Forbes указывает следующие основные причины: падение продаж по нескольким направлениям в промышленности, остановка заводов на Донбассе, утеря российского рынка.

Проигравшие

Две причины из трех украинские политики (или, что-то же самое, украинские олигархи) создали себе сами. Цена вопроса лично для них — $5 млрд в год. С другой стороны, теперь они контролируют ситуацию куда лучше, чем при Януковиче, особенно при позднем. Конечно, на Украине — внешнее управление. Но это касается в основном глобально-политических вопросов. А внутренние вопросы (включая и освоение кредитов) решаются ими.

Цифры потерь символичны. Чтобы укрепить свою власть и распределить финансовые ресурсы в обход детей Януковича (и по-прежнему в обход граждан Украины), пришлось организовать сначала майдан, потом войну. Благосостояние и страны, и даже олигархов падает, зато все под контролем. Для получения каждого нового доллара приходится выбрасывать на ветер десять долларов, но в атмосфере «последних дней Помпеи» это вполне уместно.

Потерянные $5 млрд распределились не поровну. Скажем, Ринат Ахметов потерял две трети своего состояния, или $4,6 млрд. Падают цены на сырье и металл, многие предприятия олигарха находятся на Донбассе. Есть и другие причины. Слишком уж двусмысленной была его прежняя «близость» к Януковичу. Ахметов, как могло показаться, успел соскочить вовремя и поддержать «евромайдан» еще в зачаточной его стадии. Но все-таки не пронесло.

Есть и другие пострадавшие, в частности, Игорь Коломойский ($1,3 млрд). За последний год он кое-что потерял (в частности, сменился глава «Укрнафты»), но Приват-банк остается системообразующим банком Украины.

Можно заметить, как много в первой же десятке списка бывших, нынешних и будущих чиновников и депутатов. Тут и бывший днепропетровский губернатор (Коломойский), и (вероятно) будущий донецкий (Ахметов), бывший (Виктор Пинчук) и нынешний (Вадим Новинский) депутаты Верховной рады, бывший мэр Киева (Леонид Черновецкий), не говоря уже о первом лице государства. То, что Украиной правят олигархи, не нуждается в особых доказательствах — достаточно заглянуть в Forbes. Хотя в этом списке, конечно представлены только легальные миллиардеры.

Победитель

Как отметили эксперты Forbes, проиграли в прошлом году многие украинские олигархи, но не все. В любом кризисе есть место празднику. В этом году он пришел на улицу Петра Порошенко, главы корпорации Roshen, бенефициара холдинга «Укрпроминвест-Агро», владельца ряда активов в крахмальной, автомобильной, судостроительной и машиностроительной отраслях, владельца нескольких национальных и региональных телерадиокомпаний и, по совместительству, президента Украины.

За тот же год, когда Ахметов потерял $4,6 млрд, Порошенко увеличил капитализацию своих активов на $108 млн. Может показаться странным, как это действующий президент страны может оставаться действующим бизнесменом. Но Порошенко, который, повторим, владеет «несколькими национальными и региональными телерадиокомпаниями», может не волноваться.

Перед вступлением в должность он торжественно обещал передать в слепой траст корпорацию Roshen, свой самый известный актив. Обещанного пришлось ждать два года, а потом у экспертов возникли сомнения, так ли уж «слеп» этот траст. А со всеми остальными своими активами президент Украины вообще не заморачивался. Зачем?

Такая тема, как использование служебного положения в личных коммерческих интересах, очевидна настолько, что рассуждения на эту тему можно опустить. Всем все понятно.

Порошенко в Ужгородах

Отсутствие вопросов со стороны широкой общественности (помните про «несколько национальных и региональных телерадиокомпаний»?) позволяет Порошенко совершать широкие жесты. За январь и февраль он перевел часть своей президентской зарплаты, 58 тысяч гривен, на благотворительность. Что интересно — в свой собственный фонд.

Масштабы благотворительности выглядят не так впечатляюще, если считать от общего объема (увеличения капитализации активов Порошенко). Получится, что пожертвовал он 0,013%. Это как если бы рядовой гражданин России с зарплатой в 32 000 рублей пожертвовал бы на благотворительность четыре рубля, и об этом бы рассказали все телеканалы.

Понятно, что увеличение капитализации активов и доходы — это не одно и то же. Тем не менее гражданам Украины должно быть интересно, что в месяц президент Украины увеличивает капитализацию своих активов на 216 666 666 гривен. Это 129 740 средних пенсий. Это, например, город Ужгород в полном составе — если представить, что все ужгородцы поголовно на пенсии.

Антисоциальная политика

Подобная риторика показалась бы неуместной, не будь украинские чиновники столь наглыми в освоении бюджетных и кредитных средств. Полученные в МВФ под высокие проценты десятки миллиардов долларов растворились в неизвестном рядовому украинцу направлении. А отдавать их не первой десятке Forbes — отдавать их его, среднего украинца, детям.

Чиновники повышают тарифы ЖКХ, объясняя это реформами, и не повышают пенсии, объясняя это тоже реформами. Чтобы дать телевизионный отпор «врагу», правительство закупает российский газ через Словакию, переплачивая сотни миллионов долларов, и сворачивает экономические связи с Россией, лишая граждан лучшего торгового партнера. Мифическая ассоциация с ЕС не увеличило торговый оборот ни на гривну. Государство собирается начать распродажу стратегических предприятий на минимуме их стоимости, а потом и распродажу последнего актива — земли.

Пока депутаты Рады отдыхают в Дубае, а Порошенко увеличивает капитализацию активов на $108 млн в год, бабушки едва сводят концы с концами, а работающие граждане уводят доходы в серую зону. Абсолютная оторванность риторики от жизни, а экономической политики — от правил приличия семимильными шагами ведет страну в пропасть.

Последней надежной гарантией украинской власти является абсолютная неполитизированность и фантастическое терпение народа. Исключением являются только группы радикалов, с которыми нужно договариваться. Но с публикацией каждого нового списка Forbes и получением каждой новой квитанции по квартплате народное терпение пусть и медленно, но очень верно сокращается в размерах.