Депутат ГД РФ Владимир Крупчак в целом поддерживает положения новой редакции Лесного кодекса, предложенный вчера для обсуждения Минэкономразвития, о возможности передачи участков лесного фонда лесопользователям в частную собственность. Эти нормы законопроекта, по его мнению, позволят существенно повысить эффективность и инвестиционную привлекательность лесного бизнеса, стабилизировать снабжение древесиной целлюлозно-бумажных и деревообрабатывающих предприятий, обеспечить рациональное ведение лесного хозяйства, лесовыращивание и лесовостановление. Однако он считает, что в представленном варианте законопроекта не проработаны критерии, условия и порядок передачи в собственность участков лесного фонда.

Владимир Крупчак отметил, что право передачи их в субаренду, декларируемое в кодексе, может привести к многочисленным спекулятивным сделкам по перепродаже лесных участков. При этом убыточные и малорентабельные леспромхозы, которые станут основными арендаторами, могут использоваться как "подставные" юридические лица для выкупа лесных участков крупными финансово-промышленными компаниями для спекулятивных сделок. При этом не потребуется согласия первоначального собственника леса.

Депутат предложил в целях доработки этого положения кодекса конкретизировать механизм передачи лесов в частную и другие виды собственности, где должны быть установлены необходимые для этого соответствующие критерии. Например, интеграция лесопользователей в рамках лесных корпораций с крупными производствами по глубокой переработке древесины (целлюлозно-бумажными, плитными, лесопильными), инвестиционные обязательства по возведению транспортной и энергетической инфраструктуры, объектов социальной сферы, защите и охране леса и т.д. Значительная часть лесного фонда, даже после передачи его в собственность юридическим и физическим лицам, останется в государственной собственности, которой нужно распоряжаться и управлять.

Положения статей "Полномочия Российской Федерации", "Полномочия субъектов РФ", "Полномочия органов местного самоуправления" не вносят ясность, кто должен распоряжаться и управлять лесным фондом, являющимся по Конституции государственной собственностью. Варианты законопроекта не содержат состава и структуры органов управления лесным фондом, на которые возлагаются права и обязанности по управлению лесами, распределение полномочий между федеральным центром и субъектами РФ.

Владимир Крупчак подчеркнул, что в документе необходимо более четко регламентировать состав и полномочия государственных органов управления и распоряжения лесным фондом, а также разграничение полномочия по властной вертикали, что не только повысит деятельность всех отраслей лесного комплекса страны, но и создаст условия для устранения злоупотреблений в сфере лесопользования.

Другие свои предложения по редакции Лесного кодекса он передал главе Минэкономразвития РФ Герману Грефу.