Как сообщила корреспонденту ИА REGNUM исполнительный директор Центра информации по правам человека Лариса Семенова, в результате указания Налогового департамента об аресте счетов Центра парализована его деятельность по проектам, финансируемым международными программами помощи Эстонии в вопросах укрепления демократических основ, информационной поддержки в вопросах прав человека. Эта ситуация наверняка вызовет вопросы Эстонии со стороны европейских структур. Именно на резонанс международной общественности и рассчитывает в первую очередь заместитель директора Центра: "В отстаивании нашей правоты мы дойдем до Страсбурга!". Информация о событиях в Эстонии разослана во все правозащитные организации Европы, получены первые отклики и письма поддержки. Видные европейские правозащитники готовят открытое обращение к властям Эстонии, премьер-министру Юхану Партсу (Juhan Parts) и президенту Эстонии Арнольду Рютелю (Arnold Ruutel), в котором указывают на недопустимость политического преследования оппонентов власти и на серьезный пересмотр отношения европейцев к ситуации с правами человека в стране-кандидате в ЕС.

Лариса Семенова подчеркнула, что повода для принятия силовых мер не было. Ревизоры налогового департамента по результатам проверки в октябре 2002 г. посчитали, что у Центра есть неучтенные суммы, не выплаченные в государственную казну, но Республиканским налоговым департаментом до сих пор не вынесено какого-либо окончательного решения, и Центр информации не получал уведомления об аресте счетов. Семенова считает, что таким образом власти Эстонии хотят расправиться с неподконтрольным им Центром. "Арест банковских счетов Центра мы считаем неоправданной мерой, носящей не экономический, а политический характер!", - заявила правозащитник. Семенова уверена, что внутри Эстонии добиться правды будет невозможно: "Люди нам симпатизируют, но открыто поддерживать бояться - гнев налоговиков будет направлен и на них! В Эстонии "засвечиваться" в сотрудничестве с Центром информации по правам человека просто опасно. Такова, увы, наша реальность - властям страны неугодно все, что подвергает сомнению ее внутреннюю и межнациональную политику! Власти не хотят даже это обсуждать в конструктивном ключе, искать компромиссы и варианты решения проблем, которые или замалчиваются, или подвергаются косметической обработке. Законы принимаются по принципу "Один шаг вперед - два шага назад", при этом постараются, чтобы о "шаге вперед" узнал весь мир, а "два шага назад" остались незамеченными".

Созданный в сентябре 1994 года при содействии авторитетных международных институтов и фондов Центр информации по правам человека является не финансируемой государством правозащитной организацией. В своей деятельности Центр опирается на международные правовые акты и поддержку таких влиятельных европейских структур, как Датский институт по правам человека, Голландский "Хельсинкский комитет", Офис демократических институтов и прав человека при ОБСЕ. Основная деятельность Центра строится по трем направлениям: оказание бесплатной помощи нуждающимся в защите гражданских и политических прав жителям Эстонии, в том числе не гражданам страны; сбор и анализ информации о реальной ситуации с правами человека в Эстонии и распространение собранной информации через специальные семинары, конференции, "круглые столы", публикации в прессе, выпуски бюллетеней и печатных материалов; обучение в области прав человека (специальные курсы, практикумы, тренинги) как студентов и молодежи, так и активистов неправительственных организаций из "третьего сектора", чиновников и политиков Эстонии.

За неполные десять лет существования Центр, сумел дать международной общественности богатую пищу для размышлений о ситуации с правами человека в Эстонии, а в совместной работе с подобными структурами в Латвии - Латвийским комитетом по правам человека и Центром изучения этнических отношений - и о ситуации в странах Балтии. В 1995 году Центр представил в ООН первый альтернативный доклад по данному вопросу по Эстонии, а затем и целый ряд докладов и материалов, как в структуры ООН, так и Совета Европы и Европейского Союза. Центр и его юристы участвовали в подготовке в эстонские и международные суды более чем 80 жалоб от жителей Эстонии и в большинстве дел судебный процесс выиграли. Особняком стоит "дело Лоткова" в 1997 году, когда бывшему советскому военнослужащему впервые удалось выиграть дело в Государственном суде ЭР о предоставлении вида на жительство, семья не была разлучена, а в соответствующий Закон об иностранцах ЭР были внесены необходимые поправки. Но как подчеркнула Семенова, "к сожалению, законотворчество в Эстонии устроено странно: с помощью законов государство не решает проблемы, а создает их! Кроме того, большинство законов направлено на то, чтобы "зарабатывать" на не гражданах и иностранцах, живущих в Эстонии. Эстония не отказывается от солидной международной финансовой помощи и денег ЕС, направленной на ликвидацию безгражданства, легализацию неэстонского населения, интеграцию, но такую помощь понимает по-своему: созданы десятки эстонских фондов и организаций, которые обеспечивают их сотрудников высокими окладами и создают видимость активности. Не случайно многие международные эксперты считают, что результаты их деятельности очень незначительные, и миллионы евро от ЕС в Эстонии потрачены не на заявленные цели, а просто выброшены на ветер. Позднее эти выводы подтвердили и социологи Эстонии, проводившие независимое исследование".

Эстонские власти не скрывают своего недовольства деятельностью Центра. По их мнению, вполне достаточно существования в Эстонии двух организаций - Института Яана Тыниссона и подконтрольного государству Института прав человека с его главою Мерле Харуоя. Они были созданы ранее - по инициативе активистов из Союза Отечества и экс-президента ЭР Леннарта Мери. Институт прав человека существует на деньги государственного бюджета. Немаловажная функция этой организации, по словам Семеновой, - это декларируемая их руководством "контрпропаганда российской пропаганды по поводу нарушений прав человека в Эстонии". "У нас нет никаких проблем!" - заявляли ее лидеры на заре своего существования. Естественно, что правовая и общественная деятельность Центра вызывает ярость у тех, кто хотел бы "замолчать" проблемы.

В Центре информации по правам человека корреспонденту ИА REGNUM сообщили хронику основных этапов "наступления государственных властей", подчеркнув, что с момента создания Центра в сентябре 1994 года натиск на Центр и его сотрудников не превращался ни на минуту.

В сентябре 1995 года Центр представил в ООН альтернативный доклад о положении с правами человека в Эстонии, а уже в октябре газета "Postimees" опубликовала материал, в котором обвинила Центр в работе на российскую внешнюю разведку, а Ларису Семенову - тогда Яковлеву - охарактеризовала как предводительницу русских шовинистов. Центр судился с газетой, судебная волокита длилась два года, и ситуация не менялась до тех пор, пока защищать Центр не прибыл известный российский адвокат Борис Кузнецов и адвокат из Германии доктор международного права Татьяна Ансбах. Принципиально суд был в 1997 году выигран, ложь публикации была признана, но моральный и материальный ущерб компенсированы не были. Тогда же, осенью 1995 года два депутата Парламента Эстонии Эрик-Пауль Руммо (нынешний министр народонаселения и интеграции Эстонии) и Энн Тарто (директор Института прав человека, бывший диссидент) сделали запрос, в котором прямо задали вопрос правительству: "Как могут эстонские власти допускать существование в стране такой вредной организации, как Центр?!". Посоветовавшись с западными консультантами и поняв, что, уничтожив Центр, власти Эстонии продемонстрируют недемократичность основ государственного устройства, власти страны стали действовать иначе. Осенью 2001 года эстонская пресса попыталась обвинить главу комиссии по интеграции при Таллиннском департаменте социальной безопасности и интеграции директора Центра Алексея Семенова, а также социологов и ученых - членов комиссии в коррупции. Обвинения оказались несостоятельными. Дело в том, что комиссия действовала на общественных началах, а потому бесплатно. Кроме того, комиссия не имела прямого доступа к распределению денег по проектам, и ее решения носили рекомендательный, а не обязательный характер. В тот же период были заведены уголовные дела на двух чиновников таллиннской мэрии, отвечающих за интеграционные программы. Галина Панченко была уволена, а Лейви Шер принужден уйти добровольно. Как и в вышеперечисленных случаях, игнорируя презумпцию невиновности и задолго до суда, эстонские СМИ однозначно заклеймили Шера и Панченко как "воров-коррупционеров". В ходе следствия, которое в течении двух лет вела Полиция безопасности (КАПО) главным объектом расследования был факт финансирования Департаментом Интеграции проектов, рекомендованных Центром. На допросах следователи КАПО не скрывали, что следующим объектом нападения будет Центр. Состоявшийся спустя два года суд признал невиновность Шера и Панченко. В Центре подчеркнули, что эстонские власти "натравили на него налоговые службы с заданием - найти что угодно, что можно расценивать как налоговые преступления и что позволит поставить крест на деятельности Центра". Подобную тактику спецслужбы Эстонии активно используют при расправе с "неугодными", утверждают правозащитники. Как пример, правозащитники привели ситуацию с признанием в прессе бывшего сотрудника налогового департамента о том, что под давлением КАПО он был вынужден распространить недостоверную информацию о сокрытии налогов Аркадием Присяжным, бывшим в то время председателем Совета организаций российских соотечественников. Начатое департаментом расследование и законченное через год признанием ошибки, дискредитировало его как политика и сорвало муниципальную предвыборную компанию ОНПЭ и привело к замене на посту председателя СОЭРС Присяжного на Сергея Сергеева.

Весной 2002 года Центр получил предписание о ревизии и представил налоговикам 17 папок дел финансовой документации за три предыдущих года. "Когда контролеры увидели эти толстенные папки, они удивились, - рассказала Л. Семенова, - они думали - у нас будет пара папочек, как у всех. А разве может быть иначе, когда международные организации не только выделяют конкретные суммы под конкретные проекты, но и требуют строгой отчетности?!". Накануне ревизии в начале 2002 году в Центре была проведена аудиторская проверка, которая полностью удовлетворила основных партнеров организации. Финансовая деятельность всегда была прозрачна и доступна, подчеркнула Семенова. Как и в случае с Присяжным налоговики предоставили информацию для прессы. В ведущих СМИ 19 декабря 2002 г. появились публикации, в которых директор Центра Алексей Семенов обвинялся в мошенничестве и укрывании налогов. Центру приписали выплату сотрудникам "двойной" зарплаты - официально и наличными "в конверте". Обвинения строились на том, что в соответствии с положениями эстонского законодательства ревизор может признать или не признать те или иные первичные финансовые документы по своему усмотрению без каких-либо разъяснений. Ревизор не признал целый ряд кассовых приходных ордеров, например, по возврату наличными денег за поездку на семинар сотрудников Центра, оплаченную организаторами семинара, возврат денег сотрудником при ошибочно начисленной зарплате, когда он был болен, возврат денег юристам, которые оплачивали госпошлины при подачи жалоб в суды. И таких неоднозначных толкований насчитывается достаточно, чтобы "увеличить" зарплаты сотрудников. Л. Семенова подчеркнула, что Центр ничего не скрывал и перед ревизионными службами налогового департамента, и перед международной аудиторской фирмой "Ernst&Young", согласившейся оказать Центру необходимую консультационную помощь и не нашедшей в его деятельности состава преступления. Центр точно в установленный налоговиками срок представил в департамент свои возражения, подкрепленные консультациями аудиторов из "Ernst&Young". Лишь через 11 месяцев налоговики ответили на возражение Центра своим "Решением о налоге". Этим административным актом налоговики не согласились ни с одним возражением или доводом Центра и увеличили сумму налога с учетом процентов за 11 месяцев. Законом Центру предоставлялось право еще раз представить свой протест на решение о налоге, но уже в Республиканский департамент. Центр воспользовался своим правом и представил 29 декабря 2003 г. свой протест на 20 страницах с приложением таблиц и копий первичных финансовых документов.

"Факты многочисленных нарушений как эстонского, так и международного законодательства против Центра нами подробно фиксируются и переданы донорам и спонсорам нашей организации", - заявила Семенова. Она считает, что организаторам этих противоправных действий выгодно как можно дольше затягивать процесс выяснения отношений. Поэтому, утверждает Семенова, Центр до последнего момента в каждом случае общения с государственными структурами будет находиться в неведении, а затем ему будут предлагать новую и новую волокиту, не освобождая счетов Центра и, тем самым, делая невозможной его работу.

По сведениям ИА REGNUM, обострение ситуации с Центром информации по правам человека может быть вызвано приближением выборов депутатов от Эстонии в Европарламент. Кандидатура директора центра Алексея Семенова рассматривается в русской общине как основная на выдвижение в лидеры списка. Растущий электоральный рейтинг Семенова позволяет предположить, что он сможет составить серьезную конкуренцию эстонским политикам, которые рассчитывают на "русские" голоса. Даже если Семенов не пройдет в Европарламент, то факт значительной электоральной поддержки его кандидатуры опровергнет высказывания министра народонаселения Пауля-Эрика Руммо, который заявил об успешных темпах интеграции эстонского общества и качестве основного примера он привел тот факт, что ни одна "русская" партия не прошла в парламент на мартовских выборах. Для эстонских властей нежелателен сам факт выдвижения русского депутата в Европарламент, потому что это докажет, что власти не способны или не желают обеспечить независимое представительство национальных меньшинств в политической жизни страны.