысячи тонн (на 8,6 процента), яиц - на 51,4 миллиона штук (на 7,5 процента), производство молока снизилось на 43,3 тысячи тонн (на 5,9 процента).

В 2003 году по сравнению с 2002 годом увеличился объем продажи сельскохозяйственными организациями мяса (скота и птицы на убой в живом весе) на 7,8 процента, яиц - на 8,8, зерна - на 4,9 процента, при этом на 4,7 процента сократилась продажа молока, картофеля - на 7, овощей - на 10,1 процента.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК. Рынок товаров. В 2003 году населению края продано потребительских товаров на 89,4 миллиарда рублей, что на 5,7 процента больше, чем в 2002 году. Продолжается тенденция роста удельного веса продажи товаров через торговую сеть городов и районов края, в 2003 году на их долю приходилось более 80 процентов оборота розничной торговли. На рынках и через неорганизованную торговлю продано продуктов питания и непродовольственных товаров на 15,9 миллиарда рублей.

Удельный вес непродовольственных товаров в общем объеме оборота розничной торговли превысил уровень 2002 года на 1,8 процентного пункта, а объем их реализации - на 9,3 процента. Рост продажи отмечался как среди товаров повседневного спроса, так и длительного пользования: на 7-13 процентов увеличилась реализация ткани и верхнего трикотажа, парфюмерно-косметических изделий и синтетических моющих средств, персональных ЭВМ и телерадиотоваров, стиральных машин и электропылесосов, легковых автомобилей.

Объем продажи продовольственных товаров вырос по сравнению с 2002 годом на 2,2 процента. Реализация растительных масел, сыра и яиц, мясных и рыбных консервов, макаронных изделий и сухого молока, чая и фруктов увеличилась на 3-9 процентов. Наряду с этим на 2-6 процентов снизилась продажа хлеба и хлебобулочных изделий, цельномолочной продукции и круп, картофеля и овощей.

Рынок платных услуг населению. Населению края оказано всех видов платных услуг на сумму 29,7 миллиарда рублей. Из общего объема платных услуг бытовые составили 12,7 процента. В структуре платных услуг преобладают обязательные платежи, в их числе услуги пассажирского транспорта - 27,1 процента от общего объема, жилищно-коммунальные - 24,7, услуги связи - 13,4 процента. Физическими лицами населению края оказано 23,6 процента от общего объема платных услуг, в сфере бытового обслуживания - 56,5 процента.

ЦЕНЫ. В декабре 2003 года по отношению к декабрю 2002 года сводный индекс потребительских цен в Красноярском крае составил 118,4 процента, в Эвенкийском АО - 112, в Таймырском АО - 109 процентов.

Цены на продовольственные товары в крае выросли на 10 процентов, непродовольственные - на 8,8, платные услуги населению - на 50,5 процента.

В отдельных регионах, входящих в Сибирский федеральный округ, сводный индекс потребительских цен составил: в Томской области - 114,4 процента, Иркутской области -113,6, Алтайском крае - 112,8, Кемеровской области -111,8, Новосибирской области - 111,5 процента.

ФИНАНСЫ. Доходы консолидированного бюджета края (без автономных округов), по оперативным данным главного финансового управления администрации края, за 2003 год сложились в сумме 43,1 миллиарда рублей. В структуре доходов бюджета удельный вес налоговых платежей составил 83,7 процента, неналоговых - 6,3 процента. Основная сумма поступлений приходится на налог на прибыль (доход) организаций (29,8 процента от общей величины доходов) и на налог на доходы физических лиц (27 процентов).

Бюджет края на 1 января 2004 года исполнен с дефицитом (превышение расходов над доходами) в 2,7 миллиарда рублей. В структуре расходов бюджета 22,7 процента приходится на образование, 18,4 - на жилищно-коммунальное хозяйство, 14,8 процента - на здравоохранение и физическую культуру.

На 1 января 2004 года недоимка финансовых средств в бюджет, по данным управления МНС России по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийскому автономным округам, - 3,5 миллиарда рублей. Кроме того, отсроченные платежи в бюджет - 2,2 миллиарда рублей, приостановленные к взысканию платежи - 8,3 миллиарда рублей.

В январе - ноябре 2003 года сальдированный финансовый результат крупных и средних организаций края сложился с превышением прибыли над убытками на 57,6 миллиарда рублей. При этом 620 организаций получили прибыль в размере 66,4 миллиарда рублей, 555 имели убыток на сумму 8,8 миллиарда рублей.

По оперативным данным Восточно-Сибирского банка Сберегательного банка Российской Федерации, рублевые вклады населения края на 1 января 2004 года составили 14,3 миллиарда рублей и увеличились за декабрь на 4,9 процента. Средний размер вклада - 2911,7 рубля, остатки вкладов на душу населения - 4763,6 рубля.

ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ. Средняя заработная плата, начисленная работникам в ноябре 2003 года, сложилась в размере 8638,5 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2002 года на 37,4 процента. Размер реальной заработной платы, рассчитанный исходя из начисленной заработной платы и индекса потребительских цен, составил 116 процентов по отношению к ноябрю 2002 года.

Общая сумма просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату в организациях отдельных отраслей экономики края на 1 января 2004 года составила 714,4 миллиона рублей и уменьшилась по сравнению с 1 января 2003 года на 24,9 процента, задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней - 62,2 миллиона рублей и снизилась на 36,7 процента.

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. К концу 2003 года в органах государственной краевой службы занятости состояло на учете 60 тысяч граждан, ищущих работу, из них статус безработного имели 56,5 тысячи человек, или 94,2 процента. Пособие по безработице назначено 45,5 тысячи безработных (80,5 процента).

ВЫСШИЕ И СРЕДНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. На начало 2003/2004 учебного года в 14 государственных высших учебных заведениях и 65 средних специальных учебных заведениях края обучалось соответственно 118,2 и 62,1 тысячи студентов (на начало 2002/2003 учебного года - 114,5 и 62,1 тысячи). Принято 26,6 тысячи человек в государственные высшие и 21,8 тысячи - в средние специальные учебные заведения, что соответственно на 5,1 и на 1,9 процента меньше, чем в 2002/2003 учебном году.

На условиях полного возмещения затрат обучается 43,4 процента от общего числа студентов государственных высших учебных заведений и 32,1 процента - средних специальных учебных заведений (в 2002/2003 учебном году - 42,7 и 32,3 процента).

В 2003/2004 учебном году в высших учебных заведениях занято 6 тысяч преподавателей штатного персонала, 3,3 тысячи - в средних специальных учебных заведениях. В 2003 году выпуск из государственных высших учебных заведений составил 17,2 тысячи человек, средних специальных - 16,1 тысячи (114,1 и 102,4 процента к 2002 году). В 2 негосударственных вузах и 8 филиалах (без заочных) обучалось 4,4 тысячи студентов (108,2 процента к 2002/2003 учебному году). Принято на обучение 1,2 тысячи студентов, выпущено 452 специалиста.

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ. На начало 2003/2004 учебного года в 1576 государственных дневных общеобразовательных учреждениях к занятиям приступили 384 тысячи учащихся (93,1 процента к началу 2002/2003 учебного года). Из общего числа учреждений общеобразовательную деятельность осуществляли 28 гимназий (18,3 тысячи учащихся), из них 2 - Мариинские (0,5 тысячи учащихся), 19 лицеев (14,2 тысячи учащихся) и 7 кадетских корпусов (2,3 тысячи учащихся).

На начало учебного года во вторую и третью смены обучалось 12,8 процента от общей численности учащихся против 15,2 в 2002/2003 учебном году. Преподавание в общеобразовательных учреждениях вели 37,2 тысячи учителей. Кроме того, в 9 негосударственных общеобразовательных учреждениях обучается 0,7 тысячи человек, в 39 вечерних учреждениях - 9,8 тысячи учащихся.

"Вдруг спасательный круг...".

(Заполярный вестник. 05.02.2004г. Автор: И. Шимолина)

В Норильске сложилась чрезвычайная ситуация: наступил уже февраль, а главный финансовый документ единого муниципального образования всё еще не принят. Город живет по 1/12 от бюджета прошлого года. В представленном администрацией Норильска проекте бюджета почти на 400 млн. рублей уменьшены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, не решена проблема с компенсационными выплатами для федералов, но самое главное - в документе отсутствует планирование. В связи с этим депутаты Норильского городского Совета неоднократно отправляли проект бюджета на доработку. Но к взаимопониманию стороны так и не пришли.

На днях генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель" Михаил Прохоров вынес на рассмотрение администрации Норильска и депутатов местного парламента свои предложения по наполнению бюджета текущего года. В своем письме к главным лицам исполнительной и законодательной власти он сообщает: "Я искренне обеспокоен ситуацией, сложившейся вокруг бюджета Норильска. Город живет без важнейшего документа, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность. В условиях успешной работы ГМК "Норильский никель" и возможности достойного наполнения городского бюджета такая ситуация кажется более чем странной. Как руководитель градообразующего предприятия я не могу мириться с существующим положением, от которого страдают прежде всего жители города, большая часть которых - работники нашей компании".

МИХАИЛ Прохоров предлагает администрации Норильска и депутатам городского Совета рассмотреть предложенный "Норильским никелем" вариант бюджета и при необходимости внести свои корректировки. Представленный документ отражает статус горно-металлургической компании как социально ответственного предприятия и учитывает, в отличие от проекта бюджета администрации Норильска, перспективы стратегического развития нашего промышленного района; изменения в законодательстве Российской Федерации в части налога на добавленную стоимость за жилищные услуги; правильный расчет доходной части в связи с уточненным прогнозом конъюнктуры цен на продукцию ГМК "Норильский никель"; логику разделения защищенных и незащищенных статей, предусматривающую обеспечение выполнения городской властью своих основных функций, связанных с содержанием и ремонтом городской инфраструктуры.

Доходная часть в проекте бюджета администрации Норильска составляет 8 млрд. 494 млн. 389 тыс. рублей. В варианте, предложенном "Норникелем", совокупные доходы увеличиваются еще на 1 млрд. 291 млн. рублей. Это произошло за счет увеличения налога на прибыль от горно-металлургической компании (до 4 млрд. 259 млн. 119 тыс. рублей), что связано с устойчивой положительной динамикой цен на продукцию. А также за счет дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц (62 млн. 400 тыс. рублей) и доходов от использования муниципального имущества (90 млн. рублей).

Все текущие расходы в полном объеме финансируются городской администрацией, что предусмотрено статьей 18 Бюджетного кодекса РФ. Со своей стороны горно-металлургическая компания по согласованию с городской властью предлагает финансирование из собственных средств - в размере 353 млн. 300 тыс. рублей - программ реконструкции и капитального ремонта социально значимых объектов муниципальной собственности. К ним относятся детские сады, школы и больницы, объекты культуры и спорта. Кстати, начало этому уже положено: компания "Норильский никель" выделила 30 млн. рублей для достройки библиотеки, которая разместится в здании бывшего детского сада №35, расположенного на Ленинском проспекте, 20а.

Основные принципы главного финансового документа города, предложенного "Норильским никелем", сформированы в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Он гарантирует выплату заработной платы и "кавэшек" бюджетникам, проезд в отпуск и другие социальные льготы; содержит целевые программы, направленные на дополнительное развитие бюджетной социальной помощи малообеспеченным жителям, пенсионерам, детям и учащимся. Бюджет соответствует всем нормам и требованиям федерального и краевого законодательства, что создает предпосылки для последующего реформирования местного самоуправления и защиты интересов жителей НПР на краевом и федеральном уровнях.

Из новшеств, чего не было в варианте администрации Норильска, можно выделить следующее: все расчеты по жилищно-коммунальному хозяйству "Норникель" произвел, исходя из повышения доли платежей населения до 90 процентов.

Но, несмотря на это, реформа ЖКХ будет проведена без потерь для населения. В бюджете предусмотрены выплаты жилищных субсидий (352 млн. рублей) и компенсаций, связанных с ростом жилищно-коммунальных услуг (180 млн. рублей). Причем это относится к работникам всех сфер: бюджетных, краевых и федеральных. Своим сотрудникам ГМК "Норильский никель" также обязуется в полном объеме компенсировать повышение стоимости услуг ЖКХ.

На содержание внутригородских дорог и освещение предусмотрены ассигнования в размере 469 млн. 22 тыс. рублей. При этом ремонт дорог общего пользования будет производиться за счет краевого бюджета и "Норильского никеля''. До 437 млн. 340 тыс. рублей увеличены ассигнования на муниципальный заказ. На поддержание безопасного функционирования коллекторного хозяйства предлагается выделить 100 млн. рублей.

Также предусмотрены дополнительные ассигнования по сметам расходов для Контрольно-счетной палаты горсовета (4 млн. рублей), для городского Совета (4 млн. 100 тыс. рублей) и ОГПС-7 (3 млн. 540 тыс. рублей).

Кроме того, компания "Норильский никель" предлагает создать стабилизационный фонд и предусмотреть в бюджете города соответствующую статью расходов. Кстати, на создании фонда настаивал в один из своих приездов и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

В целях дальнейшего сотрудничества администрации Норильска и горно-металлургической компании было бы целесообразнее, считает Михаил Прохоров, создать совместные управляющие компании - в сферах жилищно-коммунального хозяйства, муниципального транспорта и содержания города. Общая работа в этих направлениях позволит закрепить взаимную социальную ответственность за жизнедеятельность Норильского промышленного района.

Конечно, можно было бы сказать о том, что сама по себе инициатива частной компании, добровольно согласившейся взять на себя часть расходов муниципального бюджета, удивительна и, пожалуй, не имеет аналогов в истории российского предпринимательства. Вместе с тем, в этом нет ничего необычного: "Норильский никель" по-прежнему остается градообразующим предприятием и крупнейшим налогоплательщиком на территории. И именно поэтому не может стоять в стороне от проблем города, чуть ли не половина жителей которого имеет самое непосредственное отношение к компании.

Спустя сутки после поступления в администрацию города альтернативного варианта бюджета, разработанного горно-металлургической компанией, спикер Норильского городского Совета Сергей ШМАКОВ прокомментировал его для средств массовой информации.

ПО СЛОВАМ Сергея Шмакова, расчеты специалистов ГМК позволят дополнительно получить в городской бюджет 1 млрд. 290 млн. рублей за счет увеличения налоговых отчислений от "Норильского никеля". Кроме того, руководство "Норникеля" предложило профинансировать реконструкцию и строительство ряда муниципальных объектов социально-бытового значения (детские сады, ледовый Дворец и КДЦ "Гармония" в Кайеркане и т.д.) в общей сложности на 353 млн. рублей, а также увеличить финансирование жилищно-коммунального хозяйства города на 250 млн. рублей.

Таким образом, с учетом предложений ГМК доходная часть бюджета превысит 10 млрд. рублей.

"Если эти предложения найдут понимание у депутатского корпуса и администрации, то бюджет Норильска получится достаточно сбалансированным, что позволит успешно защитить бюджет на 2005 год на краевом уровне", - заявил Сергей Шмаков. По его мнению, предложенный вариант может также стать "хорошей площадкой для разработки закона об особом статусе Норильска".

"Вообще-то, мы ожидали подобных предложений от администрации города, однако их со времени последней сессии городского Совета так и не поступило", - сказал он.

Отвечая на вопросы журналистов относительно возможной реакции администрации на предложения гендиректора "Норникеля" Михаила Прохорова, спикер отметил, что "было бы глупо не принять то, что нам дают".

Что касается городского Совета, то Сергей Шмаков сообщил, что после тщательного рассмотрения в соответствующих комиссиях проект бюджета может быть рассмотрен в первом чтении уже на следующей неделе.

Максим КАРМОЛИН.

Комментируя предложения "Норильского никеля" по городскому бюджету, глава администрации единого муниципального образования "Город Норильск" Валерий МЕЛЬНИКОВ согласился с необходимостью увеличения платы за услуги ЖКХ до 90%.

МЭР НОРИЛЬСКА Валерий Мельников заявил журналистам о том, что власти, в целом, приняли предложения гендиректора ГМК "Норильский никель" по бюджету территории на 2004 год.

"С сегодняшнего дня совместная комиссия администрации и "Норникеля" начала работу над предложениями. Есть ряд вопросов, которые требуют отдельной проработки", - заявил В. Мельников.

По его словам, достигнуто понимание необходимости увеличения до 90% платы за услуги ЖКХ. При этом прорабатываются вопросы защиты населения Большого Норильска в ходе реформы путем компенсаций.

"М. Прохоров объявил о готовности компенсировать работникам компании расходы на ЖКХ, а власти рассмотрят возможность аналогичных действий по отношению к бюджетникам", - также заявил В. Мельников.

Комментируя встречу с М. Прохоровым, глава администрации Норильска сообщил, что конфронтации нет, налицо конструктивный диалог и перспективы для продолжения сотрудничества.

В. Мельников также выразил уверенность в том, что после проработки всех предложений бюджет Норильска будет представлен на рассмотрение депутатам горсовета на следующей неделе.

Елена ИВАНОВА.

"Обоснованность проверят".

(Заполярный вестник. 05.02.2004г. Автор: А. Дмитриева)

"Я удовлетворен первыми конструктивными шагами в работе с новой администрацией города" - директор Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" Виктор ТОМЕНКО о создании совместной комиссии для проверки обоснованности бюджетных затрат.

КАК СООБЩИЛА пресс-служба ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель", по инициативе руководства Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" подписано совместное с администрацией ЕМО "Город Норильск" решение о создании комиссии, которая проверит экономическую обоснованность затрат по отдельным статьям расходов бюджета НПР.

Данная проверка проводится в рамках совместной работы над бюджетом территории. Комиссии предписано провести экономическую экспертизу содержания объектов улично-дорожной сети НПР, транспортного обслуживания пассажиров, наружного освещения улиц и дорог в Норильске, Талнахе и Кайеркане, а также мерзлотно-технического надзора за зданиями муниципальной собственности. Экспертное заключение об обоснованности затрат по этим направлениям расходов появится в ближайшие дни.

В состав комиссии вошли руководители и специалисты администрации города и компании, сопредседателями назначены первый заместитель главы администрации Норильска Олег Игнатов и заместитель директора Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" по экономике и инвестициям Дмитрий Горленко.

Директор Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" Виктор Томенко подчеркнул, что создание комиссии - это "первые конструктивные шаги в совместной работе над муниципальным заказом с новой администрацией города". Виктор Томенко выразил удовлетворение, что нашлось взаимопонимание по этим вопросам с первым заместителем главы администрации Норильска Александром Бугаевым, и высказал надежду на развитие подобных отношений и с другими представителями администрации.