Позиции сторон конфликта полярнее, чем раньше? Карабахская проблема на сессии ПАСЕ. Евросоюз не вмешивается в процесс урегулирования конфликта? Степанакерт.

Позиции сторон конфликта полярнее, чем раньше?

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта намерены посетить регион противостояния весной текущего года. Об этом заявил ИТАР-ТАСС первый заместитель министра иностранных дел России Вячеслав Трубников, пишет бакинская "525-я газета". До этого посредники "намерены организовать предварительные контакты между Ереваном и Баку для определения вопросов, которые могут быть предложены на переговорах". Помимо встреч президентов Армении и Азербайджана сопредседатели постараются организовать переговоры между двумя странами на "втором уровне", которые будут носить более регулярный, обстоятельный и глубокий характер, сказал дипломат. Дипломат выразил сожаление по поводу того, что "каждая из сторон конфликта, как и прежде, ориентируется только на свои интересы, игнорируя позицию противника". В.Трубников также выразил надежду, что в 2004 году будет достигнут значительный прогресс в деле урегулирования карабахского конфликта. По его словам, российская сторона как на двусторонней основе, так и в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ совместно с США и Францией "делает все возможное для скорейшего окончания этого нового этапа". В.Трубников сказал, что встреча президентов Азербайджана и Армении в рамках проведенного в декабре 2003 г. в Женеве саммита Общемирового информационного общества "имеет важное значение", но что в ней "не все вопросы были обсуждены": "Кроме того, для переговоров нужно разработать новую общую основу, а это совсем не просто, поскольку сейчас первоначальная позиция сторон еще более отличается от позиции 2-3-летней давности".

Тупиковая ситуация в процессе по карабахскому урегулированию обусловлена слабостью позиций нынешнего президента Азербайджана Ильхама Алиева, заявил в интервью Армянскому общественному ТВ глава МИД Армении Вардан Осканян. "Я согласен с оценкой Трубникова. Ситуация действительно изменилась. С Гейдаром Алиевым (экс-президент Азербайджана - прим. ИА REGNUM) мы действительно были близки к урегулированию, потому что он, реально оценивая ситуацию, был готов на серьезные шаги, на серьезные компромиссы. Гейдар Алиев считал, что у него есть моральное право на такие решительные шаги и на убеждение своего народа в их необходимости, исходя из национальных интересов Азербайджана. Все это нашло отражение в ки-уэстском документе", - сказал Осканян. По словам министра, Ильхам Алиев отказывается от реализации ки-уэстских договоренностей потому, что "он не может их реализовать, так как чувствует свою слабость и понимает, что у него нет морального права ставить такие решительные задачи перед своим народом и оппозицией. В этом смысле ситуация действительно изменилась. Создалась новая ситуация. Но мы не теряем надежды". Комментируя заявление своего азербайджанского коллеги Вилаята Гулиева о том, что ки-уэстские договоренности - это "выдумка армян", Осканян выразил готовность позволить главе МИД АР ознакомиться с хранящимся в Ереване документом. "Если Гейдар Алиев не показал своему министру ки-уэстский документ, я готов на следующей встрече показать ему документ, хранящийся у меня, и позволить Гулиеву ознакомиться с его содержанием, чтобы он убедился в наличии предложений, представленных в письменном виде сопредседателями в присутствии госсекретаря США Колина Пауэлла. У Гейдара Алиева этот документ есть. Если они поищут хорошенько, то найдут. Но я готов передать г-ну Гулиеву один вариант этого документа", - заявил Осканян. Отвечая на вопрос, в силе ли эти договоренности, глава МИД Армении заметил, что любой документ может быть в силе до тех пор, пока стороны будут готовы и согласятся вести переговоры по нему. "В настоящее время азербайджанская сторона его отвергает. Армения же считает, что этот документ является серьезной и реалистичной основой для продолжения переговоров и урегулирования проблемы. Сопредседатели от него пока не отказались, но имеют определенный пессимизм относительно способности Ильхама Алиева продолжать переговоры на основе этих принципов", - отметил Вардан Осканян. ("Де-Факто").

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что Вилаят Гулиев, в свою очередь, назвал высказывания Вардана Осканяна ничем иным, как провокацией, и заверил всех в том, что никаких ки-уэстских и парижских соглашений не существует. Комментируя словесный выпад армянского коллеги о том, что "Ильхам Алиев, будучи слабым политиком, не в состоянии признаться своему народу о существующих соглашениях", глава МИД Азербайджана заявил, что Баку никогда не пойдет на мир на унизительных для него условиях. Вместе с тем, газета напоминает, что представители азербайджанских властей долгое время опровергали наличие парижских и ки-уэстских соглашений. "Однако позднее Гейдар Алиев признал, что подобные соглашения существуют. Он внес некоторые коррективы и заявил, что эти соглашения были отвергнуты армянской стороной". Как утверждал Алиев-старший, пишет "Зеркало", Армения заявила, что парижские и ки-уэстские договоренности не отвечают интересам Еревана.

Как сообщает ИА "Де-Факто", президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян на встрече с журналистами заявил, что не связывает больших надежд с 2004 годом в плане переговорного процесса. В то же время он отметил, что 2004 год может заложить основу для ведения переговоров в последующие годы. "Азербайджан не готов ни к переговорам, ни к уступкам. Он шаг за шагом теряет шансы: мир необходим не только нам, но и Азербайджану, и Армении, и вообще всем народам региона. Не соглашаясь на переговоры и продолжая идеологическую войну, Азербайджан теряет от этого, теряем от этого и все мы. Чем раньше сядем за стол переговоров, чем раньше попытаемся понять друг друга, тем лучше будут жить наши народы", - отметил президент Нагорного Карабаха. Очередную антиармянскую истерию Азербайджана Аркадий Гукасян объяснил тем, что ряд международных организаций признали Нагорный Карабах более демократичным государством, чем Азербайджан. "Естественно, это не дает покоя нашим азербайджанским оппонентам. Раз или два раза в месяц Азербайджан охватывает очередная антикарабахская истерия. И это еще раз свидетельствует о нежелании Баку садиться за стол переговоров и начать конструктивный диалог", - сказал президент Нагорного Карабаха.

Вместе с тем, бакинская газета "Зеркало" пишет, что некоторые влиятельные зарубежные СМИ считают возможным скорое урегулирование конфликта. Газета приводит также слова главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что Ереван призывает стороны карабахского конфликта проявить политическую волю и урегулировать этот вопрос до десятой годовщины установления режима прекращения огня, которая будет отмечаться в мае 2004 года. Если добавить к этому все возрастающее давление международных структур на Азербайджан, продолжает "Зеркало", то можно предположить, что некоторые из супердержав действительно намерены добиться скорейшего решения армяно-азербайджанского конфликта. И тогда от Азербайджана, как "проигравшей стороны", и государства, нарушающего, по мнению Совета Европы и некоторых других влиятельных международных структур, права человека, могут потребовать значительных компромиссов, заключает автор статьи.

Карабахская проблема на сессии ПАСЕ

Во время своего доклада о ходе выполнения Арменией обязательств перед Советом Европы (СЕ) член мониторинговой группы Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Ежи Яскерня отметил, что важной остается проблема Нагорного Карабаха. Ежи Яскерня призвал обе страны (Армению и Азербайджан) приложить максимум усилий для мирного урегулирования вопроса: "Когда вы стали членами СЕ, мы надеялись, что прогресс будет". Он отметил, что не может завершить мониторинг, так как многие вопросы остаются открытыми. ("А1+").

Парламентская ассамблея Совета Европы приняла доклады по мониторингам, проведенным в Армении и Азербайджане относительно выполнения этими странами обязательств перед СЕ. По словам главы делегации Армении в ПАСЕ, вице-спикера Национального Собрания (НС) РА Тиграна Торосяна, в Страсбурге армянская сторона добилась исключения из формулировки "проблема Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана" слова "других", что нашло место в докладе по Армении. Подобная формулировка могла вызвать ошибочное представление о том, что Нагорный Карабах также относится к ряду занятых территорий. Между тем в аналогичном докладе по Азербайджану данная формулировка осталась в прежней редакции. (PanARMENIAN.Net).

Агентство "А1+" считает, что Тигран Торосян удовлетворен развитием событий в Совете Европы. По его словам, "очевидно, что есть стремление не нарушать баланса, только этим я объясняю то, что в два отчета включаются противоречащие друг другу формулировки. Я уверен, любой объективный человек, сравнив нашу и азербайджанскую резолюции, найдет большую разницу, так как наша резолюция удачнее и заключительные определения очень положительны". С другой стороны, Тигран Торосян весьма недоволен работой дипломатических представительств Армении в зарубежных странах, которые "обещали, что тот или иной депутат будет работать в нашу пользу, а армянская делегация очень часто оказывается перед фактом, что именно этот депутат работает, наоборот, против нас".

Судя по публикациям в азербайджанских СМИ, руководитель делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов также удовлетворен. Так, "525-я газета" пишет, что, по словам Сеидова, представителям Азербайджана удалось добиться внесения некоторых дополнений в резолюции ПАСЕ. "В резолюциях особо отмечен факт оккупации азербайджанских земель - это очень большое достижение. Это показывает, что Совет Европы однозначно рассматривает Армению как агрессора". Газета отмечает, что все попытки делегации Армении воспротивиться этому ни к чему не привели.

Газета "Аравот" пишет, что представитель армянской делегации Шаварш Кочарян в ответ на прозвучавшие в выступлениях делегатов от Азербайджана ссылки на проблему беженцев призвал азербайджанцев "не превращать человеческое горе в предмет пропаганды". "И у нас есть сотни тысяч беженцев, но мы, несмотря на тяжелое положение страны, не держим их в лагерях и не выставляем их на показ гостям. В Карабахе люди живут, выслушайте их мнение, поговорите с ними. При всех конфликтах консультации проводятся со сторонами конфликта, и только Нагорный Карабах полностью выключен из переговорного процесса. Этих людей пытались уничтожить, так почему не попытаться их понять?".

Представитель Армении Армен Рустамян в своем выступлении на заседании ПАСЕ подробно коснулся проблемы Нагорного Карабаха. По его словам, в 2001 году, когда Армения стала членом СЕ, формулировки касательно Нагорного Карабаха были более взвешенные, потом ситуация изменилась. "Ни одна группа по мониторингу не была в Карабахе. Этой проблемой нужно или серьезно заниматься, или оставить эту проблему более опытной структуре, например ОБСЕ. Эта организация понимает, что слишком резкие шаги довольно опасны", - заявил Армен Рустамян. Г-н Рустамян заверил, что карабахскую проблему сейчас пытаются представить как армяно-азербайджанскую. Представляя Армению как конфликтующую сторону, карабахская проблема отходит на второй план. По мнению Армена Рустамяна, на Армению возлагается обязательство, которое она не может и не вправе выполнить. ("А1+").

По словам члена делегации Армении Арташеса Гегамяна, исключение из резолюции по Армении слова "другие" вовсе не является победой: "Если мы обуславливаем свои победы наличием-отсутствием отдельных слов, значит мы изначально побеждены". ("А1+").

На вопрос газеты "Айоц Ашхар" ответил руководитель прошлой парламентской делегации в ПАСЕ, лидер Прогрессивно-либеральной партии РА Ованес Ованнисян.

- Формулировка в отношении Карабаха в принятой ПАСЕ резолюции изменилась. Удалось ли Армении, в связи с этим, все же выйти из неприятной ситуации?

- С сожалением должен отметить, что данное изменение не является качественным. Что меняется от того, что из формулировки вынесено слово "другие"? Правда, формулировка стала чуть мягче, однако легче от этого не становится. Такое происходит впервые. Прежде Совет Европы был очень осторожен в формулировках по Нагорному Карабаху, так как мы всегда отмечали, что, несмотря на то, что являемся членами СЕ, однако урегулированием проблемы занимается Минская группа ОБСЕ. И вообще, в обязательствах, взятых на себя Арменией, были лишь два пункта, связанные с Карабахом. Армения обязалась в вопросе урегулирования положительно воздействовать на Карабах, и то, что вопрос должен быть решен исключительно переговорным, мирным путем. Это были очень мягкие формулировки, которые не должны были привести к подобной резолюции. Надо констатировать, что СЕ пошел на очень жесткий шаг, которым он непосредственно пробует вмешаться в процесс урегулирования.... С другой стороны, мы сами тоже виноваты. Впервые представители делегации и министерство иностранных дел начали обвинять друг друга. Представители делегации заявили, что МИД с ними согласованно не работает, общей концепции не существует, а МИД твердил, что парламентская дипломатия ничего общего с ними не имеет, что, конечно же, абсурдно. Если малейшее давление вызывает взаимные упреки, то ясно, что сотрудничества нет. Надо посидеть, подумать, разработать рабочую программу, в которую будут вовлечены все имеющие влияние в сфере внешней политики структуры. Активно должны работать армянские посольства в Европе, необходимо расширить состав посольства в Страсбурге. Сейчас мы имеем то, что имеем. Имеем тот парламент, который хотели, и коалиционное правительство, к созданию которого, видимо, очень стремились. Исходя из этого и должны теперь государство и власти строить свою тактику.

Аналитический отдел ИА "Де-Факто" крайне недоволен ситуацией на армяно-азербайджанском дипломатическом фронте. Отмечая, что 27 января удалось-таки внести необходимые изменения в просочившуюся в доклад мониторинговой группы по Армении проазербайджанскую формулировку по Нагорному Карабаху (из первоначального выражения "Нагорный Карабах и другие оккупированные территории Азербайджана" изъято слово "другие"), "Де-Факто" отмечает, что "благодарить за это мы должны... парламентариев Италии в ПАСЕ". По сообщению радиостанции "Свобода", с предложением об изменении вышеприведенной формулировки на обсуждении доклада по Армении выступили сначала члены армянской делегации в ПАСЕ. Но оно не прошло - 18 "за", 23 "против". Сразу после армян с тем же предложением выступили некоторые итальянские депутаты - 21 "за", 18 "против". Поправка прошла. Далее агентство приводит выдержки из сообщений СМИ из Страсбурга: "Делегации Армении не удалось провести ни одно предложение... Армянским парламентариям не удалось зафиксировать в докладе положение о том, что Нагорный Карабах тоже является стороной конфликта". Более того, не удалось "заблокировать принятие предложения азербайджанской делегации о фиксации в докладе по Азербайджану следующей формулировки: ПАСЕ выражает сожаление отсутствием прогресса в деле поиска мирного урегулирования в конфликте Армении и Азербайджана по Нагорному Карабаху". Заявление председателя постоянной комиссии НС РА по внешним отношениям Армена Рустамяна о том, что подобная формулировка искажает суть проблемы Нагорного Карабаха, равно как и представление об истинных сторонах конфликта, не было принято во внимание и получило поддержку лишь 10 депутатов ПАСЕ. Почему армянские парламентарии ездят в Страсбург абсолютно неподготовленными к возможным выпадам азербайджанцев? Почему с армянской стороны не было предложений по докладам по ситуации в Азербайджане? "Наши соседи давно уже взяли на вооружение принцип: лучшая защита - нападение. А мы почему-то предпочитаем вяло отбиваться. Чем бы закончилась карабахская война, если бы солдаты на поле боя вели себя аналогично нашим политикам? Если бы вместо регулярной армии, создававшейся по ходу войны, воевали разрозненные группы фидаинов?" В заключение "Де-Факто" отмечает, что ни один президент, ни один министр иностранных дел или кто-либо еще в одиночку решить наболевшие проблемы внешней политики не может. "Но президент, министры иностранных дел, обороны лучше других должны понимать важность и необходимость формирования команды и создания хотя бы одного мощного аналитического центра с целью постоянной работы над выработкой адекватных всякого рода вызовам стратегических и тактических шагов".

Редактор газеты "Аравот" Арам Абраамян на страницах своей газеты заявил, что создавшаяся на сессии ПАСЕ ситуация является результатом принятой в последние 7 лет официальной идеологии и, как ее следствие, проводимой государственной политики. Редактор приводит также основные тезисы данной идеологии и свои комментарии:

"1. Государство должно заявить, что Нагорный Карабах (так же, как и Западная Армения) является исторической территорией Армении. По существу, конечно, это так. Нашими историческими землями являются также Джавахк, а также определенная часть современной Турции, Ирана и даже Сирии. Об этом должна говорить интеллигенция, а, в крайнем случае, - преподаваться в школе. Однако, когда об этом говорит представитель государства, то это означает, что у Армении есть претензии к указанным землям. И получается, что часть этих земель Армения уже захватила, а другую - собирается захватить.

2. Представление конфликта в виде противостояния между Азербайджаном и НКР, так же как и формулировка "для нас приемлемо то решение, которое удовлетворяет Карабах", означают оставить Карабах один на один с Азербайджаном. Отсюда и политика выдавливания НКР из переговорного процесса. Если наше государство признает, что конфликт имеет место между Арменией и Азербайджаном, то, следовательно, признает, что Армения оккупировала часть Азербайджана. Отсюда и логика переговоров Кочарян-Алиев: оккупировав территорию Азербайджана, мы можем пойти на компромисс, уступая территорию Армении.

3. Проблему можно решить "пакетным" способом, предопределив статус Карабаха. Это могло быть возможным, если бы какое-либо государство или международная организация высказала бы намерение признать независимость НКР. За 12 лет (после распада СССР) даже намека такого не было. А если мы заявляем, что в результате переговоров Нагорный Карабах должен быть объявлен независимым или войти в состав Армении, значит, мы захватили эти земли - именно с этой целью".

Евросоюз не вмешивается в процесс урегулирования конфликта?

Как сообщает газета "Аравот", в Комитете Европарламента по внешним вопросам, обороне и безопасности был рассмотрен и поставлен на голосование доклад эксперта Европарламента по Южному Кавказу Пэра Гартона "Политика Евросоюза в отношении Южного Кавказа", в котором имели место также положения, касающиеся проблемы Нагорного Карабаха. Газета пишет, что в проекте предложений был отмечен только принцип территориальной целостности, ничего не говорилось о праве наций на самоопределение. В докладе отмечено, что армянская сторона должна вывести свои войска из 5 азербайджанских районов: Физули, Джебраила, Зангелана, Кубатлы и Агдама. Пэр Гартон также считает необходимым разрешить "насильственно перемещенным в своей стране" азербайджанским беженцам вернуться "в места своего постоянного проживания". Газета приводит комментарий радио "Свобода", в котором говорится, что "вопросы, вокруг которых Армения и Азербайджан спорят уже долгие годы, приобретают императивный характер - Армения должна в одностороннем порядке вывести свои войска".

Как сообщает агентство "Интерфакс-Азербайджан", Баку поддерживает предложение Европейского союза о восстановлении железнодорожного сообщения с Арменией при условии вывода армянских войск из пяти оккупированных азербайджанских районов. "Азербайджан, конечно, хотел бы, чтобы это произошло мирным путем, на основе договоренности. По-моему, освобождение пяти из семи оккупированных районов и вместо этого параллельное восстановление железной дороги является приемлемым проектом", - заявил журналистам замминистра иностранных дел Азербайджана Араз Азимов. Он отметил, что в случае реализации этой идеи можно будет заняться проблемой освобождения других оккупированных районов Азербайджана. Дипломат также заявил, что, в конечном итоге, судьба предложения о восстановлении железной дороги между Азербайджаном и Арменией будет зависеть от отношения к нему президентов двух стран.

Официальный Ереван воздерживается от комментариев отдельных положений доклада эксперта Европарламента по Южному Кавказу Пэра Гартона "Политика Евросоюза в отношении Южного Кавказа", принятого 27 января Комитетом Европарламента по внешним вопросам, обороне и безопасности. Документ будет обсуждаться на пленарной сессии Европарламента, работа над ним еще не завершена, и не исключено внесение изменений в те или иные пункты доклада, заметил пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян на просьбу корреспондента "Де-Факто" прокомментировать сообщения о готовности Азербайджана восстановить железнодорожное сообщение с Арменией при условии передачи азербайджанской стороне пяти из семи районов вокруг Нагорного Карабаха. Как известно, эти районы контролируются Нагорным Карабахом и рассматриваются Степанакертом как зона своей безопасности. Доклад Пэра Гартона содержит целый комплекс вопросов и положений, касающихся региона и, в частности, Армении, и было бы неверно комментировать какой-либо из них в отрыве от контекста, сказал пресс-секретарь МИД РА.

Вместе с тем, как сообщает "525-я газета", на состоявшейся в Баку пресс-конференции, спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Хейке Талвитие заявил о поддержке усилий Минской группы ОБСЕ. По словам Талвитие, ЕС готов оказать содействие в ликвидации последствий конфликта после достижения политического решения. "Однако ЕС не намерен посредничать, дублируя Минскую группу".

Если стороны придут к какому-либо соглашению по вопросу урегулирования карабахского конфликта, Великобритания будет содействовать им. Вмешиваться в этот процесс Соединенное Королевство не намерено. Так представила позицию своей страны чрезвычайный и полномочный посол Великобритании в Армении Торда Эббот-Уотт. Г-жа посол заверила, что Великобритания выступает за региональное сотрудничество и углубление интеграционных процессов на Южном Кавказе. По определению посла, Армения ведет прозападную политику, ставя перед собой цель в будущем стать членом Евросоюза, а Великобритания поддерживает этот курс. ("A1+").

Президент Франции Жак Ширак заявил, что правительство Франции готово помочь властям Армении и Азербайджана урегулировать возникшую между ними территориальную проблему принадлежности Нагорного Карабаха, пишет газета "Айкакан жаманак".

Степанакерт

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян заявил в ходе встречи с журналистами, что получил приглашение приехать в Ереван для встречи с прибывшим туда спецпредставителем Евросоюза Хейки Талвитие. "К сожалению, в эти дни я не имею возможности поехать в Ереван. Я пригласил представителей в Степанакерт. Если позволят рамки визита, возможно, они посетят Нагорный Карабах", - сказал президент Нагорного Карабаха. ("Азат Арцах").

23 января Аркадий Гукасян посетил на передовых позициях N-ское воинское подразделение Армии обороны Нагорного Карабаха, вручив высокие государственные награды ряду военнослужащих. Орденом "Боевой крест" 1-й степени награждены трое военнослужащих, четверо - орденом "Боевой крест" 2-й степени. Группе военнослужащих были вручены медали "За мужество" и "За боевые заслуги". На церемонии награждения Аркадий Гукасян отметил, что Нагорный Карабах высоко оценивает достижения данного воинского подразделения, силами которого за последние месяцы были предотвращены попытки противника нарушить границу. Президент высоко оценил уровень боевой подготовки Армии обороны Нагорного Карабаха. ("Де-Факто").

26 января в Национальном Собрании Нагорного Карабаха состоялось первое после зимних каникул рабочее совещание с участием председателей постоянных комиссий и Контрольной палаты парламента, ответственных работников служб законодательного органа республики. Депутаты рассмотрели 2 вопроса: формирование программы законотворческой деятельности 8-й сессии НС Нагорного Карабаха 3-го созыва и определение повестки дня первого пленарного заседания сессии. Председатели комиссий выступили с сообщениями о проводимой в комиссиях работе и планах. Было отмечено, что имеется более 20 законопроектов, представленных депутатами и правительством в порядке законодательной инициативы. Комиссиям было поручено до начала февраля представить все законодательные инициативы для включения их в проект программы законотворческой деятельности сессии. Был определен также перечень законопроектов, подлежащих обсуждению на предстоящем февральском заседании Национального Собрания Нагорного Карабаха. ("Де-Факто").

С 1 января 2004 г. в Нагорном Карабахе вступил в силу Закон "О государственных пенсиях". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM из Степанакерта со ссылкой на министра социального обеспечения Нагорного Карабаха Ленстона Гуляна, в реформировании сферы пенсионного обеспечения начался решающий этап. Согласно упомянутому закону, право на получение пенсии по старости имеют граждане, достигшие 63 лет и имеющие не менее 5 лет страхового стажа. Лицам, не имеющим такого стажа, социальная пенсия по старости назначается в 65-летнем возрасте. Законом для женщин предусмотрена следующая возрастная шкала: если в 2004 г. они могут оформить себе пенсию в 59,5 лет, то в 2005 г. - в 60, в 2006 г. - в 60,5 лет и т.д. Как сообщил Гулян, законом определен также порядок назначения пенсий по инвалидности, в случае потери кормильца, детям, лишенным обоих родителей, предусмотрен и ряд льгот. Так, пенсию при потере кормильца студенты очных отделений учебных заведений получают до достижения ими 23 лет.

Промышленность: согласно оперативным статистическим данным, в 2003 году в республике по сопоставимым ценам было выпущено промышленной продукции на 11287.0 млн. драмов ($1 - около 570 драм), или 138.6% по сравнению с 2002 г. Перерабатывающая промышленность обеспечила 65.9% от общего объема промышленного производства или 7436.5 млн. драмов, горнорудная промышленность - 9,6% или 1084.4 млн. драмов. Объем производства промышленной продукции по районам составил: в городе Степанакерте - 7266.4 млн. драмов (117,5%), в Аскеранском районе - 884.5 млн. драмов (121.5%), в Гадруте - 48.3 млн. драмов (79,2%), в Мартакерте - 1166.0 млн. драмов (в 5,2 раза), в Мартуни - 1471.8 млн. драмов (в 2,6 раза), в Шуши - 55,9 млн. драмов (140,3%) и в Кашатаге - 394,1 млн. драмов (115,2%). Численность занятых в промышленном производстве работников составила 3465 человек и, по сравнению с 2002 г., увеличилась на 352 человека или 11,3%. Объем выпушенной продукции в расчете на одного работника составил 3257,4 тысяч драмов или, по сравнению с 2002 годом, увеличился на 24,5%.

Строительство: в 2003 году в республике было осуществлено капитальное строительство на 8375,2 млн. драмов, что по сравнению с 2002 годом составило 124,4% или увеличилось на 1640,8 млн. драмов. Осуществленное капитальное строительство по сравнению с 2002 годом, в соответствии с источниками финансирования, составило: за счет средств государственного бюджета Нагорного Карабаха - 140,7%, общинных бюджетов - 121,9%, за счет средств иностранных инвесторов - 169,4%, гуманитарной помощи - 112,8%, организаций - 101,1%, внебюджетных средств - 63,4%, за счет средств населения - 41,6%. ("Азат Арцах").

По информации начальника Управления по вопросам миграции, беженцев при правительстве Нагорного Карабаха Сержа Амирханяна, при осуществлении работ по обустройству разрушенных сел в основном делается акцент на восстановлении разрушенных домов, стены которых целы и признаны сейсмостойкими. По признанию С.Амирханяна, такой стиль работы страдает с точки зрения качества, но выгоден в плане экономии средств. "Скажу, что согласно новому проекту для строительства 3-комнатной квартиры требуется 5 млн. 800 тыс. драмов. У нас в среднем он составил 3 млн. 400 тыс. драмов". Но это не догма, так как, восстанавливая некоторые села Карабаха, приходилось, оставив разрушенное село, рядом строить новый населенный пункт. По словам г-на Амирханяна, Управление намерено строить социальные объекты на средства спонсоров, а не госбюджета. Так, за пять лет на средства спонсоров построены 12 школ, водопроводы, и т.д. Государственные средства Управление использует в основном в жилищном строительстве. Основным спонсором школьного строительства является Армянский образовательный фонд Западной Америки: за год с их помощью строятся и восстанавливаются 2-3 школы. В вопросах школьного строительства также оказывает помощь Армянский епархиальный совет Тегерана. В Нагорном Карабахе немало семей, вынужденно переселившихся в 1988-1989 гг. из Азербайджана в Арцах. К сожалению, многие эти семьи до сих пор не обеспечены квартирами. На сегодня проблема урегулирована настолько, что Национальным Собранием Нагорного Карабаха принят и президентом Нагорного Карабаха подписан Закон "О беженцах". "В 2004 г. мы должны обратить внимание на проблемы этих людей, которые по сей день проживают в степанакертских общежитиях, в домах родственников и знакомых. Вопрос болезненный и требует скорейшего урегулирования", - сказал С.Амирханян. ("Азат Арцах").

26 января в Нагорном Карабахе отметили 12-ю годовщину обороны села Каринтак Шушинского района. В ночь с 25 на 26 января 1992 года два азербайджанских подразделения ОМОН окружили село Каринтак с целью уничтожения жителей и разграбления их имущества. Агрессор рассчитывал путем молниеносной операции овладеть селом в течение 2 часов. Однако, имея всего 40 автоматов и несколько самодельных винтовок и гранат, каринтакцы, действуя согласованно и самоотверженно, смогли отбросить намного превосходящего по силе врага. На помощь жителям Каринтака прибыли отряды самообороны из ближайших сел Шош, Сызнек, Схнах, Кармир гюх. В этом бою азербайджанцы потеряли убитыми 136 человек. С карабахской стороны погибло 22 человека, в том числе 12 из села Каринтак. Оборона села Каринтак считается одной из блестящих побед карабахцев в войне с Азербайджаном. ("Де-Факто").

В отделе труда и занятости при министерстве соцобеспечения Нагорного Карабаха по положению на 1 января 2004 года было зарегистрировано 4272 человека, ищущих работу. 3314 из них имеют статус безработного. 90 человек были устроены на работу. По сравнению с 1 января 2003 года количество безработных сократилось на 194 человека. Пособие по безработице составляет в Карабахе 3900 драмов (1 доллар - 570 драмов). ("Азат Арцах").