На минувшей неделе в российских и европейских СМИ прошла информация о скандале по поводу предстоящего празднования 750-летия Калининграда-Кенигсберга. Поводом конфликта послужила состоявшаяся в Потсдаме "тайная" встреча немецких бизнесменов во главе с президентом земли Брандербург Гербертом Кноблихом, где тугие кошельки якобы решали, куда в Германии вкладывать деньги "на Кенигсберг". Будут ли немцы отмечать свой юбилей в стороне от российских властей? Насколько значима для ФРГ такая дата? С такими вопросами ИА REGNUM обратилось к вице-мэру Калининграда, курирующему международные отношения, Сильвии Гуровой.

Сильвия Сахидовна, так заграница нам поможет?

Полтора года назад мы коллегиально решили, что лучшим подарком Калининграду на 750-летие стали бы обновленные и восстановленные городские скверы. Замахиваться на реставрацию крупных архитектурных памятников, мы понимаем, это дорого, слишком масштабно и не в нашей компетенции, потому что большая часть этих достопримечательностей является федеральной собственностью. Управление архитектуры отобрало самые непрезентабельные скверы в городе, а мы обратились с инициативой к нашим городам-партнерам - не хотели ли бы поучаствовать в восстановлении этих скверов согласно вашим национальным культурным традициям. Чтобы в Калининграде появились скверы - польский, шведский, литовский, ирландский, испанский, датский, немецкий - с каким-то изюминками ландшафтной планировки, присущими только этим странам. У нас 22 города-побратима, пятнадцать из которых расположены в Европе. И результаты переговоров уже есть.

Привлекательно это, на мой взгляд, еще и тем, что мы разработали интересную финансовую схему для наших партнеров. Мы сразу сказали, что не будем аккумулировать финансовые средства. Не будем создавать никаких накопительных фондов под эту программу, не будем просить - дайте нам денег на празднования 750-летия. Мы предложили старую советскую систему - возьмите шефство над объектом. Мэрия Калининграда предоставила городам-партнерам информацию о скверах на электронных носителях, и теперь сами иностранные коллеги озадачились процессом. Наша архитектура дает только рамочные условия - хотим, чтобы в сквере было освещение, тротуарная плитка, скамейки, а все остальное готовит шеф. Финальный проект направляется в Калининград на общественный совет по празднованию юбилея. После одобрения начинается реальная работа, которую делают непосредственно сами шефы. На сегодняшний день из 15 парков и скверов 10 уже имеют своих партнеров. Например, немецкий город Бременхафен всерьез подумывает, как в своем парке создать мотивы бременских музыкантов. А датский город Одензее - родина Ганса Христиана Андерсена - готов украсить одно из городских озер скульптурой гадкого утенка. Очень активно работают польские коллеги-муниципалы. Они выбрали сквер на улице Богдана Хмельницкого, которые раньше так и носил название советско-польской дружбы. Примечательно, что эту работу поддерживают дипломаты. В частности, генеральные консулы Польши, Литвы и Швеции в Калининграде Ярослав Чубински, Витаутас Жалис и Эрик Хаммершельд лично координируют работу со своими муниципалами. Для нас это косвенно означает, что сами государства одобряют наши начинания.

В прессе писали, что в Потсдаме собрались немецкие бизнесмены, чтобы обсудить варианты участия в праздновании дня города. Известны вам подробности встречи?

На самом деле, нам удалось избежать "немецкого" скандала. Когда мы договаривались о сотрудничестве с немецкими муниципалитетами, то прекрасно понимали, что у них возникнут вопрос - откуда брать деньги? Поэтому в течение последнего года мы вели переписку со всеми немецкими фондами. В результате 9 фондов изъявили желание поддержать программу празднование юбилея. Это частные фонды и различные благотворительные организации - Marion Doenhoff Stiftung, Stiftung Koenigsberg, Deutsche Stiftung Denkmalschutz, Deutsche-Russisches Forum, Carl Duisberg Gesellschaft, Nordelbische Evangelische-Lutherische Kirche, Deutsches Institut fur Internationale Politik und Sicherheit, Friedrich Naumann Stiftung, Prof. Dr. Werner Petersen Stiftung. В частности, фонд графини Марии Дюнхофф (Marion Doenhoff Stiftung) был создан уроженкой Кенигсберга, которая на свои деньги вернула на родину скульптуру философа Иммануила Канта. Фонд "Кенигсберг" образовали бывшие жители Восточной Пруссии. Из этих источников немецкие партнеры могут в настоящее время брать деньги для облагораживания нашего города.

Но одновременно мы узнали, что президент земли Брандербург господин Герберт Кноблих выступил с инициативой собрать у себя в Потсдаме всех заинтересованных соотечественников, кто хотел бы поучаствовать в праздновании юбилея Кенигсберга.

Это хорошо?

Палка о двух концах. Институты, куда обратился господин Кноблих, одни и те же. Те же немецкие бизнесмены, те же немецкие фонды, с которыми мы уже фактически ведем работу. И получилось так, что одни и те же игроки оказались в растерянности. То ли им бежать к российским властям-юбилярам, то ли к немецким, которые ближе и роднее. Поэтому, когда мы узнали об этой истории, то сразу подготовили господину Кноблиху письмо: "От имени всех жителей Калининграда позвольте сердечно поблагодарить Вас за готовность к сотрудничеству в подготовке к празднованию юбилея города. Позвольте Вас также проинформировать, что постановлением мэра Юрия Савенко в Калининграде создан общественный совет по проведению празднования. Мы глубоко убеждены, что в подготовке празднования столь значительного для нас события могут и должны участвовать все организации и частные лица, но успех возможен только в случае четкой координации всех партнеров. Позвольте выразить надежду, что в дальнейшем мэрия Калининграда и общественный совет будет иметь подробную информацию о Ваших несомненно полезных усилиях и действиях". И отдельным письмом проинформировали, что "свою" немецкую встречу мы проводим в Ростоке. По-моему, все предельно ясно. Мы признательны за готовность к сотрудничеству, но при этом мы хотим координировать это дело. Потому что, я не знаю, о чем может говорить господин Кноблих, собрав немецких бизнесменов. Он же не знает, как мы будем праздновать. Это же юбилей нашего города!

В итоге господин Кноблих очень хорошо отреагировал и тут же прислал письмо, смысл которого сводится к тому: "Поймите нас правильно, мы просто хотели объединить германские усилия для пользы Калининграда". А отдельным факсом сообщил, что "мы будем просто счастливы, что госпожа Гурова, возвращаясь из Ростока, посетит Потсдам и пусть это будет суббота 31 января, я готов принять ее". Поэтому считаю, что конфликт исчерпан. Даже не конфликт, а нестыковка. Она, на мой взгляд, достойно разрешена для всех стран. Я надеюсь, что во время встречи с господином Кноблихом, мне удастся договориться о том, что все действия немцев будут направлены на то, чтобы было хорошо Калининграду. 30 января я еду в Росток, чтобы встретиться с немецкими городами-партнерами. Если нам удалось достаточно легко собрать литовских партнеров в Калининграде, то немцев привезти сюда за короткий промежуток сложно. Связано это в первую очередь с визами и транспортными расходами. Поэтому мы решили собрать их в Германии. В Ростоке состоится встреча с представителями 5 городов-партнеров также в ранге вице-мэров, мы будем конкретно решать, какие скверы возьмут на себя немцы. А на встрече с Кноблихом мы предложим реставрировать большие объекты - архитектурные памятники.

Немцы будут праздновать юбилей Калининграда или Кенигсберга?

У города есть германская страница истории, куда от этого деваться. Но давайте отделим зерна от плевел. Кого вы подразумеваете под словом "немцы"? Есть, например, в ФРГ город Дуйсбург, где проживает очень много жителей Восточной Пруссии и Кенигсберга. Наверняка, они будут праздновать юбилей своего города и захотят приехать сюда.

Насколько значим для ФРГ такой юбилей?

Интерес к 750-летию города оправдан, но в рамках разумного. 750 лет - это много, но с другой стороны не надо преувеличивать. Почему Германия должна уделять особое внимание этому юбилею? У них у самих есть масса городов с тысячелетней историей. С другой стороны, в феврале в Калининград на 200-летие со дня смерти философа Канта едет глава МИД ФРГ Йошка Фишер. Это понятно, потому что Кант - это гордость Германии. Возможно, и здесь будет проявлен серьезный интерес к нашему юбилею. Ведь Кенигсберг занимал особое место в немецкой истории и истории Европы, как культурный, торговый, туристический город.

Хочу сразу подчеркнуть, что немецкое федеральное правительство пока вообще не получило сигнала от наших федералов о праздновании 750-летия Калининграда.

Ожидается ли наплыв немецких туристов в 2005 году?

Сложно спрогнозировать, но по крайней мере турфирмы готовы принять гостей из Германии. Есть инфраструктура, достаточное количество гостиниц хорошего класса. Вы не забывайте, что на сегодня каждый иностранный турист в казну города в среднем приносит 50 евро в день. Это выгодно городской казне.

Определены ли источники финансирования юбилея города? Сколько денег планируется потратить на юбилей?

С зарубежными источниками, как я сказала выше, мы определились. Что касается иных расходов, то поступим так. Ежегодно на День города мы создаем специальный фонд для наших бизнесменов. Как правило на такие праздники мы не берем ни копейки из бюджета. Тоже самое мы планируем сделать и в юбилейный год. Из бюджета на чисто праздничные мероприятия тратится ничего не будет. Кроме этого, мы рассчитываем, что будет финансирование из федерального, регионального бюджетов.

Можно ли ожидать во время кульминации праздника приезд Президента России?

Не ко мне вопрос, но мое мнение таково - этот праздник очень удачный момент, чтобы обсудить массу вопросов с сопредельными государствами и хороший повод продемонстрировать готовность России к сотрудничеству с Евросоюзом. По крайней мере, президентов Литвы и Польши надо обязательно пригласить.