Проект программы социально-экономического развития Белоруссии на 2016−2020 годы рассмотрят 5 апреля члены нижней палаты Национального собрания, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Документ подготовлен Совмином, одобрен администрацией президента и обсуждён межведомственной рабочей группой. Как проинформировало 2 апреля госинформагентство БелТА со ссылкой замминистра экономики Дмитрия Крутого, в проекте программы — девять источников роста экономики постсоветской республики.

По мнению правительства, приоритетами социально-экономического развития Белоруссии в 2016—2020 годах должны стать: обеспечение прибыльной работы крупнейших государственных предприятий при изменении качества управления их активами и снижении себестоимости продукции; повышение платежной дисциплины во взаиморасчетах за поставленные товары, работы, услуги; развитие добросовестной конкуренции и пакета антимонопольных мер; развитие и диверсификация экспорта; рациональное импортозамещение через отраслевые и региональные программы в рамках трех групп импортных товаров и усиление механизмов защиты внутреннего рынка, в том числе с учетом участия Белоруссии в интеграционных образованиях (ЕАЭС и потенциально ВТО); ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, его вовлечение в программы импортозамещения, особенно региональные; привлечение иностранного капитала в создание производств, освоение кредитных линий КНР; снижение ставок по банковским кредитам; обеспечение повсеместной экономии и эффективного использования всех видов ресурсов.

Независимые эксперты подвергли критике проект документа как по форме, так и по содержанию. В частности, утверждается, что девять приоритетов — это слишком много. Буквально каждый пункт критиками признан или как банальность, или как наивность, или как заведомо неисполнимый, или вовсе как не приоритет. Например, освоение кредитных линий КНР идёт не первый год, наращивая государственный долг Белоруссии и обеспечивая сбыт китайских товаров и услуг (так как эти кредиты «связанные), что в представлении Совмина вполне сочетается замещением импорта. В свою очередь давно практикующееся в постсоветской республике агрессивное импортозамещение с опорой на протекционизм противоречит интересам потребителей, а также обязательствам Белоруссии перед партнёрами по Евразийскому союзу.

Тем не менее, мало кто сомневается, что очередной план на пятилетку будет выполнен — до сих пор ППНС не отклонила ни одного спущенного ей законопроекта. Члены ППНС горячо приветствовали такие «чувствительные» инициативы Администрации президента, как отмена льгот («упорядочение льгот») — за это голосовали даже «представители ветеранских, молодёжных, женских организаций и профсоюзов».

Как сообщало ИА REGNUM, в 2015 году Александр Лукашенко не стал созывать «Всебелорусское народное собрание», чтобы отчитаться о досрочных провалах плана на 2015 год и пятилетку 2011−2015 годы, а также получить одобрение «представителями народа» нового пятилетнего плана и плана на 2016 год.

Ожидается, что в конце апреля бессменный руководитель постветской республики выступит с посланием к народу и Нацсобранию, а в мае проведёт «Всебелорусское народное собрание», а котором расскажет о происках внутренних врагов.