Исполняющий обязанности мэра города Ярославля Алексей Малютин заявил о возможном расторжении муниципального контракта по содержанию объектов улично-дорожной сети (УДС) и искусственных сооружений города Ярославля в 2015—2017 годах с компанией «Ярдормост». Поводом для этого, по словам Малютина, стали накопившиеся претензии к подрядчику по качеству выполнения работ — безобразную уборку города этой зимой отмечают не только ярославцы, но и туристы, сравнивающие заснеженные и обледенелые улицы Ярославля с дорогами в других городах средней полосы России.

Однако, расторжение контракта вызывает массу вопросов.

Во-первых, «Ярдормост» является государственным предприятием и принадлежит правительству Ярославской области. То есть фактически свои претензии ярославская власть предъявляет региональной, обвиняя её в неспособности обеспечить необходимый уровень руководства крупнейшим отраслевым подрядчиком в ярославской области. Кроме содержания УДС Ярославля, компания «Ярдормост» осуществляет уборку более 6,5 тысяч километров дорог областного значения.

Во-вторых, расторжение контракта с «Ярдормостом» не отвечает на главный вопрос — как городские власти собираются изменить ситуацию? Череда аукционных скандалов и кадровая чехарда в мэрии Ярославля в последние годы не способствовала формированию опытной и профессиональной команды, способной решать коммунальные проблемы города. Понимая это, городские власти в 2015 году изменили предмет и срок муниципального контракта: подрядчик должен быть один и на 2,5 года (с июля 2015 по декабрь 2017 года). В свою очередь региональные власти объединили ресурсы нескольких специализированных предприятий в ГП «Ярдормост», которое и стало победителем аукциона на общую сумму в 1 млрд 151 млн рублей. При расторжении контракта мэрия города Ярославля столкнётся с проблемой отсутствия альтернативы: в регионе нет предприятия, обладающего достаточным объёмом технических ресурсов для содержания УДС города. В лучшем случае будет заключён контракт с очередным посредником между большим количеством тех же самых субподрядчиков. Измениться ли при этом качество их работы — вопрос риторический.

В-третьих, с расторжением муниципального контракта возникнет ситуация, при которой убирать ярославские дороги будет просто некому. Технически процедура расторжения не сложная, контракт будет считаться расторгнутым через 10 дней после получения подрядчиком официального уведомления. Однако действия мэрии могут быть оспорены, в том числе в судебном порядке, а исполнение своих обязательств по контракту подрядчик может прекратить с момента расторжения. Период заключения нового контракта в самом лучшем варианте займёт 1,5−2 месяца. Кто будет убирать город — непонятно. Муниципальные власти имеют право заключать без аукционных процедур договоры, не превышающие 100 тыс рублей. Но ежедневно на уборку города необходимо 1,3−1,4 млн! Мэрия в течении полутора месяцев будет заключать по 15 договоров в день? Сомнительно.

Примечателен ещё один момент. При расторжении контракта мэрия города Ярославля обязана направить в УФАС письмо об обязательном включении «Ярдормоста» в реестр недобросовестных подрядчиков, что автоматически лишит эту компанию возможности участвовать в любых госзакупках в дальнейшем.

Из всего этого, скорее всего следует, что в словах и.о. мэра Алексея Малютина больше имитации решительности, чем реальной угрозы. Озвученное намерение расторгнуть контракт в лучшем случае можно воспринимать, как посыл к региональному правительству — «Ваше предприятие? Вот и разберитесь!»

При этом можно констатировать факт — ярославские власти не в состоянии организовать качественную уборку города. А многочисленные озвученные и кулуарно обсуждаемые причины городского бездорожья — лишь доказательство этого.