Парламентская Ассамблея Совета Европы исполнила свое обещание и приняла жесткую резолюцию относительно украинской "политреформы". Текст резолюции опубликован Украинской службой BBC:

"ПАСЕ считает, что голосование 24 декабря по внесению изменений в Конституцию нарушает обязательство Украины согласно статье 3 устава Совета Европы. Если будут сделаны дальнейшие попытки проталкивания политической реформы, изменяя Конституцию способом, не предусмотренным законодательством, и неконституционными средствами, или если Украина не сможет гарантировать своим гражданам свободных и честных выборов президента 31 октября 2004, ПАСЕ может поставить под сомнение мандат украинской делегации и может принять решение направить в Комитет министров запрос относительно приостановления членства Украины в Совете Европы".

В документе также указывается, что любое решение об изменениях в Конституцию накануне президентских выборов в Украине вероятнее всего будет предвзятым, в связи с чем ассамблея "считает момент, выбранный для обсуждения конституционной реформы, несвоевременным". Кризис в украинском парламенте вызван ограниченным обсуждением реформы, считают европейцы. Однако ПАСЕ сожалеет, что оппозиция в Верховной Раде прибегла к такому способу противодействия как блокирование работы парламента.

Адвокатом Украины в ПАСЕ выступил... Дмитрий Рогозин. "В четверг утром, - сообщает "Украинская правда", - в кулуарах Парламентской ассамблеи Совета Европы один украинский депутат рассказывал другому: на мониторинговый комитет пришел вице-спикер Госдумы России Дмитрий Рогозин, который начал критиковать отчет Ханне Северинсен и Ренаты Вольвенд и встал на защиту украинской власти. При этом членство Рогозина в этом комитете стало неожиданностью для украинского депутата - ранее на других заседаниях его там не видели".

Тогда же "УП" взяла интервью у Дмитрия Рогозина, и тот заявил, что ПАСЕ не имеет права вмешиваться в украинский конституционный процесс. А украинцы - жаловаться в Совет Европы. В то же время Рогозин признался: если бы он был украинским депутатом-оппозиционером, не исключено, что поступал бы так же.

"Вы считаете, за политреформой не стоит попытка власти закрепиться через форму правления?

Считаю. Я согласен с вами. И даже не знаю, на чей бы стороне я был у вас, если бы я был украинским политиком. Не хочу даже думать на эту тему. Я говорю о другом: ездить какой-то силе в Страсбург и искать здесь поддержку - глупо и несерьезно".

Сетевой "Контекст" полагает, что "официальному Киеву придется смириться с жесткими формулировками резолюции", между тем эсдековский "Темник" (иными словами, Администрация президента) заявил, что принимать ПАСЕ всерьез в самом Киеве никто не намерен: "И если вы думаете, что ситуация коренным образом изменилась после принятия резолюции ПАСЕ "по украинскому вопросу", то ошибаетесь. Да, большая часть предложенных к ней поправок не снискала "благосклонности" мониторингового комитета. (А кто бы сомневался после того, как отечественные оппо несколько суток "окучивали" комитетчиков?) Заинтересованные лица уже успели окрестить документ "проигрышем кучмистов". Однако, несмотря на все это суть документа кратко можно охарактеризовать так: "ребята, идите к чертовой матери, разбирайтесь сами".

Да, ПАСЕ намерена мониторить Украину и дальше, но для кого это новость? И далее: обеспокоены, озабочены, с сожалением заметили, и даже упоминавшееся ранее совершенно идиотское обвинение в нарушении третьего пункта Устава, который и нарушить-то сложно, при всем большом желании. Ну, и что в сухом остатке? Фига с маком. Где признание предварительного одобрения политреформы нелегитимным? Где требования все отменить? Где хотя бы заявления о нарушениях украинского законодательства, принятии изменений неконституционным способом? Нетути! Где гневное "обязать Украину отказаться от проведения реформы"? Где все то, ради чего нардепы от НУ сбивали ноги, обхаживая народ в ПАСЕ?".

В то же время, "развивая" политреформу, фракция СДПУ(о) и близкие к ней депутаты внесли в ВР еще один законопроект "О выборах народных депутатов". Суть его в кардинальном изменении пропорциональной избирательной системы: законопроект предусматривает однопроцентный избирательный барьер для партий. Аналитики сетевого ForUm'а отмечают, что "установление такого низкого электорального барьера несет за собой раздробленность политических сил в парламенте, ярким примером чего является, например, израильский Кнессет. Однако Украина не Израиль и данный законопроект предусматривает, прежде всего, несколько иные цели. Одним из основных вопросов проведения политреформы является нахождение компромисса между КПУ и депутатами-мажоритарщиками. Первая сила, выступает за пропорциональную систему, что не удивительно, учитывая уменьшение количества депутатов от КПУ, прошедших по одномандатным округам. Вторые, естественно, имея влияние и поддержку в своих округах, выступают за смешанную систему. Судя по всему, данный законопроект призван выступить компромиссным вариантом, который позволит ввести чистую пропорциональную систему, одновременно учитывая интересы мажоритарщиков. При уменьшении избирательного барьера до 1%, может сложиться ситуация, когда региональной элите совершенно не нужно будет иметь поддержку населения, где-нибудь, кроме своей доменной области. Естественно, региональные организации по всей Украине, будут созданы, однако проходной рейтинг будет давать лишь одна или, в лучшем случае две, области. Для прохождения в парламент необходимо будет набрать всего лишь 280 тыс. голосов, что для таких регионов как Харьков, Луганск, Крым, Киев, Одесса, Львов, не составляет проблемы. Таким образом, интересы местных элит, которые в массе своей на сегодня представлены мажоритарщиками, будут учтены. Подобная тенденция может наблюдаться и по этническому признаку. Например, крымские татары вполне смогут при наличии политической воли, оформить партию и пройти в парламент, основываясь на голосах исключительно собственной общины.

Кроме того, снижение барьера до 1% позволит пройти в парламент проектам "раскрученным с нуля". Ярким примером тому может служить "Команда озимого поколения", которая не попала в нынешний состав ВРУ, однако все же набрала 2,02% голосов. Более того, может увеличиться вес в парламенте маргинальных партий, которые по всем признакам выступают в электоральном процессе, как политтехнологические проекты. Например, при 1% барьере в нынешний парламент прошла бы Коммунистическая партия Украины (объединенная), которую вряд ли можно считать влиятельной в обществе силой. Все это свидетельствует о том, что значительно увеличится влияние на избирательный процесс со стороны местных элит, возрастет вес политтехнологов, а в политическом процессе произойдет мелкая корпоратизация, когда два или три олигарха "средней руки", смогут при достаточном вливании средств пройти (либо провести в парламент) несколько человек с помощью быстро созданной партии. Несомненно, при подобном законе возрастет вес "карликовых" партий, которые зачастую имеют достаточно звучные названия и их лидеров, которые смогут выгодно продать собственный брэнд".

Впрочем "Главред" приводит комментарий одного из авторов законопроекта Богдана Губского: "относительно того, что барьер в 1% приведет в парламент много партий, проанализировав выборы 2002 года, можно сделать такой вывод: при 1%-м барьере в Верховную Раду прошло бы, если не ошибаюсь, 13 партий. То есть, партии блока "За единую Украину!" пошли бы отдельно, и количество субъектов не изменилось бы".

Другой комментарий - политолога Владимира Фесенко - на том же сайте "Главреда", суть его в том, что 1%-й "откат" кардинально изменит расстановку сил в ВР: "Если уж и рассматривать снижение избирательного барьера до одного процента в качестве компромиссного предложения, то рассчитано оно, казалось бы, главным образом на мажоритарщиков. Хотя в данном случае правильнее говорить (в терминах популярных среди народных депутатов) о своеобразном "откате" в 1%. Однако это не только "подачка" депутатам, избранным в одномандатных округах, но и попытка раздробить большие блоки.

Блок "заедистов", к примеру, был создан из 5 партий. На сегодня из них только Партия Регионов имеет реальные шансы преодолеть четырехпроцентный барьер. Для других это весьма проблематичная задача. Взять же электоральную "высоту" в 1% для них вполне по силам.

Есть о чем подумать и партийцам из "Нашей Украины". Блок создан 10 партиями, ни одна из которых не может гарантированно преодолеть четырехпроцентный барьер без "паровоза" в лице Виктора Ющенко. А вот однопроцентный барьер наверняка преодолеют 4-5 национально-демократических партий (НРУ, УНП, ПРП, возможно КУН, Либеральная партия). И лидеры этих партий оказываются перед непростым выбором. А вдруг Ющенко не победит на президентских выборах, а если и победит, то не известно как сложится ситуация после 2004 года и накануне следующих парламентских выборов. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Что касается беспартийных мажоритарщиков, то однопроцентный барьер может оказаться выгодным только для тех из них, кто представляет крупные и ресурсно обеспеченные регионы (тем же харьковчанам, например). При поддержке региональных властей им легче объединиться и "найти" в своей области 300-400 тысяч голосов, требуемых для преодоления избирательного барьера в 1%".

Пусть отношения с Советом Европы у Украины не складываются, отношения с другой международной организацией потихоньку начали налаживаться. "Киевский телеграф" сообщает, что на следующей парижской сессии FATF Украину, скорее всего, вычеркнут из черного списка "отмывателей". В то же время "Зеркало недели" не исключает, что вопрос о "черном списке" вплоть до самой сессии будет использоваться "для давления на Украину с целью решения тех или иных внутри- или внешнеполитических вопросов".

Кроме того, "Зеркало" отдает полосу проблеме украинско-российского газотранспортного консорциума. За два переговорных года, отмечают здесь, идея консорциума заметным образом трансформировалась: "Если не произойдет какого-то очередного "прорыва в отношениях", Москве на Украине придется заниматься не управлением существующими трубопроводными системами, а постройкой новой. Речь идет о новом газопроводе Александров Гай - Новопсков (Луганская область) - Ужгород, предназначенном для экспорта среднеазиатского газа.

Намеченное на февраль очередное заседание совета участников консорциума должно определить, какой из вариантов его строительства предпочтительнее. Существуют два варианта: проложить трубу диаметром 1420 мм стоимостью 2,2-2,5 млрд. долларов и пропускной способностью до 28 млрд. кубометров в год и менее амбициозный вариант - построить трубопровод диаметром в 1220 мм (пропускная способность - до 19 млрд. кубометров в год), что будет на 0,8-1 млрд. долларов дешевле. Украина, естественно, хотела бы, чтобы труба была помощнее. Россия должна определиться в ближайшее время. ТЭО газопровода диаметром 1420 мм уже разработано. К 1 февраля должна быть завершена разработка ТЭО строительства газопровода диаметром 1200 мм. Пока что определились с местом начала строительства. Это запад Украины, где, как заявил председатель правления НАК "Нафтогаз України" Юрий Бойко, будет построен дополнительный участок газопровода в направлении Богородчаны - Ужгород. По словам Бойко, предлагаемый вариант "позволяет нам сказать, что мы в полной мере соблюли интересы Украины. Мы получили дополнительный ресурс в страну. Причем в короткие сроки начнем уже реализацию проекта. Протокол со своей стороны мы подписали, российская сторона парафировала, и, думаю, что подпишет". Предполагается, что в ближайшее время в Киев приедут и представители немецкой стороны, участвующие в переговорах в рамках "формата трех". Представителям Германии уже направлена необходимая информация о проекте. От Германии ожидают и финансирования проекта".

Между тем, "Инвест-газета" обращает внимание на другой проект, значимость которого "значительно выше широко освещенного в прессе закрытия года России в Украине. Леонид Кучма подписал указ, предусматривающий создание АО "Энергетическая компания Украины" (ЭКУ), в уставный фонд которой передадут государственные пакеты акций энергокомпаний, в т. ч. управляющую магистральными электросетями НЭК "Укрэнерго" и экспортера украинской электроэнергии "Укринтерэнерго". Если решение Президента не будет "спущено на тормозах" в Кабмине, в ближайшее время Украина получит еще одного энергетического супермонополиста с годовым оборотом около 20 млрд. грн.

"Я за то, - заявил Кучма, - чтобы аналогичная (РАО "ЕЭС") структура была создана в Украине - акционерная компания, украинская энергетическая. Я за то, чтобы забрать (оперативное управление) из Министерства топлива и энергетики, которое должно заниматься политикой, а не считать и не двигать денежные потоки, и передать в акционерную компанию, которая защитит себя". В качестве положительного примера реализации такой схемы Кучма привел НАК "Нефтегаз Украины" и пообещал не тянуть с подписанием соответствующего указа. На фоне обнародованных Чубайсом заявлений о покупке РАО "ЕЭС" трети холдинга, контролирующего десять украинских облэнерго, слова Президента были восприняты многими как своеобразный "защитный ход" Киева в борьбе с экспансией "северного соседа" в ТЭКе.

На прошлой неделе Леонид Кучма сдержал свое слово. Указ, предусматривающий создание ЭКУ, был подписан. Правда, судить о его содержании можно пока только по сообщениям пресс-службы Президента. Текст указа в официальных базах законодательства и на президентском сайте отсутствует. Однако даже если ориентироваться на сообщение пресс-службы, задачи, поставленные перед Кабмином, впечатляют своими масштабами. Помимо "глубокой ревизии" государственных активов электроэнергетической отрасли, формирования уставного фонда и устава ЭКУ, фактически предстоит пересмотреть всю схему работы энергорынка, которая создавалась на протяжении десятилетия". Главная проблема отныне, - заключает автор "Инвест-газеты", - найти подходящего менеджера: "Найти человека, обладающего личностными характеристиками и авторитетом, достаточными для создания "с чистого листа" нового энергомонополиста, будет наверняка непросто". Перебрав тройку бывших украинских вице-премьеров по ТЭКу (Тимошенко, Дубина, Гайдук), тот же автор не исключает, "что на должность руководителя ЭКУ найдут "новое лицо"".

В продолжение темы ТЭКа - сетевая "Провокация" помещает материал по реверсу нефтепровода "Одесса-Броды". Рекомендации по реверсу содержались в отчете консалтинговой компании Energy Solution (США), проводившей экспертизу ("американцы рекомендуют правительству Украины принять предложение компании "ТНК-Бритиш Петролеум" об использовании нефтепровода в реверсном режиме"). "Провокация" заявляет, что есть информация, будто "в Energy Solution, при подготовке отчета на экспертов компании... оказывалось давление со стороны некоторых чиновников Минтопэнерго Украины с целью пересмотра рекомендаций о целесообразности принятия предложения российской ТНК. В связи с этим, по словам источника, компания вынуждена была в окончательном варианте рекомендаций смягчить формулировку на: "правительство Украины может принять предложение ТНК-BР" сроком на на 3 года. Тогда как в первом варианте рекомендаций речь шла о том, что правительство должно (!) принять предложение ТНК-BР, поскольку "на данный момент не существует четких альтернативных предложений относительно использования Одесса-Броды".

ОАО "Укртранснафта" официально подтвердила, что ей "в соответствии с условиями контракта, заключенного между Минтопэнерго, Energy Solutions и Укртранснафтой" были переданы копии "Выводов" американской компании относительно использования нефтепровода Одесса-Броды. При этом "Укртранснафта" распространила заявление в котором подтвердила факт давления на Energy Solution со стороны Минтопэнерго".