Город хочет передать ЖКХ в управление частным компаниям. Власть повернулась к банкам лицом. Железная дорога будет искать потерянные пассажиропотоки. "Балтика" выпускает облигационный заем.

В пятницу на рабочем совещании правительства в Смольном по вопросам развития инженерно-энергетической инфраструктуры было заявлено о намерении привлечь в ЖКХ города около 200 млрд. рублей до 2010 года. В пятницу же состоялось итоговое совещание правительства с участием сразу всех структур коммунального хозяйства - ГУП "Топливно-энергетического комплекса" (ТЭК), ГУП "Водоканала" и "Ленгаза". После того, как представители предприятий доложили о необходимых мерах по оздоровлению коммунального хозяйства города, Валентина Матвиенко объявила сразу о 4 инвестиционных программах, реализация которых намечена до 2010 года. К 30 апреля Смольный собирается подготовить программы развития "Ленэнерго" (на 63 млрд. рублей) и "Водоканала" (на 95 млрд. рублей), а к 1 мая реформы ГУП ТЭК (80 млрд. рублей) и "Ленгаза" (30 млрд. рублей). Таким образом, всего город планирует привлечь в ЖКХ до 2010 года 200 млрд. рублей. Смольный и ранее не скупился на амбициозные обещания, но на этот раз чиновники явно превзошли себя. Дело в том, что 200 млрд. рублей (7 млрд. долларов) - это примерно три годовых бюджета Петербурга, или треть годовой выручки ОАО "Газпром". И кто может дать такие деньги, и на каких условиях, пока совершенно непонятно. В. Матвиенко сообщила лишь о механизме: "Коммунальное хозяйство надо передавать в управление частным компаниям". Аналитики указывают, что есть два варианта привлечения средств под эти проекты. Либо бешеный рост тарифов на услуги коммунальщиков - и тогда инвесторам станет интересно вкладывать средства в отрасль, либо помощь какой-либо сырьевой структуры. Например, помочь может "Газпром", считает "Коммерсантъ-СПб".

ОАО "Газпром" намерено в 2004 г. вложить около 400 млн. рублей в газификацию Ленинградской области. Об этом губернатору области Валерию Сердюкову сообщил председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер. В частности, компания планирует построить магистральный газоотвод на Приозерский район области, инвестиции составят 300 млн. рублей. Кроме того, будут проводиться работы по газификации Лужского района на сумму 100 млн. рублей. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Ассоциация банков Северо-Запада (АБСЗ) в 2004 г. будет биться за участие в программах городского правительства. Сделать это будет легко, так как Смольный заинтересован в сотрудничестве с банкирами. О планах ассоциации было заявлено на встрече ее членов в минувший четверг. Ассоциация банков и раньше активно сотрудничала с полномочным представителем Президента РФ и главным управлением Банка России по Санкт-Петербургу. Но сейчас в ее сторону повернулась и администрация города, осознавшая, что без взаимодействия с финансовыми институтами невозможно выполнить наказ Президента удвоить ВВП и наказ губернатора увеличить бюджет города. Задача по их привлечению лежит именно на банках. Поэтому полпредство при участии Ассоциации банков разработало стратегию по развитию финансовых рынков Северо-Запада до 2007 г. Банки справятся, так как прошлый год показал бурный рост. Все показатели в прошлом году стабильно росли, и рост банковского капитала на 36% говорит о том, что вложенные в банки деньги работают с прибылью. В состав АБСЗ входят 32 банка (в том числе три банка со 100%-ным иностранным участием) и 16 иногородних банков, имеющих филиалы в Санкт-Петербурге. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Городское правительство разграничило деньги, оставляемые себе "на черный день", утвердив новый порядок расходования собственного резервного фонда. Формально в Санкт-Петербурге до сих пор существовал один такой фонд - резерв городской администрации. Но на практике он разделялся на две части. Одна часть - "губернаторская": выделение этих денег санкционировал лично градоначальник (в 2003 году - 502,7 млн. рублей). "Районная часть" резервного фонда закреплялась за территориальными управлениями и расходовалась на основании распоряжений их глав (всего в прошлом году в районном резерве находились 198,1 млн. рублей). Согласно новому порядку, фонд губернатора фактически упраздняется. А выделение денег, которые соответствующим образом поименованы в законе о бюджете-2004, теперь будет оформляться постановлением правительства. Этот главный петербургский резерв-2004 составит 453 млн. рублей. На долю районных администраций останется 211,6 млн. В числе "непредвиденных расходов" - финансирование проведения юбилеев, встреч и праздничных мероприятий; при том районным администрациям по этой статье разрешено спонсировать разного рода учреждения вне зависимости от праздничных дат. Поле для маневра в таком случае куда шире прежнего: в нормальной ситуации направления расходования средств "поправки" определяются городским законом, а так - лишь распоряжением районного головы. Это приводит к тому, что "резерв" разных петербургских районов в абсолютных цифрах колеблется от 1 до 31 млн. рублей, а его доля в бюджете местных администраций - от 0,3% до 3,6%. Такие вот чрезвычайные расходы, пишет еженедельник "Дело".

В пятницу губернатор города Валентина Матвиенко на одном из совещаний вновь вспомнила о проекте строительства автобана между Санкт-Петербургом и Москвой. О том, что такая дорога нужна, три месяц назад заявил и президент России Владимир Путин. В случае реализации проекта доехать от Санкт-Петербурга до Москвы на хорошем автомобиле можно будет всего за 4-5 часов. Эксперты единодушно высказывают мнение, что строительство автобана необходимо. По данным российского НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, около 40% ныне действующей трассы между этими городами проходит по территории населенных пунктов, что значительно затрудняет быструю доставку грузов и пассажиров. Скорее всего, магистраль сделают платной. По словам В. Путина, государственная доля в финансировании будет обеспечена за счет федерального бюджета. Частные инвестиции будут привлечены, и вероятнее всего из-за рубежа: именно у европейских фирм имеется опыт, технологии и средства для строительства автобанов. Правда, говорить о проекте можно пока только в общем виде, поскольку не существует даже его концепции. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Администрация Санкт-Петербурга подготовила Концепцию развития улично-дорожной сети. Она предполагает создание к 2008 г. трех внутренних кольцевых магистралей. Для этих целей из бюджета придется потратить 49,1 млрд. рублей. В итоге должна быть создана система непрерывного движения по радиально-кольцевым магистралям с исключением пересечений на одном уровне, сообщает "Деловой Петербург".

В минувшую субботу президент ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Фадеев представил журналистам нового начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова. Среди основных задач вновь назначенного руководителя - увеличение доходов компании, обеспечение безопасности перевозок. Один из путей увеличения прибыли - снижение различного рода издержек. Другой путь к повышению рентабельности ОЖД - увеличение пассажиропотока. Президент РЖД заявил, что неприятно удивлен показателями Октябрьской магистрали за 2003 год по перевозке пассажиров. В целом по стране рост составил 1,3%, в то время как на ОЖД наблюдается падение более чем на 2%. Новому начальнику поручено "разобраться" с этой проблемой. Но самая сложная задача В. Степова будет заключаться в том, что ему придется уговорить смольнинскую администрацию поделить убытки, которые несет ОЖД от пассажирских пригородных перевозок, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Министерство экономического развития и торговли РФ (МЭРТ) предлагает государству отказаться от регулирующей функции алкогольного рынка, оставив за собой только функцию контроля. Если поправки будут приняты, исчезнет механизм квотирования закупок этилового спирта. Теневому обороту квоты не нужны, а легальные производители часто сталкиваются с бюрократическими проволочками. По расчетам МЭРТ, сейчас теневой рынок алкоголя составляет в России 40-50%. По данным Госкомстата, в 2003 году официально было произведено 134,8 млн. дкл водки и ликероводочной продукции, в то время как потреблено - на 40% больше. Кроме того, статья о госмонополии, являясь фактически не работающей, еще и препятствует вступлению России в ВТО. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Число негосударственных компаний, управляющих средствами пенсионных накоплений, не должно превышать 10. Об этом заявил в минувшую пятницу Михаил Зурабов, председатель правления Пенсионного Фонда России. По его словам, необходимость сокращения численности фирм подтвердила кампания по переводу пенсионных накоплений в 2003 году. Он пояснил, что максимальное количество заявлений - по 20 тыс. и более - собрали именно 10 управляющих компаний, поэтому нынешнее количество в 55 фирм является чрезмерным. По мнению "частников", именно они взяли на себя основной груз по разъяснительной кампании и продвижению пенсионной реформы. Потому сокращение их численности приведет только к снижению осведомленности населения. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Выборг становится для петербургских банкиров точкой роста на карте Ленинградской области. В городе, вокруг которого развивается сразу несколько портовых и нефтяных проектов, столкнулись интересы нескольких банковских групп. На прошлой неделе Балтинвестбанк, пережив потерю административного ресурса в Смольном после губернаторских выборов, приступил к укреплению своих позиций в области. Для этого банк перевел свой выборгский филиал в отреставрированное за четверть миллиона долларов историческое здание. Вообще же активность как петербургских, так и московских банков в Ленинградской области растет с каждым днем. В прошлом году серьезно укрепился в Лодейном поле Инвестиционный технохимбанк (ныне переименованный в банк "Александровский"). В Киришах недавно открылся филиал московского Сургутнефтегазбанка. Однако активнее всего банковский бизнес развивается сейчас именно в Выборге, где схлестнулись интересы сразу нескольких финансово-промышленных групп Санкт-Петербурга. В данный момент основными конкурентами "Балтинвеста" в Выборге являются ПСБ, Балтийский банк и Выборг-банк, заметно прибавивший после смены владельцев в прошлом году и получивший поддержку со стороны банковской группы, в которую входят Инкасбанк, Петро-аэро-банк и Рускобанк. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Вчера приступил к работе петербургский филиал ФГУП "Росморпорт" - он будет контролировать всю внутрипортовую экономику. В результате проводимой правительством РФ реформы в ведение "Росморпорта" передали всю портовую инфраструктуру, не подлежащую приватизации, и полномочия по сбору различных платежей с судовладельцев. Административные и контролирующие функции по-прежнему останутся у МАПов. Изменения в первую очередь коснутся работы стивидорных компаний, которые опасаются, что появление "Росморпорта" приведет к росту арендных ставок. Ранее эти функции находились у морской администрации порта. Предприятие обещает сделать расчеты со стивидорными компаниями более прозрачными, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

29 января завершился 162-й Международный пушной аукцион, проведенный ОАО "ВЭО "Союзпушнина". Товарная выручка аукциона составила 14 млн. долларов - на 4 млн. больше, чем выручка январского аукциона предыдущего года. Это самый высокий показатель аукционных торгов "Союзпушнины" за последние 10 лет работы. На прошедшем аукционе зарегистрировалось более 200 гостей, в торгах приняли участие 140 покупателей из 14 стран. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Крупнейший производитель пива в СНГ - пивоваренная компания "Балтика" - впервые за свою историю выпускает облигационный заем. Объем займа должен составить как минимум 1,5 млрд рублей (более 51 млн. долларов). Момент для выхода на рынок столь масштабных заимствований "Балтика" выбрала очень удачный - условия размещения у нее будут намного выгоднее, чем у конкурентов, сделавших это в прошлом году. Облигации "Балтики" могут рассчитывать на уровень ставок с минимальным спрэдом к "Газпрому". Рынку сейчас нужны подобные эмитенты высокого качества для разбавления портфелей, считают аналитики. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Санкт-Петербург должен стать городом, соответствующим европейским стандартам. Эту управленческую задачу поставила перед горожанами и администрацией губернатор Валентина Матвиенко. По мнению председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Владимира Бланка, европейский уровень города определяется высоким уровнем качества жизни. Пока о Санкт-Петербурге безоговорочно этого сказать нельзя. Аспекты стратегического плана развития города, решения его проблем рассматриваются на страницах "Делового Петербурга".