"Богучанскую ГЭС хотят достроить частными руками".

(Коммерсантъ 23.01.04. И.Рабальченко)

Председатель совета директоров холдинга "Базовый элемент" Олег Дерипаска 19 января направил письмо Михаилу Касьянову с предложением профинансировать достройку Богучанской ГЭС. До сих пор строительство электростанций проводилось централизованно за счет тарифов на электроэнергию. "Базовый элемент" также рассматривает возможность создания на основе Богучанской и Красноярской ГЭС генерирующей компании Сибири. Вчера "Ъ" стал известен ответ премьера: он поручил представить проект на рассмотрение правительства к 5 февраля.

Строительство Богучанской ГЭС (РАО принадлежит 65, 4% акций станции) ведется с 1980 года. Сметная стоимость строительства освоена более чем на 50%, работы по пусковому комплексу выполнены на 70%. Проектная мощность электростанции - 3 тыс. МВт.

По оценкам "Базового элемента", для достройки Богучанской ГЭС требуется как минимум 30 млрд руб. За счет целевых инвестиционных средств РАО ЕЭС в этом году строительство можно профинансировать всего на 400 млн руб. В письме премьеру господин Дерипаска указывает, что этих средств не хватит даже на поддержание строительного комплекса в рабочем состоянии. Правда, в этом году РАО планирует еще привлечь кредит на 450 млн руб.

"Базовый элемент" готов полностью профинансировать проект и обещает ввести Богучанскую ГЭС в строй к 2011 году. "Мы гарантируем сбыт не менее 85% вырабатываемой электроэнергии путем строительства новых промышленных предприятий. Достройка Богучанской ГЭС также позволит повысить энергетическую независимость Сибирского региона и увеличить загрузку БАМа на 5 млн т груза в год", - аргументирует алюминиевый магнат.

Если предложение "Базового элемента" будет поддержано, его реализацией займется "Евросибэнерго" - эта компания управляет энергоактивами "Русала", крупнейшим акционером которого является "Базовый элемент". Начальник управления по работе со СМИ "Евросибэнерго" Игорь Агейчев утверждает, что "привлечение частных инвестиций в гидроэнергетику выгодно потребителям, так как позволит снизить абонплату и, следовательно, тарифную нагрузку не только на промышленные предприятия, но и на население Красноярского края". В обмен на инвестиции инвестор рассчитывает увеличить свою долю в капитале Богучанской ГЭС. "Евросибэнерго" не раскрывает информацию о размере своего пакета, однако, по неофициальным данным, компания будет стремиться довести его до контрольного.

По словам господина Агейчева, часть средств на достройку ГЭС "Евросибэнерго" планирует привлечь за счет допэмиссии обыкновенных акций Красноярской ГЭС ("Русалу" принадлежит около 70% акций этой станции, у РАО ЕЭС - блокирующий пакет). Этот вопрос будет обсуждаться на собрании акционеров Красноярской ГЭС 20 февраля. Окончательная цель "Базового элемента" - создать в Сибири крупную генерирующую компанию.

Как стало известно "Ъ", премьер Михаил Касьянов поручил МЭРТу, Минэнерго и ФЭК совместно с РАО ЕЭС детально изучить этот проект и представить его на рассмотрение правительства к 5 февраля. В РАО ЕЭС "Ъ" вчера подтвердили, что ведут консультации с "Евросибэнерго", но при этом отметили, что пока никаких официальных предложений о финансировании строительства Богучанской ГЭС не получали. По словам руководителя пресс-службы РАО Татьяны Миляевой, в повестке дня ближайшего совета директоров, заседание которого намечено на 30 января, этот вопрос не значится.

"Дядя с Кипра дошел до Енисея".

(Правда КПРФ 23.01.04. А.Козырев)

Красноярская ГЭС, возведенная трудом советского народа, перешла под контроль иностранной компании

Сообщения о финансовом крахе очередного предприятия в Красноярском крае местные телевизионные каналы в последнее время передают уже без эмоций - как сводки погоды. Привыкли. Но некоторые сообщения, тем не менее, просто бьют наповал. РЕФОРМЫ разорили и поставили на колени флагман и гордость советской эпохи - завод "Сибэлектросталь". Это было уникальное предприятие, где наряду с промышленными цехами создавалась одна из крупнейших в СССР научно-исследовательская база. Цехи оснащались плазменно-дуговыми и дуговыми печами. Предприятие снабжало страну и зарубежье конструкционной, легированной, инструментальной сталью, другими видами проката и металла. Увы, заводу не нашлось места в "рыночной экономике".

Все, что в наше смутное время случилось с предприятием, напоминает детскую байку об изюме, добытом из булки. Получив сомнительными способами контрольный пакет акций "Сибэлектростали", группа "Альфа-Эко" продала его некоей инвесткомпании "Финам". Вы знаете такую? То-то и оно! До этой односторонне выгодной сделки "Альфа" времени не теряла даром и успела выкачать из предприятия без малого 300 миллионов рублей. Все делали нагло. Средь бела дня на глазах возмущенных сотрудников с завода вывозили готовую продукцию, демонтировали и отправляли неизвестно куда оборудование. Коллектив, работающий по полной программе, при этом не всегда вовремя получал зарплату. Одним словом, грабеж средь бела дня. Но все, кажется, по закону! Такие "хозяева" у нас сегодня.

В ближайшие месяцы завод, возможно, пойдет с молотка. Уже называется стартовая цена: 5-8 миллионов долларов. Это очень смешные деньги - карманные расходы для средней руки российского олигарха. Такую сумму он может позволить себе проиграть за вечер в казино. Пока на все имущество предприятия наложен арест. Около тысячи работников сейчас сидят без работы. Проморгавшие ситуацию краевые чиновники надеются заставить "Альфу", разорившую завод, вернуть в бюджеты края и "Сибэлектростали" хотя бы толику средств.

В эти же дни появилось сообщение, которое буквально шокировало красноярцев. Теперь тучи сгустились уже над Красноярской ГЭС. Напомним: ее строила вся страна. Тысячи граждан великого Советского Союза приехали на великую стройку и, когда ГЭС была пущена, остались в Сибири, полюбив ее. Получается, что поколение романтиков, патриотов и энтузиастов работало на чужого, неизвестного дядю. Главный собственник Красноярской ГЭС, оказывается, зарегистрирован на Кипре. Это некая компания "Хеллингтон Коммодитис Лимитед". Сейчас она консолидирует 53 процента акций ГЭС. Доверенное лицо компании объявило о приобретении акций у частных акционеров по цене почти в два раза ниже рыночной. Сколько акционеров продали свои акции, неизвестно.

По некоторым данным, готовится дополнительная эмиссия акций. Это размоет блокирующий пакет ценных бумаг, которым владеет в настоящий момент "Красэнерго". Энергобаланс в крае - на ГЭС приходится до 55 процентов производства электроэнергии в регионе - будет нарушен, что приведет к повышению энерготарифов. Краю это принесет самые непредсказуемые последствия.

"Самый красивый город в Сибири".

("Красноярский рабочий", 23.01.04)

В администрации города прошло совещание о перспективах градостроительства Красноярска, на котором присутствовал губернатор края Александр Хлопонин.

Подводя итоги совещания, Александр Хлопонин выделил несколько принципиальных вопросов. В первую очередь это судьба двух знаменитых красноярских "долгостроев" - здания КАТЭКНИИугля и незавершенного строительством объекта по ул. П.Железняка, 52 (крайком КПСС). Губернатор предложил создать совместно с администрацией города комиссию, которая будет рассматривать возможные варианты использования здания КАТЭКНИИугля.

Что касается здания крайкома, в коммерческих целях оно использовано не будет. Достройка требует больших капиталовложений. Тем не менее, возможно, здание все-таки достроят, и оно будет исполнять изначально предполагаемые административные функции. Кроме того, Александр Хлопонин подчеркнул, что Красноярск - самый красивый город в Сибири, и знать об этом должны все. Поэтому необходимо для ежегодной архитектурно-строительной выставки подготовить специальную экспозицию, посвященную нашему городу.

"Этот День Победы порохом пропах...".

("Красноярский рабочий", 23.01.04)

Губернатор края Александр Хлопонин провел рабочее совещание по подготовке празднования 60-летия победы в Великой Отечественной войне.

Подготовка к юбилею ведется на всех уровнях - федеральном, краевом и муниципальном. При администрации края создана рабочая группа, которую возглавляет заместитель губернатора Надежда Крепышева. В целом мероприятия, посвященные 60-летию Победы, состоят из четырех блоков: улучшение социально-экономического положения ветеранов, торжественно-праздничные, информационно-пропагандистские и военно-мемориальные мероприятия. Особое внимание уделяется повышению роли патриотического воспитания молодежи.

"Реорганизация КУГИ".

("Красноярский рабочий", 23.01.04)

В Красноярском крае создано территориальное управление Министерства имущественных отношений РФ.

Соответствующий приказ был подписан 29 декабря 2003 года министром имущественных отношений Фаритом Газизуллиным. Исполняющим обязанности руководителя территориального управления МИО РФ по Красноярскому краю назначен первый заместитель председателя краевого комитета по управлению государственным имуществом Александр Южанников. Ранее полномочиями территориального органа МИО РФ по управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории края, был наделен КУГИ. После подписания соответствующего постановления КУГИ переименуют в управление имущественных отношений администрации края. Оно будет заниматься исключительно краевой собственностью. Подобные процессы сейчас происходят по всей стране. Связано это с началом разграничения полномочий между РФ и ее субъектами.

"Миллион - литературным журналам".

("Красноярский рабочий", 23.01.04)

В управлении культуры администрации края прошло совещание по поводу поддержки двух главных литературных изданий края - журнала "День и ночь" и альманаха "Енисей".

В совещании приняли участие представители редакционных коллегий изданий, библиотекари, музейщики, краеведы. Главным итогом этой встречи стало решение о приобретении за счет бюджетных средств части тиража обоих изданий для библиотек края. Общая сумма, выделенная в 2004 году на эти цели, составит один миллион рублей. Эти средства не смогут полностью решить проблему финансирования журналов, но, тем не менее, станут для них весомой поддержкой.

"Кандидат номер первый".

("Красноярский рабочий", 23.01.04)

В Красноярске появился первый кандидат на пост главы города.

Им стал член политического совета регионального отделения "Союза правых сил" Сергей Жабинский. Как нам сообщили в городской избирательной комиссии, чтобы стать зарегистрированным кандидатом, ему следует либо внести залог в размере 150 тысяч рублей, либо заручиться поддержкой одного процента избирателей Красноярска, собрав не меньше 7500 подписей. Напомним, что выборы главы краевого центра, совмещенные с выборами депутатов горсовета, состоятся 14 марта.

"Голосующие акции".

("Известия-Красноярск", 23.01.04, Андрей Андреев)

На выборах мэра победят не политические пристрастия, а группы поддержки.

Неофициальный старт кампании по выборам красноярского градоначальника дан - в избиркоме появились документы первого претендента, Сергея Жабинского.

В чем-то нынешняя избирательная кампания повторяет предвыборную гонку 2000 года, когда тоже политик правого крыла, Виктор Гитин, широковещательно оповестил о своем намерении конкурировать с Петром Пимашковым. И на декларациях, собственно, все и закончилось. Но если последовательно вспомнить все избирательные катастрофы местного "Яблока", Союза правых сил, прочих либеральных сегментов нашей палитры (включая и поклонников Березовского), возникает естественный вопрос: зачем вообще кто-то в Сибири называет себя левым, правым, зеленым или оранжевым 7 Очевидно: за 16 лет демократии европейский расклад политических сил тут не прижился.

Выигрывают в основном либо прежние, либо действующие хозяйственные руководители. Партии и блоки имеют значение ровно настолько, насколько они соотносятся с идеей старой и новой собственности: "взять все и заработать" или "поделить". На сегодняшний день это - "единороссы" и коммунисты. Причем совершенно неважно, идет ли речь о губернаторских или районных выборах - как показывают многочисленные результаты голосования, население предпочитает либо успешных, либо успешных в прошлом "начальников", которые вроде бы должны помочь немедленно вырваться из проклятого настоящего.

На минувших выборах мэра Петру Пимашкову не противостоял ни один крепкий хозяйственник, в то время как обстановка в Красноярске была достаточно напряженной. Город с трудом пережил ужасную зиму 1999-2000 годов, заводы рвали на части алчные приспешники генерала Лебедя. Понятна поэтому победа Петра Ивановича с оглушительным счетом: почти 90 процентов голосов.

За прошедшие четыре года Пимашков в роли главы Красноярска смог достаточно прочно укрепить городские коммунальные бастионы, украсить Красноярск часами, пушкой и несколько аляповатой триумфальной аркой. Во многом горожане привыкли к своему мэру и теперь будут воспринимать все достижения краевого центра как само собой разумеющееся. А потому возникает риск психологической ловушки - а не попробовать ли избрать другого, более речистого и популистского градоначальника?

О шансах первого кандидата можно сказать словами самого же Сергея Жабинского. Новый конкурент Пимашкова говорит, что представляет свою роль на выборах достаточно здраво и в данном случае выполняет функцию конструктивного оппонента устоявшейся команды чиновников мэрии. Мол, надо помочь увидеть им собственные огрехи со стороны, в то время как и Петр Иванович их, возможно, не замечает. Дословно.

- Я прекрасно понимаю, как отреагируют окружающие. Кто-то вообще скажет, что я с ума сошел. Мы не намерены уходить в оголтелую оппозицию Петру Пимашкову. Мы собираемся вести кампанию так, чтобы помочь ему увидеть проблемы, которые от него скрывают чиновники.

Между тем, по словам политолога Сергея Комарицына, ни коммунисты, ни правые, ни "Родина" не могут выдвинуть кандидатуру, которая могла бы конкурировать с Пимашковым:

- Однако выдвижение Сергея Жабинского можно считать позитивным моментом. Жабинский представляет некий политический спектр, который способен предложить конкурирующие идеи нынешнему главе города.

Тем не менее, есть все основания полагать, что нынешние выборы мэра не будут в точности повторять предыдущие. В частности, потому, что одним из соперников Петра Пимашкова вполне может стать именно действовавший руководитель. Речь идет о Евгении Васильеве, кандидатуру которого на днях озвучило информационное агентство "Пресс-Лайн". Он, возможно, представит блок "Родина", но в наших реалиях это вообще никакого значения не имеет - важнее то, что Евгений Васильев некоторое время работал заместителем губернатора, федеральным инспектором, а на недавних выборах в Государственную думу занял в сложном Ачинском округе второе Николае Ашлапове. Сам он, впрочем, заявлял, что не может бросаться думским мандатом, однако некоторые действия группы поддержки этого влиятельного красноярского политика заставляют задуматься. Например, в понедельник в журналистские круги города просочилась информация о том, что Ашлапов предметно займется проблемами обманутых дольщиков. С семьями и родственниками их в Красноярске около ста тысяч человек - чем не завоевание симпатий? "Зависшие" миллионы рублей тех, кто вложил средства в долевое строительство, - один из самых серьезных промахов администрации Пимашкова, и вот здесь есть возможность пиаровской атаки на действующего мэра. Однако Петр Иванович как опытный градоначальник приступил к собственной кампании еще до официального заявления об участии в кампании. На коллегии в мэрии он произнес слова огромного финансового эквивалента:

- Сделать все возможное для того, чтобы каждый рубль из бюджетных денег был учтен и использован по назначению... мы не допустим повышения тарифов на тепло, воду, жилищную услугу, лифты и тому подобное. - И хотя вследствие этого в бюджете появятся так называемые выпадающие доходы в размере 500 миллионов рублей, Петр Пимашков, обращаясь к службам города, сказал: "Дополнительных доходов за счет населения вы не получите... если только это не будет исходить от центральной власти".

А теперь легкий тест. Сколько у нас в Красноярске: поклонников правых сил; сторонников экс-заместителя губернатора; а также обманутых дольщиков; и наконец, лиц, пользующихся коммунальными услугами? До 14 марта - дня выборов сосчитать можно.

"Благотворительность - признак цивилизованного бизнеса".

("Вечерний Красноярск", 23.01.04)

В целях оказания благотворительной помощи малоимущим гражданам, проживающим на территории Норильского промышленного района с доходом на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, Заполярным филиалом "Норильского никеля" перечислено более одного миллиона рублей на счет управления социальной защиты администрации Норильска. Предполагается, что эти средства будут направлены на организацию ежедневного бесплатного питания для малоимущих граждан города.

ОАО "ГМК "Норильский никель" и его дочерняя компания ЗАО "Полюс" также перечислили на счет Красноярской академии цветных металлов 50 тысяч долларов" США.

Решение об оказании финансовой поддержки учебному заведению было принято после крупного пожара, произошедшего в академии 27 ноября 2003 года. В результате которого пострадали помещения, учебное оборудование и техника вуза. Средства будут направлены на восстановительные и реставрационные работы по ликвидации последствий пожара.

Говоря о благотворительной деятельности "Норильского никеля", исполняющий обязанности директора Заполярного филиала компаний Виктор Томенко отметил: "Во всем мире благотворительность является одним из признаков цивилизованного ведения бизнеса, и Россия - не исключение".

"Зашли в противоречие...".

(Заполярный вестник. 23.01.04)

Стенограмма пресс-конференции главы администрации Норильска В.В.Мельникова и его первого заместителя А.Н.Бугаева (20 января 2004 г.).

В.В. Мельников:

- Я всё же предполагал, что сегодня озвучивание бюджета должно было состояться. Надо было выслушать меня как главу города, выслушать Александра Николаевича уже конкретно с цифрами и тогда на основании этого принимать какое-то решение. Сегодня же, по настоянию бюджетной комиссии, этот вопрос даже не рассматривался. В принципе, это неправильно. И смотрите, чем сегодняшняя сессия отличается от сессии в декабре 2003 года, где был принят бюджет в первом чтении. Ведь тогда нам сделали одно основное замечание: "Где вы возьмете средства на "кавэшки" для федералов?". И кто из вас присутствовал на той сессии, слышали, что я был гарантом обещания, что мы найдем (здесь и далее выделено редакцией). Мы нашли. Сегодня, на мой взгляд, претензии не совсем обоснованные. Вопрос: "Не утверждены нормативы начисления "кавэшек". Вы знаете, ведь изменилось только направление поступлений средств на "кавэшки". Раньше это была горная компания, сейчас это бюджет города. Дальнейшее всё - нормативы распределения - остались теми же самыми. На мой взгляд, мы не совсем правильно начинаем рассматривать бюджет. Мы вот с депутатами еще не определили базовые формы нашей работы. На мой взгляд, надо начинать не оттуда, не от того, сколько у нас поступлений доходов... А сначала вспомнить решение горсовета в 2001 году на основании трехстороннего заключенного договора. Это были Бударгин, Хагажеев и Лебедь. О том, что на бюджет города попросили взять весь жилой массив, а горная компания, пока не будет финансирования с федерального уровня, будет закрывать этот вопрос. Почему у нас сегодня не выполняются те решения? Если это уже неактуально или что-то изменилось на федеральном уровне, надо провести сессию и принять решение, что тот вопрос убираем в сторону и меняем правила игры. Но на сегодняшний день мы эти правила не изменили. Поэтому в этом контексте надо начинать работу с депутатским корпусом и горной компанией. Поэтому сегодня получилось, что горная компания, в принципе, вполне законно с себя снимает все социальные нагрузки, это весь западный мир делает. Но дело в том, что есть две части. Первая - моральная. Вообще, этот город еще отцы наши строили и комбинат, и каждому принадлежит часть этого комбината. А сегодня как сдали жилфонд в плохом состоянии. Вот смотрите, это правильное решение было? Правильное. Почему не выполняете? Определиться, в какой части будут выполнять, в какой не будут. Коллекторное хозяйство на 80% аварийное, надо менять. Ну это же город сегодня не вытянет. Поэтому мне хотелось бы с депутатским корпусом найти понимание, а не ставить вопрос, что сегодня, на этот год, мы 1 млрд. 600 млн. дополнительно получили от горной компании затрат. Говорят: "Хороший бюджет на 2004 год!". Доходная часть хорошая, никто не говорит, но, учитывая, что расходы увеличены более чем на 1,5 млрд., получается цифра не та, что была в прошлом году и в 2002 году. Ведь все эти затраты пришли к нам...

А.Н. Бугаев:

- Есть нормативные документы, на основании которых и должна строиться общая идеология... я зачитаю некоторые выдержки из "Положения о бюджете и бюджетном процессе на территории ЕМО "Город Норильск" №664 от 20 марта 2001 года. Оно действует и на сегодняшний день. В части тех претензий, что якобы мы что-то недодали, надо было дать, и не дали. Зачитываю ст. 12, порядок внесения бюджетного послания: "В ходе подготовки проекта бюджета глава ЕМО "Город Норильск" не позднее 20 ноября текущего года предоставляет в Норильский городской Совет и в Контрольно-счетную палату бюджетное послание". А дальше слушайте внимательно: "С расшифровкой проекта бюджета города по разделам, главам и укрупненным статьям расходов". Укрупненным - то, что сделано. Даже более того: в соответствии с бюджетной классификацией расходы по капитальным вложениям расшифровываются по укрупненным объектам. Мы всё это выполнили. Дальше, если кто-то хочет более подробно запросить, это нормальный процесс, к нам обратились, мы готовим все эти документы. Кстати, они не все есть, о которых они говорят. Их надо готовить, их надо сверять. Мы же не можем, часть у нас есть, но они у нас прогнозные. Понимаете? Если нужны какие-то отдельные статьи, то я прошу сделать анализ, и я знаю, что только по этому направлению мы сделали точно анализ, а всё остальное только приблизительно. Другого не надо делать. Если хотят этого депутаты, то, пожалуйста, мы готовим это и передадим. А всё, что необходимо, мы передали, но мало того, что, вообще-то, у нашего городского Совета есть определенный аппарат, немаленький, и мог бы тоже делать анализ, который необходим, - того, как, какие документы мы должны были передать в Совет... Решение, которое сегодня принял Совет, ну пока его у нас в руках нет, но мы его все слышали... вот статья 8 и статья 13: "Порядок рассмотрения и утверждения проекта бюджета города", пункт 8 зачитываю, вариантов у Совета не было. Почему он себе позволяет принять такие решения, для нас тоже загадка, вы можете понять то, что значит, что есть какое-то непонимание... Ну закон, что его читать, читаю положение: "При рассмотрении проекта бюджета города на очередной финансовый год во втором чтении (что сегодня и происходило) утверждаются расходы бюджета по разным разделам, подразделам, функциональной классификации расходов бюджета и главным распорядителям средств бюджета города. Девятый пункт: "При рассмотрении бюджета во втором чтении производится (не нами придумано) постатейное рассмотрение, обсуждение и голосование". То есть каждую статью нужно зачитать, согласовать, согласны или нет. При постатейном обсуждении бюджета председатель ставит на голосование все поправки к бюджету. И десятый пункт: "При внесении депутатами предложений по увеличению бюджетной части бюджета в обязательном порядке должны указываться источники их покрытия".

Сегодня произошло то, что произошло на комиссии. Говорили много, а откуда - неизвестно. По итогам обсуждения проекта бюджета во втором чтении, это одиннадцатый пункт, городской Совет принимает одно из следующих решений, и даже перечислено, что должен принять. Другого ничего не дано. Приняв проект бюджета во втором чтении, при этом городской Совет поручает администрации города доработать бюджет города, устанавливает предельный срок внесения письменных поправок и назначает дату рассмотрения бюджета города в третьем чтении. То есть принять, потом замечания конкретные, и назначить дату. Или отклонить проект бюджета города и направить его в совместную согласительную комиссию городского Совета и администрации города. А дальше, как я уже говорил, создается согласительная комиссия. Надо было создать по закону комиссию. Это что за комиссия? У меня встал вопрос, а насколько легитимна эта комиссия? Как мы можем пользоваться этой комиссией? Говорят, что это комиссия решит. Понимаете? В конце концов сказали бы, что комиссией это надо рассмотреть, то как бы, есть же правила, и мы стараемся эти правила соблюдать. Мало того, сегодня что получили, отпечатанный документ? Не знаю, что там будет, но я понял так, что принять все замечания комиссии - раз, и целевым замечаниям Совета - два. К этим замечаниям Совета добавился рост, так сказать, доходов бюджетников, который мы раньше рассматривали, - это еще минимум 200 миллионов рублей. Опять там те же 2,5 миллиарда практически, которых не хватает ко всем этим решениям комиссии. Они должны были вам сказать четко: вот вам ЖКХ - раз, а в общем то, больше ничего. Собственно, это деньги, которые ушли на "кавэшки" федералам. Понимаете? Ну, может быть, там еще какие-то мелкие вопросы, полистаете там, 10-15 миллионов, ну, может, еще что-то. Ну не дело же, это сейчас нам там менять? Когда Кайеркан выступил - надо, Талнах - надо, то - надо, это - надо, и ЖКХ - надо. Что мы там должны менять? И комиссия, которая неизвестно, будет там или не будет. Вот в какую ситуацию мы попали. В принципе, это для самого бюджета, для администрации неплохо. А может быть, даже и хорошо. Мы просто волей-неволей будем экономить средства, которых не было в бюджете прошлого года. И есть целый ряд статей, на которые мы не можем использовать эти средства, которые мы не можем использовать потому, что бюджет не утвержден.

Но тут беда другая. Тут попадают под вопрос средства, которые пойдут на оплату труда, ну на "кавэшки", потому что рост произошел, федералам тоже надо платить: большой вопрос, сможем мы платить им при этом или не сможем. То, что мы должны были сделать, мы сделали. И изымать то, что мы сделали, не можем. Давайте мы уберем федералов. Давайте всё вернем назад к первому чтению, и вопросов тогда не должно быть. Вот поэтому не очень понятна ситуация в Совете, который вот такие решения, не знаю, если Совет может позволять себе менять положения, которые в том числе им утверждены, по таким абсолютно важным вопросам.

Бюджетный кодекс что говорит в отношении администрации? Во всяком случае, что мы отвечаем, уголовную ответственность несем за неисполнение Бюджетного кодекса. Я понимаю ответственность депутатов перед своими избирателями. Да, она высокая, но это всё же не та ответственность, которую несет администрация. Если что-то мы не так сделали по бюджету, по деньгам. Это вот, примеры у нас на территории есть, что потом происходит с руководителями администрации, которые не так используют бюджет, начинают с ним играть.

М. Маханова (ТРК "Северный город"):

- Как вы вообще квалифицируете произошедшую коллизию, как назовете?

В.В. Мельников:

- Я думаю, что настрой у депутатов такой не был на первой сессии, на первом чтении бюджета. Сегодня такое впечатление, что кто-то их завел. Сейчас, когда начинаешь объяснять всё, что было, с чего началось. Ведь мы на 1 млрд. меньше из края недополучили. Когда изменили проценты отчислений. Было у нас 50 на 50 с физических лиц и с налога, подоходного там, с прибыли. Сегодня 60 на 40, надо 40 отдать. Это миллиард потеряли. Плюс 1,6 млрд. Вот такие цифры. Где их искать? У меня опыта работы в горсовете достаточно. Я мало назову депутатов - 2, максимум 3 человека, которые так же, как я, три раза были депутатами горсовета. Я видел, как все администрации города защищали бюджет. И переходящий на следующий год. Вот нынешний бюджет 2003 года принимался в апреле месяце 2003 года. Это нормальная ситуация, я не называю ее такой, вот, взрывоопасной. Почему сегодня говорю: принимать бюджет можно и нужно. Дальнейшее покажет наполнение бюджета. И есть отдельные моменты - работа с горной компанией. Если бы у нас сегодня принимал решение господин Бобров или Томенко, наверное, диалог был бы у нас более продуктивный и оперативный. Вот у нас на руках заключение, что нам написали, что у нас нет нормативов всех этих, с ТМиБом, НПОПАТом и прочее, прочее. Не можем до сих пор получить цифры объяснения себестоимости тарифов с горной компании. Вот они говорят: мы будем по себестоимости тарифы предоставлять, прибыль мы туда закладывать не будем. Понятно. Что такое за понятие себестоимость, что туда входит? Пример -это та же система ЖКХ. Сегодня ЖКХ там - сам черт не разберет. А вот сегодня это всё перешло к нам.

М. Маханова:

- Взрывоопасной ситуацию вы не называете?

В.В. Мельников:

- Нет, конечно. Просто какое-то недопонимание с новой администрацией, снова подчеркиваю. Хотя половина здесь работающих - старые. Сегодня начинают упрекать, что Александр Николаевич что-то там на бюджетной комиссии где-то невразумительно довел и не убедил слушателей. Вот первая встреча, докладывал первый заместитель Игнатов, он был в той команде, там профессионалы были. Сейчас, говорите, пришли не совсем профессионалы. Слушайте, они ведь докладывали и готовили, все профессионалы были: и Басюк, и Перетятко - все люди той команды. Всё равно не приняли. Я думаю, что здесь наблюдается небольшое такое противостояние с новой командой. Такое неприятие. Причем подогревается где-то за спиной у них.

М. Маханова:

- Как это за спиной у них? Вы сейчас как бывший депутат говорите, что депутатов можно завести?

В.В. Мельников:

- Обязательно. Всегда так и было начиная с 90-го года. Там два лагеря было - комбинат и демократы. И всё постепенно утряслось, вроде бы. Когда здесь был Хагажеев, противостояния вообще здесь не было. Городской Совет был нормальный, работающий. Сегодня опять новая волна. Не все депутаты понимают, что горная компания идет своей дорогой, что интересы горной компании и территории совершенно не совпадают. Я это рассказывал сегодня депутатам.

М. Маханова:

- Как вы думаете, чья это работа?

В.В. Мельников:

- Ну, я думаю, что горной компании, безусловно. Это политика горной компании. Хотя я рассчитывал, что, как говорили, что независимо, кто выиграет, ничего не изменится. Помните, во время предвыборной кампании поездка Шмакова в Москву для встречи с Прохоровым? Конкретный ведь был вопрос. И приехал - сказал: "кавэшки" федералам будут. Сегодня их нет. Я не могу понять, как всё это произошло. Или это расчет был на то, что это будет, если его выберут. Так надо было это озвучить, а так, второе лицо...

М. Маханова:

- Как вы видите развитие ситуации?

В.В. Мельников:

- О развитии - нормально. Все решения принимает М.Д. Прохоров. В комбинате не принимают решения. Поэтому мы с ним будем вести диалог, и диалог серьезный. Первое условие, которое ставит и край, и горная компания, - это переход на 90-процентный уровень оплаты ЖКХ. Это серьезный вопрос. У меня аргумент простой, смотрите - полгода здесь был Кузнецов. Классный финансист, никто под сомнение его профессиональные способности не ставит. Замгубернатора. Ведь тогда уже в крае было принято решение об этих 90%. Кстати, меня обвиняли, что Мельников принимал его там, в крае. Я не принимал его. Во-первых, на той сессии я не был. У меня есть ряд причин. Второе - я был вынужден потом поддержать инициативу коммунистов отменить это решение. И здесь мы подавали, профсоюз, чтобы не принимали это решение. Вот он за полгода эту тему не поднял. Я понимаю, если бы я принимал от него вклад. Если бы он мне сказал: я подготовил, тебе только нужно вынести и принимать через горсовет. Ведь этого не было. Если он за полгода, почему я должен за два месяца, занимаясь бюджетом, еще этот воз тарифной части тащить. Не успеть этого, физически. Никто мне не помог ни в крае, ни здесь.

А.Н. Бугаев:

- Был звонок с края. Только уехал и тут же позвонил.

В.В. Мельников:

- Да. И говорит: ну что, давай Мельников, 90% в бюджет закладывай. Я говорю: слушай, а почему ты это не сделал?.. Какой рейтинг хороший, тебе и флаг в руки. Поэтому, если пойдем по этому пути, в принципе, не надо спешить. Мы готовы смотреть, политика понятная в стране, но делать так, чтобы не получилось так, что мы зайдем в противоречие. Сегодня Магомедова, вы слышали, сказала: заложите в бюджет еще повышение бюджетникам. Ведь понимает, что там ничего, выступление популистское, я думаю, это уже на волне новых выборов, скорее всего. Больше только так расцениваю. Поэтому этого нельзя делать.

А. Бурнашев (ИА "Таймырский телеграф"):

- Сегодня на сессии депутаты говорили о распределении средств из бюджета по приоритетным направлениям капиталовложений. Какие приоритеты были озвучены?

А.Н. Бугаев:

- Значит, как вам сказать, мы, в принципе, проект можем вам передать о бюджете, единственное, что он попадет в одни руки, мы не могли передать не в соответствии с Бюджетным кодексом, ну просто не могли мы его передать. Там расписано, что укрупненные расчеты должны быть предоставлены. Вопрос по кредиторке, мы сегодня сидели - я не знаю, по одной простой причине, край перечислил последнего числа по этому направлению 28 декабря, у нас предприятия работают, они отчитаются... Где-то она появилась сейчас, мы узнаем, ну, наверное, в начале февраля, когда посмотрим, вот и всё. Вот там, где нам как бы можно... мы отдали, ну не знаю, значит... я вам прочитал. Сейчас сидит целая группа опять специалистов, замы все сидят сейчас и готовят еще раз... 38-я статья Бюджетного кодекса? Давайте я вам ее зачитаю, чтобы было всем понятно: "Принцип адресного и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресное, предусмотренные бюджетными средствами, либо направление, не обозначенное в бюджете при выделении конкретных средств, является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации". То есть первая часть это вот как бы, вторая - это уже ответственность, да? Как мы могли не адресно написать средства? Ну, как это? А что тогда документ делали? Более того, внутри укрупненного адреса вы еще распишите, сколько там ручек, бумаги, это еще хотят? Ну ради бога, будем и это, наверное, делать. Но вы не забывайте одну вещь. Тут тоже надо как бы понимать друг друга. Если уж в последний момент мы всё обрезали, да, то всё управление сидит тоже обрезанным, и они вот еще сейчас как бы смотрят, что там окончательно оставить, а что убрать. Ну ладно - по ручкам и бумаге как бы понятно, легкий вопрос, да, а медицинское оборудование... там шутки-то плохи. Там же написано - принимать, дорабатывать или с комиссией вместе договариваться. Я не думаю, то, что я вам сказал, считайте, что это вот такие вопросы, которые мы из-за этого вообще ничего не приняли... а они вообще-то не апеллируют, они просто говорят, значит, что мы хотели расписать то, то, то. Не говорил, что не будем, он просто говорил, что много, и то, что они хотят - у нас самих нет. Если надо, мы это распишем.

В.В. Мельников:

- Нет, понимаете, если бы мы показали полностью раскрытый бюджет, показали всё до копейки, сделали бездефицитный, 700 миллионов в год... в соответствии с законодательством, а теперь... Предполагаем еще дополнительно, есть работа с горной компанией, если вот нормально, продуктивно компания пойдет на диалог и будет заключать там договора... если нет, у нас есть... другие там... по закону должна оплатить, если уж мы - каждый несет свою нагрузку, социальную так сказать, и занимается этим делом... В том-то и дело, чтобы мы с депутатами, я тут говорил Шмакову, передал Хлопонину... иначе такая беседа не построена. Я ведь сказал Шмакову: ты со мной должен дружить, не с Хлопониным, ведь мы, к тому же территория - у нас единая цель, у Хлопонина есть край, как у Путина за всю Россию, это далеко, это неконкретно и, знаете, непродуктивно. Вот за территорию, однозначно, мы должны здесь, не... с депутатами, а принимать такой, знаете, пример классический -Красноярск. Там ведь депутатский корпус... закона о крае, чтобы перераспределить и 10 процентов снять, с доноров сняли, с Норильска, Красноярска и с Ачинска. Они соглашались, они до последнего, они с главой вместе... У нас получается непонятная ситуация. Вот есть бюджет, показан всем, понимаете, они сели за стол и сказали: вот слушай, вот здесь мы не нашли, готовь-ка ты крестики, показать, что он прав...

Сегодня пока конкретного, конструктивного разговора с горной компанией нет. Он возможен был, но условие одно - повышение коммунальных платежей, на это никто не готов, самое главное, никто ведь и не озвучивает. Ни горная компания не берется, ни край - вы сами разбирайтесь, - ни депутаты. Я представляю, что такое будет, если вдруг Мельников пойдет по этому пути. Вы знаете, я буду самым последним человеком в Норильске, похоже. Вот вспомните: все, кто был тут до меня, - Петухов, Кузнецов - они не принимали эти меры, а я пошел. На самом деле я вижу неправильный подход - нельзя физически переносить затраты города на людей, не расчистив и не объяснив, почему эти затраты должны на них лечь. А учитывая то, что я сказал, что Магомедова еще, повышать нужно доходы...

А.Н. Бугаев:

- Городской Совет должен был в связи с тем, что изменили 50 на 50 в соответствии с этим положением обратиться в край, сказать: мы с этим не согласны. Давайте создавать согласительную комиссию, и выехать туда и отработать. Вместе с Красноярском. Статья 19 бюджета края - она Красноярску почти вернула это соотношение. Нашли, так сказать, специальное решение. Это не прерогатива администрации, именно Совета.

А. Бурнашев:

- 5 февраля - предположительная дата проведения очередной сессии по рассмотрению бюджета? Получили ли вы решение горсовета?

В.В. Мельников:

- Стоит вопрос в такой плоскости - как только администрация города Норильска - В. Мельников в скобках- предоставляет документы, необходимые по тому перечню, за который мы голосовали, в этом случае наступает момент, когда мы можем проводить сессию.

А.Н. Бугаев:

- Эти документы через пару дней мы со всеми этими "хотелками" соберем и отдадим. Ну, 2-3 дня максимум.

В.В. Мельников:

- Не будем торопиться, я думаю, неделя у нас на всё это уйдет. Объясню, почему. Там есть вопрос о себестоимости... по документам горной компании, можем не получить их... Нам нужно время и объяснения.

А.Н. Бугаев:

- Я по этому поводу встречусь с Томенко...

А. Шуняева (Газета "Огни Талнаха"):

- Какова форма взаимодействия депутатов и администрации по принятию бюджета?

А.Н. Бугаев:

- Депутаты должны участвовать на всех этапах бюджетного процесса. Проект бюджета направляется вначале в Совет, Совет его направляет в свои постоянные комиссии, собираются постоянные комиссии депутатов, на которых обсуждается.

Вот они предшествуют и первому чтению, эти комиссии, и на основании этих решений потом решения принимаются, также они предшествовали и второму чтению. Единственное, что мы 12-го числа направили, а комиссии начали работать 15-го. То есть срок сжат, поэтому, может быть, и не всё детально рассмотрели. Но это другой вопрос. Вот на всем этом этапе депутаты и должны участвовать. А всё, что касается решения, которое должно было быть принято, в соответствии с положением, это специальная комиссия в соответствии с протоколом - согласительная, там срок четко оговоренный, сколько она должна работать.

А. Шуняева:

- Депутатский корпус получил документы - что-то не так - есть ли диалог?

А.Н. Бугаев:

- Конечно, у нас во время комиссии - вот, возьмем последнюю - идет диалог, депутаты встают и называют, какие проблемы финансовые - куда направить средства. И этот диалог выливается почти в 2,5 миллиарда. Все говорят: и это надо, и это надо. Когда им говоришь: ну нет этих денег, давайте определите приоритеты, вот и как удается отстоять, какие именно приоритеты точно существуют. И все говорят, что очень важно, и почти нет вопроса, который был бы не важен.

А. Шуняева:

- Шмаков предлагал не обсуждать бюджет?

А.Н. Бугаев:

- Предлагал. А мы бы нарушили бюджетный процесс. Бюджет в первом чтении принят, и мы обязаны соблюсти тот срок, который был определен. А то, что мы бы его отозвали, что бы это решило? Что, кто-то денег, что ли, дал? Или что? Вот подскажите, мы забрали бюджет и сидим. Ждем деньги. От кого? И что делать?

А. Шуняева:

- Что, по мнению депутатов, нужно дорабатывать?

А.Н. Бугаев:

А что дорабатывать?

В.В. Мельников:

- Александр Николаевич! Вопросом на вопрос не отвечай, так только евреи делают.

А.Н. Бугаев:

- Ну потому, что я именно вам в третий раз это объясняю. Один раз уже с Талнаха приехали, потом еще. Я вам говорю одно и то же. Да, мы должны дорабатывать его, и по документам дадим то, что они хотят увидеть еще. Денег конкретных всё равно не появится, понимаете? Вот можно было на вопросы не отвечать, и поэтому сессия могла принять решение по бюджету, чтобы он действовал, не было бы там вопросов. И параллельно принять решение, что администрация не дает там каких-то документов, или же они легко делают - вносят там изменения в свои уставы и так далее. Добавить положение - расширить те документы, которые администрация должна предоставлять. И не было бы тогда спора: а должны - не должны, а вроде должны, вроде - не должны. Вот те, что записаны, мы передали, те, что не записаны, тоже передадим.

В.В. Мельников:

- Вообще мы бы хотели вас убедить, что если бы сегодня был принят бюджет в том виде, в каком администрация вынесла его на рассмотрение сессии, нормально работал бы город, нигде бы сбоев не было совершенно, полное финансирование по полной программе, а не одной двенадцатой. Поэтому есть опасение, что этих средств не хватит на закрытие финансирования месяца, однозначно. Там вопрос стоит, чтоб мы вот эту трехмесячную зарплату на два месяца нам нужно скроить и прочее. Вопрос ведь, сказали: "кавэшки" федералам! Они ведь не были в прошлом бюджете. Это нецелевое может быть использование средств. Поэтому сегодня наполнение дополнительное бюджета плохо просматривается. Пока город решает свои конкретные вопросы, и если это не выполняется, то о законодательстве уже разговора не идет. Поэтому я считаю, если сегодня принимали - нужно было принимать, и можно было. Сегодня будут комиссии, депутаты в комиссиях работают, там присутствует в каждой специалист по направлениям администрации. Как минимум - начальник управления, как максимум - замглавы города. Попытаемся все-таки убедить в комиссиях.

А.Н. Бугаев:

- У меня есть предложение - все наши как бы предложения, какие только возможно, на комиссиях я им озвучивал, где, даже приблизительно, можно попытаться найти средства. Мало того. Сегодня говорят: что делать дальше? В принципе, тоже известно. Если не сможем что-то закрыть, не исключен вариант, можем взять кредит. Но зачем? На полгода мы совершенно спокойно весь бюджет закрываем. Ну скажите, зачем брать кредит сегодня и за него платить, когда полгода еще не будет вопросов? Вот если в середине второго квартала ничего не будет получаться, мы доложим Совету и скажем: вот такая ситуация, с этим надо сто раз проверить, куда эти деньги ушли, и мы вынуждены брать кредит. Нормальное решение вопроса. То есть говорить и брать.

В.В. Мельников:

- Варианты дальнейшей работы, ресурсов, как поступления в бюджет, так и кредит в банке - это всё есть. Ничего нового. Еще вопросы, девушки?

А. Бурнашев:

- Можете ли прокомментировать, поступило ли вам письмо Томенко относительно уборки снега и прочего?

В.В. Мельников:

- Вот я его взял, чувствовал, что прозвучит вопрос. Вчера мне факс пришел от Берунова. Так вот, тема: здесь Томенко пишет, что дали нам свои... на уборку своих документов ТМиБ, НПОПАТ по взаимозачету и мы до сих пор не дали ответ. Дали ответ, отослали факсом вчера, я с ним по телефону говорил, так что есть на его имя, на имя Боброва, целый ряд документов, порядка десяти. Специалисты его уже работают. И вчера или сегодня должны дать развернутую схему себестоимости... Это я не к тому, что, как на Талнахе, снега некому убирать, не заложено... Но! Горная компания должна нам показать расчищенную себестоимость, чтобы мы прозрачно брали то, что у нас есть.

В любом случае, компания должна предоставить в администрацию на оплату перечень расходов по выполненным работам.

А. Бурнашев:

- То есть это дополнительные расходы бюджета?

В.В. Мельников:

- Нет, это те же расходы, порядка пятисот миллионов, о которых мы говорим и которые мы закладываем в покрытие в миллиард шестьсот - вот в том числе это те расходы. Просто мы хотим их посмотреть, возможно, что-то убрать.

О. Трубникова (ИА "Норильские новости"):

- Игнатов занимался подготовкой бюджета ко второму чтению?

В.В. Мельников:

- Нет. Игнатов, Басюк, Перетятко находятся в отпусках по собственному желанию и не изъявили желания принять участие в его доработке. Я если вот сказал депутатам, когда они начали упреки... В первом чтении, да... Ему надо было не подписывать? И вернулся только вот день или два дня назад...

Я же мог по другому пути пойти. Красивый путь. Готовить второй раз, выносится второй раз, его не принимают. Я как деловой специалист - слабый... аргументирование не довел, не смог разъяснить все проблемы... занимаемой должности... человек, который не пошел в отпуск... подготовлен... к примеру некорректности депутатов высказываний... госпожи Бочкаревой... непрофессионалы... Сначала надо на себя посмотреть, какой она профессионал. А вот здесь разобрались с бюджетом. Вы знаете, поверьте, это тяжелая вещь, не каждому доступная. И так как мы уже владеем этой частью, поверьте... способными... всё возьмем, и у нас будет всё...

А. Бурнашев:

- Ваше отношение к решению... Вы удовлетворены?

В.В. Мельников:

- Да нет, конечно. Это решение вообще неверно. Нужно было смотреть... И второе чтение они обозначили, целый ряд статей гласит, что второе чтение нужно проводить... бюджетная комиссия... они взяли, сразу... Это неверно. Я думаю, нужно было принимать во втором чтении, на доработку, согласен, создавать комиссию совместную - никто не отказывается, готовы работать, все специалисты направлены. Я ж сказал: если хоть один специалист начиная с замначальника, замглавы откажется участвовать или где-то некорректно поведет себя - готов принимать меры, принимаю ведь. Нет у нас такого, пока всё по-честному. Как с вами. Мы говорили: будем работать, любого специалиста направлю, любого заместителя, пытайте там, иглы под ногти, чтоб всё рассказывал. Вот хотел с вами встретиться, честно, потому что в последнее время... итоги сессии... всё-таки такое впечатление, что кто-то накручивает ситуацию, что всё так плохо, всё. Всё нормально. Город живет, финансы есть. "Кавэшки" - самый больной вопрос был, это 700 миллионов - искали, нашли. Всё остальное тоже есть, запланировано, и снег убирать, и летом будут мусор убирать. Конечно, не готов ответить Магомедовой: на 40% поднять заработную плату. Вот этот вопрос пока не вижу. Будем смотреть по наполнению, поступлению средств. У нас там есть, одни есть вещи и законодательные, и с горной компанией, тогда будем смотреть эти приоритеты. Во-первых, то, что упустили или откуда мы увели эти финансы, наполняемость и прочее. Но трагедии совершенно для города не вижу. Если в прошлом году в апреле принимали, то сегодня, смотрите, еще январь не закончился. Я думаю, всё на сегодня, я достаточно утомил вас вместе с коллегой своим?

(Публикуется с сокращениями).