29 января в здании Московского государственного университета путей сообщения состоялось расширенное заседание коллегии Министерства путей сообщения РФ, на тему: "Об итогах работы Министерства путей сообщения Российской Федерации в 2003 году и задачах по проведению государственной политики в области железнодорожного транспорта на 2004 год".

"Прошедший год является историческим в судьбе железнодорожного транспорта России. В масштабе всей страны начался новый этап реформирования отрасли, - сообщил министр путей сообщения Российской Федерации Вадим Морозов. По его словам, на МПС возложены вопросы проведения государственной политики в области железнодорожного транспорта, а также дальнейшее формирование правового поля для деятельности железнодорожного транспорта в новых условиях.

С 1 октября 2003 года МПС сосредоточилось на выполнении органа федеральной исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, а ОАО "РЖД" взяло на себя исполнение функций хозяйствующего субъекта. В 2003 году была также разработана Транспортная стратегия России на период 2004-2010 гг. Были также заложены основы нормативной базы формирования тарифов, которые будут использоваться в дальнейшем.

Что касается планов министерства на 2004 год, то, по словам В. Морозова, перед МПС стоит, прежде всего, задача осуществления дальнейшего реформирования отрасли согласно Транспортной стратегии. В рамках реформы предусмотрена модернизация подвижного состава, повышение уровня безопасности железнодорожного движения, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение высокого уровня подготовки специалистов-железнодорожников.

В целом, заявил В. Морозов, вся работа МПС в 2004 году будет строиться на принципах открытости и гласности нормотворческого процесса, с привлечением всех заинтересованных сторон, включая и пользователей услуг железнодорожного транспорта.

Как отметил в своем выступлении заместитель председателя правительства РФ Владимир Яковлев, реформа железнодорожной отрасли в России проводится динамично, в процессе движения вперед. Объемы перевозок как пассажиров, так и грузов возрастают год от года, вводятся в строй новые вокзалы и другие объекты. Но есть еще и ряд недостатков, на которые не следует закрывать глаза. В частности, недостаточно четко работает законодательная база, что порой делает работу отрасли менее эффективной, чем ожидается. Предстоит большая работа в сфере безопасности движения: в частности, необходимо постепенно автоматизировать все железнодорожные переезды - самые опасные в смысле аварий участки железных дорог. Особой статьей является проблема терроризма, но здесь ответственность должна ложиться не на одно ведомство, подчеркнул В. Яковлев, а приниматься всеми министерствами. Более активно следует развивать систему железных дорог на стратегически важных направлениях, таких как северное, южное (на Каспий и в сторону Ирана), а также поддерживать Сибирь. "Сибирь вообще должна стать транснациональным проектом, - заявил вице-премьер. - Это богатейший регион, но он постепенно становится безлюдным. Мы должны остановить миграции оттуда".

"Железные дороги - это кровеносная система России, - отметил В. Яковлев, подчеркнув, таким образом, важность железнодорожного транспорта для всей страны.