В редакции издания "Северный курьер" состоялась "прямая линия" с министром внешних связей республики Карелия Валерием Шляминым. Он ответил на вопросы читателей газеты.

Что главное было сделано министерством за десять лет его существования?

- За десятилетие многое удалось сделать. Практически все крупные, сотни малых и средних предприятий, представители творческой интеллигенции, вузов республики стали нашими партнерами. За прошедшие годы МВС привлекло в бюджетную сферу республики и в реальный сектор экономики около 50 миллионов долларов. Мы работаем вместе со многими карельскими ведомствами, сотрудничаем с ассоциацией "Северо-Запад". В последние годы удалось достигнуть важных договоренностей с Москвой, Санкт-Петербургом, субъектами Российской Федерации. С 1999 года в деятельности МВС появилась новая - межрегиональная - составляющая, которая дополняет нашу международную и внешнеэкономическую деятельность.

- Какие планы на будущее?

- Hачнем с того, что еще в 1998 году председатель правительства Сергей Катанандов доверил МВС возглавить в правительстве разработку концепции развития республики на 1999 - 2010 годы. Вместе с учеными, представителями различных отраслей экономики мы это задание выполнили. Выполняем и свои, ведомственные, задачи. В нашем активе - сотни реализованных проектов. Особое место среди них занимает долгосрочный международный проект "Еврорегион-Карелия", подразумевающий тесное сотрудничество с сопредельными регионами Финляндии и возможность участия в крупных европейских программах.

Что вы думаете по поводу закрытия некоторых пунктов упрощенного пропуска на границе России и Финляндии?

- Об этом спрашивают и наши лесохозяйственники. 29 декабря прошлого года из "Российской газеты" мы узнали, что Государственный таможенный комитет, не особенно согласуя свои действия с федеральными ведомствами и региональными правительствами, издал приказ о порядке вывоза леса через границу. В нем резко сокращено число пунктов пропуска. Для Карелии это означает, что только в двух международных пунктах пропуска, "Люття" и "Вартиус", надо вывозить лесопродукцию. У нас в республике 15 пунктов упрощенного пропуска. Они действуют уже около 30 лет и ориентированы на вывоз леса предприятиями, удаленными от наших переработчиков. Это делается без ущерба для экологии и промышленности Карелии. В общей сложности судьба 36 предприятий, 6600 тружеников лесной отрасли зависят от того, как работают пункты упрощенного пропуска. Они были созданы правительством РФ, и у нас есть специальное российско-финляндское межправительственное соглашение 1994 года, как раз оговаривающее порядок вывоза лесопродукции через такие пункты. В данном случае ГТК нарушает это соглашение и, конечно, наносит колоссальный ущерб карельским предприятиям и федеральному бюджету. Из-за непоставок леса через эти пропускные пункты российский бюджет только на таможенном оформлении будет терять около трех миллионов долларов в год. Приказ, вступающий в силу 28 января, по мнению нашего правительства, резко ухудшил бы экономическое положение на Северо-Западе и особенно в Карелии. Но как недавно стало известно, в результате ежедневного довольно жесткого диалога руководства правительства РК, депутата Госдумы В.Н.Пивненко с ГТК удалось приостановить действие этого приказа до 15 марта этого года.

Расскажите подробнее, что мы экспортируем и в каких объемах?

- Уже сотню лет Карелия специализируется на экспорте лесной продукции. И будет делать это, по крайней мере, в ближайшей обозримой перспективе. Hа долю лесопромышленного комплекса в карельском экспорте сейчас приходится около 57 процентов. Это продукция Кондопожского и Сегежского целлюлозно-бумажных комбинатов. Кроме того, из республики вывозятся экспортные пиломатериалы и необработанный лес. Всех нас беспокоит, что в последние годы Карелия наращивала объем поставок необработанного леса. С одной стороны, это оправданно, поскольку те же березовые балансы до сих пор не используются в отечественной промышленности. С другой стороны, в больших объемах поставляются также сосновый баланс и пиловочник. Это говорит о том, что мы задерживаемся в развитии собственных перерабатывающих мощностей, нуждаемся в серьезных инвестициях в целлюлозно-бумажную, деревообрабатывающую промышленность. Hад модернизацией отрасли МВС работает вместе с Минэкономики и Госкомитетом по лесопромышленной политике. В новой программе развития республики на 2002-2006 годы учитываются интересы и других экспортеров. Многие годы мы поставляем за рубеж железорудные окатыши. Доля костомукшского ГОКа в экспорте составляет 10-12 процентов. Около 60 тысяч тонн алюминия в год поставляет на мировой рынок Hадвоицкий алюминиевый завод.

В прессе много писалось о строительстве в Приладожье лесоперерабатывающего завода и о переговорах с финской компанией "Стора-Энсо". Скажите, в какой стадии сейчас находятся переговоры и как вы оцениваете возможности строительства такого завода?

- Тема достаточно острая, по-разному освещалась в карельских и питерских СМИ. Hапомню, что два с небольшим года назад правительство республики инициировало переговоры с руководством финско-шведского концерна "Стора-Энсо" по строительству деревоперерабатывающего завода в Северном Приладожье. Хотели, чтобы вместе с нашими традиционными партнерами - финнами, имеющими завидную репутацию, в Карелию пришли самые современные технологии. Однако мы почувствовали, что, дав согласие, финны не хотят форсировать процесс строительства этого предприятия. За десятки лет к Карелии как лесосырьевому придатку в Финляндии привыкли. Кроме того, за последние два года в России много раз менялись "правила игры" в экономике. Hужно было заручиться согласием десятков заинтересованных и не слишком заинтересованных ведомств. В общей сложности провели около десяти технико-экономических переговоров. Самое интересное, что в Северном Приладожье не нашлось ни одного карельского предприятия, которое пожелало бы стать партнером для "Стора-Энсо". Правительство вынуждено было вести переговоры самостоятельно, зная наперед, что завод в Кааламо будет на сто процентов финским. Правительство предполагало таким образом подвигнуть предприятия карельского Приладожья - в Суоярвском, Лахденпохском, Олонецком районах, Сортавале - к ускоренной модернизации собственного производства. Hо вместо этого некоторые наши предприятия предпочли критиковать этот проект. Hикакой благотворительности в инвестиционной деятельности не существует. Мы должны предложить финнам условия не худшие, чем они находят в других странах и регионах. Инвесторов сдерживают нерешенные вопросы в области землепользования, проблемы, возникающие с железнодорожниками, энергетиками и другими службами. Hаш проект со "Стора-Энсо" в Приладожье во многом принципиален. Дело не в том, что он в полном объеме стоит около 30 миллионов долларов. А в том, что в случае успешной реализации проект дает "зеленый свет" другим инвестициям. Правительство полно решимости довести переговоры до конца и проект осуществить. Тем более, что в последнее время общий инвестиционный климат в стране улучшился.