Комиссия Шувалова и "хотелки" региональных политиков. Боинги "Калининградавиа". "Лига защиты животных" Роксаны Бабаян вне закона. "Потсдамская конференция". Облизбирком предупредил "Комсомольскую правду". "Алмаз-Холдинг" лишают льгот

Минувшую неделю экономисты из администрации Калининградской области провели в Москве в комиссии заместителя руководителя администрации президента РФ Игоря Шувалова, где решалась экономическая судьба региона. Вернувшийся из столицы начальник главного управления экономразвития и торговли администрации области Виталий Жданов в интервью газете "Каскад" заявил, что позиция группы И. Шувалова заключается в том, что в калининградском регионе необходимо перейти от компенсаций по таможенным льготам к налоговым преференциям. По мнению В. Жданова, калининградское сообщество попало в ловушку. "На мой взгляд, - говорит В. Жданов, - режим таможенных преференций для региона являлся достаточным механизмом компенсаций и позволял развиваться экономике. Однако, многие местные предприниматели говорили, что им этого недостаточно. Как любые бизнесмены, они лоббируют снижение издержек.

Политики эксклава восприняли эти "хотелки" без критического осмысления и эти пожелания начали транслироваться в политическом ключе. В итоге лозунги попали в центр, где вдруг решили пойти навстречу стонам из Калининграда. А уже тут-то и выяснилось, что многие в федеральном центре хотели бы ликвидировать таможенные преференции, чтобы выравнять нас с другими регионами, а взамен дать налоговые льготы". В администрации области считают, что любые налоговые льготы не компенсируют издержек. А вот таможенные льготы как раз эти расходы покрывали. Кроме того, по словам В. Жданова, в экономике России растет конкуренция регионов. Если раньше каждая область имела более четко очерченную специализацию, то теперь в регионах есть собственное производство, которое заинтересовано в сбыте продукции на всей территории России. И калининградские товары зачастую мешают. "Мы производим 34% телевизоров, 28% пылесосов, каждая шестая банка рыбных консервов - опять наша. Естественно, такие объемы калининградского "Телебалта" вызывают раздражение и у московского "Рубина", и у воронежского "Рекорда". Поэтому существует определенный посыл в федеральном центре, что, дескать, калининградцы, пользуясь своими таможенными преференциями, имеют неоправданные преимущества. Это, конечно, воздействует на чиновников в столице", - считает главный экономист региона.

Вместе с тем, как отмечает "Калининградская правда", на встрече литовских предпринимателей с представителями региональной власти встал ребром вопрос о принятии нового федерального закона "Об Особой экономической зоне". Товарооборот между Литвой и Калининградской областью с 2000 года непрерывно растет, ежегодно граждане Литвы открывают в Калининградской области 70-90 различных предприятий. В этой связи литовцев волновало, что ожидает через год-другой их капиталы. Вице-губернатор Калининградской области Михаил Цикель постарался успокоить собравшихся, рассказав о работе "группы Шувалова". Предполагается, что главными пунктами закона "Об 033" в Калининградской области станут: сохранение инвестиционного режима в течение минимум 10 лет от начала бизнеса в регионе, предоставление инвесторам льгот по уплате не только областных, но и федеральных налогов, сохранение "нулевых" таможенных пошлин на ввоз основных фондов. "Бояться не надо", - попросил М. Цикель литовских предпринимателей. Те как будто согласились.

Летом 2004 года ОАО "Калининградавиа" возьмет в лизинг несколько "Боингов-737". Всего их будет 19. О столь сенсационном решении заявил исполнительный директор региональной авиакомпании Леонид Ицков, уверенный в успехе проекта, который просчитывался и согласовывался со специалистами, по крайней мере, полгода. ("Калининградская правда"). По словам Л. Ицкова, американские машины будут "не новыми, но приличными" - 1990-95 годов выпуска. Аренда каждого из "Боингов" обойдется "Калининградавиа" в сумму от 100 до 170 тыс. долларов ежемесячно. Уже через неделю специалисты авиакомпании встретятся в Москве с представителями одной из иностранных лизинговых компаний, чтобы договориться о поставке первых двух самолетов. Руководство "Калининградавиа" заявляет о том, что аэропорту придется принимать свыше четырех десятков рейсов в день (сегодня - 17). Ежедневно через Калининград будет осуществляться связь с российскими городами-"миллионниками" (Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Самара, Нижний Новгород) и крупнейшими центрами Европы (Лондон, Париж и города Германии).

Между тем, "Дворник" раскрыл последний "пасьянс" акционеров "Калининградавиа". 9% значится за администрацией Калининградской области. 35% отписано ГУАП "Калининградавиа". У государственного предприятия остались помещения агентства воздушных сообщений, взлетно-посадочная полоса воздушного поля "Храброво", места стоянок, инженерные сети и котельная. Всем этим имуществом ГУАП "Калининградавиа" и обеспечил собственную долю в уставном капитале ОАО "Калининградавиа". Акционерному обществу же были переданы практически все здания комплекса вместе с аэродромом. Остальные 56% поделены разными долями между 15 юридическими и физическими лицами. В списке, к примеру, значатся ГТК "Россия", Министерство имущественных отношений в лице комитета по управлению госимуществом Калининградской области, "Белавианавигатор", фирмы "Евроконтроль" и "Полет Сирена". В реестре ОАО "Калининградавиа" больше нет строительной фирмы "Россбан" и телекоммуникационной компании "ВестБалтТелеком". Как физические лица в числе акционеров фигурируют два гражданина Польши и председатель правления ОАО "Калининградавиа" Александр Николаев.

Прокурор Калининградской области Вячеслав Чулков в интервью "Комсомольской правде-Калининград" сообщил, что незаконное постановление о предоставлении московской организации "Российская лига защиты животных" (директор "Лиги" - певица Роксана Бабаян. - ИА REGNUM) прав на застройку заповедной Балтийской косы было опротестовано и отменено через суд. По словам областного прокурора, администрация Калининградской области утвердила региональный целевой проект, по которому на "Российскую лигу защиты животных" незаконно возложены функции застройщика Балтийской косы - уникальной, особо охраняемой территории - для строительства туристического центра. "Строить собирались на землях Минобороны, Федеральной пограничной службы, ФСБ, лесного фонда. А тысячу жителей косы планировали переселить", - сказал В. Чулков.

На минувшей неделе в парламенте земли Бранденбург ФРГ прошло заседание по поводу подготовки к празднованию 750-летия Кенигсберга. Как сообщает "Каскад", на встрече участвовало свыше 40 человек, представлявших два десятка различных организаций, во главе с премьер-министром земельного правительства Бранденбурга г-ном Платцеком и председателем парламента Потсдама Гербертом Кноблихом. "Каскад" приводит список немецких организаций:

Представители земель Бранденбург, Мекленбург - Передняя Померания, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен;

Представители городов-партнеров Калининграда: Ростока, Киля, Бремерхафена, Берлина, Лихтенберга, а также города-шефа Кенигсберга - Дуйсбурга;

"Союз фондов немецкой науки", фонды "Цайт", графини Денхофф, "Мельгорд", Роберта Боша и "Кенигсберг";

Представители землячества Восточной Пруссии (в лице их спикера Вильгельма фон Готтберга), землячества Кенигсберга (доктор Байстер), университета Виадрина (Франкфурт-на-Одере), университета Геттингена;

Немецкое общество технического содействия (GTZ), которое отвечает за Немецко-русский дом в Калининграде, общество Бобровски, "Культурный форум Восточной Европы".

На "потсдамской конференции" немцы договорились проводить подобные встречи регулярно, раз в два месяца. Доктор Байстер будет поддерживать связи с представителями в Калининграде - на областном уровне, в мэрии и университете. Поскольку празднование 750-летия состоится буквально через полтора года, все организации, присутствовавшие в Потсдаме, были очень благодарны за инициативу земли Бранденбург, которая поддерживает партнерские отношения с Калининградской областью.

Областная избирательная комиссия вынесла официальное предупреждение "Комсомольской правде-Калининград" из-за вышедшего в газете интервью с уже бывшим кандидатом в президенты Анзори Аксентьевым-Кикалишвили под заголовком "Блокадную область предали политики". Как пишет "Калининградская правда", на момент опубликования материала А. Аксентьев был полноправным участником президентской гонки (инициативная группа калининградских пенсионеров выдвинула его кандидатуру на пост главы государства в конце декабря 2003). О своем желании "самоустраниться" А. Аксентьев заявил только 27 января 2004. Облизбирком усмотрел в газетной публикации предвыборную агитацию - на тот момент её размещение в СМИ было запрещено, закон разрешал кандидатам только собирать подписи в свою поддержку. По словам председателя облизбиркома Василия Зюбанова, решение, что же делать с "Комсомолкой", было найдено не сразу. По сути, его подсказал сам А. Аксентьев своим уходом из президентской кампании. "Если бы он не отказался от дальнейшего участия, мы бы направили все документы в прокуратуру. А так отреагируем либерально - газета получит лишь письменное официальное предупреждение. Подчеркну, это не зверство, а дружеское похлопывание по плечу, ай-яй-яй", - сказал В. Зюбанов. На заседании присутствовала главный редактор "КП-Калининград" Любовь Антонова, которая согласилась с оценкой облизбиркома.

Одно из самых секретных предприятий региона - компания "Алмаз-Холдинг", занимающая второе место в России и пятое в мире по производству бриллиантов, пригласила журналистов на экскурсию, чтобы выразить свое несогласие недавним решением областной думы лишить "Алмаз-Холдинг" налоговых льгот в областной и местный бюджет. Как сообщают "Вести-Калининград", о том, что областная дума собирается лишить предприятие льгот, его сотрудники узнали из прессы. Оборотные средства кампании более 20 миллионов долларов. Тем временем, только за прошлый год "Алмаз-Холдинг" перечислил в бюджет больше 700 тысяч долларов, и ни одна из проверок не обнаружила нарушений. Первый вице-президент "Алмаз-Холдинга" Александр Узенберг в интервью "Комсомольской правде-Калининград" заявил, что дело вовсе не в льготах - "заплатить 8 тысяч долларов в год для нас немного, - а в имидже и репутации компании. На нас ведь смотрят западные инвесторы, которым очень не нравится постоянная смена правил игры". По оценкам специалистов компании, в строительство завода будет инвестировано около 1,5 миллионов долларов. Сопоставлять с этой суммой даже общий объем льгот за несколько лет - около 30 тысяч долларов - несерьезно.