Пересечение интересов. Начнется ли новый этап приднестровского урегулирования? Оппозиция не может договориться. Всемирный банк обнадежил. Лей восстанавливается после обвала. Среднюю заработную плату в Молдове планируется поднять до $100. Сферу госмонополий предлагается расширить. В Молдове будет народный капитализм. В Молдове пьют вдвое больше нормы.

Пересечение интересов

Европейский союз готов оказывать политическую поддержку и техническую помощь в организации совместного контроля на приднестровском участке государственной молдавско-украинской границы. Об этом было заявлено на втором трехстороннем заседании Молдавия - ЕС - Украина по вопросам молдавско-украинской границы, которое прошло в Брюсселе. На заседании был представлен ряд проектов по поддержке молдавских таможенников и пограничников. Рассматривались перспективы обеспечения большей безопасности границы между двумя государствами, пишет газета "Время". Стороны приняли решение о скорейшем применении на практике пяти протоколов, подписанных между Молдавией и Украиной 12 января 2004 года, с целью осуществления общего контроля в пунктах перехода границы. Речь идет о создании первых пяти совместных молдавско-украинских пропускных пунктов контроля на границе.

Молдавская сторона выступает за установление совместного погранично-таможенного контроля на всем протяжении совместной границы, включая ее приднестровский участок. Это позволит снизить уровень контрабанды, за счет которой, по мнению официального Кишинева, держится тираспольская администрация. Предложение Молдовы получило поддержку со стороны как европейских организаций, так и США.

Ранее, напоминает "Время", представители ЕС и США выразили обеспокоенность по поводу открытости молдавско-украинской границы на приднестровском участке и наличия значительного арсенала оружия, сконцентрированного в восточном регионе Молдовы. Приграничные проблемы между Молдовой и Украиной были частично решены во время визита президента Украины Леонида Кучмы в Кишинев в ноябре 2003 года. Тогда было принято решение об установлении первых пяти совместных таможенных постов в целях борьбы с незаконным транзитом мигрантов. Создание этих постов было оговорено еще в 2000 году, так как они располагаются не на приднестровском участке границы. Президент Молдовы Владимир Воронин предложил привлечь Евросоюз к этой деятельности. Европейский союз подтвердил крайнюю заинтересованность Европы в укреплении восточной границы Молдовы, к которой значительно приблизятся границы ЕС после ожидаемого вступления Румынии в ЕС в 2007 году.

США также заверили Молдову в намерении продолжать оказание ей помощи. Как отмечалось на завершившемся в Вашингтоне заседании молдавско-американского комитета по экономическому сотрудничеству и инвестициям, помощь будет оказываться в восстановлении территориальной целостности республики, информирует "ИНФОТАГ". Америка поддержит Молдову в осуществлении постприватизационных процессов в сельском хозяйстве, в борьбе с коррупцией и торговлей людьми, а также в усилении контроля на государственных границах.

По данным агентства, американская сторона положительно оценила достижения республики на пути региональной интеграции и в борьбе с торговлей людьми. Одобрены меры Национального банка Молдовы, направленные на повышение эффективности проектов финансово-технической помощи. Приветствуя стремление Молдовы интегрироваться в Европейский союз, делегация США предложила принять меры для достижения долгосрочного экономического роста, привлечения иностранных инвестиций, улучшения делового климата и активизации борьбы с коррупцией. Участники заседания отметили, что возобновление связей Молдовы с международными финансовыми учреждениями, прежде всего с Международным валютным фондом (МВФ) и Всемирным банком (ВБ), станет свидетельством повышения кредитоспособности Молдовы в глазах международных инвесторов, кредиторов и доноров.

В Страсбурге на прошлой неделе также обсуждались вопросы, касающиеся Молдовы. Как сообщает агентство МОЛДПРЕС, на последнем заседании Кабинет министров Совета Европы (КМСЕ) был отмечен прогресс Республики Молдова в процессе приведения национального законодательства в соответствие с европейскими стандартами и эффективное использование рекомендаций экспертов СЕ в этом плане. Говоря об упущениях сотрудничества в юридической области, европейские чиновники обратили внимание на необходимость оперативного информирования Страсбурга об уровне выполнения рекомендаций СЕ по принятию некоторых законов или внесению изменений в существующее законодательство.

КМСЕ считает, что главным препятствием в экономическом развитии Молдовы является приднестровский конфликт. Дипломаты Совета Европы поддержали предложение Европейского парламента об открытии рынков ЕС для молдавской продукции. Они приветствовали рекомендацию европарламентариев относительно кредитов для поддержания платежного баланса Молдовы. КМСЕ подтвердил поддержку инициативы молдавских властей по введению в учебных заведениях курса интегрированной истории. Вместе с тем европейские чиновники выразили озабоченность агрессивной националистической реакцией некоторых политических сил и общественно-политических организаций на эту инициативу. В частности, они выразили недовольство попытками запугивания преподавателей, участвующих в эксперименте по преподаванию курса интегрированной истории. В контексте СЕ призвал руководство республики продолжить начатый проект, передает МОЛДПРЕС.

На этой же неделе президент Молдовы Владимир Воронин выступил перед дипломатическим корпусом, аккредитованным в Кишиневе. Как сообщает БАСА-пресс, глава государства заверил от имени молдавского руководства, что "наша страна приложит все усилия, чтобы обеспечить соответствие основным критериям Европейского союза, поэтапное внедрение его политики, гармонизацию национального законодательства и внутренних стандартов с европейскими стандартами". "Сегодня, спустя год после принятия курса на европейскую интеграцию, мы с удовлетворением констатируем, что это политическое решение является верным и своевременным. Правильность этого стратегического выбора нынешней власти доказывают достигнутые нами успехи, позволившие стабилизировать в последнее время экономическое развитие Республики Молдова", - сказал Воронин.

Глава молдавского государства отметил "постоянный рост внутреннего валового продукта, положительное развитие макроэкономических показателей на протяжении последних трех лет, переориентацию инвестиционных потоков на создание основного капитала, возрождение промышленного сектора и сферы услуг". Достигнутые успехи, отметил президент, "положительно повлияли и на социальную сферу: возросла номинальная зарплата населения, индексированы пенсии, внедрена система обязательного медицинского страхования". "Мы прекрасно понимаем, что наметившиеся положительные тенденции - это только начало экономического возрождения нашего государства и что все общество должно будет приложить огромные совместные усилия для реализации важных структурных реформ, что позволит Республике Молдова присоединиться к великой европейской семье", - подчеркнул Воронин.

"Особую уверенность в правильности европейского выбора, сделанного руководством страны, дает нам мощная поддержка, которую оказывают этому выбору граждане Республики Молдова. Недавно в ходе социологического опроса 70% респондентов высказались в пользу этого курса", - сказал Воронин и подчеркнул при этом, что мероприятия по задействованию на национальном уровне процесса европейской интеграции, начатые в 2003 году, будут продолжаться в нынешнем году еще интенсивней. "В настоящее время национальные учреждения усиленно изучают опыт других государств по европейской интеграции и трудятся над разработкой Индивидуального плана действий Республика Молдова - Европейский Союз на 2004-2006 годы. Я уверен, что его выполнение еще более приблизит нашу страну к этой европейской организации и что его реализация зависит только и только от нас, от нашей способности осуществить необходимые реформы согласно требованиям Европейского Союза. В то же время мы во многом рассчитываем и на помощь государств, имеющих богатый опыт в области интеграции в европейские структуры. Такую помощь, к слову, на протяжении прошлого года нам бескорыстно предлагали многие европейские лидеры во время встреч с ними. В этом контексте хочу подтвердить приглашение Европейскому союзу открыть свое представительство в Республике Молдова, которое может оказать нам большую помощь, необходимую для реализации присоединения к европейским стандартам", - сказал молдавский президент.

Владимир Воронин высоко оценил "позитивную динамику" отношений Республики Молдова с международными региональными организациями, "в особенности Советом Европы, кульминацией которых стало председательство Республики Молдова в Комитете министров". Говоря о внешнеполитических приоритетах, президент сказал: "Мы сделаем ставку на дальнейшее углубление стратегических отношений с Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией, которые остаются важнейшими политическими и экономическими партнерами Республики Молдова. Мы намерены также поднять уровень наших политических и экономических отношений с Францией, Германией и Великобританией, рассчитывая на их поддержку в наших европейских устремлениях. Продолжится укрепление двусторонних отношений с Грецией, Болгарией, Хорватией, Венгрией и Македонией. Чтобы разнообразить географию наших двусторонних отношений, намечены официальные визиты в ряд европейских государств, в том числе Австрию, Словению, Чехию, Португалию. Большие надежды возлагаем также на интенсификацию отношений с Италией, Ирландией, Швейцарией, Финляндией, Испанией и Турцией. Нашим интересам отвечает также дальнейшее развитие взаимовыгодных связей с Украиной и Беларусью".

"Продолжая идею развития конструктивных соседских отношений, мы, к сожалению, не можем не отметить достаточно деструктивный характер отношений Республики Молдова с Румынией. Однако, я уверен, что отмеченный уровень недоверия носит временный характер и что подписание базового политического Договора о дружбе и сотрудничестве послужит фундаментом, на основе которого Республика Молдова и Румыния будут строить свои отношения в 21 веке. Мы бы хотели установить и более тесные контакты с Литвой, Латвией, Эстонией, с кавказскими и среднеазиатскими государствами. Я твердо убежден, что динамизация этих контактов будет способствовать достижению нашей общей цели - строительства стабильной, единой и мирной Европы", -подчеркнул молдавский президент, выступая перед иностранными дипломатами.

Начнется ли новый этап приднестровского урегулирования?

Тирасполь не исключает возможности проведения первой рабочей встречи экспертов по приднестровской проблеме в пятистороннем формате в середине февраля. Этот прогноз сделал в пятницу министр иностранных дел непризнанной Приднестровской республики Валерий Лицкай. Как напоминает БАСА-пресс, в пятистороннем формате участники переговорного процесса не встречались с ноября прошлого года. Эта пауза произошла после отказа президента Республики Молдова Владимира Воронина подписать российский план приднестровского урегулирования, известный как Меморандум Козака.

По словам Лицкая, намеченная на 26-27 января в Софии встреча посредников вселяет надежды на то, что после длительной, но, очевидно, необходимой паузы переговорный процесс возобновится как на трехстороннем уровне - Россия-Украина-ОБСЕ, так и в пятистороннем формате, с участием представителей Кишинева и Тирасполя. Лицкай подверг критике попытки молдавских экспертов соединить текст российского меморандума с предложениями и рекомендациями, разработанными ранее посредниками. Такие попытки он назвал неуклюжими и даже неграмотными, заявив, что простое соединение положений этих концептуально разных документов, как и компилятивный подход к ним, не выдерживает никакой критики. По словам Лицкая, приднестровские эксперты имеют свой вариант документа, предлагающего разграничивать полномочия между Кишиневом и Тирасполем на равносубъектной основе, сообщает БАСА-пресс.

Другой приднестровский чиновник, председатель комитета по вопросам безопасности и обороны Верховного совета Приднестровья Владимир Боднар, заявил, что "в ближайшее время серьезного прорыва в молдавско-приднестровском урегулировании ожидать не стоит". Бондар, которого цитирует "Ольвия-пресс", отметил, что после срыва подписания меморандума ситуация в переговорном процессе изменилась коренным образом. Отказ президента Молдовы от уже парафированного документа отбросил переговорный процесс "к нулевой точке".

Вместе с тем Владимир Боднар подчеркнул необходимость сохранения существующего формата переговоров, а также формата миротворческой операции. "Любые попытки нарушить установившееся равновесие могут привести к возобновлению военных действий", - сказал приднестровский депутат. Наиболее реальным шагом, который способен нормализовать взаимоотношения Молдовы и Приднестровья, он назвал официальное признание Приднестровской Молдавской Республики, а затем создание с Молдовой конфедеративного государства.

Тирасполь также сомневается в эффективности ОБСЕ как посредника в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию. Напомнив, что существует множество фактов, подтверждающих, что ОБСЕ далеко не беспристрастный посредник в переговорном процессе между ПМР и РМ, тираспольские аналитики отмечают, что ОБСЕ, изначально предназначенная для обеспечения стабильности, организации сотрудничества и безопасности в Европе, в последние годы является послушным орудием в руках США, при помощи которого Вашингтон реализует в Европе свою политику и стратегические планы. "Ольвия-пресс" цитирует председателя Комитета по международным делам Совета Федерации РФ Михаила Маргелова, который считает, что "ОБСЕ, создававшаяся как инструмент улучшения отношений между Западом и Востоком, давно стала инструментом их ухудшения". По мнению российского сенатора, организатора утратила свой прежний авторитет. Она вытеснена отовсюду более весомыми конкурентами, такими как ООН или Совет Европы, и чувствует себя "в своем амплуа" только на постсоветском пространстве. Михаил Маргелов считает, что ОБСЕ сегодня представляет собой "реальную угрозу для безопасности и сотрудничества в Европе". Такой вывод, отмечает "Ольвия-пресс" подтверждается на практике действиями миссии ОБСЕ в Молдове. Реакция ОБСЕ на инициативу Кремля 25 ноября прошлого года подтвердила, что стабильность на Днестре ее не устраивает. Бывший в то время действующим председателем ОБСЕ Яап Схеффер (сегодня он - Генеральный секретарь НАТО), сославшись только на то, что по предложенному Россией мирному плану урегулирования приднестровского конфликта нет единого мнения у стран-членов ОБСЕ, настоятельно не рекомендовал президенту Воронину подписывать меморандум, продемонстрировав тем самым не миротворчество, а настоящую агрессивность ОБСЕ.

Давайте посмотрим, какие функции исполняет сегодня ОБСЕ, предлагает один из ведущих приднестровских аналитиков Сергей Зинченко. Безопасность и сотрудничество в Европе - прерогатива НАТО и Европейского союза. ОБСЕ в эту сферу не допускается. Экономические вопросы целиком и полностью курирует ЕС. Даже в вопросах расширения ЕС ОБСЕ права голоса не имеет. Защиту прав человека худо-бедно осуществляет ООН, а в Европе вплотную этим занимается Совет Европы. ОБСЕ практически во всем дублирует европейские структуры. И нужна она в Европе разве что только американцам для насаждения в странах Восточной Европы и постсоветском пространстве западных ценностей и так называемых своих "демократических свобод". Территориальными полномочиями, обязательными для стран-участниц, эта организация международным сообществом не наделена и в соответствии с Хартией (Конституцией), принятой на Стамбульском саммите в 1999 году, обладает в Европе правом совещательного голоса. А поэтому ее решения не обязательны для исполнения и носят рекомендательный характер.

Это относится ко всем принимаемым ОБСЕ документам, в том числе, обращает внимание Зинченко, и к решению Стамбульского саммита ОБСЕ о сокращении в Европе обычного вооружения. Однако многие международные структуры, в том числе западные политики, пытаются представить Россию как некоего нарушителя международных норм только потому, что Москва не полностью выполнила Стамбульские соглашения. В России это понимают, поэтому Государственная Дума РФ с 1999 года так и не нашла нужным ратифицировать решение стамбульского саммита ОБСЕ по выводу ОГРВ и вывозу вооружений и российской военной техники из Приднестровья и Грузии, что дает российскому правительству основание не торопиться с выполнением своих обязательств. К этому аналитик добавляет, что сотрудники ОБСЕ, по сведениям СМИ, не во всех европейских странах пользуются дипломатическим иммунитетом.

В настоящее время уже и США выражают свое недовольство ОБСЕ, отмечает Сергей Зинченко. Хотя Вашингтон в противостоянии с Россией продолжает делать ставку на ОБСЕ, в Молдове, например, США начали действовать самостоятельно. Первым, кто выступил против подписания предложенного Россией Меморандума, оказался Вашингтон. Накануне "черного" вторника очередная "железная леди", посол США в Молдове Хетер М.Ходжес, первая произвела "обработку" Воронина. Глава миссии ОБСЕ в Кишиневе Уильям Хилл оказался во втором эшелоне.

Американский политический эксперт и комментатор Майк Польяк 19 января в прямом эфире на кишиневском радио "Antena C" открыто высказал позицию Вашингтона по приднестровской проблеме. Выступая против всякой федерализации Молдовы, особенно на принципах, предложенных РФ, представитель Вашингтона прямо заявил: "Думаю, что ОБСЕ не в состоянии предупредить федерализацию, даже если сделан вывод, что не это является совершенным решением для Молдовы".

Польяк разъяснил кишиневским радиослушателям, почему США не поддержали российский проект меморандума и не могут передоверяться ОБСЕ. По его словам, ОБСЕ не в состоянии потребовать от России незамедлительного вывоза боеприпасов и боевой техники из Приднестровья. В свою очередь, это задерживает и вывод с его территории российского воинского контингента, что значительно сдерживает развитие наступательных операций США на постсоветском пространстве.

Вопросы приднестровского урегулирования обсуждались на этой неделе и в ходе встречи президента Молдовы Владимира Воронина и специального представителя Государственного департамента США по урегулированию конфликтов в Евразии Рудольфа Перины. Как сообщила агентству "ИНФОТАГ" пресс-служба президента РМ, "стороны обменялись мнениями относительно нынешней стадии переговорного процесса и путей активизации усилий по урегулированию приднестровского конфликта". "Владимир Воронин подчеркнул необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон по ускорению мирного решения приднестровской проблемы".

Пресс-служба президента не приводит никаких других подробностей о встрече. Как уже сообщало агентство "ИНФОТАГ", до назначения на должность специального представителя Госдепартамента по урегулированию конфликтов в Евразии Рудольф Перина был послом США в Молдове. Он завершил свою дипломатическую деятельность в Кишиневе в 2001 г., после чего оказал значительное содействие в организации визита президента Владимира Воронина в США. Информированные источники сообщили корреспонденту "ИНФОТАГ", что Рудольф Перина приезжал в Кишинев в двадцатых числах ноября 2003 г. и сыграл решающую роль в принятии Ворониным решения об отказе от подписания предложенного Россией Меморандума по урегулированию приднестровского конфликта. Однако эта информация не была подтверждена посольством США в Кишиневе, а Владимир Воронин заявил, что он принимал решение самостоятельно. В то же время, он подтвердил, что консультировался с Периной по телефону.

Наблюдатели полагают, что нынешняя встреча напрямую связана с намеченной встречей в Софии посредников в урегулировании приднестровского конфликта. На ней предполагается обсудить вопрос возобновления переговорного процесса при посредничестве Болгарии, которая включается в этот процесс в качестве действующего председателя ОБСЕ. В Софии будет обсуждаться и ситуация в целом, которая сложилась после неудачной попытки подписания меморандума. После этого переговорный процесс затормозился, а позиция заинтересованных сторон претерпела значительные изменения, отмечает агентство.

На этой же неделе в Вене на заседании Постоянного совета ОБСЕ действующий председатель совета Евросоюза, глава МИД Ирландии Дик Роше подчеркнул, что руководство Европейского союза "постоянно выступает за расширение кооперации с ОБСЕ, в том числе и в таких проблемных регионах, как Грузия, Республика Молдова и Нагорный Карабах", передает БАСА-пресс.

Как полагают в Тирасполе, какие бы рокировки среди посредников не производились, западное посредничество останется необъективным и некомпетентным. В подтверждение своего мнения о том, что международное сообщество совершенно не осведомлено о причинах существенных разногласий, в данном случае между Приднестровьем и Молдовой, Объединенный совет трудовых коллективов Тирасполя привел показательную неточность в резолюции Европейского парламента по Молдове. В резолюции отмечается, "что Приднестровье провозгласило свою независимость в 1992 году в результате вооруженного конфликта с вовлечением в него российских вооруженных сил, что повлекло дестабилизацию в Республике Молдова в целом". На самом деле это произошло 2 сентября 1990 года на Втором Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья всех уровней, участники которого строго следовали результатам местных референдумов, которые проходили в городах и районах Приднестровья, начиная с 1989 года, после установления деструктивной позиции молдавского руководства в области соблюдения прав русскоговорящего населения, способствовавшая нагнетанию в республике национальной розни.

Оппозиция не может договориться

Лидеры оппозиционных партий придерживается разных точек зрения относительно инициативы Христианско-демократической народной партии Молдовы (ХДНП) - участия единым избирательным блоком в очередных парламентских выборах 2005 г. Как передает "ИНФОТАГ", сопредседатель альянса "Наша Молдова" Думитру Брагиш считает, что альянс с ХДНП нанесет урон возглавляемому им формированию. Оппозиции предпочтительно создать два-три блока, в которые вошли бы партии, разделяющие одни и те же доктрины, полагает Брагиш.

Другой сопредседатель альянса Вячеслав Унтилэ считает, что только объединенными усилиями формирований демократической ориентации можно остановить наступление коммунистов, которые подрывают основы правового государства и демократии в Молдове. В интервью корреспонденту "ИНФОТАГ" он высказал мнение, что демократическим формированиям следует объединиться вокруг "Нашей Молдовы", объединяющей с 2001 г. 11 формирований и доказавшей таким образом способность быть центром антикоммунистической коалиции. "Лидеры партий, учредивших альянс, продемонстрировали политический реализм. Следует признать, что на сегодня ни одно демократическое формирование не способно создать серьезную конкуренцию коммунистам. Поэтому идея единения демократических сил, которую мы продвигаем с 2001 г., положительно воспринята другими партиями, в том числе пользующейся доверием избирателей ХДНП", - отметил Унтилэ.

По его словам, "Наша Молдова" ведет переговоры на предмет создания коалиции со всеми правыми, правоцентристскими и левоцентристскими партиями. "Мы еще не знаем, как будет развиваться ситуация в ближайшие два-три месяца. По некоторым данным, за это время может произойти немало значительных событий. К примеру, на 25 января намечается проведение учредительного съезда по созданию новой коммунистической партии. Полагаю, ясность относительно объединения демократических сил и способа их участия в очередных парламентских выборах появится в весенне-летнем политическом сезоне", - сказал Унтилэ.

Лидер Демократической партии Молдовы Думитру Дьяков считает, что для участия в очередных парламентских выборах оппозиция должна создать два блока: правый и левоцентристский. "Инициатива, выдвинутая ХДНП, слишком идеальна для того, чтобы ее можно было осуществить. Уверен, что даже само руководство формирования не верит в такую возможность", - сказал он на пресс-конференции.

Председатель Социал-либеральной партии Олег Серебрян не исключает, что для участия в очередных парламентских выборах одни оппозиционные партии могут создать единый блок, другие - пойти на выборы в индивидуальном порядке. По его мнению, важно, чтобы партии, объединившиеся в блок, были совместимы по своим избирательным программам. "Так, единый избирательный блок могли бы создать социал-демократы и социал-либералы, но не вижу проблем, если к нему присоединится ХДНП", - говорит Серебрян.

Единственным, кто поддержал идею ХДНП, стал лидер Национальной румынской партии Дионисие Гуцу. По его словам, у оппозиции есть шансы сменить нынешнее руководство только при условии учреждения сильного антикоммунистического блока.

Печатный орган ХДНП газета "Flux" назвала самоубийством отказ двух ведущих политических лидеров - Думитру Брагиша и Думитру Дьякова - принять предложение о всеобщем объединении антикоммунистических сил с целью завоевания большинства на будущих парламентских выборах. "Как ни печально это признавать, сегодня молдавская оппозиция является аутсайдером в борьбе с коммунистическими властями. Причин тому несколько. Но две из них представляются определяющими. Первая. Наша оппозиция не обновилась, как это сделала, например, грузинская. Она по сей день остается той оппозицией, что проиграла коммунистам, на ней по-прежнему лежит клеймо поражения, не говоря уже о бремени многочисленных ошибок, допущенных во времена участия в правлении. Это наследие тянет ее ко дну, не дает основательно стать на ноги. Вторая причина. Оппозиция действует в условиях, когда власть перестала соблюдать правила демократической игры. Говоря иносказательно, на поле сейчас идет матч, в котором судья свистит только в ответ на действия демократов. Именно поэтому последние вступили в предвыборный год с огромным знаком минус". В этих условиях демократическим силам выбирать не приходится - они либо объединяются, либо идут, как ягнята, под нож, пишет "Flux".

Всемирный банк Молдову обнадежил

Создание условий для долгосрочного экономического роста зависит от объема финансовой помощи со стороны Всемирного банка, заявил премьер-министр Молдовы Василий Тарлев, выступая в четверг на заседании по оценке портфеля проектов банка в Молдове (CPPR). Как передает "ИНФОТАГ", подобное заседание проводится в Молдове в четвертый раз. На этот раз кроме членов правительства и делегации ВБ в нем участвовали представители государственных агентств, подразделений по внедрению проектов ВБ, частного сектора, неправительственных организаций, ученые и получатели средств банка в рамках этих проектов.

Тарлев сказал, что ежегодный анализ проектов дает возможность совместно оценивать ход реализации программ, финансируемых ВБ, результаты и существующие проблемы, а также пути повышения эффективности сотрудничества между Молдовой и ВБ. "Необходимо закреплять результаты, полученные в ходе осуществления проектов, доказать, что Молдова способна эффективно осваивать международную помощь", - отметил премьер-министр

Региональный директор ВБ по Украине, Белоруссии и Молдове Лука Барбоне выразил надежду, что СPPR станет успешным стартом консультаций между ВБ и правительством по очередной стратегии помощи Молдове на среднесрочный период. Барбоне сказал, что количество финансируемых ВБ в Молдове программ продолжает расти. В настоящее время проводится 12 заемных операций на общую сумму обязательств в $150,5 млн. В 2003 г. Совет директоров ВБ утвердил два новых проекта для Молдовы: Второй энергетический проект и проект поддержки молодежи.

Региональный директор считает качество портфеля проектов ВБ в Молдове хорошим. По его словам, внедрение проекта инвестиций и услуг на селе, кадастрового проекта уже дает хорошие результаты. В других проектах, однако, результаты не столь заметны и требуют большего к себе внимания.

Как напоминает "ИНФОТАГ", со времени вступления Молдовы во Всемирный банк в 1992 г. велись переговоры по 53 проектам, из которых 29 внедряются, один находится в процессе подготовки, 23 завершены или аннулированы. Обязательства ВБ перед Молдовой составляют $567 млн., из которых $389 млн. уже предоставлены.

Министр экономики Молдовы Мариан Лупу обратился к Всемирному банку с просьбой принять предложение правительства о начале консультаций по новой стратегии помощи ВБ на среднесрочный период (2004-2007 гг.). Лупу напомнил, что в республике широко обсуждается Стратегия экономического роста и снижения уровня бедности (СЭРСУБ). "В ближайшее время правительство завершит работу над этим документом. Начало переговоров по новой стратегии помощи ВБ позволит скоординировать эти два процесса, что благотворно скажется на внедрении СЭРСУБ", - считает министр.

По его мнению, необходимо обеспечить более эффективный мониторинг внедрения проектов, их результатов по отраслям, особенно со стороны заинтересованных министерств. Нуждается в улучшении и деятельность подразделений по внедрению проектов. Следует активизировать процесс продвижения дополнений к кредитным соглашениям, подписанным с ВБ, определить механизм привлечения и координации помощи других доноров для финансовой поддержки проектов. "Соблюдение обязательств правительства по взносам в те или иные проекты остается пока трудной проблемой, поэтому правительство высоко оценило бы поддержку банка в получении гранта для частичного покрытия этих расходов в 2004 г.", цитирует Мариана Лупу "ИНФОТАГ".

Долговременными для Молдовы могут стать лишь три проекта из портфеля Всемирного банка, считает глава постоянной миссии ВБ в Кишиневе Эдвард Браун. Речь идет о проекте Фонда социальных инвестиций, кадастровом проекте и проекте инвестиций и услуг на селе. Внедренные в Молдове при финансовой поддержке ВБ 10 инвестиционных проектов оценены как удовлетворительные. Неудовлетворительную оценку получил проект структурных преобразований SAC-III, информирует "ИНФОТАГ".

Эдвард Браун отметил, что результативность проектов, реализованных в Молдове в 1993-2003 гг., согласно данным департамента оценки операций ВБ, ниже, чем в других странах Евразии. Это объясняется финансово-экономической ситуацией в стране, высоким уровнем бедности, неудовлетворительным руководством, ротацией персонала, раздробленностью институционных способностей, порожденной частыми административными реформами.

Новая Стратегия помощи ВБ Молдове на среднесрочный период (2004-2007 гг.) может быть утверждена уже на заседании Совета директоров ВБ, намеченном на 17 июня, считает региональный директор ВБ по Украине, Белоруссии и Молдове Лука Барбоне. Он назвал этот срок смелым, но реальным. Консультации между экспертами банка и правительством по новой стратегии помощи начнутся по завершении работы над окончательным вариантом национальной Стратегии экономического роста и снижения уровня бедности, которая в настоящее время обсуждается общественностью, а затем должна быть утверждена правительством (в марте 2004 г.). ("ИНФОТАГ")

Лей восстанавливается после обвала

После относительного обесценивания по отношению к доллару США в начале года молдавский лей возвращается к котировкам, отмечавшимся в середине декабря 2003 года в условиях достаточно спокойного валютного рынка. За последние две недели курс лея к доллару снизился примерно на 2,5% при покупке и соответственно на 2% - при продаже.

"Положение на рынке очень стабильное", - заявил для БАСА-пресс Вачеслав Негруцэ из Фонда "CASE Moldova". По его словам, в начале года были переведены в валюту доходы от продаж, полученные в период зимних праздников, в итоге лей несколько обесценился, однако после того, как "спрос на доллары был исчерпан, курс вернулся к своим обычным отметкам".

Вячеслав Негруцэ указывает на парадокс молдавского валютного рынка: во время обесценивания доллара на международном рынке в Кишиневе он укрепляется и наоборот. По официальным данным, в 2003 году лей укрепился по отношению к доллару на 4,4% по номиналу и обесценился на 14,8% по отношению к европейской валюте. Еженедельник "Экономическое обозрение" писал, что в прошлом году коммерческие банки и обменные валютные кассы приобрели 483 млн. USD и продали 181 млн. USD. По сравнению с 2002 годом объем приобретения наличных долларов у населения коммерческими банками вырос на 19,6% (68 млн. USD, а продажи снизились на 10,5% (10 млн. USD). Доля операций в евро (в леевом эквиваленте) достигла 30%, против 15% в 2002 году.

Национальный банк прогнозирует на 2004 год средний обменный курс на уровне 15,2 лея/USD. Однако, по утверждению некоторых финансовых экспертов, при определенных обстоятельствах котировки могут быть не выше 14-14,5 лея/USD. Может повториться положение 2003 года, когда официальный курс лея к доллару к концу года составил 13,22 лея/USD против первоначальных прогнозов правительства - 14,6 лея/USD. (Сегодня курс молдавского лея к доллару составляет 12,68 лея/USD, к российскому рублю - 0,435 лея/рубль).

Среднюю заработную плату в Молдове планируется поднять до $100

Правительственная комиссия Молдовы уполномочена разработать меры по повышению средней зарплаты в народном хозяйстве страны до эквивалента 100 USD, начиная с июля 2004 года. Как информирует БАСА-пресс, согласно правительственному постановлению, принятому в среду, для достижения этого уровня номинальная зарплата в стране должна вырасти минимум на 30%. Кабинет министров считает, что это повышение осуществимо при условии, что будет подписан Коллективный договор о заработной плате на 2004 год и установлена новая тарифная сетка для I квалификационной категории. Для выполнения этой задачи необходимо также экономическое развитие предприятий и повышение объемов производства.

Для повышения зарплаты бюджетных работников необходимо, в частности, установить минимальную зарплату на уровне 200 лей (15,3 USD). Одновременно следует ввести новые условия оплаты труда работников врачебно-санитарных учреждений, охваченных системой обязательного медицинского страхования.

В октябре 2003 года средняя зарплата в стране составила 983,8 лей. По данным Министерства экономики, не дотягивает до 100 USD зарплата в системе госадминистрации (71 USD), здравоохранения и социального обеспечения (46,5 USD), просвещения (54,2 USD) и в сельском хозяйстве (46,2 USD). Зарплату свыше 100 USD получают работники промышленности (105 USD), электроэнергетического хозяйства (105 USD), строительства (107 USD), банковских учреждений (233 USD).

Еженедельник "Коммерсант Плюс Молдова" крайне скептически отреагировал на планы властей по увеличению средней заработной платы. "Лидер Партии коммунистов, совмещающий должность высшего руководителя страны, особенно гордится тем, что в прошлом году пенсия в Молдове в среднем выросла до 200 леев, но при этом обходит молчанием тот факт, что она в шесть раз меньше минимальной потребительской корзины. Не дотягивает до этого уровня и средняя заработная плата - всего 956 леев. Однако президент исполнен оптимизма. В нынешнем году, уверен он, она достигнет предела в 100 долларов США. Итак, зарплате высочайшим распоряжением приказано увеличиться до заветной цифры. Но ценой каких издержек это будет достигнуто, мы сегодня можем только предполагать. Если той же самой, что и в прошедшем году, то следует задуматься над тем, стоит ли игра свеч. В 2003 экономическая политика властей привела к росту кумулятивной инфляции до 17 процентов, что само по себе является крайне неважным макроэкономическим показателем. Если же присовокупить к нему еще административную инфляцию и просто стихийную, проводником которой является банальный рыночный торговец, то получим результат, который съел с потрохами все воронинские благодеяния, а положение подавляющего большинства сограждан, пребывающих под магией приводимой в рапортах цифири, нисколько не улучшилось, напротив, стало хуже", пишет еженедельник.

Сферу госмонополий предлагается расширить

Министерство экономики Молдовы обнародовало на пресс-конференции два законопроекта о режиме государственной монополии и естественных монополиях. Документы определяют правовые основы государственной политики в отношении предприятий, действующих в области государственной монополии и в условиях естественной монополии, а также указывает виды деятельности, на которые распространяются эти режимы монополии, требования к хозяйствующим субъектам, контролирующие органы, которые будут регулировать эту деятельность, передает "ИНФОТАГ".

В соответствии с проектом закона о режиме государственной монополии, среди сфер, на которые распространяется режим государственной монополии - 26 видов деятельности, в том числе экспорт и импорт, производство и реализация наркотических веществ, лечение онкологических заболеваний и особо заразных болезней, проведение экспертизы по установлению временной или постоянной потери трудоспособности, изготовление государственных орденов и медалей, предоставление основных почтовых услуг, закупка, изготовление и реализация военной и специальной боевой техники. Орган по регулированию государственной монополии в 26 сферах деятельности определяется правительством. Проект предусматривает создание Национального агентства по защите конкуренции, которое будет принимать решения о включении или исключении из реестра субъектов государственной монополии; о подаче исков в судебные инстанции и т.д.

Второй законопроект устанавливает, что естественная монополия действует в положении, при котором производство, транспортировка, реализация, закупки товаров, групп взаимозаменяемых товаров, а также предоставление некоторых видов услуг в силу естественных, экономических или технологических причин находятся под непосредственным или косвенным контролем одного или нескольких хозяйствующих субъектов. Документ должен регулировать отношения, возникающие на внутреннем рынке, в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители и органы по регулированию естественных монополий. Согласно документу, сферами деятельности субъектов естественной монополии являются: транспортировка нефти и нефтепродуктов через нефтепроводы; транспортировка газа через газопроводы; услуги по транспортировке электро- и теплоэнергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги, предоставляемые системами канализации и водоснабжения; услуги публичной сети фиксированной телефонной связи и почтовые услуги.

Как заявил журналистам начальник Главного управления антимонопольной политики и развития конкуренции Министерства экономики Молдовы Владимир Кривчун, оба проекта согласованы с отраслевыми министерствами и департаментами и должны быть рассмотрены в ходе публичных обсуждений и круглых столов. "Не исключено, что после обсуждения оба документа будут изменены в случае выдвижения хорошо проаргументированных предложений", - сказал Кривчун.

Ранее, в июле 2003 года, правительство отложило утверждение проекта о режиме государственной монополии из-за слишком большого количества видов деятельности, попадающих под действие режима государственной монополии.

В Молдове будет народный капитализм

Акционерные общества, в которых государство владеет пакетом в 50% акций плюс одна, будут преобразованы в АО закрытого типа трудового коллектива (народные предприятия). Это предусмотрено в законопроекте, одобренном в среду правительством. Как передает "ИНФОТАГ", документ запрещает создание народных предприятий на базе несостоятельных АО или тех, которым грозит банкротство. Другое ограничение связано со стоимостью чистых активов АО, которые, в соответствии с последним балансовым отчетом, не должны быть меньше уставного капитала.

Законопроект предусматривает создание правовых условий для преобразования работников в кооператоров и недопущение сосредоточения контрольного пакета акций в одних руках. Для создания народного предприятия доля акций штатных работников преобразованного АО должна составлять не менее 75% от общего количества акций. По истечении пяти лет финансовой деятельности коллектив получает право приобрести акции физических и юридических лиц, которые не входят в штаты.

Пока в Молдове успешно функционирует единственное народное предприятие - АО "Ионел" (производитель мужской и женской одежды), которое приобрело мажоритарный пакет акций на инвестиционном конкурсе.

Как отмечает еженедельник "Экономическое обозрение", три года назад Министерство экономики разработало проект закона "О народных предприятиях". Но, видимо, тогда было слишком рано. Еженедельник приводит мнение специалистов о том, что молдавский закон о народных предприятиях практически один в один списан с российского. Правда, этим схожесть молдавского и российского подходов к народному капитализму и ограничивается. В России движение "народных капиталистов" стало революцией снизу: его идеологом и одним из разработчиков закона о народных предприятиях был известный офтальмолог Святослав Федоров. Российские власти социальные предприятия (существует еще и такой термин для обозначения народных предприятий) не слишком-то балуют. Что и понятно: народное предприятие закрывается не только от внешних акционеров, но и от государства-собственника. Недаром бывший спикер Госдумы Геннадий Селезнев назвал такую форму предпринимательства "нелюбимым детищем нашего правительства".

В Молдове все наоборот. Движение в сторону народного капитализма было инициировано сверху. Правительство наверняка станет всячески поощрять эти устремления, потому что народные предприятия - это первый шаг к народному самоуправлению, одному из программных принципов правящей партии. Да и оппозиции особо крыть нечем. Люди малосведущие, конечно же, будут кричать, что народные предприятия - это "пережиток социализма" и очередная попытка национализации. Но в том-то и дело, что движение народного капитализма зародилось не где-нибудь, а в самой капиталистической стране мира - США еще в середине 20 века. На сегодняшний день около 20% всех предприятий работает там по типу народных, отмечает "Экономическое обозрение".

В Молдове пьют вдвое больше нормы

Потребление алкогольных напитков в Молдове в пересчете на чистый спирт составляет 12 литров в год на каждого жителя. Как сообщил корреспонденту "ИНФОТАГ" заместитель директора Республиканского наркологического диспансера Михай Опря, такое количество в два раза превышает допустимые нормы. По потреблению чистого алкоголя Молдова находится в одном ряду с большинством стран СНГ, а также Францией, Германией и Италией.

"В республике зарегистрировано 47,57 тыс. алкоголиков. В 2003 г. взято на учет 2 086 алкогольно-зависимых человек. Возраст алкоголиков колеблется от 25 до 50 лет. Около 16% человек, страдающих от алкогольной зависимости, приходится на женщин, причем на юге республике этот показатель достигает 20%. Каждый 10-й из умерших - алкоголик", - сказал Опря.

Он отметил, что 43-дневный курс лечения от алкогольной зависимости стоит 3,5 тыс. леев (немногим менее 300 долларов). Лечение осуществляет Республиканский наркодиспансер, который располагает стационаром на 360 коек и клиникой.

"С введением обязательного медицинского страхования ни алкоголики, ни наркоманы уже не будут получать бесплатную медицинскую помощь. Это намного ухудшит их положение, так как большинство алкоголиков и наркоманов нигде не работают и не имеют страховой медицинский полис. Для решения этой проблемы государству следует предусмотреть специальные программы для бесплатного лечения нуждающихся", - подчеркнул Опря.