Ованнес Ованнисян - экс-председатель парламентской комиссии по внешним связям, бывший руководитель армянской делегации в ПАСЕ.

Г-н Ованнисян, недавно Вами было инициировано создание новой "Либерально-прогрессивной партии", которая пополнит лагерь оппозиции. Известно, что представленные сегодня в парламенте оппозиционные силы усиленно лоббируют вопрос включения в повестку парламента вопроса о внесении изменений в закон о референдуме, что позволит воплотить в жизнь нашумевшую рекомендацию КС о целесообразности проведения референдума доверия президенту. Каково Ваше отношение к данному вопросу?

Как политическая партия, мы находимся на пути формирования и пока не легитимны на политическом поле. Думаю, в течение февраля мы решим процедурные вопросы. Что касается референдума, идею которой так лелеет блок "Справедливость", то моя позиция несколько иная. Считаю, что этого референдума просто не будет. Этот вопрос не войдет в повестку НС. Надежды оппозиции, что до 16 или 17 апреля этот референдум будет проведен - не оправдаются. В то же время, считаю, что власти и, в первую очередь, сам Роберт Кочарян (президент Армении - ред.) должны были быть заинтересованы в проведении референдума, это в том случае, если разговоры о демократии - не пустой звук. Аналогично, председатель Конституционного суда Гагик Арутюнян должен был быть последователен в вопросе выполнения решений КС. В этом случае я бы сказал, что мы действительно живем в демократической стране. Что мы имеем на данный момент, так это оппозицию, которая пытается разными путями и хитрыми маневрами втиснуть этот вопрос в повестку НС.

Вы сказали, что НС отклонит включение вопроса о референдуме в повестку. Способно ли это привести к возобновлению акций протеста оппозиционного электората?

Не исключаю, это может быть одним из катализаторов. Это даст возможность оппозиции попытаться восстановить конституционный порядок в государстве. Возможно, это станет толчком и для населения объединится, оказать давление на НС. Акции могут перерасти в массовый бунт.

Как Вы прокомментируете последние события в Грузии? Существует ли возможность повторения грузинского сценария в Армении при поддержке тех же сил - то есть Запада?

Мне не очень хотелось бы говорить о событиях в Грузии. Я лично знаком с действующим президентом Саакашвили и госминистром Жвания, знаком также с их видением и мышлением. Есть один действенный фактор, который многие не учитывают. Я понимаю, что без поддержки внешних сил в подобных Грузии странах трудно решить какую-то задачу, а тем более совершить переворот. Однако в Грузии, кроме всего прочего, существовало огромное общественное недовольство властью Шеварднадзе. Как бы ни старались внешние силы, какие бы они ни использовали мощные рычаги, без этого недовольства смена власти бы не удалась. Мы должны признать, что общественность устала от кланового правления Шеварднадзе, от хаоса в стране и, чтобы скинуть Шеварднадзе и его сторонников, больших усилий не требовалось, независимо - каким силам. Сегодня в армянской прессе красной нитью проходит идея о слабости внутреннего ресурса. Думаю, это не так, и никто не должен тешить себя надеждой относительно того, что народ будет долго терпеть социальный гнет, несправедливость и коррупцию. В Грузии настала ситуация, когда эти две линии пересеклись - то есть произошел серьезный социальный бунт со стороны населения, а оппозиционным силам оказали содействие извне. Эти параллели пересеклись, в итоге Грузия имеет смену власти. Во всяком случае, я приветствую произошедшую революцию. Грузия поломала закостенелую догму, что менталитет постсоветских стран, кроме Прибалтики, не дает сформироваться демократии.

Рассматриваете ли Вы грузинские события в контексте столкновения интересов США и России на Южном Кавказе, и каким видите дальнейшее развитие событий в конфликтных зонах - Абхазии, Южной Осетии, Аджарии?

Названые вами проблемы существуют уже не первый год. При Шеварднадзе они год от года еще более усугублялись. Действительно, события в Грузии ясно вырисовали борьбу двух держав - США и России. В этой борьбе США одержали блестящую победу, а Россия в очередной раз зафиксировала победу своей внешней политики - в кавычках. Необходимо признать, что это естественный процесс и, уверяю, он распространится на весь Кавказ. Произойдет это и в Армении. Американское влияние в Азербайджане уже сегодня на порядок выше российского. России остается поддерживать равные отношения с Грузией. Что касается Абхазии и Южной Осетии - эти проблемы решаемы. Думаю, Грузия продолжит свою политику, направленную на Запад, станет членом НАТО, и ее границы станут границами НАТО.

Без Южной Осетии и Абхазии?

Нет с Южной Осетией и Абхазией. Это будет граница НАТО с Россией, Турцией и Арменией. Для России станет очень сложным продолжать процесс предоставления российского гражданства населению Абхазии.

А как, на Ваш взгляд, сложится ситуация для Армении?

Для нас будет очень сложно. Армения окажется в очень тяжелой ситуации - в окружении стран НАТО. Если линия столкновения интересов США и России в недавнем прошлом проходила через Грузию, то сегодня она проходит через Армению. Это опасно для нас, и закрывать глаза на это не стоит. Как Вы расцениваете деятельность фонда Сороса? Был ли Сорос причастен к событиям в Грузии, или это всего лишь слухи?

Об этом много говорят. Фонд Сороса создан не случайно и действует не только в Грузии. Видимая часть деятельности фонда представляется как помощь в развитии демократии. Роль фонда в Грузии значима настолько, насколько там победила демократия. Логика подсказывает, что задача, которую поставил перед собой Сорос - осуществлена. Он празднует в Грузии победу своих идей.

Возвращаясь к инициируемой Вами "Либерально-прогрессивной партии". Как идеи она будет проповедовать, и какие решать задачи?

Партия является носителем либеральной идеологии. Мы попытаемся стать генератором внедрения в Армении западных ценностей. Мы понимаем, что армянская общественность по большей части пророссийски настроена. Но, думаю, ей нужна альтернатива. Самая главная наша задача, в конце концов, добиться проведения в Армении справедливых и прозрачных выборов. Это та основа основ, на которой возможно развитие демократии. Пока у нас не будет прозрачной избирательной системы, успеха нам не видать. Сегодня подавляющее большинство наших парламентариев купили свои мандаты за сотни тысяч долларов. Не думаю, что таким образом в Армении можно достичь прогресса. Общественность живет в ожидании чего-то, над ней висит какой-то вопрос. Что-то не так в этой стране. Я не хочу говорить о коррупции, о кланах - об этом столько сказано. Это не может длиться вечно и, непременно, в Армении будут форс-мажорные ситуации. К чему это приведет - к смене власти, или, наоборот, к ее укреплению или же тоталитарному государству - не знаю.