Совмин Белоруссии не теряет надежды повысить эффективность экономики

Цена на нефть и курс российского рубля определяют состояние «сильной и процветающей Белоруссии»

Минск, 10 февраля 2016, 01:29 — REGNUM  Проект программы деятельности правительства Белоруссии на 2016−2020 годы одобрен 9 февраля на заседании его президиума, сообщает пресс-служба Совмина постсоветской республики.

Председатель правительства Белоруссии Андрей Кобяков назвал первоочередные задачи для органов госуправления, обозначенные в документе: восстановление конкурентоспособности промышленного комплекса, повышение эффективности работы АПК, диверсификация экспорта, рациональное импортозамещение, создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса. Также указаны среди приоритетов эффективное кредитование, концентрация ресурсов на эффективных инвестиционных проектах, выполнение валютных обязательств, улучшение условий ведения бизнеса, снижение административной нагрузки, внедрение механизма оценки регуляторного воздействия на бизнес.

«Я призываю к активному обсуждению, прошу всех высказаться по существу и конструктивно, но предложения на тему «дайте денег» не принимаются», — сказал Кобяков.

«Белорусской экономике сейчас сложно. Ещё два месяца назад мы имели один прогноз, основанный на экспертных оценках международных финансовых институтов, это 50 долларов США за баррель нефти. Сейчас ситуация резко изменилась и мы имеем около 30 долларов США за баррель, — приводятся слова Кобякова в официальном сообщении. — Никто не может с высокой степенью вероятности сказать, как будет себя вести внешняя рыночная стихия. Но мы должны быть готовы к худшему сценарию».

Исходя из неопределённости, правительство Белоруссии выработало пакет неотложных антикризисных мер, о которых Кобяков проинформировал: «Подготовлено сразу семь проектов указов главы государства и постановлений правительства, направленных на обеспечение экономической безопасности страны, мобилизацию ресурсов, повышение оперативности и комплексности принятия решений на всех уровнях управления, повышение конкурентоспособности экономики, а также консолидацию бюджета».

«Одновременно с мерами по увеличению доходов предусматриваются меры и по сокращению расходов, — предупредил Кобяков. — Мы будем серьёзно оптимизировать, прежде всего, непервоочередные капитальные расходы».

Населению будет предложена адресная социальная поддержка и безналичные жилищные субсидии. Господдержку планируется оказывать на конкурсной основе с секторальным подходом.

С докладом выступил министр экономики Владимир Зиновский, отметивший в проекте программы деятельности правительства Белоруссии на 2016−2020 годы три базовых условия экономической политики: обеспечение макроэкономической сбалансированности, наращивание золотовалютных резервов до минимального безопасного уровня и бездолговое финансирование платежного баланса республики, постепенная выплата сформированных внешних долгов.

Восстановлению конкурентоспособности промышленного комплекса должно способствовать поэтапное снижение перекрестного субсидирования до конца 2018 года, снижение процентных ставок в экономике в увязке со снижением директивного кредитования и инфляции, ориентир на чистую прибыль как ключевой показатель эффективности работы руководителей организаций, концентрация поддержки экспорта на инвестиционных товарах, системное усиление корпоративного управления.

В целях снижения затрат и реструктуризации энергетики и ЖКХ планируется снижать издержки монополий, обеспечив прозрачное разделение затрат, их учет по видам деятельности и разделение функций заказчика и исполнителя. Как отметили в правительственной пресс-службе, это будет увязано со снижением себестоимости и перекрестного субсидирования и ростом адресной социальной поддержки. Кроме того, системной задачей 2016 года является внедрение целевых адресных безналичных субсидий на оплату ЖКУ.

Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства будет осуществляться через специальные банковские предложения, включая микрокредиты, реализацию государственным «Банком развития Республики Беларусь» программы для малого и среднего бизнеса, а также с привлечением средств международных финансовых организаций, в первую очередь — Всемирного банка и ЕБРР. В проекте программы определены механизмы оптимизации затрат в строительстве, роста и диверсификации экспорта строительных услуг, а также реализации проектов по развитию инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства.

Системные вопросы совершенствования экспортной стратегии, указанные в программе, предусматривают диверсификацию экспорта постсоветской республики через распределение экспортных потоков между рынками ЕАЭС, ЕС и других стран — в пропорции треть/треть/треть, повышение эффективности системы экспортной поддержки, развитие экономической интеграции, использование возможностей интенсификации торгово-экономического сотрудничества с ЕС, КНР и так называемыми странами «дальней дуги».

«Банк развития станет единственным каналом льготного кредитования, за исключением строительства жилья и текущей деятельности АПК, — констатировали в Совмине. — Кредитная модель инвестиционного процесса постепенно должна трансформироваться в модель на основе прямых иностранных инвестиций».

Отметим, что более точно слова Зиновского на президиуме передало госинформагентство БелТА, согласно сообщению которого министр заявил: «Возмещение тарифов на ЖКУ населением планируется осуществить в три этапа: конец 2016 года — выход на 50% возмещения затрат, конец 2017 года — на 75%, к концу 2018 года — на 100%».

«Снижение затрат на жилищно-коммунальные услуги в 2016 году запланировано на 15% и далее до 2020 года по 5% ежегодно», — сказал Зиновский.

В правительственном сообщении нет также заявления Кобякова о курсе белорусского рубля. По мнению главы Совмина Белоруссии, с учётом прогнозируемого низкого уровня нефти и снижения курса российского рубля белорусский «зайчик» упадёт до 22,719 за 1 доллар США.

Как сообщало ИА REGNUM, официальный прогноз на 2016 год, утверждённый Александром Лукашенко, предполагает рост ВВП. В указе №504 от 18 декабря «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 год», определены ключевые показатели эффективности работы правительства и Национального банка. В качестве целей в документе обозначено обеспечение темпов роста к уровню 2015 года: ВВП — не менее чем на 0,3%; производительности труда — не менее чем на 1,5%; экспорта товаров и услуг — не менее чем на 3,5%; реальных располагаемых денежных доходов населения — не менее чем на 0,5%. В известных традициях Совмину предписано определить ключевые показатели госорганизаций и госпредприятий (фактически — план). Указом № 505 от 18 декабря «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2016 год» заявлена приоритетная цель денежно-кредитной политики Белоруссии — снижение инфляции до 12% путём контроля над денежным предложением. Заявлено, что прирост средней широкой денежной массы составит 16−20%, а прирост требований банков к экономике — на уровне 14−18%. Планируется нарастить ЗВР Нацбанка в 2016 году на $0,3 млрд и снизить ставку рефинансирования до 21−24% годовых.

Едва официальный прогноз на 2016 год был утверждён руководителем постсоветской республики, как независимые эксперты подвергли его критике. Официальный прогноз на 2015 год был досрочно провален, как и предыдущие официальные прогнозы.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail