Борис Елиозович, в последние годы удалось добиться определенного прогресса во взаимоотношениях между Южной Осетией и Грузией. Однако такой тенденции противоречит ряд заявлений грузинских руководителей, которые не исключают силового решения конфликта.

Действительно, благодаря вводу и присутствию трехсторонних миротворческих сил стало возможным начать политический диалог, который в настоящее время идет и на уровне Смешанной контрольной комиссии, и на уровне полномочных делегаций экспертных групп.

В ходе этих переговоров уже удалось решить ряд первостепенных вопросов восстановления социально-экономической инфраструктуры зоны конфликта, строительства и восстановления важнейших объектов народного хозяйства и культуры. В зоне конфликта построены или восстановлены десятки домов, объектов просвещения и коммуникаций... Большое внимание уделяется мерам по укреплению доверия. Посмотрите, насколько переплетены осетинские и грузинские населенные пункты, насколько это важно, чтобы люди могли свободно перемещаться, навещать родственников, друзей. Такая работа требует много сил и энергии. Это разрушать просто, а созидать, восстанавливать - трудно.

Благодаря присутствию трехсторонних миротворческих сил стало возможным создать уникальный механизм, способный решать сложные задачи сохранения мира и правопорядка. Еще раз повторю, и осетины, и грузины приветствует мирный процесс, о чем говорит тот отрадный факт, что за одиннадцать лет пребывания ССПМ в Южной Осетии не погиб ни один миротворец.

Однако в последнее время все активнее проявляется деятельность известных деструктивных сил Грузии, которые ставят целью дестабилизировать ситуацию в зоне грузино-осетинского конфликта и ввергнуть ситуацию в состояние хаоса и кровопролития.

Новые руководители Грузии уже открыто заявляют о возможном силовом решении конфликта. Такие заявления идут вразрез с Московским Меморандумом 1996 года, в котором стороны обязуются не прибегать к применению силы и угрозам его применения.

Видимо, такие заявления не являются безосновательными в свете сообщений о поставках в Грузию большого числа тяжелых вооружений?

Не может не вызывать беспокойства сообщение пресс-центра Минобороны Грузии от 12 января 2004 года о том, что США выделили Грузии в качестве помощи 77 единиц тяжелой военной техники. В понедельник в порт Поти прибыл американский корабль "Сан Лоренцо", на борту которого находилось 117 единиц бронетранспортеров и танков. Для финансирования программы "Оснасти и обучи", которая действует с мая 2002 года, правительство США выделило 64 миллиона долларов. США также выделили Грузии помощь в размере 3 млн. долларов на зарплату военнослужащим. В настоящее время подготовлено три батальона Минобороны Грузии - батальон быстрого реагирования "Шавнабада", коммандос по борьбе с терроризмом и горнострелковый батальон. Если принять во внимание, что Грузия и без того располагает свыше 200 танков и БМП, более 300 артиллерийских орудий, ударными вертолетами и боевыми самолетами из арсенала Закавказского военного округа, а также щедрую финансовую помощь со стороны США для модернизации грузинской армии, то возникает вопрос: против кого США вооружают Грузию? Против Турции? Или, быть может, России?

В переговорном процессе участвуют представители ОБСЕ и Евросоюза. Почему же со стороны этих авторитетных международных организаций нет противодействия милитаристским устремлениям Грузии?

Такая тревожная тенденция таит опасность для процесса мирного урегулирования и противоречит интересам осетинского и грузинского народов. Общеизвестно, сколько горя и страданий осетинскому, абхазскому, да и грузинскому народам принесли имевшие место войны против Южной Осетии и Абхазии, последовавшие вслед за ними гражданские войны в Тбилиси и Западной Грузии. Надо принять действенные меры, чтобы избежать повторения пройденного, а это возможно только в результате вдумчивого диалога за столом переговоров с соблюдением интересов всех народов.

На встрече первого заместителя начальника Генштаба Вооруженных сил России Юрия Балуевского и министра иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе обсуждался вопрос включения в состав миротворческих сил в Южной Осетии и войск других стран-участниц СНГ, например, Украины и Азербайджана, которые уже выразили готовность отправить своих миротворцев в Абхазию. Похоже, речь идет о вытеснении России?

Как гласит русская пословица, аппетит приходит во время еды. Так и происходит в Грузии. До сих пор активно ставили вопрос вывода российских баз из Ахалкалаки и Батуми; а теперь решили под шумок - учитывая активную поддержку со стороны США - ставить вопрос и миротворческих сил. Но это бред.

Пребывание трехстороннего миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта базируется на Сочинских соглашениях от 1992 года. Согласно этим Соглашениям и согласно элементарной логике, силы, наводящие порядок и обеспечивающие его соблюдение, должны пользоваться доверием проживающих здесь народов - в основном осетин и грузин. С радостью хочу заявить, что к ним есть не только доверия, но и любовь и уважение. В состав миротворческого контингента входят батальоны от Осетии, Грузии, и, конечно, от России, так как именно Россия является гарантом мира на Кавказе и, в особенности, в Южной Осетии.

Уникальность миротворческой операции в Южной Осетии и в первую очередь роль России отмечают все, в том числе влиятельные международные организации.

Тем не менее, уже давно предпринимаются попытки вытеснить Россию - и не только из Южной Осетии и Абхазии. Нодар Натадзе, например, заявил, что в борьбе за вывод Российских войск не надо останавливаться ни перед какими шагами, включая провокации и диверсии.

В течение последних двух лет парламент Грузии готовил и, в конце концов, принял закон о налогообложении российских баз за пользование землей и недвижимостью. Грузинские законодатели подсчитали, что с 1992 года Россия за размещение баз задолжала Грузии более 700 млн. долларов. Были случаи, когда официальные представители грузинского правительства пытались даже перерезать транспортные артерии и тем самым заблокировать снабжение баз. Вновь активизировали свою деятельность забытые казалось бы силы, которые во времена Гамсахурдиа были, что называется, на гребне волны, но в последнее время, с развитием миротворческого процесса, ушли в тень. Нодар Натадзе, например, заявил, что в борьбе за вывод Российских войск не надо останавливаться ни перед какими шагами, включая провокации и диверсии.

Американцы поддерживают политику вытеснения российских военных и постоянно подбрасывают дровишки в костер российско-грузинских разногласий по этому поводу. Когда, например, в Москве созрело предложение пойти по более дешевому варианту и передислоцировать базы из Грузии в Армению, американцы возмутились, заявив, что это помешает урегулированию карабахского конфликта. Для Вашингтона приемлем вариант вывода баз только на территорию России.

Между тем, мы помним, что вывод российских войск способен только усугубить ситуацию и привести к многочисленным человеческим жертвам. Мы помним, к каким гибельным последствиям привел вывод российских войск 18 апреля 1992 года.

Что же касается предполагаемого участия вооруженных сил других стран СНГ в миротворческой операции за счет России, в частности, в зоне грузино-осетинского конфликта, то практической необходимости в этом нет. Эта идея не имеет под собой ни правовой, ни политической, ни морально-психологической основы, так как не встретит одобрения ни со стороны населения, ни со стороны руководства Южной Осетии. Еще раз повторяю: миротворческие силы отлично справляются со своими задачами. По инициативе ОБСЕ ставится вопрос отправки представителей правоохранительных органов РЮО и Грузии в Косово, чтобы поучиться их опыту. Но я заявил, что было бы лучше, если бы из Косово приехали миротворцы в Южную Осетию, чтобы они поучились миротворческой деятельности у наших миротворцев.

Вносить изменения надо в тот механизм, который не срабатывает. Но если обстановка остается нормальной и стабильной, если не совершается преступлений на межнациональной почве, то зачем будоражить ситуацию и суетиться, зачем что-то менять?

Но мы ведь знаем, что истинная подоплека таких настроений в другом. Не из заботы о благе народов исходят инициаторы таких разговоров. Известно, что свято место пусто не бывает. Если Россия уйдет из Грузии, то ее место тут же займет НАТО. Так произошло и в бывших социалистических странах - Венгрии, Чехии, Польше, и в странах Балтии... Их цель в том, чтобы окружить Россию кольцом военных баз и затем диктовать ей свои условия. Для этого планируется сначала дестабилизировать ситуацию в зонах конфликтов, вынудить Россию уйти и ввести на ее место пока войска стран СНГ, затем войска НАТО и США. Известно, что США просто так никуда не приходят, а тем более, потом не уходят.

И напрасно кое-кто в Грузии рад этому. Необходимо помнить и о том, что американские войска еще никому не принесли мир и спокойствие.

Казалось бы, такая позиция упования на Запад, на США и одновременного игнорирования насущных прав собственных соседей - абхазов и осетин, - конфронтации с Россией после "революции роз" должна была остаться в прошлом. Лояльные России заявления Саакашвили и Бурджанадзе позволяли на это надеяться.

В настоящее время многие серьезные наблюдатели задаются вопросом, были ли ноябрьские события в Грузии революцией или спектаклем. Выяснить это очень важно для правильного понимания происходящих ныне процессов. Известно, что задолго до отставки Шеварднадзе посол США в Грузии Ричард Майлз (очень хорошо, кстати, известный в Сербии и Азербайджане) принимал деятельное участие во всех важных заседаниях высших государственных органов власти Грузии, включая заседания парламента, правительства, совета безопасности и т. д., на которых обсуждались и решались вопросы стратегического характера.

Те предложения, которые сегодня звучат, находили поддержку Э. Шеварднадзе, который еще в бытность министром иностранных дел СССР хорошо постарался для ослабления России (вспомним вывод советских войск из Восточной Европы, для которых не были подготовлены даже элементарные условия и они зимовали в чистом поле...). А уже в должности президента Грузии, исходя из нынешней международной конъюнктуры, низкого рейтинга в самой Грузии и полного краха своей внешней и внутренней политики, он не мог осуществить эти планы Запада. Тогда вместе со своими американскими друзьями бывший грузинский президент разработал сценарий своего "насильственного отстранения от власти" и привел к руководству Грузией своих учеников, своих политических наследников. Такой сценарий, помимо внешнеполитических дивидендов сулил еще и повышение кредита доверия новой власти внутри самой Грузии.

О наличии такого сговора говорит ряд общеизвестных фактов - хотя бы то, что, несмотря на громогласные заявления и, мягко говоря, неуважительные высказывания "революционеров" в адрес Шеварднадзе, за ним закрепили Крцанисскую правительственную резиденцию. И подтверждения этому мы получим уже в недалеком будущем, когда станет явно, что Шеварднадзе, все-таки, остался влиятельным игроком на грузинском политическом поле.

Воплощение линии Шеварднадзе в отношениях с Россией в грузинской внешней политике продолжается, поэтому, разумеется, нельзя говорить, что конфронтация с Россией и с соседними народами уйдет в прошлое, какие бы заявления не делали новые грузинские власти. В свое время и Шеварднадзе сказал немало лестных слов в адрес России, однако они так и остались словами - без каких-либо последовательных шагов в направлении нормализации отношений.

Заместитель госсекретаря США Линн Паско заявил на пресс-конференции в ходе своего визита в Грузию, что Россия должна вывести свои войска из Грузии, и вообще следует придерживаться такой практики, что если какая-либо страна не одобряет чужое военное присутствие на своей территории, то следует уважать ее мнение.

Как я отметил выше, российские миротворческие войска в зоне грузино-осетинского конфликта находятся в соответствии с Сочинскими соглашениями 1992 года. Они принесли мир и спокойствие на нашу землю, вернули народам возможность строить мирные, добрососедские соглашения. Их присутствие является важнейшим фактором переговорного процесса, нормализации взаимоотношений между грузинским и осетинским народами. И осетины, и грузины приветствуют присутствие миротворцев. Еще раз хочу повторить, что в ходе уникальной миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта на протяжении 11 лет не пострадал ни один военнослужащий трехстороннего миротворческого контингента. Это говорит о благотворном влиянии миротворцев, в том числе и российских военнослужащих на происходящие процессы. Поэтому не России следует беспокоиться о последствиях пребывания своих военнослужащих в Грузии. Другое дело - насколько слова замгоссекретаря соответствуют политике его страны. Сегодня военное присутствие США осуществляется почти в 140 странах мира в той или иной форме. Наивно предполагать, что Панама, Афганистан, или, скажем, Ирак приветствовали американское военное присутствие на своих территориях, или что американские войска принесли народам этих стран мир, спокойствие и правопорядок.

Какова позиция Южной Осетии в свете изложенных фактов?

На протяжении всей своей истории Южная Осетия никогда не входила в состав ни одного независимого грузинского государства (а мы знаем, что единой Грузии никогда не существовало, даже в состав России она вошла по частям), - и это признают даже грузинские летописи. Народ Республики Южная Осетия не видит своей жизни без России, без великого русского народа, без своих северных братьев.

Южная Осетия законным путем, в результате всенародного референдума 1992 года подтвердила свое право на независимость и к этой цели наш народ стремится во главе с президентом Эдуардом Кокойты. Республика Южная Осетия прочно придерживается концепции мирного урегулирования взаимоотношений с Грузией путем политических переговоров и еще раз призывает всех участников процесса к адекватной позиции по данному вопросу.