Дело о хищении картин в Астраханской картинной галерее им. Кустодиева: новые детали

Астрахань, 27 января 2004, 13:58 — REGNUM  В последнее время в Астрахани циркулировали слухи, что следствие по факту хищения в картинной галерее закончилось и дело передали в суд. Газета "Горожанин" обратился в облпрокуратуру с просьбой подтвердить или опровергнуть данную информацию и получил следующий ответ:

Картинная галерея им. Кустодиева, о которой в августе прошлого года сообщили все СМИ, включая центральные, до сих пор в поле зрения следствия. В конце января должны быть готовы результаты комплексной судебной экспертизы картин "Восход" Ивана Айвазовского и "Оттепель" Алексея Саврасова - ведь их подлинность вызвала сомнения.

Стоит напомнить, что в августе 2003-го сотрудники УБЭП получили информацию о хищении. В результате было возбуждено уголовное дело в отношении руководящих сотрудников галереи и реставратора.

Сначала руководство любыми способами пыталось доказать, что картины являются оригиналами, сообщило РИА "Аверс". А когда в сентябре "Восход" признали фальсификатом низкого качества, в прессе стала появляться информация работников музея о подмене произведений представителями правоохранительных структур. Следует отметить, что экспертизу проводили в Русском музее Санкт-Петербурга. В заключении написали, что картина "Восход" "является фальсификацией невысокого профессионального уровня,... исследуемое полотно реставрации не подвергалось". Далее возникла новая версия подозреваемых: картина, возможно, прибыла в таком виде из центра им. Грабаря в 1964 году, где находилась на реставрации. Эксперты пришли к выводу: "произведение, побывавшее на реставрации в ВХНРЦ им. Грабаря, и исследуемая работа - две разные картины". Полотно является грубой подделкой, копией картины Айвазовского "Восход", датируется не ранее, чем последней четвертью XX в., музейной и художественной ценности не имеет. Касательно же "Оттепели" специалисты оказались единодушны в том, что произведение "непрофессионально отреставрировано".

В ходе следствия допросили множество свидетелей. Сами сотрудники галереи рассказывали, что были шокированы вернувшимися после реставрации работами.

Нужно также отметить: во время следствия галерею неожиданно закрыли на ремонт. Работники музея связывали его с весенним потопом и, как следствие, необходимостью замены системы отопления и косметического ремонта. К счастью, сотрудники УБЭП успели обнаружить недостачу гравюры "Голова старика" неизвестного автора. Руководство пояснило, что бумага с рисунком растворилась в воде во время потопа.

А вот представителям Министерства культуры повезло меньше. Они приехали в начале октября и провести инвентаризацию по причине ремонта не смогли. Несмотря на то, что московские специалисты не имели возможности сделать проверку полностью, они пришли в ужас от увиденного. Из заключения комиссии следовало, что в галерее хранят художественные ценности с нарушением норм и правил, предусмотренных действующей инструкцией для государственных музеев. А хранитель музея, проработавшая там 10 лет, объяснила проверяющим, что ознакомилась с утвержденной в 1980-х инструкцией только в 2002 году.

В ходе следственных действий выяснилось, что бесценные шедевры выносили из музея без всякого учета. Мастерская картинной галереи оказалась не приспособленной для восстановительных мероприятий, поэтому реставратор, которая работала по совместительству, забирала полотна в краеведческий музей, штатным сотрудником которого являлась. Кроме того, во время обыска, проведенного в ее доме, в подвальном помещении была обнаружена картина "Портрет купца Ветлугина" кисти неизвестного художника, якобы взятая на реставрацию из краеведческого. В мастерской также нашли иконы и другие художественные предметы, не принадлежащие ни одному из музеев. Не называя заказчиков, реставратор заявила, что это - дополнительный приработок.

В декабре прокуратура обратилась в суд с ходатайством об отстранении подозреваемых от должностей, однако суд не удовлетворил его, и они по-прежнему, продолжают трудиться в галерее.

Следствие длится пять месяцев. Пока виновных в этом громком деле нет. Тем не менее, оригинал Айвазовского исчез бесследно, а "Оттепель" Саврасова была испорчена и ныне не представляет художественной ценности.

В настоящее время обе картины находятся в Третьяковской галерее, где группа в составе 10 специалистов, приглашенных из наиболее известных музеев России, изучает представленные на комплексную экспертизу работы. По ее окончании многое прояснится: комиссия должна ответить на 25 вопросов, поставленных органами предварительного следствия, а также подозреваемыми. Возможно, мы все-таки узнаем, руке какого "мастера" принадлежит подделка "Восхода" и какова точная стоимость авторских художественных полотен, находившихся в картинной галерее до реставрации", сообщила пресс-служба прокуратуры области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.