Депутаты хотят контролировать транспортные тарифы. Новая концепция управления государственным долгом. Выплаты по ОСАГО грозят разорить страховщиков. Петербургские компании поплатятся за сокращение налогооблагаемой базы.

Вчера в Законодательном собрании появилось новое политическое депутатское объединение - Демократическая фракция (СПС + "Яблоко"). К этому петербургские демократы шли уже давно, а теперь очень гордятся достигнутым результатом и советуют федеральным политикам брать с них пример, сообщает "Коммерсантъ-СПб". В результате объединения образовалась довольно внушительная фракция из восьми человек. Ее первым маленьким успехом можно считать принятие вчера за основу законопроекта одного из ее представителей, Михаила Амосова, о порядке установления тарифов на перевозки общественным транспортом. Транспортные тарифы предложено вводить не распоряжениями губернатора, как сейчас, а законами по представлению губернатора, сообщают "Санкт-Петербургские ведомости". То есть ЗакС, по аналогии со ставками на оплату услуг ЖКХ, хочет активно участвовать в тарифной политике.

Вчера президент России Владимир Путин покинул Северную столицу, куда он приезжал, чтобы поздравить земляков с 60-летием полного снятия блокады Ленинграда. Однако во время этого визита жители города оценивали его еще и как кандидата в очередной кампании по выборам главы государства (вчера ЦИК закончил прием подписных листов от вероятных кандидатов на пост президента РФ). Мало кто сомневается, что В. Путину удастся остаться в Кремле на новый срок. Между тем, огромное политическое значение будет иметь исход борьбы именно на его родине. И тут многое зависит от явки петербуржцев на избирательные участки. На недавних выборах губернатора, на которых В. Путин активно поддерживал Валентину Матвиенко, явка была низкой. Опираясь на анализ собранных данных, аналитики полагают, что 14 марта явка петербуржцев на президентских выборах составит от 48,5 до 56%. "Это так называемая заявленная, или объявленная, явка, когда респондент уверенно заявляет, что точно придет голосовать", - пояснил руководитель Агентства социальной информации Роман Могилевский. Но, по его мнению, за оставшиеся полтора месяца цифры могут измениться, в том числе и в сторону уменьшения. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Вчера правительство Санкт-Петербурга одобрило исполнение бюджета-2003 и утвердило концепцию управления госдолгом на 2004-2008 годы. Исполнением бюджета чиновники в целом остались удовлетворены, за исключением собираемости налога на прибыль и расходования средств в некоторых районах. Идея брать в долг не по потребностям, а по плану тоже пришлась чиновникам по душе, пишет "Коммерсантъ-СПб". Речь идет о новой концепции управления госдолгом Санкт-Петербурга на 2004-2008 годы. В ней использован восьмилетний опыт управления обязательствами города, который получил положительную оценку международных рейтинговых агентств S&P и Fitch. Концепция предъявляет к политике управления долгом заметно более жесткие критерии, чем Бюджетный кодекс, устанавливающий ограничения для всех регионов России. Валентина Матвиенко сразу обратила внимание на то, что займы будут проводиться для того, чтобы развивать инфраструктуру города, а не поддерживать текущие расходы. При этом долговая нагрузка на городской бюджет не будет критической - новая концепция этого не предполагает.

Для крупных предприятий города будет составляться отдельный "финансовый план" по отчислению налогов в бюджет города. С такой инициативой выступила Валентина Матвиенко, заслушав доклад об исполнении бюджета за 2003 г. Оказалось, что план по налоговым поступлениям в бюджет города выполнен лишь на 96%. По словам председателя Комитета финансов администрации Санкт-Петербурга Александра Никонова, "недобор" произошел в основном из-за недопоступлений налога на прибыль (поступило всего 79% от плана). В числе одной из основных причин недополучения городским бюджетом налога на прибыль в прошлом году А. Никонов отметил уменьшение налогооблагаемой базы. "Поэтому, чтобы в следующий год подобного не произошло, будем встречаться с руководителями крупных предприятий, проводить совещания. Возможно, имеет смысл разработать определенный финансовый план по отчислению налогов. Такая ситуация, когда город недобирает запланированные налоги, недопустима!", - высказалась губернатор. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

В ноябре 2003 г. губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко пообещала предпринимателям города ввести принцип упрощенной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (т.н. "единого окна") и для инвесторов. Для решения этой задачи в декабре 2003 г. в администрации города был создан Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, который возглавил Андрей Михайленко. С 1 января 2004 г. принцип "единого окна" для регистрации юридических и физических лиц должен был начать работать в полную силу. Однако стало известно, что центр в Санкт-Петербурге будет открыт не раньше, чем через месяц. На первом этапе своей работы центр будет производить регистрацию только юридических лиц, независимо от прописки. Физические лица в "окно" смогут обращаться позже, когда технология регистрации будет отработана. Первой в стране "единое окно" открыла Москва. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Конституционный суд РФ (КС) запретил Верховному суду РФ рассматривать ряд постановлений правительства. В частности, невозможно будет обжаловать установленные правительством тарифы на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспорта. КС решил, что ряд постановлений правительства могут быть оспорены только в Конституционном суде. Речь идет о "нормативных правовых актах правительства РФ, принятых во исполнение полномочия, возложенного на него непосредственно федеральным законом". Под это определение попадают и тарифы на автострахование, сообщает "Деловой Петербург". Вместе с тем, вчера петербургские страховщики объявили первые итоги кампании по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Пережив пик обращений клиентов за полисами ОСАГО, они теперь опасаются бума страховых выплат. Страховщики прогнозируют, что в текущем году размер выплат в рамках программ по ОСАГО достигнет, как минимум, 80% от суммы полученных компаниями взносов, при том, что порядка 20% взносов относится на расходы страховой компании по ведению бизнеса. По словам страховщиков, средний размер страховых выплат варьируется сейчас в диапазоне от 600 до 1000 долларов. И с учетом того, что, в принципе, застрахованный в рамках ОСАГО водитель может хоть каждый день "привозить" такие убытки, ситуация для страховых компаний, активно участвующих в "автогражданке", складывается невеселая. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Вчера Валентина Матвиенк и председатель Пенсионного фонда России (ПФР) Михаил Зурабов подписали соглашение о дополнительном финансировании из Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) неработающих пенсионеров города. На этот раз денег на лечение пенсионеров выделили больше, чем в прошлом году. Как сообщил вчера председатель правления ПФР, в конечном счете все усилия программы дополнительного финансирования ОМС направлены на то, чтобы "дать возможность пенсионерам пожить подольше". Для этого ПФР разработал программу дополнительного обеспечения российских пенсионеров лекарствами. М. Зурабов также сообщил об успешной работе собственного ведомства: за четыре последних года номинальные российские пенсии в среднем выросли в 3,3 раза, а реальные (с учетом инфляции) - в 1,8 раза. Это потребовало увеличения затрат на выплату пенсий с 4,5% до 6% ВВП, сообщает "Коммерсантъ-СПб". Вместе с тем, Пенсионный фонд России выделит средства на реконструкцию и ремонт своих петербургских отделений. По словам В. Матвиенко, это связано с плохим оснащением и оборудованием петербургских отделений фонда. Об этом сообщает "Деловой Петербург".

Депутат ЗакСа Алексей Белоусов, инициировавший принятие законопроекта "О защите прав дольщиков по договорам долевого участия в строительстве зданий, строений и сооружений", считает, что в настоящее время застройщикам часто не хватает денежных средств, достаточных для строительства целого жилого здания. В связи с "множеством предпринимательских рисков" часть привлекаемых на застройку денег теряется, поэтому фирмы зачастую вынуждены продавать права на один и тот же объект нескольким физическим или юридическим лицам. Депутат хочет эту ситуацию изменить, защитив права дольщиков Реестром, в котором должны регистрироваться договоры долевого участия, а также все соглашения сторон. Мнения по этому документу разделились: сотрудники Юридического управления городского парламента обвинили депутата в том, что тот взял на себя полномочия федеральной власти. Застройщики обиделись, заявив, что "всякая уважающая себя фирма и так ведет реестр сделок с дольщиками". Свою точку зрения на страницах "Делового Петербурга" высказал заместитель председателя КУГИ Алексей Чичканов. "Проблема защиты прав дольщиков может быть решена путем применения механизма добровольного имущественного страхования, - считает он. - Граждане-дольщики, заключая договоры с инвесторами, имеют возможность добровольно застраховать риск ненадлежащего исполнения застройщиком своих обязательств, что позволит им получить свои деньги назад".

Вчера правительство Санкт-Петербурга постановило провести летом во всех городских школах единый государственный экзамен по русскому языку. Его придется сдавать выпускникам 11-х классов, а результат тестирования будет учитываться вузами Северной столицы при зачислении абитуриентов. Таким образом губернатор Валентина Матвиенко поддержала общероссийский эксперимент, за который ратовала, еще будучи вице-премьером, сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Попытка Октябрьской железной дороги (ОЖД) составить конкуренцию авиаперевозчикам закончилась неудачей. На прошлой неделе ОЖД сняла с линии Санкт-Петербург - Москва утренний поезд "Невский экспресс". Его отменили из-за недостатка пассажиров, готовых платить за комфорт и скорость по тарифам, сопоставимым с авиационными. Компания рассчитывала, что именно утренний поезд, позволяющий оказаться в центре столицы уже в 11 часов утра, будет наиболее востребован пассажирами. Расписания остальных экспрессов были построены так, чтобы пассажир вечером того же дня мог вернуться обратно на ЭР-200. Однако расчеты железнодорожников не оправдались: после изменения расписания загрузка стала "практически нулевой", в связи с чем на прошлой неделе состав сняли с линии. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

На прошлой неделе крупнейшие петербургские банки подвели итоги работы на рынке пластиковых карт. Лидером по-прежнему является Северо-Западный Сбербанк, увеличивший по итогам года объем "пластика" более чем на 35%, - на 1 января 2004 года банк выпустил 1,2 млн. карт. "Серебряным призером" стало ОАО "Промышленно-строительный банк" (ПСБ), которому в прошлом году удалось эмитировать 140 тыс. карт и довести их общее число до 610 тыс. На третьем месте - ЗАО "Балтийский банк", повысившее за год число эмитированных карт на 36%, до 512 тыс. Во многом ростом числа платежных карт банки обязаны регионам: по данным экспертов Балтийского банка, на долю региональных клиентов банков приходится более половины пластиковых карт, выпущенных в прошлом году. Об этом сообщает "Коммерсантъ-СПб".

Петербургский филиал ЗАО "ДельтаБанк" объявил о начале экспансии на рынок потребительского кредитования. За 2 месяца филиал выдал кредитов на сумму свыше 500 тыс. долларов и до конца года планирует выдать 15 млн. долларов. Участники потребительского рынка весьма скептически относятся к широкомасштабным планам банка. Рынок уплотнен потребительским кредитованием, и выдача кредита без обеспечения - весьма рискованное занятие, напоминают они. В конкурентной борьбе за клиента оформление кредитных карт проигрывает перед разнообразными бонусными программами банков, которые выдают кредит напрямую под определенный товар. Об этом сообщает "Деловой Петербург".