Он погиб 10 февраля 1943 года при защите города Малгобек, который называют «воротами Кавказа».

По свидетельству очевидцев, «днем там было темно от дыма, ночью же светло от пожарищ, а бои шли за каждую улицу и каждый дом». О подвиге Малгобека, вручая в ноябре 2007 года почетную грамоту «Город воинской славы», Владимир Путин скажет: «Сражение на данном рубеже стало решающим в провале немецкой операции «Эдельвейс». Именно в те дни 89-я дивизия выбила из города ненавистного врага, стремившегося захватить кавказские нефтепромыслы».

Город воинской славы Малгобек когда-то был небольшим поселком нефтяников. Однако в стратегическом отношении прорыв фашистов на этом направлении означал выход на Баку, на Армению, последствия могли быть непредсказуемыми. Созданная в конце сорок первого года в Ереване 89-я дивизия под командованием полковника Арташеса Василяна была переброшена осенью 42-го на самый опасный участок военных действий, под Малгобек. И уже 1 января 1943 года, перейдя в решительное наступление, полностью выбила врага из разрушенного города. В боях погибли более тысячи солдат и офицеров, среди которых и командир дивизии Арташес Василян.

Генеральный директор студии «Полиграф», тележурналист, режиссер и сценарист из Ингушетии Ратмир Льянов собирает материалы об этом периоде военной истории уже много лет. «В 2004 году мы начали поиск документов, связанных с легендарной дивизией и ее командиром, — рассказывает Ратмир Льянов. — Активное участие принял тогдашний глава администрации Малгобекского района Исмаил Мержоев, который обеспечил нам доступ к информационно-архивным материалам, помог наладить контакты с родственниками комдива. Свою лепту внес и глава Ингушского регионального общественного движения «Родина» Хусейн Местоев. Так постепенно организовалась группа единомышленников. А на определенном этапе появилась идея снять фильм о погибшем под Малгобеком командире Таманской дивизии Арташесе Василяне».

Международный проект удалось реализовать практически на энтузиазме, благодаря ряду заинтересованных организаций и их руководителей, в частности, председателю комитета Совета Ассамблеи народов России по общественной дипломатии Аркадию Тумасову, а также «клану Василянов», как говорит Ратмир Льянов. Приезд в Армению был запланирован на апрель, когда начинают цвести деревья. Но весна в этом году выдалась капризной: ясные солнечные дни часто сменялись хмурыми с моросящими дождями. Поэтому съемки многих кадров на природе приходилось переносить. Однако армянский танец на фоне горы Арарат все-таки удалось снять. Кстати, армянский колорит в фильме дополнят мелодии всемирно известного дудукиста Дживана Гаспаряна.

Российская экспедиция отмечает еще один факт, который эхом перекликается с тематикой фильма: организовав в Армении съемки об одной войне, съемочная группа попала на другую. В эти дни Азербайджан начал беспрецедентные военные действия по всей линии карабахско-азербайджанской границы.

«Приехав в очень тревожное для Армении и Карабаха время, мы стали свидетелями того, как и чем живет сегодня армянский народ, — рассказывает руководитель съемочной группы. — В одной из поездок на родину Арташеса Василяна, в село Айгеовит в Тавушском марзе, мы познакомились с местными жителями, очень доброжелательными и отзывчивыми. Буквально за час до нашего приезда азербайджанским снайпером здесь был убит человек. То и дело слышались выстрелы крупнокалиберных орудий. В этом неспокойном мире меня поразил один эпизод: снимая с моим ассистентом Заурбеком Джабагиевым сельский пейзаж и некоторые другие сцены фильма, мы обратили внимание на женщину, которая высаживала у себя в саду нарциссы. Познакомились, разговорились. Евгения Петровна оказалась учительницей математики, прекрасно владеет русским языком. Кстати, она сразу узнала Виктора Арташесовича, сына полковника Василяна, окликнув по имени, которым называли его в детстве. Мы были под впечатлением — как в условиях такой опасности, психологического пресса можно жить, налаживать быт и даже сажать цветы? Ответ нас просто ошеломил: «А как же иначе? Если есть жизнь — значит, есть вера и надежда, что на родной земле все будет хорошо». Мысль о мире и справедливости мне очень близка, поскольку этнические чистки затронули и мой народ. Я сам родился в ссылке, куда была депортирована моя семья».

Как отметил Аркадий Тумасов, в ходе работы над фильмом был проведен опрос среди участников ВОВ и их семей, который показал, что в годы смертельной угрозы Отечеству все население Ингушетии, включая детей и стариков, встало на его защиту. В Малгобеке есть братская могила, где захоронены те, кто защищал город от врага — армяне, русские, украинцы, ингуши… И хотя в целях восстановления исторической справедливости в 1991 году был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», тем не менее, отзвуки затянувшейся на полвека трагедии вновь дали о себе знать в начале 90-х.

В богатой фильмографии Ратмира Льянова есть лента с символичным названием «Салам алейкум, ингуши!», получившая в 1993 году главный приз «Золотой дракон» на международном кинофестивале в Кракове. «Именно этими словами приветствовал наш народ Борис Ельцин, приехав в республику с государственным визитом во времена своего президентства, — рассказывает Ратмир Льянов. — А через год разгорелся военный конфликт, обернувшийся второй депортацией ингушского населения из Пригородного района и Владикавказа. Сегодня 63 процента бывшей территории Ингушетии находится в составе других республик, и у моих соотечественников нет возможности вернуться в свои дома, посетить могилы близких. Поэтому боль моих братьев-армян мне близка. Я мусульманин, но вижу, какая несправедливость творится в отношении армянского народа, населения Карабаха. Вашу боль мы понимаем нашим сердцем».

Сегодня одна из улиц Малгобека носит имя Арташеса Василяна, а на здании, где когда-то дислоцировался штаб 89-й дивизии, установлена мемориальная доска. Недавно глава Республики Ингушетия Юнус-Бек Евкуров обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой присвоить Арташесу Василяну звание «Герой России» за заслуги в годы Великой Отечественной войны. «Надеемся, что эта инициатива будет поддержана руководством Армении, а в Гюмри и в Ереване, наконец, появятся улицы в честь комдива легендарной Таманской дивизии, той самой, которая единственная из всех национальных военных формирований СССР участвовала в штурме Берлина», — говорит известный советский военачальник, армянский политический и военный деятель, генерал-лейтенант Норат Тер-Григорьянц, приехавший в Ереван со съемочной группой. Кстати, как заметил режиссер, его помощь была неоценимой, поскольку многие организационные вопросы помогал решать именно Норат Тер-Григорьянц, которого в Армении очень уважают.

За несколько дней команда документалистов объехала почти всю Армению, побывала в деревне Айгеовит, где прошло детство комдива, посетила его могилу в Гюмри. «Я впервые в Армении, но теперь точно знаю, что значит быть армянином, — делится своими впечатлениями режиссер-оператор Магомед Амерханов. — Мы ни от кого не видели негативного отношения. Да и в профессиональном плане нам очень помогали местные коллеги, с которыми познакомились на вашей земле. В частности, когда нам понадобился квадрокоптер для панорамных съемок, свои услуги, практически бескорыстно, предложили здешние ребята — Валера Малхасян, Армен Сафарян, Ваге Аброян. А узнав, что мы снимаем фильм об армянском комдиве, не только поблагодарили, но и тут же поинтересовались, чем могут еще нам помочь. Такую поддержку я воспринимаю как сердечный порыв людей, которые понимают друг друга».

«Гуляя вечером по столице Армении, я вновь окунулся в тот мир и покой, который всегда был свойственен вашему народу, здесь нет агрессии, есть только мечта о мирной жизни», — говорит Ратмир Льянов и добавляет, что обязательно сюда скоро вернется снова.

Газета «Ноев Ковчег» ИА REGNUM