Решение Минобразования Белоруссии уравнять с нового учебного года количество часов на изучение белорусского и русского языков вызвало широкий общественный резонанс. Русскоязычному большинству постсоветской республики удалось добиться государственного статуса русского языка. Однако в Белоруссии до сих пор не появилось ни одного учебного или дошкольного русского учреждения — есть только русскоязычные. О состоянии системы образования Белоруссии и новых экспериментах чиновников в этой сфере 15 февраля корреспонденту ИА REGNUM рассказал белорусский писатель, председатель витебской общественной организации «Русский дом» Андрей Геращенко.

ИА REGNUM: Пошли ли на пользу белорусским учащимся ранее внедрённые министерством образования «инновации»?

— Нашу систему образования постоянно лихорадит — с регулярной завидностью мы то меняем срок обучения, то возраст школьников в ту или иную сторону, но особенно страдает системность в определении типовых учебных планов. Всё это меняется так часто, что сложно даже проследить за эффектом, который всё это приносит. Хотя можно назвать и очевидные эффекты: сильная перегрузка детей, ухудшение их здоровья, невротизация и, при этом, как ни странно, падение уровня образования в целом.

В моё время, когда я учился в Городке Витебской области, лучшие наши выпускники поступали в любые элитные вузы СССР — в том числе в МГУ. Сейчас же сплошное расслоение — лицеи, гимназии, море репетиторов, дети, которые играют в «научную деятельность» со своими «продвинутыми учителями». В итоге путём перенапряжения дети в лицеях и гимназиях обходят своих сверстников из обычных школ в основном за счёт увеличения времени занятий и опережения по срокам. То есть они уже в старших классах изучают программу вузов. Это помогает обойти «конкурентов», но совершенно бессмысленно в плане общего результата и вредит здоровью детей.

У нас много разного рода «методистов», «новаторов» и прочих привыкших к «самопиару» в педагогике лиц. Плюс соответствующие кафедры вузов, специализированные структуры. Все они стараются имитировать бурную деятельность, чтобы просто не потерять работу, а кто-то делает на этом карьеру. При этом мы мало задумываемся о последствиях такой «лысенковщины» в педагогике. А они в ряде случаев очень серьёзные.

ИА REGNUM: Как в этом контексте можно оценить решение Минобразования Белоруссии уравнять количество часов на изучение русского языка и литературы, а также белорусского языка и литературы?

Данная идея, равно как и в целом ситуация с русским и белорусским языками и литературами в школе требует разъяснений. В первую очередь, должна быть ясно изложена позиция Минобразования. Нужно смотреть, за счёт чего это будет делаться, за счёт какой части учебных часов. Продуманы ли последствия для учителей-предметников? Не уменьшаться ли часы для других профилей, не потеряют ли люди работу? Опять предлагают что-то растянутое на десятилетие и непонятное, и скорее всего, закончится на полпути новой «идеей».

При беглом взгляде можно обратить внимание, что новшество коснётся младшей школы в первую очередь. Сейчас русского языка больше. Но двуязычие в любом случае замедляет изучение обоих языков, и нужно ли это нам с учётом стержневого и ведущего фактора русского языка — большой вопрос. Лично я думаю, что нет.

Есть минусы иного, прежде всего — финансового плана: бюджет должен взять на содержание все эти новшества, людей, которые будут процессом «управлять, направлять и проверять», готовить и печатать новые учебники. Опять будет «гонка за тенью», где неизбежно пострадает качество. Яркий пример — школьные учебники, о которых недавно Лукашенко высказался, что их «противно брать в руки». Может быть, сказано слишком резко, но по сути верно: желая во всём быть самостоятельными, мы поспешно отбросили российский и советский опыт и поставили на конвейер производство «своих» учебников — зачастую сомнительного качества и по содержанию, и по оформлении. Президент, вероятно, увидел эти учебники у своего сына Николая, и слава Богу, что это произошло, а то так бы и трубили о «победах».

Помимо всего прочего, сильно стремление большого слоя людей просто паразитировать на бюджете. Разного рода «рупливцы роднага слова» хотят получать немалые деньги за написание учебников, свои научно-методические труды, обеспечивающие этот процесс. А не подумать ли над тем, чтобы именно на оплату труда учителей направить эти немалые средства? Я всегда удивлялся, сколько у нас «знатоков», «советчиков» и «проверяющих», которые, не имея реального опыта работы в школе, не имея практических умений и знаний, всю свою жизнь поучают учителей, «как надо учить».

ИА REGNUM: Не просматривается ли в данном решении Минобразования проявлений принудительной «белорусизации», учитывая, что подавляющее большинство белорусов — русскоязычные, читателей литературы на белорусском языке — около 5% и в Белоруссии нет ни одного русского учебного заведения?

У нас два родных государственных языка — русский и белорусский. При этом очевидно, что русский язык — основной и ведущий, а белорусский — второй дополнительный, сохраняющий языковое и культурное своеобразие белорусов в общерусском этносе. Развивать и ценить нужно оба языка, не противопоставляя их. Но именно наш родной русский язык и является основой, скелетом всей системы образования.

Любые попытки понизить статус русского языка в нашей системе образования, или, например, прекращение преподавания русской литературы, как предлагают некоторые помешавшиеся на русофобии националисты, приведёт к деградации всего образовательного потенциала нашей страны, а в перспективе — к экономической отсталости.

Полагаю, что у нас белорусская литература должна преподаваться в равной пропорции на русском и белорусском языках. Сегодня, как писатель, знаю, что половина моих коллег пишет на русском языке, а в школьной программе практически лишь белорусскоязычные писатели. Страна, где 100% населения говорит по-русски и где сотни русских писателей, не имеет возможности изучать свою родную национальную литературу на русском языке. Не литературу России, подчёркиваю, а свою родную, написанную и пишущуюся белорусами. А что у нас сегодня — «Учительская газета» выходит исключительно на белорусском языке, демонстративно игнорируя тот факт, что все школы Минска, областных и районных центров и городов — на русском языке обучения. Или вот объявлен в Белоруссии «Год культуры», в программе которого не нашлось ни единого мероприятия, посвящённого русскому языку.

Думаю, все эти проблемы не мешало бы обсудить представителям властей и общественности, понимающей определяющее значение русского языка для белорусской государственности.