Иван Шилов ИА REGNUM
Зверополиция

Человек — животное двуногое, бесперое.

Платон

Примитивное не обязательно такое уж плохое, в конце концов, рисуют же ученики в художественных школах свои пресловутые цилиндры, шары, параллелепипеды, конусы, драпировки — из которых после некоторых лет практики должно складываться всё разнообразие мира. Сложно сказать, сочетается ли гений со злодейством, но с популярностью вполне. Особенно уж американский гений точно…

Живя в обществе победившего социального дарвинизма, смеяться над животным миром как-то глупо. Он куда как честнее и гуманней. Но даже если мы возьмём радикально другой мир (например, мир, где действуют геометрические фигуры: круги, квадраты, — а есть и такие истории, пресловутая «Флатландия»), то вот даже в этом случае отношения между ними всё равно скатываются к человеческим. Мы обречены, чтобы смотреть на мир через очки нашей животно-человеческой природы. Ангелы — крылаты. Демоны — рогаты и так далее. Разумеется, нельзя не вспомнить социальную сатиру с животными, где всё по-взрослому, речь идёт о знаменитом «Скотном дворе» Оруэлла, этот роман можно считать одним из родственников мультика по прямой линии…

Однако фильм не сводим к шуткам. Тут есть и философия. В Зверополисе каждый становится кем хочет? Или нет? Есть ли у нас шанс вырваться из пищевых цепей или мы обречены на то, чтобы быть тем, кем мы родились? Вот такие философские вопросы решаются в этом фильме. А вы думали… Но если ваш ребёнок просто его посмотрит, то тоже, наверное, ничего страшного. Философские вопросы могут подождать. Иногда в Голливуде говорят про Hight concept — то есть уникальную историю — например, первый в мире кролик — полицейский-женщина. Именно эта драматическая история находится в центре фильма. Мало того что кролик — ещё и девушка. Разве что не темнокожая…

Забавно, что крольчиха как символ «игривости» и «сексуальности», вероятно, в силу плодовитости и торопливости в размножении ушки в глянцевых журналах для мужчин. Есть и другие знакомые места. Полицейская академия — как объект многочисленных шуток — сама работа полицейского двойственна, как бы «закон и порядок» и с другой стороны геройство, романтика, отличие от «обычной жизни». Ясно, что полицейские тоже бандиты, просто с другим знаком. В России часто это более сложная диалектика, впрочем…

Фильм пронизан архетипичными американскими сюжетами — приезд с фермы в большой город. Выписывание штрафов на парковке становится первым испытанием. Интересно, что Крольчиха начинает своё первое «доброе дело», шантажируя слона — работника в лавке мороженого. Причём предлагая в ответной услуге закрыть глаза на то, что слон высмаркивает орешки хоботом. Потом вербует лиса: «Я всего лишь хотела немного развеять предубеждение против лис». Лисам в русских сказках тоже не особо везло с имиджем… Поначалу в фильме Лис высказывает точку зрения «контртему»: «Сюда приходят все, которые считают, что могут быть тем, кем захотят. Но это не так: все могут быть только тем, кто они есть… Вот я хитрый лис». Вот про что фильм — про социальную мобильность, про то, что каждый кролик-кухарка может управлять своей судьбой.

С точки зрения визуальной выразительности — фильм совершенно правильный, если не сказать заурядный, как типовое мороженое. Даже если он показывается со стереоэффектом, ничего особо нового тут придумать нельзя. Обязательные «показательные» пролёты и проезды камеры, движения по туннелями, перспективы. Чуть более специальные с учётом грядущего 3d.

Отдельной проблемой цифровой анимации является, как известно, «мимика» — чем более реалистичным оказывается типовой цифровой персонаж, тем более сложно ему придать человеческие эмоции поточным способом, в конце концов оказывается, что проще снимать выражения лица с помощью датчиков с живого актёра (вы наверняка видели такие фильмы о фильмах, где мимические мышцы актёра обклеены), чем прорисовать их, как когда-то делал отец-основатель студии… И в этом тоже есть парадокс: с одной стороны, мы ищем новой формы, нового цифрового персонажа, с другой — он всё равно «подсвечивается» живой актёрской игрой…

Но чу! Смотрите! На 28-й минуте начинается первая «погоня» — судьба даёт шанс поймать вора, героиня пробегает по городу мышей. Всё происходит в согласии с хорошей американской драматургией. Иногда, впрочем, перевод на русский даёт почти случайные поводы улыбнуться. «Я прищучила хорька» — гордится героиня, и надо заметить, что эта фраза тот редкий случай удачного перевода. Хотя детям, может быть, это смешным и не покажется… Да и взрослым. Фильм подобно значительному количеству американских фильмов — постоянно вынужден поддерживать гаснущий интерес, например, новыми сюжетными линиями. Так появляется очередное «задание», точнее шанс для героини. Мать выдра (как персонаж из «униженных и оскорбленных»), бедная выдра, у которой внезапно ушёл из дому муж. Заявляет о пропаже. Начинается новый сюжет. Про бешенство животных… На 33-й минуте вновь внезапный поворот. Какой, узнаете сами… Конечно, все эти повороты, по сути, на месте…

В сущности, «прекрасная изобретательность» — это вообще чуть ли не главное достоинство подобного продукта. Это не «духовность», это не «глубина», это не «открытие» — это просто мужественная и качественная работа; словно бы каждую минуту экранного времени нужно умело решить, какую забавную головоломку предложить так, чтобы зритель не мог отказаться. Известно, что детское кино прибыльно с точки зрения социологии потребления: на него всё-таки чаще всего ходят семьями, одним из следствий оказывается, что детское кино должно быть хотя бы чуть-чуть интересно и взрослым. Они тоже хотят посмеяться, ведь завтра им ещё есть друг друга без перерыва на обед.