«Евразийский экономический союз — у нас обратного пути нет, нам его надо совершенствовать, нам надо создавать союз не хуже, чем Европейский союз. В противном случае мы перед нашими людьми просто будем выглядеть болтунами», — заявил 24 марта Александр Лукашенко, принимая председателя Коллегии ЕЭК Тиграна Саркисяна, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Лукашенко констатировал правильность решения о создании Евразийского союза. По его словам, ЕАЭС создан за короткий промежуток времени, что не могло не породить определённые трудности на этапе становления. Он обратил внимание Саркисяна, что «недостатков и нерешенных проблем, которые надо решать в силу объективных, субъективных причин, очень много».

«Поэтому напрягаться придется всем, от комиссии ЕЭК до президентов и премьер-министров, чтобы вывести на высокий уровень функционирования Евразийский экономический союз», — сказал Лукашенко.

«Если кто-то полагает, что можно как-то пошутить или, как в народе говорят — побаловаться и вместо конкретной работы в СМИ повыступать, рассказывать, как у нас хорошо, ничего не делая — то глубоко заблуждается», — подчеркнул руководитель постсоветской республики.

Лукашенко напомнил о составленном в 2015 году плане действий по совершенствованию Евразийского союза, отметив, что план этот реализован не был в силу объективных и субъективных причин, среди которых — ротация руководства ЕЭК, смена его председателей. «Где-то и мы серьезно недорабатывали, много было неопределенностей. Вступление казахской республики в ВТО — это также наложило свой отпечаток, нам пришлось адаптироваться в этом плане. Поэтому проблем очень много, но я оптимист и я уверен: жизнь очень быстро нас заставит двигаться в плане становления нашего союза, выстраивания той формулы, о которой мы говорили», — сказал он.

Руководитель постсоветской республики также напомнил, что Евразийский союз основывался на декларации свобод рынков, капитала и рабочей силы, пожелав, «чтобы наши национальные проблемы не мешали развитию общих интересов и решению тех вопросов, которые у нас стоят в общем».

И Лукашенко, и Саркисян признали наличие не только проблем, но и положительного эффекта евразийской интеграции, указали на перспективы развития интеграционного объединения. В частности, Саркисян отметил большую работу по созданию единого экономического пространства (ЕЭП), которая предваряла создание ЕАЭС. Однако обывателям и бизнесменам ещё предстоит оценить блага интеграции, которые менее популяризируются, чем позитивный опыт ЕС.

Саркисян также указал на сложную обстановку в мире и наличие новых угроз, негативно влияющих на развитие ЕАЭС, указав на необходимость объединения усилий стран-членов союза в процессе преодоления негативных влияний извне. Он обсудил с Лукашенко конкретные меры, которые могут быть предприняты в рамках ЕАЭС в краткосрочной перспективе.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2015 году товарооборот Белоруссии с партнёрами по ЕАЭС составил $28,2045 млрд (-26,7%) с отрицательным сальдо для белорусской стороны (-$6,2105 млрд). Так, товарооборот с Россией за 2015 год упал на 26,3% до $27,5333 млрд, а взаимная торговля с Казахстаном и Киргизией упала почти в два раза. На этом факте акцентировали внимание критики Евразийского союза, замалчивая другой факт: падение взаимной торговли могло быть гораздо большим, если бы не было интеграционного объединения хотя бы в той форме, в которой его успели создать в первый год существования.