Делегации парламентов Молдавии и Гагаузии совершили совместную ознакомительную поездку в Уэльс (Великобритания) для изучения опыта разрешения проблем между центральными властями Великобритании и властями автономного образования Уэльс. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе гагаузского парламента, поездка была организована финской организацией (Crisis Management Initiative) CMI, а идея проекта заключается в том, чтобы изучить и использовать опыт Уэльса во взаимодействии Гагаузии с центральными властями Молдавии.

Как сообщили в гагаузском парламенте, делегацию Гагаузии особенно заинтересовали следующие достижения Уэльса:

1. В автономии созданы все условия для функционирования двух языков: валлийского и английского.

2. Полномочия провинции могут быть изменены только на основании принципа «взаимного согласия сторон», разработанного органами власти Великобритании и Уэльса.

3. Четко определены полномочия автономии — Уэльс имеет право первичного законодательства, в областях: образования, здравоохранения, развития территорий.

4. Все законодательные споры между автономией и центром разрешаются Верховным судом Великобритании.

5. Для создания постоянного механизма коммуникации и доверия в правительстве Великобритании функционирует министерство по делам Уэльса, а в парламенте страны — Комитет по делам Уэльса. Кроме того, не менее двух раз в год организуются встречи на уровне профильных министерств центрального и региональных правительств.

6. Великобританией создан справедливый механизм распределения публичных финансов для Уэльса — формула Барнетта, согласно которой бюджет Уэльса получает финансирование от центрального правительства, пропорционально доле населения, в том числе и на осуществление инвестиций.

7. Национальная ассамблея Уэльса является профессиональной платформой деятельности для депутатов.

По результатам поездки совместная комиссия пришла к выводу, что «опыт Уэльса является полезным и самое главное актуальным для улучшения системы взаимодействия между органами власти Республики Молдова и АТО Гагаузия». По результатам поездки, членами комиссии будет инициирована программа действий, которая будет предложена в качестве платформы для обсуждения официальной рабочей группы парламентов Молдавии и Гагаузии.

Ранее в рамках того же проекта гагаузские и молдавские депутаты посетили Южный Тироль (Италия), где также знакомились с опытом функционирования автономии и ее взаимодействия с центральными властями.

Справка ИА REGNUM :

19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР была провозглашена Гагаузская Республика, в то время как «Республика Молдова» появилась только 27 августа 1991 года. Власти Молдавии попытались силой подавить гагаузское движение за национальную независимость и направили в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии в сопровождении отрядов милиции. «Поход на Гагаузию» возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк — один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики.

Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения молдавского Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а все чаще и сам статус автономно-территориального образования, который Кишинев стремится понизить до уровня «обычного молдавского района».