— Какова ваша задача на Красноярском экономическом форуме?

— У меня здесь две задачи. Первая — большое мероприятие под председательством полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе Николая Рогожкина. Оно посвящено обсуждению вопросов развития регионов Сибирского федерального округа, и моя задача рассказать о том, какие проблемы есть в городах СФО, и что мы будем делать в ближайший год и, в перспективе, в 2017 году.

— Раньше озвучивалось такое мнение, что моногорода могут быть закрыты, переселены…

— Нет, переселять моногорода не планировалось. Конечно, существуют города, которые в отдаленной перспективе перестанут существовать — это города, в которых закончились полезные ископаемые, откуда люди уезжают. Через 10−20 лет этих населенных пунктов (городами их называть уже нельзя) вероятно не будет. Но о переселении речи не идет. Наша задача заключается в том, чтобы на любой площадке моногорода, пусть даже с населением 1,5 тысячи или 5 тысяч, создать для людей возможность жить, работать — оставаться в этом городе. Проживание в каждом городе должно быть комфортным — вот наша задача. Нужно предложить людям создавать альтернативные рабочие места, чтобы эти города не умирали. Поэтому мысль о переселении осталась лишь мнением отдельных экспертов, которое озвучивалось 2−3 года назад.

— Каковы, на ваш взгляд, способы оживления моногородов, которые испытывают трудности в связи со сворачиванием градообразующих предприятий?

— Расскажу, как мы видим развитие территорий в 2016—2017 годах, ведь вас, наверняка, интересуют свежие меры. Просто есть меры, которые работают много лет, и мэры городов о них знают — это субсидии на строительство инженерной инфраструктуры, если рядом разворачивается новое производство. Наша дочерняя организация Фонд развития моногородов выделяет деньги бюджетам субъектов для того, чтобы софинансировать эти расходы с уровнем софинансирования 95%/5% — это очень хорошая мера, которая позволяет моногородам, которые находятся в сложном социально-экономическом положении, делать жизнь людей на этой территории достойной. То есть, когда сворачивается градообразующее предприятие, мы понимаем, что эти люди должны перейти на какое-то новое место работы. И наша задача заключается в том, чтобы за время закрытия производства создать новые площадки, которые будут ждать этих освободившихся рабочих.

— Какой вы видите модель расселения людей в России в ближайшей перспективе? Останется ли модель урбанизации той же, что и в ХХ веке, или нас ожидают изменения?

— Люди будут перемещаться туда, где им будут предложены лучшие условия. Мы понимаем, что наше население не сильно перемещается по стране. Люди не особенно стремятся к постоянным переездам, а ищут работу неподалеку от постоянного места жительства. К перемещению склонны люди молодого поколения — в возрасте от 18 до 25 лет. Потому что после 30, люди, как правило, оседают на одной территории и обладают уже низкой мобильностью. И на форуме мы будем обсуждать, как сделать различные территории привлекательными для жизни.

— Как этот вопрос выглядит применительно к моногородам?

— Возвращаясь к моногородам, я бы хотела сказать, что у многих слово «моногород» ассоциируется с депрессивным городом, в котором некомфортно, из которого все уезжают, в котором действует одно старое предприятие, которое вряд ли будет запущено в новом формате. Но это не так. Моногорода — очень разные. Есть моногорода, которые являются центром притяжения для соседних небольших территорий, и именно туда едет молодежь. Поэтому моногород — это не приговор, это не депрессивная территория.

— Могли бы вы привести примеры проектов для развития моногородов?

— В этом году мы запускаем новый проект по моногородам. Мы вывели для себя такую формулу: «Активный мэр — успешный город». Мы 5−6 лет занимаемся проблемой моногородов, и все это время формировалась цепочка мер поддержки. Сейчас помимо этих системных мер, исходящих из центра, мы видим новое перспективное направление работы с мэрами и с жителями этих моногородов для поиска оптимальных решений. В связи с этим, чтобы понять, какие есть проблемы в отдельных монотерриториях, с 1 марта мы создаем группу в сети «ВКонтакте». Еще не решили, как мы ее назовем, но это будет площадка для обмена лучшими практиками и опытом модернизации отдельных территорий, потому что проблемы у них схожие, независимо от того, к какой отрасли принадлежит градообразующее предприятие. Задача каждой из этих территорий — создать нечто новое, не зависящее от градообразующего предприятия.

Например, сейчас мы встречались с коллегой, который занимается лесной отраслью. Если лесная отрасль развивается, то территории хорошо, а если внешняя рыночная конъюнктура отрицательная, то эта зависимость от предприятия негативно сказывается на всем моногороде. Задача заключается в том, чтобы снизить риски. Например, дополнить лесную промышленность пищевым производством — то есть создать какую-то другую, альтернативную отрасль, не связанную с градообразующим предприятием. И вот на новой интернет-площадке мы планируем рассказывать, как можно найти новые идеи, чтобы это все можно было реализовать. Приведу такой пример: два города рядом, расстояние между ними 30 километров. У них примерно одинаковый муниципальный бюджет, похожий жизненный уклад. Но в одном городе — чисто, дороги отремонтированы, у людей спокойное настроение, они понимают, что о них заботятся, и сами проявляют инициативу по улучшению жизни в городе. А в соседнем городе приходится объезжать огромные ямы, мусор выбрасывается практически за забор. И это при том, что муниципалитеты одинаковые.

Все зависит от того, кто руководит, какую ответственность он на себя берет, и как он умеет работать с жителями. В первом городе мэр идет по улице и здоровается с жителями, называя многих из них по имени-отчеству, а во втором — глава перемещается исключительно на машине, объезжая эти дорожные ямы. Поэтому мы хотим в этом году поставить во главу угла не работу вместо мэра, а работу вместе с мэром. На площадке в соцсети мы хотим услышать жителей территорий, которые будут предлагать новые проекты, и мы обяжем их реализовывать вместе с мэром.

— Если говорить о молодежи, как о наиболее мобильной части населения, но зачастую центрами притяжения для нее становятся Москва и Санкт-Петербург из-за насыщенной культурной жизни этих городов. Что планируется делать в плане развития культуры и досуга в моногородах?

— Я абсолютно с вами согласна. Последние пять лет мы делали акцент на создании промышленных производств, обеспечивая доход каждой семьи, и это важно, это задача №1. Но задача №2 — это как раз то, о чем вы сказали — создание привлекательных условий для жизни молодежи, чтобы не хотелось уезжать в другой город. Так как сейчас с помощью новых технологий молодежь всего мира общается между собой, то, понятное дело, даже молодым людям из поселка городского типа с пятью тысячами населения хочется иметь примерно похожие условия с жителями крупного города, чтобы куда-то пойти вечером. Им хочется иметь те же блага и мероприятия, к которым имеет доступ молодежь в Москве. Я считаю, что это справедливо.

— Какие средства предусмотрены на реализацию программы поддержки моногородов?

— В 2015 году было выделено 4,5 млрд рублей, в 2016 — 7,2 млрд рублей. Также сейчас в плане модернизации отраслей (так называемый антикризисный план) только на 2016 год еще дополнительно предусмотрено 5,6 млрд рублей.

— Каковы механизмы работы с главами городов?

— Нам поручено до конца этого года подготовить 319 управляющих команд всех моногородов. От каждого города будет набрана команда в составе не менее пяти человек: замгубернатора, мэр, заммэра, директор либо замдиректора градообразующего предприятия и альтернативные инвесторы. Средства на обучение этих команд заложены в Фонде развития моногородов. В январе мы закончили обучение управленческих команд семи моногородов, которые прошли защиту на январской конференции. Конференция прошла с участием всех мэров и под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. И вот тогда мы получили задание о подготовке управленческих команд, над которым мы будем работать весь этот год и следующий. Подготовив эти команды, мы сможем из центра сделать многое не только для стабилизации ситуации в самих моногородах, но и для их успешного развития.

— Какова будет судьба проектов, которые команды моногородов защищают в ходе проекта?

— Это не какие-то абстрактные проекты, которые разрабатывались в чисто учебных целях, нет, все они будут реализованы. Смысл подготовки команд — не начитка каких-то теоретических опусов. Команда из 5−10 человек от региона приходит с собственными конкретными проектами, в процессе обучения они получают задание, уезжают домой, обсуждают проекты с населением, меняют их. То есть за время обучения к моменту защиты проекты развития моногородов будут доведены до высокой степени готовности.