Задержан "полномочный представитель" президента России: Молдова за неделю

Москва, 2 февраля 2004, 19:21 — REGNUM  

Задержан "полномочный представитель" президента РФ. Подготовлены очередные рекомендации по урегулированию приднестровского конфликта. В Приднестровье закроют румынские школы. Объединенная оппозиция. Молдова хочет в Евросоюз. Политические ноу-хау молдавского президента. Молдавское телевидение увидят за рубежом.

Задержан "полномочный представитель" президента РФ

На одном из бендерских миротворческих постов (Зона безопасности между Молдовой и Приднестровьем) задержан гражданин, назвавшийся полномочным представителем президента Российской Федерации. Человек, предъявивший соответствующее удостоверение, подъехал к посту миротворцев на автомобиле в 23:05. На документе, в котором значилось имя некоего Афанасия Сумана, стоял штамп Государственного унитарного предприятия "Управление делами Президента РФ". По словам Афанасия Сумана, он прибыл на миротворческий пост, чтобы провести социологический опрос среди российских военнослужащих-миротворцев. От "полномочного представителя" исходил запах алкоголя, и дежурные поста задержали его.

После разбирательства выяснилось, что Афанасий Суман (гражданин Республики Молдова) ранее преследовался правоохранительными органами за подделку документов. Есть все основания считать, что предъявленное им удостоверение со штампом Управления делами Президента РФ тоже сфальсифицировано. Расследование по этому факту продолжается, передает "Ольвия-пресс".

Подготовлены очередные рекомендации по урегулированию приднестровского конфликта

Посредники в приднестровском урегулировании передадут представителям Кишинева и Тирасполя согласованные предложения по разрешению конфликта. Как сообщили МОЛДПРЕС в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, решение об этом было принято на саммите представителей стран-гарантов - России и Украины - и ОБСЕ, которое состоялось в Софии 26-27 января. Не позднее 17 февраля главные субъекты переговоров - Молдова и Приднестровье - должны будут изложить посредникам собственные мнения по предложенному документу. 24 февраля планируется провести еще одну встречу в трехстороннем формате для сопоставления посредниками позиций участников переговорного процесса и анализа отзывов Кишинева и Тирасполя на согласованные предложения гарантов и ОБСЕ. Предполагается, что после 24 февраля будет назначена точная дата проведения переговоров в пятистороннем формате, которые не проводятся уже два месяца после отказа Молдовы подписать предложенный РФ меморандум об урегулировании приднестровского конфликта.

Комментируя итоги софийского саммита, глава Миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл заявил, что посредниками согласован компромиссный вариант алгоритма продолжения переговорного процесса, однако в ближайшее время не следует ожидать существенного прорыва в урегулировании приднестровского конфликта, информирует МОЛДПРЕС. По словам дипломата, после "некоторой неопределенности, возникшей из-за неподписания российского меморандума, стороны согласились с необходимостью сохранения пятистороннего формата переговоров и совершенствования механизмов переговорного процесса. Для реализации этих задач, отметил Уильям Хилл, представители России, Украины и ОБСЕ согласовали в Софии план совместной работы на ближайшее время. В соответствии с ним Кишиневу и Тирасполю будут переданы предложения и рекомендации посредников по урегулированию приднестровского конфликта. После получения отзывов сторон посредники соберутся для их детального обсуждения и назначения даты и содержания встречи в пятистороннем формате. Глава миссии выразил надежду, что решения посредников внесут динамику в ход переговоров и приведут к положительным подвижкам в общем процессе урегулирования.

Хилл сообщил, что в Софии не обсуждалась тема вывоза российского военного имущества из приднестровского региона, поскольку стороны старались уделить максимальное внимание политическим аспектам решения проблемы Приднестровья.

Как сообщил посол по особым поручениям Министерства иностранных дел Российской Федерации Александр Новожилов, предложения посредников, подготовленные для передачи Кишиневу и Тирасполю, содержат ряд юридических положений, политических параметров урегулирования и описание предполагаемых военных гарантий. В телефонном разговоре с корреспондентом агентства представитель Кремля в переговорном процессе подчеркнул, что содержание представленных рекомендаций не противоречит уже имеющимся в активе посредников документам, в том числе и меморандуму, предложенному в ноябре 2003 года.

По мнению дипломата, грубейшей ошибкой переговорного процесса является стремление начинать все с нуля, не учитывая ранее проделанной работы. "У нас в наличии достаточно проработанных вариантов, поэтому, чтобы не возвращаться постоянно "на круги своя", необходимо завести реестр уже согласованных сторонами формулировок, куда следует вносить каждый компромиссный документ", - сказал Александр Новожилов.

Комментируя критику так называемого "Меморандума Козака" со стороны некоторых европарламентариев, Новожилов заявил, что было бы неверно считать его чисто российским детищем, поскольку "группа Козака оказывала консультативное содействие главным субъектам переговоров в сведении некоторых положений этого плана". По словам представителя Москвы, "критические замечания европейских чиновников, заявляющих, что меморандум будет препятствовать демократизации Молдовы, носят больше демагогический характер и не имеют под собой реальных оснований".

Новожилов назвал софийскую встречу посредников весьма своевременным и полезным мероприятием, которое соответствовало общему желанию продолжать работу и двигаться вперед в разрешении приднестровской проблемы.

30 января рекомендации и предложения посредников были переданы руководству Кишинева и Тирасполя.

В Приднестровье закроют румынские школы

Верховный Совет ПМР постановил, что к началу нового 2004-2005 учебного года в республике не должно оставаться общеобразовательных школ, не подчиняющихся приднестровскому законодательству. Депутаты совместно с Министерством просвещения намерены решить давно существующую проблему: на территории Приднестровья работают шесть школ с румынским языком обучения, они не зарегистрированы в ПМР, и их образовательные стандарты в корне отличаются от приднестровских, сообщает "Ольвия-пресс".

По сведениям депутата Александра Радченко, руководство румынских школ, ведущих незаконную преподавательскую деятельность, вступило в конфликт с государственными администрациями городов и районов. Это и стало предметом соответствующего депутатского запроса, направленного в адрес министра просвещения. Глава министерства Елена Бомешко выступила на пленарном заседании с подробной информацией о сложившейся ситуации.

Сегодня, по данным Министерства просвещения, в Приднестровье действуют 32 русско-молдавские школы, 16 школ с молдавским (одним из государственных) языком обучения и шесть школ с обучением на румынском языке. При этом румынские школы посещают более 3,5 тысячи учащихся - это примерно 20% всех детей молдавской национальности. Как отмечает "Ольвия-пресс", три из шести негосударственных школ, ведущих преподавание на основе латинской графики, были созданы еще в советское время, в 1988-91 годах, в пору расцвета националистических идей в Республике Молдова; остальные образованы недавно. Значительная часть преподавательского состава этих школ отказалась перейти на приднестровский стандарт образования. Елена Бомешко подчеркнула, что по идеологической направленности преподавание в румынских школах в корне отличается от преподавания в школах государственных: здесь ученикам внушается ненависть к России, Приднестровью, устоям и ценностям республики.

С тех пор, как эти учебные заведения стали финансироваться из бюджета Республики Молдова, осуществлять государственный контроль за их деятельностью стало практически невозможно, передает агентство. В Тираспольскую школу № 20, например, представителей управления народного образования просто не пускали. Министерство просвещения ПМР неоднократно обращалось к коллегам в Республике Молдова с предложением легализовать положение румынских школ в Приднестровье по одному из нескольких вариантов; например, зарегистрировать их как негосударственные. Более 20 встреч госчиновников с обоих берегов для разработки механизма легализации "незаконных" школ не принесли результата. Руководство общеобразовательных учебных заведений с румынским языком обучения пожелало применять исключительно учебники Республики Молдова, настаивало на том, чтобы по территории ПМР беспрепятственно провозились леи РМ для выплаты заработной платы преподавателям и т.д. В итоге прокуратура ПМР вынуждена была направить руководству румынских школ предупредительные письма о противоправности их действий.

По словам Елены Бомешко, незарегистрированные в рамках законодательства румынские школы выдают своим выпускникам нелегитимные документы об образовании - они не могут быть нострифицированы ни в Приднестровье, ни в России, ни в Молдове. Таким образом, нарушаются права учеников. Именно этот факт, а также разъяснительная работа представителей Министерства просвещения среди населения привела к уменьшению контингента учащихся румынских школ на 17%.

Приднестровские парламентарии сочли, что время переговоров и "круглых столов" по вопросу о положении румынских школ в ПМР истекло. Спикер Григорий Маракуца заметил, что ненависть к республике, ее культуре, насаждаемая в отдельных учебных заведениях, "отравляет" детей. К 1 сентября 2004 года все школы с румынским языком обучения должны действовать по приднестровским законам, в противном случае они будут ликвидированы - таково решение депутатов. Исполнительным органам власти дано соответствующее поручение.

Как стало известно "Ольвия-пресс", вечером того же дня, когда Верховный совет вынес решение о румынских школах, в адрес министра просвещения ПМР поступило письмо от директора и председателя родительского комитета расположенной в Тирасполе румынской школы N 20 с просьбой оказать содействие в проведении лицензирования и государственной регистрации учреждения. Комментируя ситуацию, Елена Бомешко отметила, что приднестровское законодательство разрешает функционирование на территории республики иностранных образовательных учреждений - молдавских, румынских, российских, украинских, английских и любых других. По словам министра, "язык, на котором ведется преподавание в этих школах, не имеет никакого значения". Но вместе с тем, согласно законодательству, обучение в общеобразовательных школах "должно проходить только в рамках государственного образовательного стандарта ПМР, который нужно выполнять в обязательном порядке". Если школы с румынским языком обучения будут работать в рамках законодательства ПМР, министерство не будет препятствовать решению проблем с приобретением лицензий, регистрации, аттестации и аккредитации этих учреждений. Все процедурные вопросы, связанные с экспертизой уставов, образовательных программ и режима работы румынских школ должны быть согласованы руководителями этих учебных заведений с Министерством просвещения до того, как эти документы поступят в Регистрационную Палату.

Министр заметила также, что в Приднестровье функционируют профессиональные учебные заведения Молдовы, Украины, России. Министерство просвещения не устанавливает требования к содержанию профессионального образования, так как они работают в рамках образовательных стандартов своих государств, информирует "Ольвия-пресс".

Объединенная оппозиция

Одним из резонансных событий начала 2004 г. назвал декларацию Христианско-демократической партии Молдовы (ХДНП) "О необходимости поддержания единства Оппозиции" обозреватель Игорь Боцан. Воззвание лидеров ХДНП обращено, прежде всего, к тем партиям, которые 24 ноября 2003 г. вошли в Комитет по защите независимости и Конституции Республики Молдова (КЗНК), созданный для того, чтобы воспрепятствовать подписанию Меморандума Козака. По мнению ХДНП, поддержание единства оппозиции необходимо для участия "единым избирательным блоком" в очередных парламентских выборах, которые состоятся в первой половине 2005 г. В документе утверждается, что это - "единственная формула, способная привести к смене власти".

Как отмечает журналист в комментарии, опубликованном на новостном сайте "Moldova Azi", вне всякого сомнения, идея данной инициативы ХДНП возникла задолго до создания КЗНК. Доказательства - в интервью лидера ХДНП Юрия Рошки еженедельнику "Тимпул" от 12.09.2003 г., в котором он объявлял, что "ближе к следующей избирательной кампании мы преподнесем ряд сюрпризов". Лидер радикалов тогда говорил, что "на данный момент ХДНП пока не готова завоевать большинство", для достижения этой стратегической цели необходимо встретиться в составе возможной электоральной коалиции "объединенной оппозиции", которая могла бы попытаться осуществить "смену власти". Главным препятствием на пути к этой цели Рошка назвал "перья, привыкшие изображать ХДНП с определенным лицом".

С одной стороны, из всех формирований, зародившихся в период противостояния коммунистическому режиму (конец 80-х гг. прошлого века), ХДНП является единственной партией, выжившей на молдавской политической сцене, отмечает обозреватель. ХДНП - единственная в РМ партия, которой удалось быть представленной в парламентах всех трех созывов после провозглашения независимости РМ. После завоевания Партией коммунистов (ПК) абсолютной власти в 2001 г., ХДНП - единственное формирование, производящее политические события, которые имеют резонанс за пределами РМ. Естественно, что при определенных условиях объединенная оппозиция, часть которой составляла бы ХДНП, намного увеличила бы вероятность осуществления "смены власти", соглашается журналист.

В то же время он отмечает, что вероятность участия оппозиции в будущих парламентских выборах единым блоком невелика. Лидеры основных оппозиционных формирований по-разному воспринимают политические проблемы даже тогда, когда выступают вместе. Альянс "Наша Молдова" (АНМ) (в который входит одна из парламентский партий) и Демократическая партия (ДП) стремятся отмежеваться от чрезмерно радикальных, агрессивных лозунгов ХДНП. Лидеры альянса и демпартии уже заявили о нецелесообразности создания выборного альянса с ХДНП.

Нежелание руководителей АНМ и ДП слишком тесно сближаться с ХДНП объясняется, по мнению Боцана, также личными мотивами: их имена фигурируют в "Черной книге коррупции" и других материалах о коррупции, изданных ХДНП, но не подтвержденных правосудием. Одновременно лидеры АМН и ДП дали понять, что положительно относятся к возможности создания избирательного альянса между этими двумя формированиями.

Даже если блоку объединенной оппозиции не суждено состояться, это не означает, что декларация ХДНП останется без последствий, убежден обозреватель. Во-первых, за год с лишним до начала избирательной кампании она сфокусировала внимание СМИ и общественности на деятельности оппозиции. Во-вторых, отклонение, по соображениям электорального характера, предложения о создании единого избирательного блока оппозиции не означает отрицания возможности постэлекторальной коалиции объединенной оппозиции.

По мнению президента страны, главы Партии коммунистов РМ Владимира Воронина, только в Молдове оппозиция открыто, не стесняясь, борется за свои собственные права, а не права народа. В интервью газете "Труд" президент расценил это как "странный политический эгоизм, который не вписывается в демократические нормы".

Говоря о проводимых ХДНП акциях протеста, Владимир Воронин отметил, что в дальнейшем эти акции не будут находится под пристальным вниманием правоохранительных органов страны. "На провокации мы не поддадимся. Мы больше не будем отвлекать полицию в воскресный день от ее непосредственной работы. Полиция должна ловить бандитов и хулиганов, а не сопровождать за ручку оппозиционеров, готовых нарушать закон. Хотят гулять на площади и выкрикивать лозунги - пусть гуляют и кричат. А ко дню выборов мы посмотрим, до чего и до кого они докричатся", - отметил глава государства (в минувшее воскресенье оппозиция попыталась провести митинг, который не был санкционирован городской администрацией, прим. - ИА REGNUM).

Молдова хочет в Евросоюз

В Кишиневе прошел первый этап консультаций между делегациями Молдовы и Евросоюза по разработке и принятию индивидуального плана акций РМ - ЕС. Как сообщили агентству "НОВОСТИ-МОЛДОВА" в Министерстве иностранных дел РМ, работа велась в рамках трех секций, так называемых "рабочих столов": "Проблемы международной безопасности, юстиции и внутренних дел"; "Экономика, финансы, торговля, социальные проблемы, сельское хозяйство, развитие"; "Транспорт, связь, энергетика, информационное общество, сотрудничество в гуманитарной сфере". В ходе обсуждения рассматривались структура и основные элементы, которые должны найти отражение в разрабатываемом документе.

В феврале и марте текущего года пройдет еще два раунда переговоров, а к маю документ предполагается окончательно разработать и принять.

По мнению Владимира Воронина, "Молдова опоздала с заявлением о своем стремлении в Европу лет на пять-семь и в итоге оказалась между двумя стенами - Европейским Союзом и Единым экономическим пространством", цитирует президента ИНТЕРЛИК. "Главное, не быть ленивыми в европейской интеграции и постараться сделать все хорошо", - считает глава государства, по словам которого, Молдове необходимо привести в соответствие с европейским законодательством более 1000 законов и добиться уровня жизни, сравнимого с европейским.

В то же время "Коммерсант плюс в Молдове" напоминает, что весь прошлый год европейские политики чуть ли не в унисон говорили о нереальности претензий на полноправное членство в Евросоюзе самой нищей страны на континенте, управляемой к тому же коммунистами. Наиболее жестко на этот счет высказался верховный комиссар ЕС по вопросам расширения Романо Проди, заявивший, что шансов у Молдовы войти в единую европейскую семью не больше, чем, предположим, у Королевства Марокко. Марокко с момента вхождения в ЕС Испании имеет статус страны-соседа. В прошлом году такой был присвоен Молдове. В новом качестве она выступит с 2007 года, когда членом европейского сообщества станет Румыния.

Поначалу в Кишиневе сей факт оценили как признание ее авторитета в Европе. Уже потом выяснилось, что это никакое не почетное звание, дающее какие-то привилегии. В нашей ситуации, отмечает еженедельник, статус лишь указывает на место, где через три года появится новый железный занавес, который должен будет отгородить сытую Европу от таких неблагополучных, на взгляд Запада, стран, как Белоруссия, Украина и Молдова. Осознав это, в Кишиневе тут же подняли шум по поводу вступления Молдовы в ЕС, хотя никто ее туда пока не приглашал.

Существует определенная процедура принятия стран в эту авторитетную международную организацию, напоминает "Коммерсант плюс". Главное и непреложное правило - согласие всех ее членов на расширение. Одна-единственная страна может наложить вето - и никакого пополнения не будет. Недаром в прошлом году европейским партнерам пришлось ублажать Ирландию, которая чуть было не воспользовалась этим правом и не заблокировала процесс принятия в Евросоюз десяти государств Восточной Европы, полагая, что увеличение числа "едоков" не соответствует ее национальным интересам. Поскольку она - не самая богатая страна в ЕС с патриархальным укладом жизни и может в итоге недополучить финансовую помощь, которую ей предоставляют экономически более развитые члены сообщества.

То, что президент Владимир Воронин идею-фикс присоединения к ЕС считает императивом времени и приоритетной задачей № 1, предосудительно еще и с другой точки зрения, полагает еженедельник. Европейская интеграция дорого может обойтись простым людям, однако любые издержки этого процесса действующая коммунистическая власть учитывать не собирается. Членство в Евросоюзе - это развлечение для богатых, бедных же ожидает ряд тяжелых проблем, главными из которых, несомненно, являются рост безработицы, деградация многих отраслей народного хозяйства, продукция которых вряд ли выдержит конкуренцию на европейском рынке товаров. Через это, кстати, пройдут и те страны, которые станут членами ЕС 1 мая с.г. Недаром во многих из них на референдумах по вопросам вступления принимало участие абсолютное меньшинство избирателей. Но, при любых обстоятельствах, неверно сравнивать Молдову, предположим, с Венгрией или Польшей, где средний уровень жизни населения на порядок выше, а, следовательно, адаптация пройдет легче. Для самой нищей страны на континенте евроинтеграция в столь бедственном положении была бы сродни национальной катастрофе.

Молдова хочет в Европу. Ее навязчивость, граничащая с полной утратой достоинства, вызывает досаду. Однако во всех поступках, жестах и прочих европейских экивоках молдавского лидера проглядывает определенная линия поведения. Создается впечатление, что Владимир Воронин хочет провести старушку Европу на мякине. Вы, мол, нас примите в свои ряды за красивые глаза, а мы будем вашими честными и искренними партнерами. Учитывая проамериканскую ориентацию президента Молдовы, его привычку брать под козырек в ответ на любую вашингтонскую новацию, в этих намерениях можно усомниться. Единственное, в чем можно быть абсолютно уверенным, - это то, что в обозримой перспективе Молдове не светит быть впущенной в просторный европейский дом, убежден обозреватель еженедельника "Коммерсант плюс в Молдове".

Политические ноу-хау молдавского президента

Их взялся проанализировать политолог Михай Прутяну на страницах еженедельника "Коммерсант плюс в Молдове". По убеждению политолога, для новой победы своей партии на следующих парламентских выборах Владимиру Воронину, чья политика, по большому счету, потерпела полное банкротство, нужна как воздух "маленькая, но победоносная война". И он эту войну уже развязал, столкнув лбами в ожесточенной драке местных "промолдаван" и местных же "прорумын" (принята Концепция государственной национальной политики, отстаивающая идею молдавенизма и определившая румын в Молдове как национальное меньшинство). Вероятнее всего, это может принести победу на выборах партии Воронина.

Причина данного парадокса кроется в том, что политическая элита молдавского общества расколота, в ней доминируют два непримиримых направления: "прорумыны" и "промолдаване". "Прорумыны" - это все те, кто после получения Молдовой независимости стал играть главенствующую роль в политической и культурной жизни страны, ориентируясь в своих действиях на Бухарест. Но при этом "прорумыны", за небольшим исключением, не были сторонниками немедленного объединения Молдовы с Румынией. Они просто стремились максимально "румынизировать" Молдову, чтобы затем создать на Балканах "второе румынское государство". В весьма отдаленной перспективе, конечно, они не исключали возможности объединения "двух румынских государств".

Им достаточно жестко противостояли недовольные такой дискриминацией "промолдаване". После победы на февральских парламентских выборах 2001 года Партии коммунистов это направление возглавил лидер ПКРМ и президент Молдовы Владимир Воронин. Таким образом, если до февраля 2001 года политической опорой "промолдаван" была Аграрно-демократическая партия, то сегодня ею является правящая Партия коммунистов.

Весьма продолжительное время между этими двумя враждующими направлениями, в качестве некоего политического буфера, существовала "третья сила" - "центристы", так называемые "прагматики". Они видели как определенные плюсы, так и очевидные минусы в каждом из этих двух направлений, и поэтому стремились, взяв из каждого все самое лучшее и перспективное, объединить страну на основе политического гибрида неких "новых ценностей". Однако, не выдержав испытания временем и властью, сегодня одни из них уже ушли из активной политики, а другие, испугавшись, что могут потеряться, оставаясь самими собой, мимикрировали, решив "прислониться" к той или другой из этих противоборствующих между собой политических сил. В результате произошел окончательный раскол гражданского общества страны на две полярные по отношению друг к другу части - "прорумын" и "промолдаван". По большому счету, сегодня в борьбе между ними уже нет сколько-нибудь ясно выраженных идей. Скорее всего, теперь между ними идет чисто "зоологическая" борьба за политическое выживание, за место под солнцем, за право на кормушку, то есть за все то, что дает обладание властью. И чем ожесточеннее становится эта борьба, чем шире она разворачивается, тем дальше отходят и начисто забываются вопросы возрождения национальной экономики, острейшие проблемы социальной сферы, данные народу перед выборами обещания.

25 ноября 2003 года Владимир Воронин поставил в крайне неудобное положение своего стратегического партнера - президента России Владимира Путина, отказавшись подписать ранее им же парафированный Меморандум об основах построения будущего федеративного государства Молдовы и Приднестровья. По сути дела, Воронин вульгарно "кинул" Россию и нанес довольно ощутимый удар по самолюбию ее президента, столь искренне и активно желавшего помочь Молдове в восстановлении ее территориального и политического единства. Безусловно, Россия не простит, просто не сможет простить (в силу своего статуса великой державы) того, что было сделано президентом маленькой и бедной страны Владимиром Ворониным, а главное - как и почему это было сделано. Можно предположить вероятность жестких и прагматичных действий и решений со стороны государственного руководства Российской Федерации по отношению к РМ уже в ближайшее время. По крайней мере, вряд ли стоит надеяться на то, что Москва поддержит любые новые инициативы Кишинева по урегулированию Приднестровского конфликта и согласится вновь "таскать каштаны из огня" для администрации президента Воронина.

Также не стоит ожидать согласия России на снижение тарифов на природный газ или прежней "ангельской терпимости" по отношению к систематическим срывам графика платежей и погашения долгов. Зато вполне вероятно ожидать не только отмены со стороны России всех прежних льгот и преференций для товарных поставок из Молдовы, но и исключения из режима свободной торговли тех молдавских товаров, которые считаются стратегическими в торговле с Россией. Не следует удивляться, если Россия введет новые ограничения на пребывание на своей территории молдавских гастарбайтеров, свыше 600 тысяч которых ныне зарабатывают хлеб насущный для своих семей на ее стройках, заводах и фабриках. Понимая, что все эти шаги нанесут удар не только по Молдове, но и по прямому виновнику все этого - Владимиру Воронину, страшась этого, президент Молдовы, вероятнее всего, начал играть "на опережение".

Только политические слепцы могут и далее не замечать, что в последнее время Воронин открыто и цинично подыгрывает тем силам в Европе и, особенно, в США, которые были и остаются настроенными сугубо антироссийски, и не скрывают этого. Ни для кого не секрет, чем ближе становятся военные базы НАТО к границам России, тем ощутимей желание натовских "ястребов" вытеснить Россию из Приднестровья, лишить ее военно-политического присутствия в этом стратегически важном регионе. И вот тут-то именно Владимир Воронин оказался самым первым и самым надежным их помощником на "постсоветском пространстве". Объективно говоря, сегодня Владимир Воронин в этом плане мало чем отличается от Бориса Березовского или Валерии Новодворской, которые объявили открытую войну российскому президенту Владимиру Путину. Но в отличие от них - убежденных антикоммунистов, людей, не имеющих власти, он - облеченный высшей государственной властью лидер страны и, как ни странно, "самый главный коммунист Молдовы".

Страна, которой правит Воронин, конечно, малоизвестная в мире, маленькая и бедная, но она имеет свой собственный голос в ряде международных структур, и правом этого голоса Владимир Воронин намерен активно пользоваться с выгодой для себя лично и для своих новых друзей на Западе, но в ущерб интересам президента Владимира Путина и России в целом.

Отношения Молдовы с Приднестровьем, после срыва Ворониным 25 ноября 2003 года подписания меморандума, испорчены до такой степени, что говорить сегодня о возможности "скорого урегулирования Приднестровского конфликта" и построения "общего федеративного государства" на базе новой "общей Конституции" просто несерьезно. Зато есть все основания предполагать, что Приднестровье, осуществив без участия Кишинева полную приватизацию в своей экономике, добившись привлечения крупных иностранных инвестиций, преодолеет существующие сегодня экономические и социальные проблемы и окончательно возьмет осознанный и твердый курс на борьбу за свое международное признание. Главным аргументом администрации Тирасполя при этом будет показ всему миру той двуличной и нечестной политики Кишинева, которая сделала невозможным никакое совместное сосуществование "под одной крышей" двух частей некогда единой страны

Воронин длительное время пытался "приручить" Украину и заставить ее "плясать под свою дудку", действуя в отношении большого и сильного соседнего государства методом мелкого шантажа и сомнительных угроз. То он заявлял, что "приведет к власти" в Киеве украинских коммунистов, то "воспитывал" украинских политиков, обвиняя их в торговле оружием совместно с Приднестровьем и "потворствовании контрабанде", то требовал от Украины прекратить любые экономические связи и политические контакты с Тирасполем, угрожая тем, что, в противном случае, будет голосовать против приема этой страны в ВТО... Вероятно, по своей очевидной политической неопытности Воронин искренне верил в то, что все эти "трюки" безнаказанно сойдут ему с рук. Увы, на деле вышел серьезный "облом". Возможно, Украина сегодня - не самая богатая страна в Европе. Но, положа руку на сердце, признаемся, что уж и не самая "политически наивная". Поэтому смешны и нелепы нынешние "детские восторги" команды Воронина по поводу того, что с Украиной удалось, наконец, подписать "договор о свободной торговле". Ведь на самом деле, как считают серьезные независимые эксперты, этот договор, будучи безусловно выгоден Киеву, самой Молдове абсолютно невыгоден. Молдове с Украиной торговать практически нечем. Зато дешевые и качественные украинские товары (и без того уже несколько лет заполняющие молдавский рынок!) хлынут в страну еще более широким потоком и окончательно подорвут дышащее на ладан, неконкурентоспособное молдавское производство.

"Кучмовская" Украина относится к "воронинской" Молдове сегодня с явным пренебрежением. Но, если к власти в Молдове придет нынешняя оппозиция, то следует ожидать еще большего ухудшения отношений с Украиной. Среди украинских оппозиционеров слишком много откровенных националистов, и они наверняка будут активно разыгрывать карту "проблемы приднестровских украинцев".

Отношения Молдовы со своим западным соседом - Румынией - тоже вконец испорчены. Причина этого в безответственных действиях и заявлениях Владимира Воронина и его соратников, провозгласивших, с прицелом на грядущие парламентские выборы, "великий антирумынский поход". Обосновывают они необходимость и целесообразность сего "похода" соображениями защиты "национальной самобытности молдавского народа". Дело дошло до того, что соседняя страна уже всерьез подумывает над введением для молдавских граждан виз, а для молдавских товаров - дополнительных акцизов и ограничений на экспорт. Одновременно Румыния находится на грани свертывания всех своих программ взаимодействия с Молдовой в области экономики, транспорта, науки, образования и культуры. Пользующаяся на международной арене, несомненно, гораздо большим, чем Молдова, влиянием Румыния, судя по всему, не останется в долгу перед Кишиневом по части "обличений" и "разоблачений" нынешнего правящего в Молдове режима со всех трибун и по всем каналам. Вряд ли неприглядная репутация, которую официальный Бухарест уже начал активно создавать официальному Кишиневу, будет способствовать успешной реализации планов Воронина по скорой интеграции Молдовы в Европейский союз. Зато можно не сомневаться в том, что неуклюжая "антирумынская" политика Воронина и его администрации оттолкнет от нынешней власти значительную часть молдавского общества, прежде всего, творческую интеллигенцию, деловых людей, имеющих свои интересы в Румынии ("Коммерсант плюс в Молдове").

Молдавское телевидение увидят за рубежом

Отраслевые ведомства разработают и представят на рассмотрение правительства план действий по началу спутниковой трансляции за рубеж передач национального телевидения Молдовы с 1 марта 2004 года. Такое распоряжение дал премьер-министр РМ Василий Тарлев в ходе рабочего заседания группы по проблемам функционирования телекоммуникационной отрасли Молдовы, сообщает "Инфомаркет". Премьер заверил, что правительство возьмет на себя обязанность определить источники финансирования спутниковой трансляции. Василий Тарлев отметил, что трансляция молдавских телепередач за рубеж будет предназначена для граждан республики, работающих за границей.

По мнению специалистов, в Молдове не существует технических барьеров, препятствующих началу спутниковой трансляции телепередач. В настоящее время нужно лишь определить спутник, через который будет вестись передача, а также получить разрешение на подключение к нему. В соответствии с решением рабочей группы, компания "Телерадио-Молдова" представит концепцию программ, которые будут транслироваться за рубеж. Изначально планируется выходить в эфир с 2-3-часовым блоком информационных выпусков и культурных программ.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail