Дело главы Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаева, обвиняемого в хищениях в 2011—2015 годах более 300 млн тенге (более 60 млн рублей), набирает обороты.

Как сообщил сегодня, 28 марта, Комитет поддержки Матаева, 25 марта были задержаны, а затем помещены под домашний арест подозреваемые в хищениях экс-руководитель Комитета по информатизации и связи Болат Берсибаев и его заместитель Бек Арпабаев.

«Указанные лица грубо нарушили требования законодательства о государственных закупках, намеренно создав условия для заключения договора способом из одного источника исключительно с агентством «КазТАГ». Таким образом, были устранены другие конкуренты на выполнение государственного заказа. Кроме того, продвижение государственной политики должно было осуществляться бесплатно, в открытом и доступном для населения режиме. Однако оплаченные государством материалы размещались на сайте информагентства в закрытом формате и требовали от пользователей дополнительной платы. Бюджетные средства были похищены путем перечисления с расчетного счета информагентства «КазТАГ» в аффилированное Общественное объединение «Национальный Пресс-клуб» по фиктивным основаниям», — цитирует Комитет поддержки Матаева сообщение Антикоррупционной службы.

Кроме того, под домашний арест сроком на 2 месяца был помещен экс-руководитель комитета и главный директор по стратегическому управлению компании «Казахтелеком» Батыр Маханбетажиев.

«Другой факт связан с хищением 260 млн тенге (55 млн рублей) должностными лицами Акционерного общества «Казахтелеком», где 51% акций принадлежат государству. Денежные средства предназначались для размещения информационно-рекламных материалов общества в печатных изданиях, для чего договор был заключен вышеупомянутым Общественным объединением «Национальный пресс-клуб». Следствием установлено, что Акционерным обществом услуги оплачивались по завышенной в 2 раза стоимости, которая впоследствии похищалась и присваивалась. По подозрению в хищении государственных средств также 25 марта задержаны главный директор по стратегическому управлению акционерного общества Маханбетажиев», — говорится в сообщении.

Помимо этого, антикоррупционное ведомство инкриминирует Матаеву уклонение от уплаты налогов на сумму 326,9 млн тенге (69 млн рублей).

Между тем Комитет поддержки Матаева, председателем которого является президент фонд «Адил соз» Тамара Калеева, опровергает все обвинения Антикоррупционной службы и считает их необоснованными.

«25 марта были задержаны бывший руководитель Комитета по информатизации и связи Болат Берсибаев и заместитель председателя комитета Бек Арпабаев. Якобы они злостно нарушали закон, чтобы отсеять всех претендентов на государственный заказ, кроме КазТАГа. Но ведь госзаказ на информационное продвижение государственной политики ежегодно выполняют десятки СМИ. В 2010 году, когда КазТАГ получил от комитета 11 миллионов тенге (2,3 млн рублей), другим СМИ досталось 2,5 миллиарда (530 млн рублей), в 2014-м КазТАГ выиграл 83 миллиона тенге (17 млн рублей), а на долю еще десятков СМИ пришлось 9 с лишним миллиардов (почти 2 млрд рублей), и так из года в год, — о каком же устранении конкурентов можно говорить?» — возмутилась Калеева.

Следует отметить, что под домашний арест сегодня был помещен и сын Сейтказы Матаева — генеральный директор агентства КазТАГ Асет Матаев. Срок ареста — два месяца. Согласно решению суда, Асету Матаеву запрещено покидать жилище, за исключением посещения следственных органов и медицинских учреждений, пользоваться любыми средствами связи, а также общаться со своим отцом Сейтказы Матаевым и другими родственниками, за исключением супруги и детей. Как сообщает агентство КазТАГ, Асет Матаев был доставлен в зал суда в наручниках, что, по словам адвокатов, является нарушением закона, т. к. ранее он не был задержан или арестован.

Напомним, как сообщало Национальное бюро по противодействию коррупции Министерства по делам государственной службы Республики Казахстан, Антикоррупционной службой по Алма-Ате были установлены факты хищения денежных средств, выделенных Комитету связи, информатизации и информации (входит в Министерство по инвестициям и развитию. — Прим. ИА REGNUM ) и Акционерному обществу «Казахтелеком» на информационное продвижение государственной политики и размещение материалов в печатных изданиях.

«Указанными ведомствами в этих целях способом из одного источника были заключены договоры с ТОО «МИА КазТАГ» и Общественным объединением «Национальный пресс-клуб». Главными условиями заказчиков являлись общая открытая доступность и информирование населения о проводимой политике государства. Однако эти условия не были выполнены. Перечисленные деньги Комитета информатизации в сумме 80 млн тенге (более 17 млн рублей) и «Казахтелеком» в сумме 260 млн тенге (55,3 млн рублей) были обналичены и присвоены руководителем Национального пресс-клуба Матаевым Сейтказы. Кроме того, следствием установлено, что, занимаясь незаконной предпринимательской деятельностью, Матаев получил прибыль в сумме 1,4 млрд тенге, при этом не уплатив налоги в сумме 327 млн тенге. Совершенные Матаевым коррупционные и экономические преступления являются тяжкими. Ему предъявлены подозрения в совершении хищений и уклонении от уплаты налогов. За эти преступления предусматривается наказание в виде лишения свободы от 6 до 12 лет, с конфискацией имущества. На сегодняшний день для обеспечения возмещения причиненного ущерба на имеющееся имущество Матаева с санкции суда наложен арест», — говорилось в пресс-релизе ведомства.

Международная журналисткая общественность выступила в поддержку Сейтказы Матаева, которого следствие поместило под домашний арест. В частности, обращения в защиту Матаева написали Таджикский Медиа Альянс, председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов, главы медиа-организаций Киргизии, Международная правозащитная организация «Артикль 19» и многие другие.

Представители медиа возмутились тем, что Матаева до суда назвали виновным в инкриминируемых ему преступлениях. Во-вторых, немалую долю критики получили следственные органы и за меру пресечения, избранную Матаеву. В частности, казахстанскую общественность интересовал вопрос, почему арестован только Сейтказы Матаев, если в деле фигурируют и другие люди.