Уголь

Спустя год после появления первых ласточек дефицита антрацитного угля, который добывается преимущественно в неподконтрольном Донбассе, Украина может получить деньги на модернизацию своих ТЭС и перевод их на другой вид угля. Япония готова выделить Киеву грант на 60 млн долларов, который пойдет на соответствующую модернизацию турбин Трипольской и Змиевской ТЭС, заявил журналистам министр энергетики и угольной промышленности Украины Владимир Демчишин во время визита украинской делегации в Японию.

«Мы говорили с компаниями, которые уже были на Трипольской и Змиевской станциях, провели детальную проверку и готовы выделить грантом $60 млн на модернизацию турбин. Этот проект затягивался, поскольку японская сторона не была готова оплачивать налоги, НДС, но на прошлой неделе было принято решение Кабмина, которое даст возможность завозить оборудование без оплаты НДС», — сказал глава Минэнергоугля.

Принципиальный момент, что деньги выделяются именно в виде гранта. Поскольку компания «Центрэнерго», к структуре которой относятся обе ТЭС, скоро должна быть приватизирована.

«А это — безвозмездная передача важного актива, который, по моему убеждению, должен увеличить стоимость этой станции», — пояснил министр.

Первые разговоры о возможном переводе украинских ТЭС с дефицитного угля антрацитовой группы на уголь марки «Г» возникли еще в феврале 2015 года. Однако тогда Токио денег Киеву так и не дал.

В свою очередь президент Украины Петр Порошенко посетил японскую ТЭС Isogo в Йокогаме, которая считает одной из самых эффективных и экологических в мире. Порошенко пригласил японских специалистов внедрять аналогичные технологии на украинских ТЭС.

«Мы планируем модернизировать наши теплоэлектростанции для того, чтобы избавиться от зависимости от поставок российского угля и газа, поставлять его с других рынков», — сказал Порошенко.

Сейчас же запасы угля на складах тепловых электростанций Украины, по сравнению с прошлым кризисным годом, вполне стабильные. В частности, согласно информации «Укрэнерго», в период с 3 по 11 апреля 2016 г. запасы увеличились на 2% (на 45,2 тыс. тонн) — с 2220,9 тыс. тонн до 2266,1 тыс. тонн. При этом запасы углей антрацитовых марок составляют 755,8 тыс. тонн, углей Г и Д — 1510,3 тыс. тонн.

Согласно официальной статистике, Украина в этом году, по сравнению с прошлым годом, наращивает темпы добычи угля. Так, за первые три месяца текущего года украинские шахтеры добыли около 10 млн тонн угля, что на 6,4% больше по сравнению с показателями первого квартала прошлого года. Однако рост идет за счет частных шахт, на государственных уровень добычи неуклонно снижается.

Атомная энергетика

В это время украинская атомка по-прежнему на ремонте. На этой неделе еще 2 блока украинских АЭС были закрыты на ремонт. Речь идет о шестом блоке Запорожской АЭС и втором блоке Ровенской АЭС.

А пока АЭС устраняют неполадки, на Украине продолжается дискуссия о возможности использовать их мощности для суточного маневрирования. Эту практику, напомним, Кабмин Украины планирует ввести с 2017 года.

«Для перехода на маневренный режим нам потребуется не менее двух лет. Не стоит забывать, что «Энергоатом» эксплуатирует реакторы, в которых находится ядерное топливо, и хотелось бы иметь полную уверенность в надежной работе всех систем, прежде чем переходить на новый режим работы», — заявил директор по производству «Энергоатома» Юрий Шейко.

Глава Государственной инспекции ядерного регулирования Украины (ГИЯРУ) Сергей Божко парирует, называя такое маневрирование «нормальной мировой практикой».

«Многие страны перевели энергоблоки своих АЭС, изначально разработанные для работы в базовых режимах нагрузки, на маневренный режим. К примеру, Франция, где сегодня на атомных станциях эксплуатируются 58 энергоблоков, еще с 1976 года начала этот процесс для энергоблоков мощностью 900 МВт, разработанных компанией Westinghouse. Что касается украинской практики, то Госатомрегулирования согласовало работу в маневренном режиме энергоблока №2 ХАЭС в 2015 году, исходя из позитивных оценок, обосновывающих безопасность такого режима эксплуатации», — сказал Божко.

При этом атомщики бьют тревогу — из-за непродуманной политики отрасль может умереть.

«Лет через 10 мы начнем не дополнительные мощности вводить, а терять эти мощности, потому что дальше нам никто не даст возможности продлить ресурсы, которые мы уже продлили на 10 лет. У нас осталось 8 лет. Не только у нас, но и в тепловой генерации ничего нового не строится. Мы можем из производителя электроэнергии — у нас сейчас профицит — (превратиться в покупателя) и начнем тогда по совершенно другой цене покупать. Это недопустимо» — говорит заместитель главы Атомпрофсоюза, глава первичной профсоюзной организации ГП НАЭК «Энергоатом» Алексей Лыч.

При этом он сообщил, что под вопросом сейчас остается будущее проекта по окончанию строительства 3-го и 4-го энергоблоков Хмельницкой АЭС, ранее замороженного нынешней властью в Киеве из-за разрыва экономических отношений с РФ.

Реализация этого проекта требует не менее 1 млрд евро в год, что не может позволить себе бюджет Украины, поэтому Киев ищет спонсоров в ЕС — с тем, чтобы затем экспортировать электроэнергию в европейские страны. По словам эксперта, на данный момент украинская сторона рассматривает несколько предложений от потенциальных партнеров.

Газ

Тем временем о своем уходе в отставку заявил премьер-министр Арсений Яценюк, который ставит себе в заслугу достижение энергонезависимости Украины от России. Кстати, именно он принял решение о повышении тарифов на газ для населения Украины в 3−6 раз. А следующее повышение тарифа оставил своему наследнику на посту премьера.

«МВФ важно, чтобы страна, которой он дает взаймы, смогла отдать деньги в будущем. Поэтому они будут давить на наше правительство, требовать жестче лишиться льгот и некоторых расходов. Первое, что потребуют, — это (новое) повышение цен на газ. Арсений Яценюк перед отставкой отменил плановое повышение. Следующий премьер, независимо от его фамилии, будет вынужден вернуть повышение цен», — говорит директор консалтинговой компании «Кейс-Украина» Дмитрий Боярчук.

За зиму Киев пока не покупал российский газ, но сейчас решил очертить условия, при которых будет готов начать закупки.

«Мы можем избежать покупок российского газа, но если «Газпром» предложит хорошую, коммерчески привлекательную цену — то мы будем покупать» — заявил глава НАК «Нафтогаз» Андрей Коболев.

В эксклюзивном комментарии ИА REGNUM сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич заявил, что такие слова Коболева расходятся с практикой.

«Несмотря на такие заявления, в 2015 году «Нафтогаз» покупал более дорогой газ. Например, второй квартал 2015 года — зафиксирована цена на западной границе 275 долларов за тысячу кубометров, при альтернативном предложении «Газпрома» 247 долларов США. Я когда посчитал, прикинул по объемам — получилось, что порядка 75 млн долларов было переплачено, из-за того, что сопоставимые объемы были куплены по более высокой цене. «Нафтогаз Украины» за 4-й квартал 2015 года и в 1-м квартале 2016 года существенно потерял субъектность при выборе поставщика газа. Кредит от ЕБРР и другие кредитные линии предполагают закупку газа исключительно по «реверсу» из ЕС. То есть «Нафтогаз» сейчас обязан покупать газ по реверсу, даже если он будет дороже российского. То, что говорит Коболев, — это теоретически правильно, но это не выполняется самим же руководством «Нафтогаза», — говорит Марунич.

Пока финансовый аспект выглядит так: в Киеве утверждают, что Украина может покупать в Европе газ примерно по $170 за 1000 куб, тогда как Россия предлагает по $185.

Также на Украине продолжают бороться с возможной реализацией «Северного потока 2».

«Россия не может допустить экономически, чтобы у Украины было большое конкурентное преимущество по цене газа, поэтому строит обходной газопровод в Германию, откуда Украина будет покупать, платя за транспортировку. Россия хочет уничтожить государство Украина», — заявил директор по бизнесу «Нафтогаза» Юрий Витренко. Впрочем, Витренко уверен, что Еврокомиссия так или иначе заблокирует строительство газопровода.

Согласно планам чиновников в Киеве, Украина должна выйти на полное самообеспечение газом уже к 2020 году.

«Есть все условия, чтобы к 2020 году Украина была обеспечена собственным газом на 80−90%. Если посмотреть на 10 лет вперед, то Украина может и должна экспортировать газ в Европу» — заявил исполнительный директор открытого акционерного общества «Укргаздобыча» Александр Романюк.

А тем временем Украина официально закончила отопительный сезон и начала закачку газа в ПХГ в рамках подготовки к следующей зиме.

«Нынешний сезон закачки природного газа был начат 7 апреля с крупнейшими за последние пять лет запасами голубого топлива», — победно сообщает «Укртрансгаз».

В ПХГ на данный момент находится около 8,5 миллиарда кубометров газа — это на 11% больше показателя на момент окончания отопительного сезона в прошлом году.

Пока Киев поставляет газ по реверсу. Но надеется получить и новые источники поставок.

В частности, профильный министр Демчишин заявил о возможных поставках сжиженного газа на Украину из… Австралии.

«Мы обсуждали ситуацию… пока разговор был в общем, и цену пока не считали. Чем больше будет предложений по газу на рынке, тем ниже будет цена. Мы — покупатели газа и заинтересованы в том, чтобы его было больше. Если я не могу напрямую купить, то куплю опосредованно. Понятно, что (австралийцы) не могут поставить СПГ сразу на Украину. Но в теории они могут доставить топливо в Польшу или в Литву, а через эти терминалы мы можем получить газ на Украине», — сказал Демчишин.

«Литва позволила бы воспользоваться Клайпедским терминалом сжиженного природного газа и пропустила бы газ транзитом, однако, прежде всего, для этого должны быть созданы надлежащие условия — нужен договор с Республикой Беларусь, чтобы она пропустила газ, или дождаться, когда начнет действовать газопровод GIPL с Польшей», — так прокомментировал затею министр энергетики Литвы Мантас Дубаускас.

В любом случае о поставках газа из РФ пока речи не идет — договоренностей нет. Как поясняет Дмитрий Марунич, в таких поставках для Украины нет особой нужды. По крайней мере на данный момент.

«Рекордно теплая зима и продолжающееся падение потребления газа в промышленности — в первом квартале этого года обвалилось на 20% по отношению к первому кварталу прошлого года — это сыграло свою роль. И сейчас очень тепло. Поэтому появилась возможность закачивать газ в ПХГ так рано. Пока мало — по 20 млн кубов в сутки, при нормальных условиях должно быть 80 или даже больше. Но пока времени много, газа в ПХГ много, промышленность не растет. И не совсем понятно, какой объем газа планируют по балансу закачать. Баланса, насколько мне известно, до сих пор нет. Это все содействует тому, что газа в ПХГ нужно закачивать поменьше. Погодные и экономические факторы благоприятны для Украины. Если следующий год будет такая же теплая зима, то нам хватит 15−16 млрд кубометров газа. Но рассчитывать только на теплую зиму и на то, что промышленность расти не будет — не стоит. Хотя в прошлом и этом году такая гипотеза сработала… Также этот объем зависит от транзита российского газа по территории Украины. Он сейчас растет, а в прошлом году падал. Это тоже может повлиять на необходимость закачки больших объемов. Насколько — зависит от планов «Газпрома». Именно они решают, сколько газа закачивать через Украину. У нас объемы закупок газа у «Газпрома» падают, а вот Евросоюз, наоборот, повышает. За счет этого растет транзитная работа «Укртрансгаза», а внутри страны эта работа падает», — анализирует Марунич.