29 января министр по особым делам Южной Осетии, руководитель Юго-Осетинской части СКК Борис Чочиев принял посла Финляндии в Армении, Азербайджане и Грузии Тимо Лахелма.

Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Цхинвале, в ходе встречи стороны обсудили процесс урегулирования грузино-осетинского конфликта. Министр еще раз подтвердил непоколебимую линию руководства и народа Южной Осетии на мирное разрешение грузино-осетинского конфликта за столом переговоров. Он указал, что любое другое решение является недопустимым, противоречащим интересам осетинского и грузинского народов. Министр высоко оценил уникальную миротворческую операцию в зоне грузино-осетинского конфликта и отметил большую роль Российской Федерации в деле сохранения мира.

"В Южной Осетии вызывают озабоченность высказывания некоторых руководителей Грузии, призывающих вывести российские войска из зоны конфликта. Однако вносить изменения можно только в тот механизм, который плохо работает, а миротворческие силы наглядно показали, что превосходно справляются со своими обязанностями", - подчеркнул Чочиев. Касаясь причин, препятствующих процессу урегулирования, он указал на недостаточно активное выполнение грузинской стороной своих обязательств по возвращению беженцев. По его словам, юго-осетинская сторона вернула в места прежнего проживания много грузинских семей, а Грузия вернула лишь 16 осетинских семей из более чем 100 000 изгнанных, но и из них 12 впоследствии вернулись в Осетию, поскольку для них были созданы невыносимые условия. "В Грузии до сих пор не принят закон о реституции имущества беженцев, что лишает изгнанных из Грузии лиц осетинской национальности прав на свои дома", - отметил министр. "Вместо того, чтобы дать объективную оценку действиям грузинской стороны в 1989 и 1991-1992г.г., новое грузинское руководство активно взялось за фактическую реабилитацию звиадизма: 30 человек выпущено на свободу, принято решение о перезахоронении в Грузии праха палача осетинского народа Звиада Гамсахурдиа, правый берег Куры переименован в Набережную им. Звиада Гамахурдиа. Это создает весьма негативный фон для возвращения беженцев", - подчеркнул Чочиев.

Он выразил недоумение по поводу того, что "Грузинская православная церковь не только активно вмешивается в политику, но и играет негативную подстрекательскую роль в разжигании межнациональной вражды, напомнив о "Чрезвычайном приказе" Ильи II, который фактически давал и дает индульгенцию убийцам негрузин". "Выступая в Страсбурге, Саакашвили заявил, что с Южной Осетией у него проблем нет, так как здесь население его полностью поддерживает, за исключением 20 тысяч человек, проживающих в Цхинвале. Видимо, новый грузинский президент недостаточно информирован о причинах и истории грузино-осетинского конфликта, иначе он знал бы, что дело не в Южной Осетии. За пределами Южной Осетии проживало свыше 100 тысяч осетин, однако повсюду в Грузии - даже в Кахетии и Боржомском районе за сотни километров от Южной Осетии - осетины подвергались травле и преследованию, в результате чего в Грузии за пределами Южной Осетии были убиты, ранены и изгнаны десятки тысяч осетин", - отметил министр. Чочиев также выразил недоумение по поводу того, что в рамках переговорного процесса между РЮО и Грузией, на фоне деятельности Смешанной контрольной комиссии и присутствия миротворческих сил, в условиях когда конфликт еще не урегулирован и в Грузии постоянно раздаются призывы к силовому "решению" противоречий, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Болгарии Соломон Паси во время своего визита в Тбилиси также призвал Саакашвили "восстановить территориальную целостность Грузии". "Это тем более непонятно, что ОБСЕ сама является участником переговорного процесса. Мы понимаем, - заявил Чочиев, - что, к сожалению, ОБСЕ постоянно поддерживает грузинскую сторону, но действующий председатель не уточнил, каким образом Грузия должна восстановить свою "территориальную целостность". "Не является ли это продолжением мыслей Ильи II, который призвал "войти в Цхинвал" и установить новый флаг Грузии?" - спросил Чочиев. Позже в ответ на это руководитель миссии ОБСЕ в Южной Осетии посол Ганчев дезавуировал слова Паси, отметив, что грузинские СМИ исказили его высказывание.

Чочиев также ознакомил финского дипломата с конкретным предложением президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты об организации встречи министров внутренних дел РЮО и Грузии и подписания протокола о сотрудничестве между правоохранительными органами сторон с целью более эффективной борьбы с преступностью. Министр подчеркнул, что ОБСЕ выразила поддержку этой идее, однако Грузия то соглашается, то не соглашается, в результате чего протокол до сих пор не подписан.

Министр выразил свое несогласие по поводу позиции грузинской стороны подвергнуть ревизии ранее принятые решения и начать переговорный процесс "с чистого листа".

. В свою очередь финский дипломат поинтересовался: "Южная Осетия считает себя независимым государством. Между тем, наличие гражданства является одним из важнейших атрибутов государственности. Есть ли у Южной Осетии свое гражданство и почему жители принимают российское гражданство?" В ответ на это Борис Чочиев разъяснил, что Республика Южная Осетия уже несколько лет имеет свое гражданство, а принцип двойного гражданства распространен в развитых странах. По его словам, граждане Южной Осетии имеют право параллельно принять гражданство другого государства. Чочиев также напомнил, что в свое время на встрече между тогдашними президентами РЮО и Грузии Л. Чибирова и Э. Шеварднадзе юго-осетинская сторона предложила учредить международные паспорта для жителей зоны конфликта, которые были бы действительны в России и Грузии, однако грузинская сторона не согласилась.