В ведущей отрасли промышленности Самарской области- машиностроении - прирост производства в 2003 году составил 3,1%. При этом в автомобилестроении объем практически не менялся - 0,7%. В других отраслях, кроме автомобилестроения, достигнут значительный рост - 115%. Производство легковых автомобилей в области в 2003 году составило 750 тыс.штук, что незначительно превышает уровень 2002 года.

На системообразующем предприятии - ОАО "АвтоВАЗ" - укрепляется тенденция стабилизации объемных показателей. За 2003 год на ОАО "АвтоВАЗ" произведено 700 тыс. автомобилей; в 2002 году - 703,4 тыс. штук. При этом остается значительным производство сборочных комплектов, деталей и узлов, направляемых на сборочные предприятия за пределами области и за рубежом. В настоящее время эти позиции номенклатуры составляют 12-14% стоимостного объема продукции ВАЗа; на каждые 4 готовых автомобиля приходится примерно 1 сборочный автокомплект. Такая структурная политика представляется вполне логичной и обоснованной и соответствует закономерностям развития крупнейших мировых компаний. Вместе с тем, перспективы предприятия во многом зависят от конкурентоспособности его продукции как по качеству, так и по цене.

Другие производители автомобилей, тесно связанные с ОАО "АвтоВАЗ", не достигли намеченных показателей производственной программы.

ЗАО "РосЛада" за 2003 год сократило производство автомобилей почти на треть - до 27 тыс. автомобилей при том, что в 2002 году было выпущено 41 тыс.штук. Основная причина - недопоставка кузовов с ОАО "АвтоВАЗ".

В течение 2003 года не удалось выйти на уровень проектных показателей (35 тыс.штук) производства автомобилей "Шевроле Нива" в ЗАО "Джи Эм - АвтоВАЗ". Фактически выпущено 21 тыс.штук автомобилей, что составляет лишь 60% проектной мощности 2003 года. Основной причиной явилось низкое качество поставляемых комплектующих и вынужденная необходимость многократной доработки технологических процессов (сделано более 1200 доработок).

Такая динамика обусловила определенные структурные сдвиги в промышленном комплексе. Снизилась доля автомобилестроения и машиностроения в целом. Если в 2001 году удельный вес машиностроения достигал 58,9% в общем объеме промышленного производства, то по итогам 2003 года - 54,4%, автомобилестроения соответственно 48,8% и 44,1%. Вместе с тем, нельзя не обозначить тревожные симптомы в развитии автомобилестроения и признаки снижения конкурентоспособности выпускаемых автомобилей.