Предлагаем вашему вниманию текст интервью, данного полномочным представителем Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко журналу "World Link".

"World Link": Уважаемый Сергей Владиленович, с Вашим именем связывают разработку новой конфессиональной политики России. Тема конфессиональной политики в связи с событиями 11 сентября и ее интерпретации в духе "конфликта цивилизаций" приобрела особое значение. В России власть и общественность начали обсуждать эту тему гораздо раньше упомянутых трагических событий, означает ли это, что Вы заранее знали о нарастающем противостоянии?

Сергей Кириенко: К сожалению, большинством политиков и журналистов С.Хантингтон был прочитан невнимательно. Речь шла о конфликте цивилизаций как конфликте фундаментальных норм, а не конфликте конкретных конфессиональных систем, или религиозных миров. Таким образом, конфликт между христианством и исламом - есть надуманная интерпретация тезисов уважаемого мною автора.

Другое дело, конфликты фундаментальных норм. Понятно, что под такой тип конфликтов подпадают и конфликты между укладами: между информационным и индустриальным обществами, между Севером и Югом и, в том числе, конфликты между различными религиозными мировоззрениями. В этом смысле глобализация обострила конфликт именно инокультурных норм, в частности, бытовых культур. И это только "первые ласточки" перемен. В дальнейшем обострение между различными мировоззренческими проектами приведет к необходимости сформировать гораздо более адекватные представления о справедливом мироустройстве.

Все это потребует инвентаризации отношений, в том числе, межрелигиозных, на которые в последнее время обращается особое внимание. Часто различие в нормах между христианскими церквями, например, Востока и Запада, также приводит к конфликтам, как и обсуждаемое ныне противостояние мира Запада и мира Ислама. В связи с этим и возник заказ российского государства на новую конфессиональную политику. Для нас это было связано с осознанием необходимости принципиально нового взгляда на структуру многообразия мира, на принципы грядущего мироустройства, на характер новых типов конфликтов.

Мы считаем, что и протестанты, и православные, и мусульмане, и буддисты и многие другие. все "сыны России", все это "мы". Как Вы понимаете, это проще декларировать, чем оформить в принципы внутренней, в том числе, конфессиональной политики.

"World Link": Приволжский федеральный округ РФ, в котором проживают и христиане, и мусульмане, стал, очевидно, экспериментальной площадкой для России? Опыт каких проектов будет перенесен на всю страну?

Сергей Кириенко: В 2001 году нами был запущен этно-конфессиональный мониторинг округа, в результате чего появилось представление о базовых процессах и были составлены две карты ПФО: народов и религий. Такую работу мы собираемся сделать актуальной еще для нескольких регионов РФ. Специально для мусульман округа начался проект по формированию единых стандартов российского исламского образования. Но, отработав модельные положения, мы убедились в том, что попытка создания такой образовательной системы в отдельном округе невозможна, в связи с чем стали переносить программу на федеральный уровень.

Мы считаем приоритетным проект медиа-поддержки мусульман России, чей образ в глазах других россиян мог непоправимо пострадать в связи с трагедией 11 сентября. Формирование нового имиджа мусульман и их проектов позволит публично начать обсуждение совместного (для всей структуры гражданского общества) будущего и принципов его формирования.

В сотрудничестве с Русской Православной Церковью мы развернули программу "Невод" во всемирной Сети. Продолжая начатое, мы готовы сотрудничать и с другими конфессиями. Кроме того, работая над проектом медиа-поддержки мусульман, наши исследователи осознали проблему, работу над которой безусловно необходимо выносить на международный уровень. Это проблема отсутствия у российских мусульман, мусульман США и Европы, богословски проработанных, укорененных в традиции, письменных источников об образе жизни, нормах и правилах правоверного поведения мусульманина в неисламской стране, светском государстве и в немусульманском окружении. А работа такая в России в XIX веке мусульманскими богословами велась. Требуется переиздание их трудов с комментариями современных авторитетных богословов, серьезная поддержка этой программы в прессе и в сети мусульманских образовательных институтов.

"World Link": Зачем все это федеральному центру?

Сергей Кириенко: Наш мир кардинально изменился. Любая большая война между народами с неизбежностью грозит гражданским конфликтом уже внутри самой страны-участницы. Глобализация явила другой тип границ: элементы других миров и культур стали частью нашего внутреннего мира и культуры, более того, стали системными элементами гражданского общества. Арабы или китайцы живущие в Америке, пакистанцы, индусы, турки живущие в Европе, кто во многом, кто частично, но сохраняют невидимую связь со своим исходным миром.

Мы в нашем округе уже столкнулись с процессами новой конфессиональной и этнокультурной регионализации, вызванной миграционными волнами из бывшей советской "цивилизационной периферии". Средней Азии и Южного Кавказа и процессами деградации автохтонного населения. Ответом на что и стало модельное экспериментирование по выработке новой конфессиональной политики. Произошедшая 11 сентября трагедия и все последующие события, потребовали резкого ускорения этой работы и перехода от эксперимента к общефедеральной программе.

"World Link": Говоря о переменах, вызванных событиями 11 сентября, как Вы думаете, насколько они скорректировали пути интеграции российской экономики в мировую, и какова в нынешнем процессе интеграции роль федеральных округов?

Сергей Кириенко: Новые глобальные риски, вызванные событиями 11-го сентября, акцентировали новые возможности и новые вызовы для России и мира в целом. Новые формы координации и согласования позиций и действий между государствами; между бизнесом и государствами; между элитами, демократическим большинством и радикальным меньшинством формируют новые зоны солидарной ответственности, проверяя и укрепляя доверие и демократические ценности. Высокая степень доверия населения России политике Президента РФ В.В.Путина подкрепляет главную основу экономического роста. уверенность в завтрашнем дне и ориентацию личных устремлений и стратегий на созидание и долгосрочное повышение благосостояния, основанную на либеральных ценностях. Наша страна должна пройти большой путь, чтобы реализовать на всех уровнях институциональной принадлежности возможности, открытые новой позицией российской власти.

Вопрос - смогут ли государственные лидеры различных уровней власти и лидеры бизнеса преодолеть инерцию протекционистского конфликтного стереотипа мышления и прагматично продуктивно интегрировать Россию в мировую экономику. Для России в новом геополитическом и геоэкономическом контексте сложно разделить приоритеты внутренней политики от внешней. Это особенно хорошо видно на примере развития этнокультурных и конфессиональных отношений.

В связи с различием в факторах производства, качества инфраструктуры и качества трудовых ресурсов в различных регионах и на различных территориях, интеграция Российской экономики в мировое разделение труда будет происходить сегментировано.

Отсюда следует два типа задач - стимулирование среднесрочного экономического роста инструментами макро- и микроэкономики в регионах с высоким потенциалом развития и конкурентоспособным видением будущего и повышение эффективности антидепрессивных мер в регионах с низким жизненным уровнем. Скорость расширения инновационной экономики во многом зависит от направления и качества инвестиций. Стремление развивать инновационную среду и поддерживать технопарки активно разворачивается в Самарской и Нижегородской областях. В прошлом году компания Intel открыла в г. Нижнем Новгороде свою лабораторию на базе Нижегородского государственного университета, мы участвуем в обсуждении с другими компаниями возможностей разворачивания их научно-исследовательской деятельности в регионах Приволжского федерального округа. На федеральном уровне Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации активно разрабатывает нормативно-правовую базу развития свободно- экономических инновационных зон.

"World Link": Вот уже год как в России законы территорий приведены в соответствие с федеральным законодательством, наблюдаются ли позитивные сдвиги в экономическом развитии, обусловленные именно этим фактором?

Сергей Кириенко: Да, из всех нарушений, выявленных в 2000 году, в соответствие с федеральным законодательством в округе приведено 99 %. Создание единого правового и экономического пространства стимулирует интеграционные тенденции межрегионального комплиментарного сотрудничества и бизнеса. Если первое десятилетие реформ в России характеризовалось сепаратистскими стратегиями регионов, старающихся путем политического торга получить федеральные бюджетные преференции и замкнуть на уровень субъектов федерации как можно больше федеральных полномочий, то в новом веке многие убедились, что полномочия неразрывны от ответственности. При этом федеральная политика стала транспорентна и публична, а главный принцип разграничения полномочий и ответственности накладывает обязательства вмешательства федерации в дела регионов только в целях ликвидации и предотвращения кризисных ситуаций.

Сегодня российские регионы конкурируют не за бюджетные федеральные ресурсы, а за ресурсы развития. инвестиции, технологии, трудовые ресурсы. Поэтому мы максимально заинтересованы в распространении в Приволжском федеральном округе проектов и инициатив, стимулирующих развитие конкурентоспособных установок. Одним из подобных проектов в 2002 года будет проект "Рейтинга конкурентоспособности Российских регионов", оценивающих качество бизнес-климата и стимулирующих новые формы партнерства некоммерческого сектора, бизнеса и разных уровней власти.

Мы надеемся, что проекты подобного рода будут содействовать повышению национального рейтинга конкурентоспособности всей Российской Федерации, проводимого в рамках Всемирного экономического форума. Постепенно стираются стереотипы, заложенные советской традицией, исключительного права федерального центра на стратегическое планирование.

Муниципалитеты и регионы все больше консолидируют усилия местного сообщества вокруг поиска путей стратегического развития. Это уже основа для межрегионального комплиментарного сотрудничества. Сейчас невозможно реализовать ни один крупномасштабный проект без координации позиций властей различных уровней, а также российских и иностранных инвесторов на стадии формирования проекта.

"World Link": В мае 2001 года в России была создана государственная комиссия по уничтожению химического оружия, работу которой Вам было поручено возглавить. Проблема уничтожения оружия массового поражения в мире после трагедии 11 сентября стала актуальной как никогда. Конкретный вопрос: что удалось сделать за истекший период?

Сергей Кириенко: Во-первых, в 2001 году была разработана и одобрена правительством России новая редакция федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации", которая теперь основывается на более реалистичных подходах к ее реализации, прежде всего это касается сроков уничтожения химического оружия и сокращения стоимости программы. Есть первые реальные результаты: к декабрю 2001 года Россия досрочно полностью уничтожила химическое оружие третьей категории, а к маю 2002 года в соответствии с международными обязательствами будет полностью завершено уничтожение снарядов с фосгеном (химического оружия категории N2).

В 2002 году будет в 12 раз увеличено финансирование программы по сравнению с выделенной суммой в 2000 году, что позволит нам уже в этом году запустить первый завод по уничтожению химического оружия 1-й категории в поселке Горный Саратовской области. Важно, что за прошедшее время удалось интенсифицировать отношения с европейскими странами в направлении оказания России дополнительной финансовой помощи в этой области: были подписаны соглашения с Италией и Великобританией, впервые Франция и Норвегия выразили готовность помогать России, расширяется практическое сотрудничество с Нидерландами.

Одной из приоритетных задач на 2002 год является открытие финансирования строительства промзоны второго объекта по уничтожению химического оружия "Щучье" (Курганская область). Ключевым вопросом здесь является позиция США и их готовность выполнять ранее данные обещания. Все условия, поставленные перед Россией, сегодня выполнены. Теперь это вопрос доброй воли и искренности стремления совместно уничтожить угрозу от накопленного оружия. Но главными приоритетами в работе комиссии по-прежнему являются безопасность населения и охрана окружающей среды, поэтому был разработан целый ряд мер по контролю за обеспечением надёжной комплексной безопасности при хранении и уничтожении химического оружия.

"World Link": Что Вы считаете главным вопросом 2002 года?

Сергей Кириенко:. Быстрая победа в информационной войне над международным терроризмом и в наземной войне над талибами не должна закрыть для нас тему, поставленную трагедией 11 сентября - более справедливого международного устройства, более эффективного международного представительства. Уже в следующем году предстоит начать обсуждать новое поколение международных институтов, отражающих подлинное, а не мнимое положение дел в мире.

Будущие годы - годы смены парадигмы международной политики: от политики силы к культурной политике. Мир становится куда более тесным и хрупким. Большинство государств и государственных объединений уже стали полиэтничными и поликонфессиональными, а следовательно - мультикультурными. Политика мультикультурных государств и союзов в нашем тесном мире должна стать иной. Эта политика куда более открыта, толерантна и систематична, чем все то, с чем мы сталкивается сегодня. Мы в России такую политику называем культурной политикой.

Все названные изменения нужно будет закреплять в нормах международного права. Фундаментальные основы этого нового права, признающего правовое многообразие - мы в России уже обсуждать начали. В этом деле мы ищем партнеров. Мы искренне убеждены, что единственный эффективный способ воздействия на различные сообщества. это вовлечение их в систему принятия решений.