"Золотой сон".

(Русский курьер, 02.02.04 Е.Латышев)

Всего через семь лет "светлое будущее" доберется до Красноярского края - об этом, как всегда уверенно и оптимистично, заявляют трехмиллионному населению большие краевые и городские начальники. В серьезности их намерений каждый недоверчивый житель может убедиться, заглянув в документ под названием "Основные направления социально-экономического развития Красноярского края на среднесрочную перспективу 2004-2010 г.г." На днях этот документ, с незначительными поправками и дополнениями, был одобрен Губернаторским советом.

С кратким изложением основных пунктов выступил мэр Красноярска, он же - руководитель группы разработчиков "Основных направлений..." Петр Пимашков. У Петра Ивановича хорошее настроение - то ли от чувства глубокого удовлетворения проделанной работой, то ли потому, что в недалеком будущем его ожидает очередная жизненная коллизия. Самый популярный сегодня в стране анекдот в красноярской интерпретации выглядит так: "14 марта состоятся выборы президента Путина и мэра Красноярска Пимашкова".

Итак, что же обещает жителям края новая "красноярская семилетка"? Значительно повысится уровень жизни населения - аж в 4 раза, зарплаты вырастут и того больше - в 5 раз. Произойдет это благодаря нескольким факторам, первый из которых - поступления из внебюджетных источников, второй - привлечение инвесторов, третий - поддержка со стороны государства. Край "войдет в фазу интенсивного развития экономики, которая перестанет иметь сырьевую направленность". В край стаями потянутся инвесторы, которые будут стоять в очередь, чтобы помочь местному малому и среднему бизнесу. Как грибы начнут расти жилые микрорайоны, потому что на полную мощность заработает программа ипотечного кредитования. Появятся новые дороги, средства связи, аэропорты. Ну, и так далее, и так далее...

Слушать Петра Ивановича - все равно, что читать "Книгу о вкусной и здоровой пище" на голодный желудок. Казалось бы, рассматривай картинки, сглатывай слюну, и прислушивайся, как со стороны кухни доносится многообещающее шипение и шкворчание. Но беда в том, что картинки есть, слюна тоже интенсивно выделяется, а вот ни запахов, ни звуков пока не слышно. Потому что продукты еще не куплены, и на рынок идти не с чем - денег нет. Скептики быстро подсчитали, что на реализацию на практике программы "красноярской семилетки" понадобится ни много, ни мало - 150 миллиардов рублей. При латаном-перелатаном краевом бюджете это цифра из области астрономических.

Депутат законодательного собрания края Юрий Абаумов, возглавлявший когда-то крайплан, очень засомневался в жизнеспособности программы, и напрямую спросил докладчика: "Будет ли наконец выработана администрацией не концепция, не основные направления, а конкретная программа - с конкретными цифрами, целями, и действиями по достижению этих целей?". За Пимашкова ответил губернатор Хлопонин. Он объяснил, что Губернаторский совет - всего лишь консультативный орган, он должен рассмотреть лишь концепцию, на базе которой и будет создана та самая конкретная программа. Более того, заверил Хлопонин, такой документ уже почти готов, и скоро будет представлен на рассмотрение депутатов заксобрания.

Это старая сказка - депутаты уже больше года требуют от краевой администрации предоставить настоящую программу социально-экономического развития края, но ее так и нет. Александру Хлопонину все чаще напоминают лозунг, с которым он полтора года назад шел на выборы губернатора: "Край готов к экономическому рывку. Так чего же мы ждем?". Так чего же мы ждем, Александр Геннадьевич, спрашивают губернатора, и не слышат вразумительного ответа, кроме того, что причина кроется в кризисе краевой экономики в 2001-2002 годах и только сейчас край начинает выбираться из "ямы".

Хлопонин в этом не оригинален - точно также каждый новый губернатор, включая Лебедя, списывал все собственные провалы на предшественника. Один неглупый человек так прокомментировал годовщину губернаторства Хлопонина: "Хлопонин планировал прыжок в федеральную власть, но погряз в проблемах края. Он в шоке от того, с чем столкнулся в крае. Ему создали репутацию антикризисного управляющего, как будто он должен сидеть в сверкающей лаборатории и нажимать на кнопки. На самом же деле русские кризисы - это кризисы изнурительные, с борьбой с прорывающимися трубами".

Похоже, в крае вновь назревает кризис власти. Растет безработица, простаивают крупные промышленные предприятия, на грани банкротства десятки частных фирм, поднимаются энерготарифы, а за ними и цены. В день, когда Губернаторский совет заслушивал исторические "Основные направления...", цены на хлеб в Красноярске выросли на 15 процентов. В прошлом году промышленное производство в крае выросло, но выросло только на 4 процента - почти в два раза меньше, чем в целом по России. Тут бы ноги не протянуть, не то что мечтать о будущем.

Впрочем, реальны или не реальны "Основные направления..." наверняка покажет 2010 год, который, в отличие от всеобщего благополучия, придет с точностью до секунды. И тогда надо будет кому-то отвечать за пустые обещания. А кому? Ведь все это будет потом, как пелось в известной песенке, когда мы отсюда уйдем. У мэра, у губернатора, у большинства депутатов будут к тому времени совсем другие фамилии и, вероятно, новые руководители также будут рассказывать своим избирателям о том, с каким тяжелым наследством пришлось им столкнуться, из какой ямы выбираться. И обещать, обещать, обещать - "честь безумцу, который навеет, человечеству сон золотой...".

"Дерипаска займется ЖКХ".

(Ведомости, 02.02.04. С.Иванова, А.Николаева, А.Онегина)

Дерипаска займется ЖКХ

В регионах, где сильны позиции "Базэла"

Вслед за РАО "ЕЭС России" коммунальным сектором заинтересовался совладелец финансово-промышленной группы "Базовый элемент" Олег Дерипаска. Он намерен создать компанию "Региональные коммунальные инвестиции", которая, как и РКС, будет снабжать граждан электричеством, теплом, водой и канализационными услугами.

Как стало известно "Ведомостям", холдинг Олега Дерипаски вскоре пополнится еще одной компанией. До конца февраля "Базовый элемент" зарегистрирует компанию по управлению коммунальными сетями под названием "Региональные коммунальные инвестиции" (РКИ).

* * *

В холдинг "Базовый элемент" входят "Русский алюминий", управляющий пакетами акций в Красноярском, Братском, Новокузнецком и Саяногорском алюминиевых заводах, Ачинском и Николаевском глиноземных комбинатах и др., а также компания "Руспромавто", контролирующая активы "ГАЗа", автозавода "Урал" и др. "Базэлу" также принадлежат доли в Красноярской ГЭС и "Иркутскэнерго".

* * *

"Энергосистема в любом регионе тесно переплетена с коммунальным хозяйством, и сейчас все неплатежи ЖКХ как потребителей ложатся на энергетиков, - говорит источник в "Базэле". - Если мы поднимем ЖКХ, то это поможет и нашим проектам в энергетике. К тому же сейчас все понимают, что коммуналка - это большой бизнес, а у нас многопрофильный холдинг - почему бы не заняться и этим? " По словам первого замгендиректора компании "Евросибэнерго", управляющей энергоактивами владельцев "Русала", Владимира Кирюхина, необходимый объем инвестиций в проект будет определен после того, как специалисты проведут аудит технического и финансового состояния коммунальных систем в каждом муниципалитете.

Первопроходцы коммунального бизнеса - ОАО "Российские коммунальные системы" - уже объявили о своих планах вложить в коммунальный сектор страны $700 млн за пять лет. По примеру РКС, учредителями которой выступили РАО "ЕЭС России" и ОАО "Газпром" (по 25% уставного капитала), а также "Евразхолдинг ", "Интеррос", "Кузбассразрезуголь", "Ренова" и банк "Еврофинанс" (по 10%), РКИ собирается привлечь в состав акционеров другие финансово-промышленные группы помимо "Базэла". "Будем рады, если кто-то проявит интерес к нашему проекту", - говорит Кирюхин.

РКС инициатива Дерипаски не смущает. "В одиночку нести груз проблем, связанных с лоббированием изменений на этом рынке, довольно сложно, - признается председатель правления РКС Сергей Яшечкин. - Хорошо, если кто-то еще будет нести расходы по созданию условий для деятельности частных инвесторов в коммунальной сфере".

По данным РКС, компания подписала соглашения о взаимодействии с 27 регионами и зарегистрировала в них 21 дочернее общество. РКИ же рассчитывает до конца 2004 г. получить в управление жилищно-коммунальные активы Нижнего Новгорода, Оренбурга, Иркутска и Красноярска, а со временем распространить свой бизнес на коммунальные сети других муниципалитетов в этих регионах. Правда, по словам сотрудника "Базэла", пока четкие договоренности достигнуты только с Нижним Новгородом. Спектр предоставляемых услуг аналогичен РКС: "Базэл" займется тепло-, водо- и электроснабжением и канализацией.

Но ссориться РКС и РКИ не намерены. "Места на рынке хватит всем, мы сегодня занимаем от силы 3% ", - говорит Яшечкин из РКС. "Мы не замахиваемся на всю страну, как РКС, мы не хотим с ними конкурировать, а будем работать в тех регионах, до которых у них руки не дошли", - говорит Кирюхин из "Евросибэнерго".

Однако избежать столкновения интересов компаниям будет сложно. К примеру, несмотря на договоренности РКС с нижегородским губернатором, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов категорически отказался пускать компанию в город, а тем временем на Нижний уже нацелилась РКИ.

А источник в руководстве Красноярского края и вовсе пришел в недоумение, узнав о планах РКИ взять в свои руки коммунальные сети областного центра. "Администрация области и края уже учредили в Красноярске компанию по управлению активами ЖКХ города - "Красноярские коммунальные системы". Мы не исключаем возможность продажи доли компании частному инвестору, но пока никто из частных инвесторов этот вопрос с администрацией региона не обсуждал".

Но, по мнению Яшечкина, само появление подобной инициативы "Базэла" доказывает, что РКС движется правильным путем: "Если крупный капитал из сырьевых отраслей потянулся в жилищно-коммунальный бизнес, значит, в этом действительно есть интерес". Впрочем, как говорит близкий к Дерипаске источник, "если по итогам тщательных расчетов мы поймем, что проект невыгодный, мы откажемся от его реализации, несмотря на все заявления".

"Замещенные заместители".

("Сегодняшняя газета", 31.01.04)

В краевой администрации произошли кадровые изменения. Об этом в пятницу, на заседании совета администрации Красноярского края сообщил губернатор Александр Хлопонин. Подписан приказ о назначении Сергея Козаченко на должность заместителя губернатора, курирующего вопросы здравоохранения, фармацевтической деятельности и социальной политики. На должность заместителя губернатора по природопользованию и природоохранной деятельности назначен Андрей Гнездилов. Заместителем губернатора, координирующим вопросы деятельности предприятий ТЭК и лесного хозяйства, назначен Виталий Бобров. Отметим, что Козаченко занимает должность директора ФОМСа края, Гнездилов - начальник краевого управления промышленности и топливно-энергетического комплекса, а Виталий Бобров - директор-председатель правления Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель". В связи с новыми назначениями изменились сферы компетенции ряда других заместителей главы края. Николай Глушков будет заниматься вопросами ЖКХ и строительства. Надежда Крепышева будет курировать вопросы науки, образования и культуры. Сергей Сокол займется сферой внешних и межрегиональных связей.

"Больше замов, хороших и разных".

("Красноярский рабочий", 31.01.04)

У губернатора края появились три новых заместителя.

Об этом сообщил вчера сам Александр Хлопонин, у которого теперь целая дюжина замов. Бывший директор Заполярного филиала ГМК "Норильский никель" Виталий Бобров отныне будет курировать в краевой администрации топливно-энергетический комплекс. Андрею Гнездилову, работавшему до этого начальником управления ТЭК, поручено координировать природоресурсный и лесопромышленный блоки. А бывший директор краевого фонда обязательного медстрахования Сергей Козаченко получил в свое ведение здравоохранение, фармацею и социальную сферу. По этой причине изменился круг обязанностей некоторых других заместителей губернатора. К примеру, Николай Глушков взял под контроль жилкоммунхоз, Надежда Крепышева - культуру, образование и спорт, а Сергей Сокол - внешнеэкономические связи.

"Обещательный закон".

("Красноярский рабочий", 31.01.04, Эрих Пырх)

На прошедшем 29 января втором заседании IX сессии Законодательного Собрания края депутаты так и не приняли решения по "коммунальному" референдуму.

Проект постановления не набрал необходимого числа голосов, так что судебные органы по-прежнему могут упрекать ЗС в бездействии. Так же традиционно завершилось рассмотрение другого дежурного вопроса - о досрочном прекращении полномочий депутата Мельникова. В обоих случаях сохранилась правовая неопределенность.

Сессия приняла в первом чтении закон "О государственной поддержке традиционных отраслей хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера Красноярского края". Этот документ нуждается в серьезной доработке. Начальник экспертно-правового управления ЗС Любовь Елизарьева расценила закон как "обещательный". Его положения базируются на нескольких федеральных законах и не содержат норм прямого действия. Неясно, какую именно поддержку будет оказывать краевая власть. "Конкретных идей по этому поводу не высказано, никаких новых норм не внесено", - отметила Елизарьева.

Депутаты без споров поддержали проект Социального кодекса РФ и решили представить его в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы. Напомним, что этот документ в течение четырех лет разрабатывал координационный совет по правотворчеству ассоциации "Сибирское соглашение", которым руководит председатель ЗС Александр Усс. В новом году проект кодекса уже одобрили и направили в Госдуму парламентарии Алтайского края. Вскоре их примеру должны последовать законодатели других краев и областей, входящих в "Сибирское соглашение".

Стоит также отметить, что губернаторский час на минувшем заседании перерос свои временные рамки и длился около трех часов. Состоялся предметный разговор по двум вопросам - о промышленно-энергетической политике и о реформе ЖКХ. По итогам обсуждения принято постановление ЗС. Кроме того, депутаты заслушали отчет за 2003 год представителя Законодательного Собрания края в Совете Федерации Вячеслава Новикова.

А вот как прокомментировал Александр Усс принятие во втором чтении закона о квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края:

- У этого вопроса непростительно давняя история. Серьезным толчком к принятию документа послужила моя встреча с руководителями общественных организаций инвалидов края. Закон далек от совершенства, но необходимые корректировки можно вносить во время его действия. На деле он должен явиться серьезным подспорьем для почти двухсот тысяч инвалидов края. Теперь руководители предприятий будут вынуждены проявлять больше активности по трудоустройству инвалидов, а если по каким-то причинам оно невозможно, предприятия будут вносить определенные денежные средства для создания рабочих мест для инвалидов.

"Горькое молоко от чужой коровы".

("Красноярский рабочий", 31.01.04, Игорь Рак)

У моего старинного деревенского друга Виктора в прошлом году, кажется, пропала корова. Любимица всей семьи утонула в болоте по недосмотру пастуха. Погоревали-потужили. И купили новую. Но вот напасть: молоко от чужой коровы оказалось горьким.

"И вроде выбирали тщательно, а вот надо же - ошиблись...", - сетовал мой друг, а знающие соседи подсказывали, что корову кто-то заговорил и избавиться от заговора можно только одним "верным" способом - молочную квашонку на предплечье печки поставить, посушить...

Но где взять эту квашонку да еще и теплое печное предплечье... И не только моему другу, но и многим красноярцам, которых постоянно преследует одна и та же напасть - они все время ошибаются в выборе. Или им кажется, что ошибаются, выбирая не тех депутатов, губернаторов или мэров? Почему это происходит? Да потому, что горше молока бывает только сама жизнь...

Между тем на этой неделе стало очевидно, что и в Красноярске, и в Минусинске, и в Канске, и кое-где еще одним из главных событий в феврале станут выборы глав местного самоуправления. Удивительно, что записные политические критики с тревогой и раздражением раз за разом заявляют, что у этих выборов будет один серьезный недостаток - нет, мол, альтернативы: в России - Путину, в Красноярске - Пимашкову, в Минусинске - Кекину и так далее. Это и плохо, что за выборы, когда сомнений нет... Будущие избиратели даже всерьез стали задумываться - неужели и правда все так плохо, может быть, только по этой причине стоит поддержать какого-нибудь никому неведомого "политического клоуна", мечтающего робко о власти.

Каждый, конечно, сам выбирает, но нужно помнить, что выборы - всего лишь инструмент, как для крестьянина - трактор, для спортсмена - клюшка, а для повара - соль. Они все это и используют, чтобы хлеб вырастить, шайбу забить и суп вкусный приготовить. Так и выборы нужны для того, чтобы власть была стабильной, предсказуемой и эффективной.

И если посмотреть с этой позиции, то выбор сделать очень просто - и ошибки, поверьте, не будет. Любопытно, что команда Александра Хлопонина тоже старается действовать предсказуемо и стабильно... Например, пообещали навести порядок в лесном комплексе - и на этой неделе провели еще одно совещание по этому поводу, чтобы тайгу нашу не растаскивали в разные стороны без всякого контроля. Понятно, что эффекта пока нет никакого, но хорошо уже то, что власть помнит, что говорила пару месяцев назад, и от слов своих не отказывается.

Будем надеяться, что и результаты появятся. Только тут надо простую крестьянскую мудрость не забывать, сладкое молоко только своя, родная корова дает (это к тому, что пока в лесу будет создаваться новая корпорация, старые комбинаты и леспромхозы немало дров нарубят, и еще неизвестно, кому щепки останутся).

Или другой пример: пообещал губернатор современный дворец спорта для хоккея с шайбой, а все красноярцы упорно продолжают болеть за "Енисей" и счастливый оранжевый мячик, который, мы надеемся, попадет в ворота и обласканного Тулеевым "Кузбасса", и капризного архангельского "Водника". Может быть, народ не прав, но свое, родное, оно завсегда дороже...

Эта неделя прошла под знаком 60-летия снятия блокады Ленинграда. Далекая дата всколыхнула в обществе неожиданно высокую волну истинного патриотизма и гордости за соотечественников, которые выдержали невероятные муки. Я не знаю, почему произошло именно так, но и мой сын, и дети многих редакционных сотрудников в эти дни с замиранием сердца смотрели не американские боевики, а суровые документальные ленты о городе на Неве. Все это оказалось для них родным и близким.

А я не мог не вспомнить замечательного красноярца-блокадника Гелия Николаевича Боголюбова, человека редкой природной духовности, душевной щедрости и истинно питерской интеллигентности. Он умер, но скромная память о нем будет жить еще долго.

Потому что только такая добрая память может помочь пережить свинцовые мерзости бытия - от повышения цены на хлеб до волокиты с жилищными субсидиями в управлениях социальной защиты. Иногда кажется, что нас постоянно поят этим горьким молоком от чужой коровы. И власть при этом совершенно искренне не может понять, чем люди недовольны, почему это самое "молоко" их решений каждый раз оказывается горьким. Даже самые правильные вещи оборачиваются новыми человеческими испытаниями (так, шумная разборка с фондом "Правопорядок" закончилась тем, что паспортные службы в нашем крае оказались буквально обескровленными - без компьютеров, бланков, ручек и необходимых штатных единиц, зато один на один с разъяренной и уставшей очередью)...

Почему все так идет, может быть, власть наша все еще чужой себя ощущает в родном крае. Кстати, молодой губернатор это хорошо чувствует - про одного своего заместителя как раз по промышленности он метко сказал: "Хороший парень, умный, видный, с большим кругозором и на мотоцикле катается, но лучше ему, наверное, не промышленностью заниматься, а международными контактами с чужими странами, там он будет на своем месте".

Впрочем, все на свете относительно. Мой друг, кстати, корову свою несколько месяцев кормил, ласкал, обихаживал... и молоко от нее вдруг сладким стало... И заговорная квашонка не понадобилась.

"Жилье для среднего класса".

("Красноярский рабочий", 31.01.04, Виктор Зубарев)

Система ипотечного кредитования успела доказать свою эффективность в решении важных социально-экономических задач. В Российской Федерации создан ряд условий для ее развития, начинают складываться отношения между участниками системы.

В целом ипотека в нашей стране призвана решать следующие задачи. Во-первых, массовая продажа жилья в кредит даст возможность гражданам реализовать одну из основных потребностей - иметь достойное жилье. Без ипотеки более 60 процентов населения России не смогут воплотить в жизнь свои ожидания. С одной стороны, они не попадают в категорию малоимущих, чтобы получить квартиру от государства, а с другой - не имеют достаточных средств, чтобы самостоятельно приобрести хорошую квартиру или жилой дом.

Во-вторых, ипотека способна сформировать безрисковый механизм приобретения жилья, который постепенно станет альтернативой долевому участию граждан в строительстве. Сегодня подавляющее большинство квартир приобретается в стадии строительства на основании договоров долевого участия или инвестирования. Это связано с неоправданным риском и возможностью потерять вложенные деньги из-за юридической слабости таких договоров (за примерами в крае далеко ходить не надо). В системе же ипотеки реализуется готовое жилье, причем гражданин сразу же становится его собственником.

И в-третьих, ипотека - это стратегический механизм вовлечения внебюджетных источников, и в первую очередь средств населения, в реальный сектор экономики, каковым является строительство. Рост объемов строительства жилья увеличит налогооблагаемую базу, оживит производство.

В мировой практике сложились две финансовые схемы ипотечного кредитования. Классическая континентальная модель (одноуровневая европейская схема) включает в себя два общих типа кредитных институтов долгосрочного кредитования - ссудно-сберегательные учреждения и ипотечные банки. Вторая - это двухуровневая американская схема с вторичным рынком ипотечного кредита. Именно ее выбрало правительство РФ в качестве приоритетной модели. Главный элемент двухуровневой схемы - процесс секьюритизации, то есть превращения необращающейся задолженности в ценные бумаги, обращающиеся на рынке. Основа двухуровневой схемы - правительственные ипотечные агентства, которые обеспечиваются государственными гарантиями на покупку ипотечных кредитов и выпуск ценных бумаг. В целях снижения рисков они вводят единые стандарты ипотечного жилищного кредитования для всех участников ипотеки (заемщиков, страховых организаций, банков и т. д.).

В России действует Агентство ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). Суть предложений АИЖК в следующем. Если коммерческие банки согласны выдавать ипотечные кредиты населению по правилам, разработанным агентством, то оно готово через свои представительства (региональные ипотечные агентства) в регионах выкупать закладные и таким образом обеспечивать банкам рефинансирование - возврат вложенных средств. С точки зрения АИЖК, ставки ипотечных кредитов должны быть едиными. Покупателю жилья на сегодняшний день кредиты могут выдаваться под 15 процентов годовых в рублях на срок до 20 лет. На сумму выкупленных кредитов АИЖК выпускает ипотечные ценные бумаги, обеспеченные государственными гарантиями. Как полагают в агентстве, одним из покупателей ипотечных бумаг должен стать Пенсионный фонд РФ. Впоследствии, как ожидается, к нему могут присоединиться негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.

В 2003 году АИЖК выпустило не ипотечные ценные бумаги, обеспеченные недвижимостью, а корпоративные облигации в объеме 1,07 миллиарда рублей, гарантированные государством в соответствии с ФЗ " О федеральном бюджете на 2002 год". К концу года агентство выкупило у банков и региональных ипотечных операторов около тысячи ипотечных кредитов (займов), оформленных в виде закладных, на сумму 315 миллионов рублей и планирует в ближайшее время выкупить их еще на сумму 600 миллионов рублей. В нынешнем году АИЖК намерено выкупить закладных на сумму 4 миллиарда рублей. Эмиссия ипотечных ценных бумаг будет осуществляться траншами по мере накопления выкупленных закладных.

В соответствии с федеральным законом ипотечные ценные бумаги, выпущенные АИЖК, обеспечиваются гарантиями государства. Банки, выдающие ипотечные кредиты, также имеют право эмитировать ипотечные ценные бумаги. Однако такие бумаги государственными гарантиями не обеспечиваются, что снижает их привлекательность на рынке.

Один из ключевых вопросов развития ипотеки - определение источников финансирования ипотечной программы. Предполагается, что в ближайшее время у российской ипотеки появится стратегический инвестор, способный и готовый вкладывать в нее значительные деньги на длительный срок, - Пенсионный фонд РФ. Заканчивается создание законодательной базы, обеспечивающей такую возможность - приняты законы об инвестировании накопительных средств пенсионной системы и об ипотечных ценных эмиссионных бумагах. Агентством будут выпущены ценные бумаги на сумму, предусмотренную в бюджете РФ в качестве страховой. Пенсионный фонд купит их на накопительные средства пенсионной системы, и эти деньги будут инвестироваться в ипотеку. На полученные средства Агентство по ипотечному жилищному кредитованию сможет выкупать у региональных ипотечных структур кредитных организаций закладные на имущество заемщиков, уже имеющих кредиты. Полученные региональными ипотечными структурами и банками средства обернутся кредитами для новых заемщиков.

АИЖК предлагает региональным структурам пакеты документов, после согласования и подписания которых можно начинать конкретную работу, а именно рефинансирование в региональную ипотеку. Такие соглашения заключены более чем с 50 регионами. Первыми получат "пенсионные деньги" те из них, которые к этому лучше всего подготовлены. Региональная власть должна создать на территориях резервный фонд жилья, куда можно было бы переселять заемщика, прекратившего выплаты по закладной. Сейчас еще не завершено создание нормативно-правовой базы для подобных действий властных органов. Нет соответствующих законов и резервного фонда жилья.

Без решения этого вопроса риск ипотечного кредитования слишком высок. Банки и АИЖК вынуждены формировать дополнительные страховые фонды на случай, если не все заемщики будут рассчитываться вовремя. Не исключено, что из-за этого повысятся кредитные ставки, что затруднит массовое развитие ипотеки. Разорвать заколдованный круг можно, устранив юридическую коллизию, связанную со статьей 446 Гражданского процессуального кодекса. Она не позволяет выселять лиц, не рассчитывающихся по ипотечным кредитам, что противоречит требованиям федерального закона об ипотеке (залоге недвижимости).

Параллельно надо вести работу по снижению кредитных рисков. Важным этапом на этом пути является разработка федерального закона "О кредитных историях", проект которого сейчас проходит процедуру согласования. Без этого закона также невозможна массовая ипотека, так как отсутствие кредитных историй является существенным препятствием в становлении системы страхования кредитных рисков как важнейшей составляющей системы ипотечного жилищного кредитования.

Также требуется оптимизация условий совершения сделок. В настоящее время требуется обязательное нотариальное регистрирование сделки. Причем сбор на нотариуса составляет 1,5 процента суммы, что приводит к значительному удорожанию кредита. Вариантом решения этой проблемы может стать регистрация данных сделок в Регистрационной палате.

Как обстоят дела с ипотекой в нашем крае? Первый шаг уже сделан - в октябре прошлого года подписано соглашение между администрацией края, АИЖК и краевым фондом жилищного строительства (региональным оператором), основной задачей которого является выработка механизмов по привлечению средств в развитие ипотечного строительства. На следующем этапе необходимо создать рабочую группу, включив в нее представителей Законодательного Собрания края. Работа исполнительной и законодательной ветвей власти края, а также банковских, страховых и других структур, участвующих в процессе развития эффективного механизма ипотечного кредитования, должна быть синхронизирована с АИЖК.

Виктор ЗУБАРЕВ, депутат Законодательного Собрания края, председатель постоянной комиссии ЗС по промышленности, жилищно-коммунальной политике и коммуникационному комплексу.