Журналист одного из крупнейшего в Литве новостного портала 15min.lt посетил строительную площадку БелАЭС в Островецком районе Белоруссии, после чего опубликовал материал, в котором рассказывается о чрезвычайной опасности от этой станции. ИА REGNUM сегодня, 21 апреля, публикует полный перевод статьи с заголовком «Атомный монстр в Островце появляется быстрее, чем протесты в Вильнюсе»:

«Всего в 20 км от границы Литвы беспрепятственно появляется монстр, из-за которого в Литве голова болит и у правых, и у левых. Островецкую атомную электростанцию уже не назовешь показательным проектом — пока литовцы ищут союзников в Европе, некоторые работы на Белорусской АЭС уже дошли до половины.

На строительной площадке площадью 200 га повсюду лужи, а в глубоких ямах трудятся рабочие. Рядом с краем ямы шумит трактор, и хватило бы небольшого оползня, чтобы трактор оказался в яме, которая огорожена скромной стоп-лентой.

Журналист 15min посетил строительную площадку Островецкой АЭС. На объекте, тщательно охраняемом военными, разрешается увидеть немного, еще меньше — фотографировать.

Хотя безопасность работ здесь вызывает улыбку, нельзя отрицать, что контуры АЭС уже есть. Появился даже корпус первого реактора и блоки охлаждения. Хотя страны Прибалтики протестуют против строительства электростанции и ищут союзников в Европе, для белорусов это словно жужжание комара — надоедает, но убить не можешь.

Вода из Нериса — по трубам

Воду из Нериса (в Белоруссии река называется Вилия — прим. ИА REGNUM) уже ждут бассейны, которые будут охлаждать реакторы. Хотя рядом не видно ни Нериса, ни другого водоема.

«Река — за тем леском. Оттуда будем качать воду по трубам на электростанцию», — машет рукой в сторону полей заместитель главного инженера АЭС Владимир Горин.

А если трубу прорвет — чем тогда будут охлаждаться реакторы? «Из внутренних ресурсов», — серьезно излагает инженер. Из местных колодцев¸ кто-то грустно пошутил из коллег-журналистов.

Спешат бетонировать и сваривать

Нельзя отрицать замах белорусов, пусть и спонсируемый на российские деньги. Первый кубометр земли бы выкопан в 2012 году, а сейчас некоторые работы уже дошли до половины.

Например, в прошлом году вылита уже половина всего необходимого бетона на АЭС, установлено 57% арматур.

«Треть проекта уже выполнена», — говорят белорусы. Конечно, начало — легче. У белорусов нет никакого опыта в строительстве АЭС, так как у них до сих пор ни одной нет. Но бетонировать и сваривать, видимо, могут круглые сутки.

Поэтому, по крайней мере, сейчас Островецкая АЭС строится по графику, а первый реактор здесь запланирован на 2018 год.

На строительной площадке крутятся краны, шумят автобусы, набитые рабочими, появляются различные здания, а за забором — целый городок рабочих.

Проект АЭС финансирует российский государственный концерн «Росатом», поэтому здесь все больше российских компаний. В начале строительства работало 80 белорусских предприятий, но сейчас их число уменьшается, а работы перенимают российские и украинские команды — у белорусов нет опыта в строительства АЭС.

Главу МАГАТЭ встретили, словно Бога

Страны Прибалтики беспокоятся, что АЭС небезопасная и строится с нарушением требований. Литва обвиняет Белоруссию, что она не предоставляет необходимую информацию об атомной проекте, появляющемся всего в 60 км от Вильнюса.

Белорусы повторяют — все здесь безопасно. По поводу этого в прошлый вторник (19 октября — прим. ИА REGNUM) в Белоруссию пригласили главу Международного агентства по атомной энергии МАГАТЭ Юкия Амано. Глава лоббистской организации, которого встретили в Минске и Островце словно мессию, сделал комплименты белорусам, а к безопасности у него нет никаких упреков.

«В будущем, до 2018 года, Белоруссия просит нас прислать 7 миссий. Ближайшая миссия будет в октябре этого года, ее целью будет оценить национального регулировщика. Наличие сильного и независимого регулирующего учреждения очень важно для развития атомной энергетики», — сказал Амано журналистам после посещения Островецкой АЭС. Так что проблема безопасности здесь, по сути, решается миссиями.

Кстати, МАГАТЭ только в этом году будет оценивать, соответствует ли требованиям выбранная белорусами площадка. Когда выполнена уже треть работ, международная организация будет решать по поводу площадки. Нет сомнений, что это будет только формальное исследование.

МАГАТЭ, по сути, является единственной международной организацией, признающей Островецкую АЭС безопасной.

Комитет по осуществлению конвенции Эспоо в 2013 году объявил, что проект Островецкой АЭС не соответствует требованиям конвенции, а в марте этого года предложил, что спор помогла бы решить комиссия международных экспертов. Хотя разрешения на строительство в Островце выдаются позже, чем начинается строительство. Хотя еще не выполнены никакие стресс-тесты, и не получено согласие Литвы в соответствии с требованием конвенции Эспоо.

Но волнение литовцев — только формальность, шепотом говорят белорусы и считают деньги — в этом году «Росатом» инвестирует в АЭС еще 445 млн долларов США. А весь атомный проект будет стоить около 10 млрд. долларов США.

Кому будут продавать электроэнергию?

Это вопрос, который литовцы, латвийцы и эстонцы поднимают смело. Страны Прибалтики намерены солидарно не покупать электроэнергии у новой белорусской АЭС. Правда, У ЕС единой позиции по этому вопросу пока нет. Но белорусы утверждают, что для них это не будет проблемой.

«Электроэнергия будет использоваться для своих нужд», — заверил вице-министр энергетики Белоруссии Владимир Семашко.

То же самое повторил и заместитель главного инженера Островецкой АЭС Горин. «Стране нужна электроэнергия, так что это может быть для внутреннего потребления», — повторил он.

Но в этом сомневаются даже белорусские журналисты. Вокруг Островца — никакой промышленности, только поля. Значит, электроэнергия будет идти через всю страну, а до Минска — 160 км. Помимо этого, в стране употребление электроэнергии снижается, а уже сегодня 30% электроэнергии составляет излишек.

«Это доказывает, что этот проект однажды будет законсервирован. Будет некому продавать электроэнергию, и не кому потреблять», — сказал один белорусский журналист. Помимо этого, никто не может сказать, сколько здесь будет стоить производство киловатт-часа.

Воздействие во время аварии — только до границы

Защитники окружающей среды не раз обвиняли строителей АЭС, что они не подготовили никакого плана эвакуации, если случится инцидент. Горин сказал журналистам, что подготовлены планы эвакуации, но они связаны только с местными жителями.

«Есть несколько зон. Самая дальняя — 29 км от электростанции», — рассказал он. Примерно на таком расстоянии находится граница Литвы.

Австрийские ученые подсчитали, что воздействие в случае взрыва на этой АЭС достигнет нескольких сотен километров, а Вильнюс пришлось бы эвакуировать. Но те, кто строит Островецкую АЭС, такие сценарии не предусмотрели, поэтому и эвакуационные планы — символические.

Вопрос атомных отходов здесь — тоже не главный. Объясняют, что использованное ядерное топливо будет вывозиться в Россию.

Появляется городок рабочих

На строительной площадке в настоящее время трудится около 600 человек, в основном из России, Белоруссии и Украины. Но есть приезжие и с демонтируемой Игналинской АЭС. Опытные специалисты здесь нужны, так как у Белоруссии никогда раньше не было АЭС. Поэтому с каждым годом здесь планируется трудоустроить все больше работников. А пока не работает АЭС — обучать их.

«На каждый мегаватт — по работнику», — говорят исполнители проекта. Поэтому после окончания строительства АЭС на ней должно работать 2400 работников.

Это подсказывает и возникающий неподалеку городок. В прошлом году там было построено семь многоквартирных домов, а в этом году планируется построить еще 12. Под боком у Литвы появляется еще один Висагинас. Многие островецкие работники — молодые люди, но их планируется обучить в действующем здесь Учебном центре.

«Здесь работают и психологи, которые следят, привыкает ли человек к команде», — рассказал Горин.

Вилемас: иллюзия, что они предложат дешевую электроэнергию

Белорусы пытаются доказать, что они становятся атомным государством. По этому поводу в эти дни в Минске была организована большая выставка и конференция.

Но здесь не участвовала ни одна западная компания, а были только белорусские, украинские и российские государственные компании, связанные с атомной энергетикой. Поэтому сюда не приглашались литовцы, кроме одного. Академик Юргис Вилемас участвовал, как эксперт.

Он сказал 15min, что уже слишком поздно убеждать белорусов остановить проект АЭС. Но ограничить попадание энергии в Литву — можно.

«Для этого нужно только желание. Еще совсем недавно Литва импортировала из России 80% электроэнергии, а сейчас — в несколько раз меньше, так как ее заменила шведская электроэнергия. Не нужно было больший стараний, чтобы количество российской электроэнергии в странах Прибалтики сократилось», — рассказал академик.

А если белорусы предложат электроэнергию, которая будет еще дешевле шведской? «Разве что в том случае, если россияне спишут весь кредит, который дали на электростанцию. А это невозможно, поэтому не стоит строить иллюзий, что электроэнергия будет дешевой», — считает Вилемас.

Белорусская активистка: это не экономический проект

Другие страны недостаточно активно поднимают этот вопрос, так как у них тоже есть атомные электростанции, считает глава действующей в Белоруссии организации, борющейся с Островецкой АЭС.

«Когда Калининград понял, что Литва точно не будет покупать электроэнергию у их атомной электростанции, строительство было остановлено. Экономически это невыгодно. Но в Белоруссии, боюсь, это не сработает», — считает известный критик АЭС, глава белорусской неправительственной организации «Экодом» Ирина Сухи.

Это проект «Росатома», поэтому государственная российская компания будет стараться построить атомную электростанцию до конца, считает она. «Пропали контакты с Турцией, отказалась Болгария, поэтому белорусский проект «Росатом» очень важен», — сказала она 15min.

Если смотреть с экономической стороны, строительство Островецкой АЭС уже сегодня нужно остановить, размышляла белоруска.

Уже сегодня видно, что для Белоруссии это будет убыточный проект, тем более, что цены на нефть и газ так упали, что электроэнергию нашим соседям выгодно производить, сжигая газ.

«Электроэнергия с АЭС приравняется к золоту. Правительство должно ответить, куда будет девать электроэнергию, если ее нельзя будет продать за границей, и какой будет цена», — рассказала женщина.

По ее словам, о том, что Островецкая АЭС будет небезопасной, говорят конкретные инциденты в Ленинграде, где «Росатом» строит похожую АЭС. Пару лет назад из-за брака в работе отломились металлические детали, а в этом году работавший на электростанции сварщик, который ушел с работы, откровенно рассказал, как некачественно там выполняется работа».