Вопрос русского образования в Эстонии был изначально политизирован, когда в 1993 году было принято решение об эстонизации русских школ. Об этом ИА REGNUM сегодня, 17 марта, сообщили в НКО «Русская школа Эстонии» (РШЭ) со ссылкой на руководителя организации, юриста Мстислава Русакова.

По его мнению, «данное решение не было продиктовано педагогическими соображениями, а было чисто политическим решением». Этим решением спустя 20-летие руководствуются суды и правительство Эстонии, разрешая любые спорные ситуации по теме. «На наш взгляд, это решение неправильное. Исторически сложилось так, что здесь есть две основные общины — эстонская и русская. И если русские составляют треть населения республики, то вполне логично, что есть учебные заведения на русском языке», — убежден Русаков.

Глава НКО «Русская школа Эстонии» не согласился с тем, что ситуация упущена и «поздно что-либо менять». Он напомнил, что в год образования НКО «Русская школа Эстонии» в 2009 году было восприятие со стороны русского населения, что этот вопрос уже решен, то есть эстонизация русских школ неизбежна, и надо постараться приспособиться к этой ситуации. Обсуждения данной темы были вытеснены на кухни: «Эти вопросы обсуждались только на кухнях. Если посмотреть программы политических партий на тот момент, то ни в одной программе проблема русских школ не фигурировала». Теперь же ситуация поменялась кардинально, убежден он.

Так, проблемой заинтересовались две парламентские партии, в чьих программах в той или иной форме говорится о том, что русское образование необходимо сохранять и та реформа, которая сейчас происходит в Эстонии, не является правильной. Кроме того, прежняя установка властей и СМИ о том, что «сами русские родители хотят, чтобы русские школы стали эстонскими, как минимум на гимназическом уровне» не выдержала проверки реальностью: «Благодаря нашей организации стало понятно, что желания родителей здесь нет. Они не хотят, чтобы их дети учились в гимназиях на эстонском языке. В частности, это доказывают те 36 тысяч подписей, которые нам удалось собрать в поддержку сохранения образования на русском языке».

Благодаря защитникам русского языка, считает Русаков, проблема вышла на международный уровень, попав в рекомендации международных организаций — ОБСЕ, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации. «Решение от 1993 года устарело. Его надо менять или корректировать», — убежден глава НКО «Русская школа Эстонии».

Как сообщало ИА REGNUM ранее, противники одностороннего перехода русских гимназий на эстонский язык обучения (60% предметов должны вестись на эстонском языке) отмечают, что эстонский язык и эстонская литература преподаются в русских гимназиях в самом большом объеме всех учебных программ — почти 1500 часов в год. Однако итоговые экзамены показывают низкий уровень знаний эстонского языка русскими учениками. Филологи указывают, что проблема состоит не в количестве преподаваемых на эстонском языке предметов (чего добивается данная реформа), а в качестве самого преподавания эстонского языка: его преподают не как иностранный язык по специальным методикам, а как эстонский язык как родной для иноязычных учеников, что делает невозможным его адекватное усвоение. К тому же, преподавание на эстонском языке русским детям точных наук (математика, физика, химия) приводит к низкой усвояемости этих предметов и как следствие к снижению конкурентоспособности выпускников русских гимназий Эстонии перед эстонскими сверстниками.

Читайте также: Министр образования Эстонии: Никто не хочет выдавить русский язык