Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 2 апреля принял участие в саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне. Выступая перед делегатами Саммита, глава Казахстана подчеркнул, что страна входит в число первых двух десятков государств, имеющих самый высокий уровень безопасности ядерных объектов и материалов. Он также предложил провести следующий саммит по ядерной безопасности в Казахстане, пояснив, что это было бы хорошим знаком благодарности стране, закрывшей полигон и отказавшейся от четвертого в мире арсенала ядерного оружия. В рамках саммита Назарбаев провел ряд двусторонних встреч, в том числе и с президентом США Бараком Обамой. Что дал этот визит Казахстану и какова роль страны на политической арене мира? Об этом корреспондент ИА REGNUM побеседовал с известным казахстанским политологом, главным редактором Казахстанской биографической энциклопедии Данияром Ашимбаевым.

ИА REGNUM: Данияр, как вы оцениваете итоги визита президента Казахстана в США и его переговоров с Баракой Обамой?

Надо понимать, что в данном случае речь идет не о прямых казахстанско-американских переговорах на высшем уровне, а о протокольных встречах в рамках саммита. Таких встреч у всех участников было достаточно много и, к тому же, сам саммит вызывает вопросы у наблюдателей. Во-первых, почему в нем не принимала участие Россия? Во-вторых, насколько этот саммит был важен с политической точки зрения, учитывая то, что Обама сейчас — как хромая утка, потому что дальнейшая власть в Вашингтоне в скором времени будет уже у других людей. Кроме того, каких-то важных решений на саммите принято не было. Из всего этого можно сделать вывод, говоря о казахстанско-американских отношениях, что стороны просто зафиксировали текущее положение: взаимоуважение, благодарность Казахстану за отказ от ядерного оружия. Поэтому этот саммит нельзя назвать прорывным мероприятием.

ИА REGNUM: Что дало Казахстану участие Назарбаева в саммите по ядерной безопасности?

Это было текущее подтверждение нашего международного статуса безъядерной державы, выступающей с миротворческими инициативами по всем аспектам международных отношений. Говорить о том, что сейчас будут приниматься какие-то решения по принципиально важным вопросам, не приходится. Безусловно, мировое сообщество благодарно Казахстану за его безъядерные инициативы, по ограничению и нераспространению ядерного оружия и т. д.

ИА REGNUM: Президент Назарбаев предложил провести саммит по ядерной безопасности в Казахстане. По его словам, это стало бы «знаком благодарности стране, закрывшей полигон и отказавшейся от четвертого в мире арсенала ядерного оружия». Можем ли Казахстан рассчитывать на такую благодарность?

В одной из своих книг Нурсултан Назарбаев раскрыл детали бурной торговли между США и Казахстаном за отказ от ядерного оружия. Безусловно, отказ Казахстана от статуса ядерной державы достоин уважения. И понятно, что каждый раз получать за это благодарность в казахстанской внешней политике стало уже доброй традицией. И проведение в Казахстане саммита по ядерной безопасности, мероприятия по большому счету протокольного, наиболее интересная часть которого при этом проходит в кулуарах, вполне возможно. Но от нас тут мало что зависит, поскольку этот вопрос решается на другом уровне. Главное, что мы предложили. А проведут его у нас или нет — покажет время.

ИА REGNUM: На саммите президент заявил, что «настало время для принятия фундаментальных решений, запрещающих размещение смертоносных вооружений в космическом пространстве, на дне и в нейтральных водах Мирового океана, а также в Арктике. Следует разработать международные соглашения и реестр ООН по запрещению использования научных открытий для создания новых видов оружия массового уничтожения». Не кажется ли вам этот призыв, с учетом места его оглашения, несколько, мягко говоря, наивным? Ведь, согласно проекту федерального бюджета США на 2016 финансовый год, из общей расходной части госбюджета Америка, составляющей порядка 4 трлн долларов (284 трл рублей), на научные исследования и новые технологические разработки Обама и его советники предлагают выделить 146 млрд долларов (10,3 трлн рублей), что примерно на 6% выше фактического уровня текущего года?

В данном случае комментировать что-то бессмысленно. На мой взгляд, спичрайтеры, которые вложили в уста президента эту идею, несколько переборщили с патетикой. Понятно, что такие призывы, даже в условиях общего настроя на отказ на применение оружия массового уничтожения, они в принципе не учитывают те заказы и подряды, которые получает военно-промышленный комплекс на соответствующие разработки. Понятно, что призыв можно поддерживать, но он все равно будет декларативным.

ИА REGNUM: Кстати, 18 марта глава Пентагона Эштон Картер назвал Россию глобальной угрозой для безопасности Америки. Есть ли потенциальный риск для Казахстана оказаться в этом списке, так как мы являемся основным партнером Российской Федерации?

Я думаю, что нет. США сами являются страной, представляющей достаточно большую угрозу для мира с учетом их политики по дестабилизации ситуации в других странах. К тому же Казахстан занимает достаточно гибкую позицию в вопросе российско-западного соперничества. И вся многовекторная политика Казахстана направлена на то, чтобы минимизировать, а лучше и вовсе исключить участие в этих конфликтах. У нас, помимо российско-западного конфликта есть и проблема армяно-азербайджанского конфликта, так как мы с обеими странами находимся в различных союзах и имеем различные договора, а потому наше вмешательство в пользу той или другой страны является абсолютно неприемлемым. Казахстан с первого года независимости и по сей день выступает в позиции кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно». Понятно, что мы страдаем и от санкций, и от кризиса на мировых рынках, и других факторов, но повлиять на это мы никак не можем.

ИА REGNUM: На итоговой фотографии после саммита президент Казахстана находится в первом ряду, в непосредственной близости от организатора мероприятия — президента США. Если рассматривать с точки зрения протокола, то это весьма почетное место. Это действительно проявление уважения к Казахстану или же попытка показать России, что Вашингтон больше ценит Астану, нежели Москва?

Во-первых, у нас не так много стран, отказавшихся от ядерного оружия. Всего-то Россия, Белоруссия и Украина. Во-вторых, понятно, что Казахстан и США имеют длительную историю торговых и инвестиционных взаимоотношений. Понятно, что Америка рада использовать любую возможность, чтобы насолить России, но в данном случае это вопрос вторичный. Какими бы у нас не были хорошими отношения с Вашингтоном, отношения с Москвой для нас являются более приоритетными. Я не думаю, что в Москве будет какая-то негативная реакция по поводу нашего участия в этом саммите. Так как Казахстан вполне самостоятельно участвует в таких мероприятиях.

ИА REGNUM: После США Назарбаев совершил официальный визит на Кубу, где встретился с Раулем Кастро. Действительно ли встреча двух лидеров была обусловлена исключительно желанием наладить экономические связи между Казахстаном и Кубой? Или же есть и другие мотивы?

У Казахстана есть на Кубе посольство. Оно открыто там достаточно давно. Но при этом Куба не входила в число тех стран, которые наш президент посещал. Что касается казахстанско-кубинских отношений, то, заметьте, наши дипломаты всегда любят говорить об инвестиционной привлекательности страны, о перспективах расширенного экономического и политического сотрудничества, о перспективах участия в ЭКСПО-2017 и т. д. Но надо трезво смотреть на вещи: где Куба и где Казахстан? Особых перспектив для экономического сотрудничества между нашими странами особо-то и нет. Не предлагать же Кубе инвестировать в казахстанскую нефть! Такого рода выступления являются ничем иным, как желанием дипломатов подчеркнуть важность и плодотворность своей работы в той или иной стране. Поэтому данный визит во многом был протокольным. Глава государства просто воспользовался возможностью посетить с официальным визитом страну, в которой еще не был. Так что я не думаю, что в этом визите есть какой-то глубокий символизм. Обычный саммит, обычные встречи в его рамках и обычный визит на Кубу.

ИА REGNUM: В одном из прошлых интервью вы говорили, что в свое время Назарбаев активно участвовал в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Сегодня в этом регионе опять обострилась ситуация. Будет ли вновь использован авторитет Назарбаева, как миротворца, в урегулировании данного конфликта?

Конфликт в Карабахе в горячей форме длится с 87−88 годов. Говорить, что он вспыхнул сейчас, не совсем верно, потому что перестрелки там бывают довольно часто. Урегулирование данного конфликта, как впрочем и неурегулирование, имеет как своих сторонников, так и противников практически во всем регионе. И пока Армения с Азербайджаном сами между собой не договорятся, какого-то прорыва в этом вопросе не будет. И я думаю, что в обозримом будущем такой прорыв вряд ли возможен, так как ситуация весьма запутанная. Поэтому шанс на мирное урегулирование конфликта сейчас отсутствует. На мой взгляд, дело закончится прекращением огня, но прорыва в разрешении этого конфликта в среднесрочной перспективе ожидать не стоит. Безусловно, Казахстан может предпринять какие-то миротворческие шаги, но конфликт этот находится в более глубокой стадии, особенно на фоне российско-турецкого и российско-американского конфликтов. И раз стороны пошли на обострение отношений, значит, необходимость во внешнем урегулировании отсутствует.

ИА REGNUM: Сегодня в Казахстане активно обсуждают тему, может ли Армения рассчитывать на помощь ОДКБ в данном конфликте? Должна ли ОДКБ помогать ей? И должен ли Казахстан в рамках ОДКБ ввязываться в этот конфликт?

Армении для решения этого конфликта хватит своих ресурсов и российской поддержки. К тому же, вспомните, Россия же не обращалась к своим партнерам по ОДКБ за помощью в связи с конфликтом в Южной Осетии в 2008 году. Потенциально возможность воспользоваться своим участием в ОДКБ имеется, но все понимают, что никто не станет принимать участие в таких конфликтах. Соответственно, армянская сторона не имеет потребности обращаться за такой помощью.